Имеет ли право организация на налоговые вычеты по суммам налога на добавленную стоимость, уплаченным в качестве налогового агента, в случае, если она осуществляет реализацию продукции, не подлежащей обложению налогом на добавленную стоимость? Следует ли в данной ситуации регистрировать в книге покупок счета-фактуры, выписанные налоговым агентом по аренде государственного или муниципального имущества, а также счета-фактуры по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при производстве продукции, не подлежащей налогообложению (освобождаемой от налогообложения)?
Согласно п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога на добавленную стоимость.
В случае сдачи в аренду такого имущества обязанность по перечислению в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, указанной в договоре аренды, возлагается на налоговых агентов. При этом налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В соответствии со ст. 174 Кодекса налоговые агенты производят уплату сумм налога по месту своего нахождения, а также представляют в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в установленные сроки.
Начисление сумм налога на добавленную стоимость отражается арендатором в разделе II Декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом МНС России от 03.07.2002 N БГ-3-03/338.
Согласно п. 3 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 Кодекса покупателями - налоговыми агентами. При этом суммы налога, уплаченные в качестве налогового агента, подлежат вычету в случае использования данного помещения для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Как следует из вопроса, организация осуществляет реализацию продукции, не подлежащей обложению (освобожденной от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, таким образом, сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная организацией в качестве налогового агента, вычету не подлежит, а учитывается в стоимости товаров.
Поскольку арендатор является налоговым агентом арендодателя по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость, то он самостоятельно выписывает счета-фактуры в одном экземпляре с пометкой "аренда государственного или муниципального имущества", в которых в качестве поставщика услуг указывается арендодатель, а в качестве покупателя указывается арендатор.
Указанные счета-фактуры регистрируются в книге продаж арендатором в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и налога на добавленную стоимость.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и использованным для операций по производству и (или
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.