г. Краснодар |
|
16 октября 2015 г. |
Дело N А32-4088/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2015 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 28 апреля 2016 г. N 308-АД16-3185 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Мацко Ю.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2310109450, ОГРН 1052305770230) - Верхотуровой А.Ю. (доверенность от 21.09.2015), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Валентино" (ИНН 2304062161, ОГРН 1122304001126), надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2015 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2015 (судьи Илюшин Р.Р., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-4088/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Валентино" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 23.06.2014 N 601666 о привлечении общества к ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 400 тыс. рублей штрафа за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.
Решением суда от 26.05.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.07.2015, постановление управления от 23.06.2014 N 601666 признано незаконным и отменено.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, соблюдением порядка привлечения к ответственности и наличием оснований для признания его малозначительным.
Управление обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что обществом пропущен срок на обжалование постановления управления, при этом ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд обществом не заявлено.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя управления, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что управлением вменено обществу неисполнение обязанности принимающей стороны в связи с осуществлением миграционного учета, что выразилось в неисполнении требований пункта 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 (далее - постановление N 9).
Суды установили, что общество не сообщило в течение трех рабочих дней в управление об изменении заявленного срока пребывания гражданки Украины Морозовой Марины Сергеевны 05.01.1985 года рождения в связи с оформлением ей разрешения на работу в качестве художника-конструктора общества, чем нарушило пункт 9 часть 1 статьи 9 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ).
Из материалов административного расследования следует, что Пушкаренко Валентин Иванович 02.12.2013 поставил на миграционный учет гражданку Украины Морозову М.С. по адресу своего места жительства, который так же является юридическим адресом общества.
17 января 2014 года общество в лице директора Пушкаренко В.И. приняло на работу в качестве художника-конструктора (дизайнера) гражданку Украины Морозову М.С. 05.01.1985 года рождения с заключением трудового договора.
3 февраля 2014 года Морозовой М.С. выдано разрешение на работу серии 23 N 130552924.
19 мая 2014 года директор общества Пушкаренко В.И. обратился с уведомлением в управление об изменении заявленного срока пребывания гражданки Украины Морозовой М.С., при этом нарушив пункт 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением N 9.
Пушкаренко В.И. пояснил, что не уведомил в течение трех суток отделение управления в г. Геленджике об изменении заявленного срока пребывания гражданки Украины Морозовой Марины Сергеевны 05.01.1985 года рождения, так как не знал о наличии такой обязанности.
10 июня 2014 года, усмотрев в бездействии общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса, управлением составлен протокол об административном правонарушении N 601666.
23 июня 2014 года в отношении общества вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса с назначением штрафа в размере 400 тыс. рублей.
Общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В нарушение приведенных норм права общество, как принимающая сторона, не исполнило свою обязанность по своевременному уведомлению органа миграционного учета об изменении срока пребывания гражданки Украины Морозовой Марины Сергеевны, 05.01.1985 года рождения.
В соответствии с частью 4 статьи 18.9 Кодекса неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса, составляет неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.
Субъектом административной ответственности по указанной норме может быть как юридическое лицо (и приравненный к нему в целях применения данной нормы примечанием к статье 18.1 Кодекса индивидуальный предприниматель), так и конкретные должностные лица, не обеспечившие соблюдение законодательства о миграционном учете.
На основании части 1 и подпункта "а" пункта 2 части 2 статьи 22 Закона N 109-ФЗ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 указанного Закона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 названной статьи. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания (пункт 3 части 3 статьи 20 Закона N 109-ФЗ).
При этом под принимающей стороной согласно пункту 7 части 1 статьи 2 Закона N 109-ФЗ понимают, в том числе юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится).
В силу статьи 21 Закона N 109-ФЗ основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Статьей 9 Закона N 109-ФЗ установлен перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 9 Закона N 109-ФЗ при осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование следующих сведений об иностранном гражданине, в том числе заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Частью 2 статьи 9 Закона N 109-ФЗ установлено, что в случае изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, соответствующие данные должны сообщаться в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 42 постановления N 9 определено, что при изменении сведений о заявленных сроках пребывания об иностранном гражданине, принимающая сторона, обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов.
Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации.
В силу требований статьи 35 Закона N 115-ФЗ должностные лица организаций, принимающих в Российской Федерации иностранных граждан, обеспечивающих их обслуживание или выполняющих обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, а также порядка их регистрации, оформления документов на право пребывания или проживания иностранных граждан в Российской Федерации, их передвижения в пределах Российской Федерации, изменения ими места жительства в Российской Федерации, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается факт совершенного правонарушения.
Факт несвоевременного сообщения об изменении срока пребывания указанной гражданки Украины установлен 19.05.2014 в результате обращения общества в управление для уведомления административного органа об изменении срока пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации. Срок привлечения к административной ответственности управление не нарушило.
Суды учли имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и сделали вывод о наличии в действиях общества признаков правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса.
Вместе с тем, судебные инстанции сочли возможным квалифицировать совершенное обществом правонарушение как малозначительное, поскольку установленные по делу обстоятельства и характер правонарушения в данном конкретном случае не несли существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекли наступления негативных последствий, не причинили вреда гражданам и государству.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Довод управления о пропуске обществом срока для обжалования постановления правомерно не принят во внимание судами, поскольку из материалов дела следует, что общество обжаловало постановление как в управление, так и Федеральную миграционную службу России, ответ от которой поступил обществу в конце января 2015 года, с заявлением общество обратилось 09.02.2015. Неотражение этого обстоятельства в судебных актах при наличии в деле доказательств обжалования обществом постановления в вышестоящие инстанции само по себе не может служить основанием для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2015 по делу N А32-4088/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Ю.В. Мацко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации.
В силу требований статьи 35 Закона N 115-ФЗ должностные лица организаций, принимающих в Российской Федерации иностранных граждан, обеспечивающих их обслуживание или выполняющих обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, а также порядка их регистрации, оформления документов на право пребывания или проживания иностранных граждан в Российской Федерации, их передвижения в пределах Российской Федерации, изменения ими места жительства в Российской Федерации, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
...
Суды учли имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и сделали вывод о наличии в действиях общества признаков правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 октября 2015 г. N Ф08-7490/15 по делу N А32-4088/2015