Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Полубояровой Е.Г.
при секретаре Сеткиной А.А., с участием прокурора Мордовкина И.А., а также представителя административного истца ООО "СЧС" Кузьмичева А.Б., представителя административного ответчика администрации Волгограда Ионовой Е.В., заинтересованных лиц Администрации Волгоградской области и Облкомимущества Голубевой Т.В., Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда - Бескровной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 24 октября 2022 года в городе Волгограде административное дело по иску общества с ограниченной ответственностью "СЧС" к администрации Волгограда о признании недействующим пункта 1.6 значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в административных границах городского округа город-герой Волгоград, утвержденных постановлением администрации Волгограда от 11 июня 2019 года N 652, установил:
постановлением администрации Волгограда от 11.06.2019 N 652 утверждены значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в административных границах городского округа город-герой Волгоград, согласно приложению к постановлению. Указанное постановление опубликовано 13.06.2019 в газете "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" N 64. На основании п. 2 постановления оно вступило в законную силу со дня его официального опубликования.
Пунктом 1.6 значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в административных границах городского округа город-герой Волгоград, установлено значение коэффициента категории арендатора (Кказ) по категории арендатора: лица, использующие земельные участки для размещения (эксплуатации) станций технического обслуживания, автомоек, в размере 1,0.
ООО "СЧС" обратилось в суд с административным иском, мотивировав тем, что на основании договора аренды от 10.11.2006 N 7016 Общество является арендатором земельного участка, общей площадью 1 923 кв. м, с кадастровым номером 34:34:020029:27, расположенного по адресу: Волгоград, ул. Былинная, 54. Земельный участок предоставлен в аренду для эксплуатации здания пункта технического обслуживания, срок аренды установлен до 31.10.2055. В соответствии с действующим Порядком расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденным Постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п, размер арендной платы за земельный участок рассчитывается по следующей формуле: А = С х Кмд х Кказ, где Кказ - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости. Начиная с 01.04.2020 размер арендной платы за земельный участок для административного истца составляет 156 764, 43 рубля в год, тогда как до 31.05.2019 составлял 17 344, 67 рубля в год. Увеличение размера арендной платы обусловлено применением департаментом муниципального имущества администрации Волгограда Кказ в размере 1,0 на основании п. 1.6 приложения к постановлению администрации Волгограда от 11.06.2019 N 652. Полагает названное нормативное положение не соответствующим требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу. Так, по смыслу ч. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из ряда основных принципов, к числу которых отнесен принцип экономической обоснованности. Финансово-экономическое обоснование определения значения спорного коэффициента отсутствует.
Арендная плата, с учетом принципа экономической обоснованности, должна устанавливаться в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке. Суть введенного в формулу спорного коэффициента Кказ заключается в обеспечении экономической обоснованности арендной платы исходя из ее дифференциации в зависимости от категории арендатора земельного участка. Категория арендатора земельного участка (спорный Кказ) призвана учесть индивидуальные видовые (групповые) особенности лица, выступающего на стороне арендатора земельного участка. Указывает, что дифференциация значения Кказ принята административным ответчиком исходя из вида разрешенного использования земельного участка (вида экономической деятельности), а не из категории самого арендатора (землепользователя) и не учитывает индивидуальных особенностей лица.
Кроме того, полагает о нарушении требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемых правовых актов, а именно подп. 2 п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, подп. 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которыми государственное регулирование размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации и земли, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В системе правового регулирования отсутствует закон Волгоградской области о наделении органа местного самоуправления - городского округа город-герой Волгоград государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов государственного регулирования размера арендной платы, а также вопросов установления порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов. Считает, что Волгоградская область не передавала органам местного самоуправления указанные государственные полномочия в установленном федеральным законом порядке.
Просит суд признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление администрации Волгограда от 11.06.2019 N 652 "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в административных границах городского округа город-герой Волгоград" пунктом 1.6. значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в административных границах городского округа город-герой Волгоград, установлено значение коэффициента категории арендатора (Кказ) по категории арендатора: лица, использующие земельные участки для размещения (эксплуатации) станций технического обслуживания, автомоек, в размере 1,0. Также просит взыскать с администрации Волгограда в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "СЧС" на удовлетворении заявленных требований настаивал. Пояснил, что администрацией Волгограда не соблюдён принцип экономической обоснованности при определении размера спорного коэффициента. Полагал об отсутствии у администрации Волгограда полномочий на регулирование размера арендной платы за землю, так как в соответствии с Уставом города-героя Волгограда регулирование размера арендной платы за землю (а не порядка расчета), отнесено к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления - Волгоградской городской Думы.
Представитель административного ответчика администрации Волгограда Ионова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца. Пояснила, что оспариваемое постановление принято администрацией Волгограда в пределах её компетенции, определенной действующими нормативными актами, в частности решением Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2438. Так же указала, что администрацией Волгограда соблюдён принцип экономической обоснованности при определении размера спорного коэффициента, что подтверждается выводами отчета о научно-исследовательской работе "Разработка экономического обоснования дифференциации и значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, расположенных в административных границах муниципального образования город-герой Волгоград".
Представитель заинтересованных лиц Администрации Волгоградской области и Облкомимущества Голубева Т.В. в судебном заседании считала административный иск не обоснованным, поскольку оспариваемое постановление администрации Волгограда принято в соответствии с абз. 10 п. 1.6 Постановления Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п. Соблюдение принципа экономической обоснованности при определении размера спорного коэффициента, подтверждается выводами отчета о научно-исследовательской работе "Разработка экономического обоснования дифференциации и значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, расположенных в административных границах муниципального образования город-герой Волгоград". Кроме того, доходность земельного участка учитывается в иных показателях формулы.
Представитель заинтересованного лица департамента муниципального имущества администрации Волгограда Бескровная И.А., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованное лицо Глава Волгограда, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, его явка обязательной не признавалась. При таких обстоятельствах и на основании ч. 5 ст. 213 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав объяснения участвующих лиц, а также заключение помощника прокурора Волгограда Мордовкина И.А., полагавшего заявленные ООО "СЧС" административные исковые требования необоснованными, поскольку постановление администрации Волгограда от 11.06.2019 N 652 принято органом местного самоуправления в пределах своей компетенции и не нарушает права административного истца, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, суд находит административный иск не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 46 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В порядке ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 7 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативно правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативно-правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 той же нормы установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что на основании постановления администрации Волгограда от 31.10.2006 N 2862, 10.11.2006 между администрацией Волгограда и ООО "СЧС" заключен договор N 7016 аренды земельного участка, площадью 1 923 кв. м, расположенного по адресу: Волгоград, ул. Былинная, 54, на срок с 31.10.2006 по 31.10.2055 для эксплуатации здания пункта технического обслуживания.
В соответствии с п. 2.8 указанного договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы является определяемым и подлежит исчислению в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок и (или) коэффициентов к ставкам арендной платы, установленных в Волгограде, а также в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
В силу п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержден Постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п.
Исходя из п. 1.5.7 названного Порядка, годовая арендная плата за земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, на которых расположены объекты недвижимости (за исключением земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома, гаражи для хранения личного автотранспорта, объекты спорта, а также садовых и огородных земельных участков, земельных участков, предоставленных религиозным организациям, и за исключением случаев, указанных в подпунктах 1.5.1 - 1.5.3, 1.5.5, 1.5.6 настоящего пункта, пунктах 1.17, 1.18 настоящего Порядка), определяется на основании рыночной стоимости земельного участка, устанавливаемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, и рассчитывается в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Порядка.
Согласно п. 2.5 Порядка, размер арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле:
, где:
А - величина арендной платы;
С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности;
Кмд - коэффициент минимальной доходности земельного участка;
Кказ - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости.
Облкомимуществом 05.03.2020 издан приказ N 11-н "Об утверждении Методики определения значения коэффициента арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости".
Из материалов дела следует, что 11.03.2021 департамент муниципального имущества администрации Волгограда направил в Арбитражный суд Волгоградской области исковое заявление о взыскании с ООО "СЧС" долга по арендной плате и неустойки, определив размер арендной платы по договору в 2019 году в размере 184 512, 43 руб. из расчета (2147991*0, 0859*1,0), применив значение Кказ 1,0 на основании постановления администрации Волгограда от 11.06.2019 N 652.
Таким образом, в рамках настоящего дела ООО "СЧС" оспаривается постановление администрации Волгограда от 11.06.2019 N 652 "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в административных границах городского округа город-герой Волгоград" в части пункта 1.6. значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в административных границах городского округа город-герой Волгоград, установлено значение коэффициента категории арендатора (Кказ) по категории арендатора: лица, использующие земельные участки для размещения (эксплуатации) станций технического обслуживания, автомоек, в размере 1,0.
Суд учитывает, что постановление администрации Волгограда от 11.06.2019 N 652, которым утверждены значения Кказ, регулирует общественные отношения в области аренды земельных участков на территории Волгограда, содержит в себе нормативные положения, подлежащие неоднократному применению неопределенным кругом лиц, то есть отвечает всем признакам нормативного акта и подлежит проверке в порядке судебного нормоконтроля.
Поскольку ООО "СЧС" является стороной договора аренды земельного участка, расположенного на территории городского округа город-герой Волгоград и предоставленного в аренду без торгов, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое положение нормативного правового акта затрагивают права административного истца и регулирует правоотношения с его участием.
Проверяя наличие у администрации Волгограда полномочий на принятие оспариваемого нормативного акта, суд руководствуется следующим.
Исходя из п. 4 ст. 2 ЗК РФ, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
По смыслу п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положениями ст. 10.1 ЗК РФ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с п. 1.1 Положения о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного Постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.04.2012 N 222, комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений на территории Волгоградской области и определяет порядок установления арендной платы за использование государственного имущества Волгоградской области (пункт 2.21 Положения).
В соответствии с приведенными нормами ЗК РФ, действующим в настоящее время в Волгоградской области Порядком расчета арендной платы, полномочиями по установлению порядка определения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, наделен комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, которым и установлен Порядок.
Применение комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области в формуле расчета арендной платы значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, определенного нормативным правовым актом муниципального района, городского округа Волгоградской области, то есть органом местного самоуправления, рассчитанного по Методике, также установленной комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области, не противоречит требованиям федерального законодательства.
Данная позиция нашла отражение во вступившим в законную силу решении Волгоградского областного суда от 17.03.2022 по делу N 3а-156/2022, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ООО "СЧС" о признании недействующим абзаца 10 пункта 1.6 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п, в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 17.02.2020 N 63-п, в той его части, в которой коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области, а также в той части, в которой коэффициент определяется по наименованию каждого раздела Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст, с учетом уровня рентабельности (убыточности) активов по основному виду экономической деятельности арендатора с момента вступления решения суда в законную силу и о признании недействующей Методики определения значения коэффициента арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, утвержденной приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 05.03.2020 N 11-н, в той ее части, в которой коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области, а также в той части, в которой коэффициент определяется по наименованию
каждого раздела Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст, с учетом уровня рентабельности (убыточности) активов по основному виду экономической деятельности арендатора.
В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Согласно правовой позиции, приведенной в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
Поскольку в указанном решении Волгоградского областного суда от 17.03.2022 по делу N 3а-156/2022 опровергнуты доводы представителя ООО "СЧС" о том, что коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, не может быть установлен нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области, и о фактической передаче полномочий без надлежащего законодательного оформления, аналогичные доводы представителя того же юридического лица не могут быть положены в основу решения об удовлетворении рассматриваемого административного иска.
Что касается позиции представителя административного истца в судебном заседании об исключительной компетенции Волгоградской городской Думы на регулирование размера арендной платы за землю, поскольку государственная собственность на земельный участок не разграничена, то оно также основано на неправильном толковании действующих правовых актов.
Согласно пп. 12 п. 2 ст. 24 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 N 20/362, к иным полномочиям городской Думы также относится порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда.
В рамках реализации названных полномочий, решением Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2438 утвержден Порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, разделом 2 которого предусмотрено, что значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного на территории городского округа город-герой Волгоград (далее - значения Кказ), устанавливаются нормативным правовым актом администрации Волгограда один раз в пять лет и не могут быть выше 1,5.
Исходя из подп. 6 п. 1 ст. 7 Устава города-героя Волгограда, систему муниципальных правовых актов Волгограда образуют, в числе прочих, постановления и распоряжения администрации Волгограда.
В пределах полномочий администрации Волгограда глава Волгограда издает муниципальные правовые акты в форме постановлений и распоряжений администрации Волгограда, что следует из абз. 2 п. 3 ст. 38 Устава города-героя Волгограда.
В силу п. 5 ст. 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда в области использования и охраны земли и других природных ресурсов, охраны окружающей среды обладает следующими полномочиями: 1) осуществление регулирования земельных отношений на территории Волгограда: предоставление в установленном порядке в соответствии с Генеральным планом Волгограда, градостроительным зонированием территории Волгограда, на основании документации по планировке территорий Волгограда в бессрочное (постоянное) и безвозмездное срочное пользование, передача в собственность, сдача в аренду, изъятие земельных участков в пределах границ городского округа Волгоград и других земель, переданных в ведение Волгограда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; 2) участие в разграничении государственной собственности на землю, организация ведения реестра муниципальных земель; 3) взимание арендной платы за землю.
Буквальное толкование ст.ст. 24 и 39 Устава города-героя Волгограда, устанавливающих компетенцию городской Думы и полномочия администрации Волгограда, позволяет судить об отсутствии нормативных ограничений для определения значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа город-герой Волгоград, предоставленные в аренду без торгов, за исключением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Волгограда, правовым актом администрации Волгограда.
Таким образом, постановление от 11.06.2019 N 652 издано администрацией Волгограда в пределах компетенции данного органа местного самоуправления, и введено в действие в установленном порядке с соблюдением правил его опубликования.
В части доводов представителя ООО "СЧС" о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которые обоснованы несоблюдением принципа экономической обоснованности расчета размера арендной платы, закрепленного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", необходимо отметить следующее.
Как указано представителем заинтересованных лиц Администрации Волгоградской области и Облкомимущества в судебном заседании, при принятии постановления от 11.06.2019 N 652 оспариваемое значение Кказ - 1,0, отраженное в пункте 1.6 приложения к постановлению, получено администрацией Волгограда путем произведения арифметических действий в соответствии с требованиями абз. 10 п. 1.6 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п.
Указанный нормативный акт органа государственной власти Волгоградской области являлся предметом судебной проверки Волгоградским областным судом в рамках дела по административному иску ООО "СЧС", решением от 17.03.2022 по делу N 3а-156/2022 в требованиях административного истца отказано. При этом судом подробно изложены мотивы отклонения доводов административного истца о нарушении принципа экономической обоснованности.
Постановлением администрации Волгоградской области от 26.02.2018 N 89-п внесены изменения в Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденный постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов", в части установления новой методики расчета арендной платы за земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости.
В соответствии с пунктом 1.6 Порядка N 469-п коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, - устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа или городского поселения Волгоградской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками на соответствующей территории, по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области по форме согласно приложению 9 для определенных категорий арендаторов.
Согласно пункту 1.15 Порядка N 469-п в случае если нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа или городского поселения Волгоградской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками на соответствующей территории, не установлены значения коэффициента категории арендаторов земельных участков, для расчета арендной платы значения данного коэффициента принимаются равными 1.
В целях утверждения в установленном порядке значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на который не разграничена (далее - Кказ), департаментом муниципального имущества администрации Волгограда заключен муниципальный контракт N 21 от 09.04.2018 с ФГАОУ ВО "Волгоградский государственный университет" на выполнение научно-исследовательских работ по разработке экономического обоснования дифференциации и значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, расположенных в административных границах муниципального образования город-герой Волгоград.
По результатам исполнения муниципального контракта исполнителем представлен отчет по теме: "Разработка экономического обоснования дифференциации и значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, расположенных в административных границах муниципального образования город-герой Волгоград", который содержит экономически обоснованные значения Кказ.
При подготовке вышеуказанного Отчета исполнителем была обоснована необходимость использования совокупности известных статистических методов обработки экономической информации. Расчет значений Кказ произведен с использованием информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области.
С целью повышения объективности при расчетах взимаемых платежей за пользование землей экономическое обоснование коэффициентов арендных ставок произведено по видам экономической деятельности на основании рентабельности активов (для учета экономического потенциала земельного участка - потенциальной доходности осуществляемой экономической деятельности) путем сопоставления с категориями арендаторов, указанными в Приложении N 9 к Порядку N 469-п.
В соответствии с отчетом по теме: "Разработка экономического обоснования дифференциации и значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, расположенных в административных границах муниципального образования город-герой Волгоград" подготовленным руководителем НИР канд. экон. наук, доцентом Коробовым С.А., утвержденным первым проректором д-р. экон. наук, профессором Калининой А.Э., обоснована целесообразность дифференциации коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, по городскому округу город-герой Волгоград исходя из видов хозяйственной и иной деятельности. Произведен расчет коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на которых расположены объекты недвижимости, по городскому округу городу-герою Волгограду с использованием информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. В соответствии с п. 1.6 Лица использующие земельные участки для размещения (эксплуатации) станций технического обслуживания, автомоек, значение коэффициента категории арендатора 1,0.
Указанными доказательствами подтверждается, что оспариваемое значение коэффициента категории арендатора определено с соблюдением принципа экономической обоснованности.
Как установлено Верховным Судом Российской Федерации (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2019 г. N 16-АПА19-4), в формуле, определенной в пункте 2.5 Порядка расчета арендной платы, утвержденного Постановлением N 469-п (в редакции Постановления N 89-п) отсутствие отражения в коэффициенте Кмд особенностей земельных участков с точки зрения доходности с учетом местоположения, наличия транспортной, коммунальной инфраструктуры, не исключают экономической обоснованности этого коэффициента как части формулы, в которой названные критерии и особенности учитываются в составе других ее элементов - рыночной стоимости земельного участка и коэффициенте категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости (Кказ).
Указанная правовая позиция позволяет суду сделать вывод о необходимости и достаточности отражения особенностей земельных участков с точки зрения доходности с учетом местоположения, наличия транспортной, коммунальной инфраструктуры, в любой части формулы, используемой для расчета арендной платы.
Согласно разделу II Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных Распоряжением Минимущества РФ от 6 марта 2002 г.. N 568-р, рыночную стоимость имеют те земельные участки, которые способны удовлетворять потребности пользователя (потенциального пользователя) в течение определенного времени (принцип полезности). Рыночная стоимость земельного участка зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения). Рыночная стоимость земельного участка не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности (принцип замещения). Рыночная стоимость земельного участка зависит от ожидаемой величины, срока и вероятности получения дохода от земельного участка за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании без учета доходов от иных факторов производства, привлекаемых к земельному участку для предпринимательской деятельности. Рыночная стоимость земельного участка изменяется во времени и определяется на конкретную дату (принцип изменения). Рыночная стоимость земельного участка зависит от изменения его целевого назначения, разрешенного использования, прав иных лиц на земельный участок, разделения имущественных прав на земельный участок. Рыночная стоимость земельного участка зависит от его местоположения и влияния внешних факторов (принцип внешнего влияния). Рыночная стоимость земельного участка определяется исходя из его наиболее эффективного использования, то есть наиболее вероятного использования земельного участка, являющегося физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым и в результате которого расчетная величина стоимости земельного участка будет максимальной (принцип наиболее эффективного использования).
Наиболее эффективное использование земельного участка определяется с учетом возможного обоснованного его разделения на отдельные части, отличающиеся формами, видом и характером использования. Наиболее эффективное использование может не совпадать с текущим использованием земельного участка. При определении наиболее эффективного использования принимаются во внимание: целевое назначение и разрешенное использование; преобладающие способы землепользования в ближайшей окрестности оцениваемого земельного участка; перспективы развития района, в котором расположен земельный участок; ожидаемые изменения на рынке земли и иной недвижимости; текущее использование земельного участка.
С учетом изложенного, отсутствие отражения в оспариваемом в настоящем административном деле коэффициенте Кказ особенностей земельных участков с точки зрения доходности с учетом местоположения, наличия транспортной, коммунальной инфраструктуры, на что ссылается представитель административного истца ООО "СЧС", не исключают экономической обоснованности этого коэффициента как части формулы, в которой названные критерии и особенности учитываются в составе других ее элементов.
В порядке ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Так как постановление администрации Волгограда от 11.06.2019 N 652 принято в пределах компетенции администрации Волгограда, с соблюдением установленного порядка, оспариваемое положение не противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу и прав ООО "СЧС" не нарушает, заявленный административный иск не подлежит удовлетворению.
В связи с отказом в административном иске по существу, предусмотренных ст. 111 КАС РФ оснований для взыскания с администрации Волгограда в пользу ООО "СЧС" судебных расходов также не имеется.
Пункт 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ обязывает суд указать в решении суда на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
После вступления решения суда по настоящему делу в законную силу оно подлежит направлению в газету "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" для опубликования сообщения о нем.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 213-215 КАС РФ суд
решил:
в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "СЧС" к администрации Волгограда о признании недействующим пункта 1.6 значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в административных границах городского округа город-герой Волгоград, утвержденных постановлением администрации Волгограда от 11 июня 2019 года N 652, возмещении судебных расходов - отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в издании "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград".
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Дата составления решения суда в окончательной форме 3 ноября 2022 года.
Судья |
Е.Г. Полубоярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 24 октября 2022 г. N 2а-100/2022 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1.6 значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в административных границах городского округа город-герой Волгоград, утв. постановлением администрации Волгограда от 11.06.2019 N 652"
Опубликование:
-
Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 15 февраля 2023 г. N 33а-1130/2023 (33а-15511/2022) настоящее решение оставлено без изменения