В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Московской области от 26.04.2019 N 71/2019-ОЗ "О гражданской обороне на территории Московской области", Законом Московской области от 04.05.2005 N 110/2005-ОЗ "О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Московской области от 26.01.2022 N 24/2 "Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения Московской области", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 578, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 365 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 579, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 366 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения", руководствуясь Уставом Ленинского городского округа Московской области
постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Ленинского городского округа Московской области.
2. Признать утратившим силу постановление администрации Ленинского городского округа Московской области от 09.06.2022 N 2390 "Об утверждении Положения о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Ленинского городского округа Московской области".
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Видновские вести" и разместить на официальном сайте администрации Ленинского городского округа Московской области.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Ленинского городского округа Арадушкина Э.П.
Глава Ленинского городского округа |
А.П. Спасский |
Утверждено
постановлением администрации
Ленинского городского округа
Московской области
от 04.04.2023 N 1746
Положение
о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Ленинского городского округа Московской области
I. Общие положения
1. Положение о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения (далее - МАСЦО) Ленинского городского округа Московской области определяет назначение, основные задачи и требования к МАСЦО Ленинского городского округа Московской области (далее - городской округ), порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
2. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО) и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС) органами управления и силами ГО Ленинского муниципального звена Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - муниципальное звено МОСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по МАСЦО.
3. МАСЦО включается в систему управления ГО и муниципального звена МОСЧС и обеспечивает доведение до населения, органов управления и сил ГО, муниципального звена МОСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, громкоговорящих средств, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных.
4. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент муниципальной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления муниципального звена МОСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
5. Системы оповещения населения на территории городского округа создаются на следующих уровнях функционирования муниципального звена МОСЧС:
на муниципальном уровне - МАСЦО;
на объектовом уровне - локальная система оповещения (далее - ЛСО).
МАСЦО создает администрация Ленинского городского округа Московской области (далее - администрация городского округа).
ЛСО создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
Организации оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, а также иных граждан, находящихся на территории организации.
Границами зон действия МАСЦО являются административные границы городского округа.
Границами зоны действия ЛСО являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
6. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности МАСЦО является составной частью комплекса мероприятий, проводимых администрацией городского округа и организациями по подготовке и ведению ГО, предупреждению и ликвидации ЧС.
7. Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365.
На системы оповещения населения оформляются паспорта, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении N 2 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 578/365.
II. Назначение и основные задачи муниципальной системы оповещения населения
8. МАСЦО на территории городского округа предназначена для обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления и сил ГО, и муниципального звена МОСЧС и населения городского округа об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС, информирования о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
9. Основной задачей МАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава и сил ГО, и муниципального звена МОСЧС;
органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО администрации городского округа;
МКУ Ленинского городского округа Московской области "Единая дежурно-диспетчерская служба" (далее - ЕДДС), дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 5 настоящего Положения на территории городского округа и дежурных служб (руководителей), объектов с массовым пребыванием людей и социально значимых объектов;
до населения, проживающего на территории городского округа.
10. Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава ГО и персонала организации, эксплуатирующей потенциально-опасные объекты (далее - ПОО), производство, гидротехнические сооружения на территории городского округа, ЕДДС городского округа, муниципального звена МОСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в границе зоны действия ЛСО;
населения, находящегося в границе зоны действия ЛСО и системы оповещения в местах массового пребывания людей.
11. МАСЦО и ЛСО должны программно и технически сопрягаться с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (далее - РАСЦО). При сопряжении систем оповещения населения должен использоваться единый протокол обмена информацией (стандартное устройство сопряжения).
Сопряжение МАСЦО и ЛСО с РАСЦО обеспечивает Главное управление гражданской защиты Московской области.
Сопряжение ЛСО с МАСЦО или РАСЦО осуществляется организациями, эксплуатирующими потенциально опасные производственные объекты, имеющими системы оповещения в местах с массовым пребыванием людей, либо расположенных в границе зоны действия ЛСО.
По запросу организаций администрация городского округа, на основании типовых технических условий, выдает технические условия на сопряжение МАСЦО: с ЛСО;
с системами радиовещания (проводного радиовещания, радиотрансляции) объектов, системами местного проводного вещания объектов, объектовыми системами оповещения и системами этажного оповещения жителей в жилых домах (далее - системы электросвязи), создаваемых организациями в соответствии с федеральным законодательством или законодательством Московской области.
Типовые технические условия разрабатываются Главным управлением гражданской защиты Московской области и утверждаются Комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Московской области (далее - КЧС и ОПБ Московской области).
III. Порядок задействования муниципальной системы оповещения населения
12. Задействование по предназначению МАСЦО планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения Ленинского городского округа Московской области и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Ленинского городского округа Московской области.
13. Решение об оповещении населения городского округа при задействовании МАСЦО об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС муниципального характера принимается:
главой городского округа (МАСЦО);
руководителями организаций, эксплуатирующих ПОО (ЛСО).
14. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется оперативным дежурным ЕДДС городского округа, дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления организаций, эксплуатирующих ПОО, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования: оперативный дежурный ЕДДС городского округа, дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления организаций, эксплуатирующих ПОО осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для ЛСО и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования МАСЦО - автоматизированный.
15. Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест оперативного дежурного ЕДДС городского округа и дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления организаций, эксплуатирующих ПОО.
Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых ЧС готовятся заблаговременно: на муниципальном уровне - сотрудниками ЕДДС городского округа;
на объектовом уровне - структурными подразделениями (работниками) организаций, эксплуатирующих ПОО, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, совместно с сотрудниками дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления организаций, эксплуатирующих ПОО.
16. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно используются сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем; сети эфирного и кабельного телерадиовещания; сети проводного радиовещания; сети уличной звукофикации; сети подвижной радиотелефонной связи; сети местной телефонной связи; сети связи операторов связи; ресурсы средств массовой информации; информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"; громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Порядок привлечения операторов связи и редакций средств массовой информации независимо от форм собственности определяется на основании договоров (соглашений) о взаимодействии по обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации, заключаемых администрацией городского округа.
17. В населенных пунктах, не охваченных РАСЦО, МАСЦО и ЛСО, сигналы оповещения и экстренная информация до населения доводятся с помощью специальных транспортных средств с установленными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (с помощью мобильных комплексов информирования и оповещения населения, сигнальных громкоговорящих установок, размещенных на подвижных транспортных средствах), ручных механических сирен, рынд и электромегафонов.
18. Рассмотрение вопросов об организации оповещения, определении способов и сроков оповещения населения городского округа осуществляется Комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Ленинского городского округа Московской области (далее - КЧС и ОПБ городского округа).
19. Администрация городского округа и организации, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также ЕДДС городского округа, орган повседневного управления, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
V. Поддержание в готовности муниципальной системы оповещения населения
20. Поддержание МАСЦО и ЛСО в готовности организуется и осуществляется: администрацией городского округа (МАСЦО);
организациями, эксплуатирующими ПОО (ЛСО).
21. Эксплуатационно-техническое обслуживание МАСЦО осуществляется в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 579/366.
22. Готовность систем оповещения населения, расположенных на территории городского округа, достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения; своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
23. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения Московской области (далее - комплексные проверки систем оповещения) в соответствии с планом-графиком проверок готовности систем оповещения Московской области;
технические проверки готовности систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексные проверки систем оповещения проводятся в дневное время, два раза в год, в первую среду марта и октября. Проверка МАСЦО проводится в рамках комплексной проверки систем оповещения. Проверка МАСЦО, осуществляется комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления муниципального звена МОСЧС, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей, задействуемых при оповещении населения городского округа.
По решению КЧС и ОПБ городского округа могут проводиться дополнительные комплексные проверки МАСЦО и КСЭОН, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований настоящего Положения, Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 578/365 и положений локальных систем оповещения.
По результатам комплексной проверки готовности систем оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложение N 3 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 578/365.
Технические проверки готовности к задействованию систем оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей оперативными дежурными ЕДДС городского округа и дежурно-диспетчерскими службами организации, путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от ЧС в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
24. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону ЧС, в том числе на территориях, неохваченных МАСЦО, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем, порядок создания и использования резерва технических средств оповещения устанавливается:
на муниципальном уровне - администрацией городского округа; на объектовом уровне - организациями, эксплуатирующими ПОО.
25. Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
VI. Порядок создания (реконструирования) МАСЦО
26. Порядок создания (реконструирования) и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию МАСЦО определяется федеральным законодательством, законодательством Московской области и настоящим Положением.
27. Мероприятия по созданию (реконструированию) МАСЦО планируются в рамках муниципальной программы городского округа "Безопасность и обеспечение безопасности жизнедеятельности населения на 2023 - 2027 г.г.", утвержденной постановлением администрации Ленинского городского округа от 01.11.2022 N 4753.
28. При проведении мероприятий по созданию (реконструированию) МАСЦО и КСЭОН необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365.
VII. Финансовое обеспечение деятельности МАСЦО
29. Финансовое обеспечение создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности МАСЦО, КСЭОН и ЛСО осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Законом Московской области от 26.04.2019 N 71/2019-ОЗ "О гражданской обороне на территории Московской области" и Законом Московской области от 04.05.2005 N 110/2005-ОЗ "О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ленинского городского округа Московской области от 4 мая 2023 г. N 1746 "Об утверждении Положения о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Ленинского городского округа Московской области"
Вступает в силу с 5 мая 2023 г.
Опубликование:
сайт Администрации Ленинского городского округа Московской области (adm-vidnoe.ru) 4 мая 2023 г.
Видновские вести, 19 мая 2023 г. N 33