г. Краснодар |
|
28 октября 2015 г. |
Дело N А53-9678/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сила Дон" (ИНН 6167104600, ОГРН 1116195010271) - Ощепкова М.Ю. (доверенность от 14.04.2015), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области (ИНН 6164242352, ОГРН 1056164280920), надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сила Дон" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.06.2015 (судья Еремин Ф.Ф.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу N А53-9678/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Сила Дон" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене протокола по делу об административном правонарушении от 30.03.2015 N 180688 и постановления от 09.04.2015 N 180688 о привлечении общества к ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 400 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 04.06.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.07.2015, постановление управления от 09.04.2015 N 180688 признано незаконным и отменено в части штрафа, превышающего 200 тыс. рублей. В части требований о признании незаконным и отмене протокола по делу об административном правонарушении от 30.03.2015 N 180688 производство по делу прекращено.
Судебные акты мотивированы доказанностью наличия в действиях общества вмененного ему состава правонарушения, соблюдения порядка привлечения к ответственности и отсутствием оснований для признания его малозначительным. При снижении размера штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 3 статьи 18.15 Кодекса, суд руководствовался правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 25.02.2014 N 4-П), частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, признав полностью незаконным и отменив постановление управления. По мнению подателя жалобы, судебными инстанциями неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не дана оценка доводам общества в части отсутствия действующей формы уведомления на момент заключения 22.01.2015 трудового договора с гражданкой Республики Армения Манукян А.С. и, как следствие, отсутствие возможности своевременно уведомить управление.
Отзыв от управления не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 17.03.2015 в адрес отдела иммиграционного контроля управления, из отдела по вопросам трудовой миграции управления, поступила информация о неуведомлении обществом административного органа о заключении трудового договора с гражданкой Республики Армения Манукян А.С., 23.10.1965 года рождения.
Административным органом данное обстоятельство квалифицировано по части 3 статьи 18.15 Кодекса.
25 марта 2015 года по юридическому адресу общества направлена телеграмма о вызове законного представителя общества для составления протокола по части 3 статьи 18.15 Кодекса 30.03.2015 к 15 часам 00 минут, телеграмма вручена сотруднику общества Кортиковой О.К.
30 марта 2015 года в отсутствие законного представителя общества должностным лицом управления составлен протокол N 180688/331 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса.
9 апреля 2015 года заместителем начальника отдела иммиграционного контроля управления в присутствии законного представителя общества в отношении общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 180688, которым общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса в виде 400 тыс. рублей административного штрафа.
Не согласившись с вышеуказанными протоколом об административном правонарушении и постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
При рассмотрении заявления суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В части 3 статьи 18.15 Кодекса установлена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, в виде административного штрафа - на юридических лиц - от четырехсот тысяч рублей до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Порядок представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также форма такого уведомления утверждены приказом Федеральной миграционной службы от 28.06.2010 N 147.
Суды установили, что на момент заключения (21.01.2015) трудового договора с иностранным гражданином Армении еще не действовал приказ ФМС России от 28.06.2010 N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" с учетом изменений, внесенных приказом ФМС России от 08.12.2014 N 640, вступивших в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 23.01.2015), то есть с 03.02.2015.
Названным приказом ФМС России от 08.12.2014 N 640, в частности, признаны утратившими силу приложения N 5, 6, 10 к приказу от 28.06.2010 N 147 и введены дополнительные приложения N 19 - 21.
В приложении N 21 к Приказу от 28.06.2010 N 147 (в редакции приказа ФМС России от 08.12.2014 N 640) установлен порядок представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Пунктами 6 -10 Порядка закреплено следующее.
Уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган ФМС России на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru).
При приеме уведомления на бумажном носителе должностным лицом территориального органа ФМС России проверяются правильность заполнения уведомления и достоверность указанных в нем сведений, а также наличие документов, удостоверяющих личность и полномочия лица, представившего уведомление.
Должностное лицо территориального органа ФМС России, принявшее уведомление, вносит запись о его приеме в журнал учета уведомлений (приложение N 1 к настоящему Порядку).
Регистрационный номер и дата приема уведомления проставляются на бланке уведомления.
При поступлении уведомления в электронной форме должностное лицо территориального органа ФМС России направляет лицу, представившему уведомление, электронное сообщение о приеме уведомления не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи уведомления.
Уведомление, полученное в электронной форме, распечатывается и заверяется подписью должностного лица территориального органа ФМС России. При этом на уведомлении производится запись "Поступило в электронной форме".
В приложениях N 19, 20 к приказу от 28.06.2010 N 147 (в редакции приказа ФМС России от 08.12.2014 N 640) утверждены новые формы уведомления о заключении и о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Как следует из материалов дела, общество уведомило управление о заключении трудового договора от 21.01.2015 с иностранным гражданином Республики Армения после составления протокола об административном правонарушении от 30.03.2015 - 31.03.2015.
При таких обстоятельствах вывод судов о наличии события административного правонарушения, является правильным.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии объективных препятствий для соблюдения миграционного законодательства.
Довод об отсутствии вины в связи с отсутствием установленной формы уведомления мог быть принят во внимание, если бы уведомление было направлено после установления этой формы, то есть после 03.02.2015.
Судебные инстанции установили соблюдение управлением порядка привлечения общества к административной ответственности: протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества; дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом в присутствии законного представителя общества; постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
Управлением при вынесении постановления применен штраф в минимальном размере 400 тыс. рублей, который судом правомерно снижен до 200 тыс. рублей.
Частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса определено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае обществу назначено справедливое и соразмерное административное наказание с учетом материального положения общества, характера и последствий правонарушения, степени вины правонарушителя.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судебные акты в части прекращения производства по делу не обжалуются, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверяются кассационной инстанцией в этой части.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.06.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 по делу N А53-9678/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.