г. Краснодар |
|
08 октября 2015 г. |
Дело N А53-438/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Савенко Л.И. и Чесняк Н.В., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "ДонАвто" (ИНН 6143063176, ОГРН 1066143050676) - Балдина В.А. (доверенность от 01.09.2015), в отсутствие ответчика - Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) в лице Управления Федерального казначейства по Ростовской области (ИНН 6163030517, ОГРН 1026103280060) и третьих лиц: администрации г. Волгодонска, муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства", Министерства труда и социального развития Ростовской области и Департамента труда и социального развития администрации г. Волгодонска, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДонАвто" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.04.2015 (судья Маштакова Е.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 (судьи Галов В.В., Авдонина О.Г., Ломидзе О.Г.) по делу N А53-438/2015, установил следующее.
ООО "ДонАвто" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) о взыскании 2 190 846 рублей 23 копеек убытков в виде выпадающих доходов, возникших в результате оказания в июле - декабре 2014 года транспортных услуг отдельным категориям гражданам, имеющим право на льготы на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Министерство труда и социального развития Ростовской области, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" (далее - департамент строительства), Департамент труда и социального развития администрации г. Волгодонска (далее - департамент труда).
Решением от 02.04.2015 с Российской Федерации в лице Минфина за счет казны Российской Федерации взыскано 120 193 рубля 73 копейки убытков, в остальной части в иске отказано. Суд исходил из того, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Российская Федерация; материалами дела подтверждаются убытки общества вследствие предоставления льгот категориям граждан, включенных в федеральный регистр; расчет суммы убытков произведен в соответствии с приказом Росстата от 07.08.2013 N 312 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта" путем умножения количества реализованных единых социальных проездных билетов (ЕСПБ) с учетом доли транспортной организации в перевозке на разницу между стоимостью обычного и льготного проездных билетов.
Постановлением апелляционного суда от 21.07.2015 решение от 02.04.2015 отменено, в иске отказано. Суд пришел к выводу, что Российская Федерация не является надлежащим ответчиком по иску о возмещении убытков, возникших от осуществления обществом перевозок граждан, пользующихся федеральной льготой, так как компенсация таких льгот является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, суд первой инстанции необоснованно отклонил расчет убытков, произведенный обществом на основании сведений учреждения о количестве перевезенных граждан, имеющих ЕСПБ, по результатам натурального обследования пассажиропотока. Общество полагает, что суд апелляционной инстанции нарушил нормы процессуального права, поскольку должен был привлечь Ростовскую область к участию в деле в качестве надлежащего ответчика.
В отзыве на жалобу Министерство труда и социального развития Ростовской области просит оставить постановление без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу.
Изучив материалы дела и выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, в июле - декабре 2014 года осуществило пассажирские перевозки населения в г. Волгодонске на основании заключенного с департаментом строительства договора от 27.09.2011 N 7. В пункте 2.4.14 договора предусмотрено, что общество обязано перевозить пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные действующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ростовской области и г. Волгодонска.
17 января 2014 года общество заключило с департаментом труда договор, по которому департамент обязался возмещать обществу расходы по перевозкам включенных в федеральный регистр граждан по ЕСПБ на основании подписанных актов сверки о фактическом возмещении расходов за реализованные ЕСПБ (при наличии средств на лицевом счете, поступающих во временное распоряжение на эти цели от кредитных учреждений).
Неполное возмещение обществу расходов послужило основанием для обращения в суд с иском.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, реализуются за счет средств бюджета Российской Федерации.
Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу прямого указания абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в частности, отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий.
Таким образом, выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте определенным категориям гражданам признается расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что осуществление полномочий субъектов, указанных в статье 26.3 названного Закона, может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.
Такое дополнительное финансирование по общему правилу осуществляется путем предоставления субъектам Российской Федерации из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в форме субсидий.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета согласно части 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Предоставление таких межбюджетных трансфертов осуществлялось на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 "Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" (далее - постановление N 802).
В 2010 году в связи с принятием Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"" постановление N 802 утратило силу, также изменился порядок выделения межбюджетных трансфертов на цели обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2010 N 1108 (далее - постановление N 1108) внесены изменения в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 N 392; далее - Правила N 392). Согласно пункту 9 Правил N 392 (в редакции постановления N 1108) предоставление субсидий осуществлялось на основании соглашения. Таким образом, наличие соглашения между субъектом Российской Федерации и Российской Федерацией, в отличие от ранее действовавшего правового регулирования, стало обязательным и необходимым условием для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Аналогичный порядок предоставления субсидий сохранен в пункте 9 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 утверждено Положение о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условиях обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта.
Таким образом, установив, что финансирование обеспечения льготных перевозок относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, апелляционный суд правомерно отказал в иске к Российской Федерации.
Апелляционный суд обоснованно отклонил доводы общества о необходимости привлечения к участию в деле в качестве ответчика субъекта Российской Федерации (Ростовской области), поскольку в силу статей 47 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такое право ему не предоставлено. Замена ненадлежащего ответчика возможна только при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.04.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 по делу N А53-438/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
Л.И. Савенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.