Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6. Места накопления отходов
6.1 Организация мест накопления ТКО. Виды и условия сбора твердых коммунальных отходов. Требования к местам накопления ТКО (КГО)
Организация мест накопления ТКО В Тамбовской области осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", Приказа Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Тамбовской области" от 16.06.2020 N 66.
Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Санитарно-эпидемиологические требования к обустройству и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов содержатся в СанПиН 2.1.3684-21 (утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3).
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. ("Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках" (п. 15 СанПиН 2.1.3684-21).
Накопление твердых коммунальных отходов в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах, осуществляется в многоквартирных жилых домах при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы, предусмотренной проектом.
Твердые коммунальные отходы из мусороприемных камер должны удаляться ежедневно.
Запрещается разбор и отбор (изъятие) вторичного сырья в мусороприемной камере.
Сбрасывание твердых коммунальных отходов в загрузочный клапан должно производиться небольшими порциями; крупные части должны быть измельчены для свободного прохождения через загрузочный клапан; мелкие и пылевидные фракции перед сбрасыванием в мусоропровод рекомендуется завернуть в пакеты, свободно размещающиеся в ковше клапана. Отходы, не поддающиеся измельчению, должны быть вынесены в сборник (контейнер) для дворового смета. Сбрасывать в мусоропровод крупногабаритные предметы, требующие усилий при их загрузке в ковш клапана, а также горящие, тлеющие предметы и взрывоопасные вещества, а также выливать жидкости не допускается.
Использование мусороприемных камер допускается только для накопления твердых коммунальных отходов, в отношении которых не осуществляется раздельное накопление.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов (КГО) осуществляется потребителями следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и
дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для Отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра (пункт 148(26) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок КГО до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах - не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных выше расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям (СанПиН 2.1.3684-21).
Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО. На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накоплёния КГО (СанПиН 2.1.3684-21).
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом.
Срок временного накопления несортированных в ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
плюс 5°С и выше - не более 1 суток;
плюс 4°С и ниже - не более 3 суток.
В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока временного накопления несортированных ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки. (СанПиН 2.1.3684-21)
Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4° С и ниже, а при температуре плюс 5°С и выше - не реже 1 раза в 7 суток.
В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в малонаселенных и труднодоступных местностях орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области обращения с ТКО (КГО), вправе по согласованию с главным государственным санитарным врачом по субъекту Российской Федерации принимать решение об изменении периодичности вывоза ТКО (КГО). (СанПиН 2.1.3684-21)
В соответствии с действующим законодательством, накопление, хранение отходов производства и потребления, образующихся в результате деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно в специально оборудованных для этих целей местах на собственных территориях. Вывоз отходов осуществляют специализированные предприятия в соответствии с заключенными договорами.
6.2 Контейнерный парк
Сведения о контейнерах, местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Тамбовской области, приведены в Приложениях 6.1.1 - 6.1.30. Сведения о местах погрузки и вывоза (бестарный сбор) ТКО отражены в Приложении 6.2.1 - 6.2.30. В Приложении 6.2 - приведены сводные данные мест накопления, погрузки и вывоза ТКО Тамбовской области. Подробный Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Тамбовской области приведен в электронной модели территориальной схемы Тамбовской области.
На Рис 6.1 показана схема размещения мест (площадок) накопления ТКО (КГО) по территории Тамбовской области.
В регионе действует система одноэтапного вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) с предварительным сбором в контейнеры следующих типов:
- контейнеры объемом 0,36; 0,5; 0,75; 0,8; 1,1 м3;
- контейнеры-бункеры, объемом 3, 4 и 8 м3.
В Тамбовской области для накопления твердых коммунальных отходов в зонах застройки многоквартирными домами, как правило, используются контейнеры объемом 0,75 и 1,1 м3. Для накопления твердых коммунальных отходов в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в зоне садоводческих, дачных и огороднических товариществ, как правило, используются контейнеры объемом 0,75 м3, 1,1 м3 и бункеры-накопители объемом 3 м3, 4 м3 и 8 м3.
Существует способ собственной доставки: для накопления отходов используются собственные контейнеры либо заказываются бункеры. Отходы доставляются образователями отходов в места размещения отходов самостоятельно, либо нанимается специализированная транспортирующая отходы организация.
Рис. 6.1 Схема размещения мест (площадок) накопления ТКО (КГО) по территории Тамбовской области.
На основании данных муниципальных образований и регионального оператора Тамбовской области, в ходе актуализации территориальной схемы собрана и внесена в территориальную схему информация по местам накопления ТКО, установленным на них контейнерах и бункерах, а так же местам бестарного сбора ТКО.
Сводные данные по имеющемуся контейнерному парку и местам накопления ТКО в Тамбовской области приведены в Таблице 6.1.
Таблица 6.1 Сводные данные по имеющемуся контейнерному парку, местам накопления, погрузки и вывоза ТКО в Тамбовской области.
N |
Муниципальное образование |
Количество контейнеров, шт. |
Количество мест накопления шт. |
Количество бункеров шт. |
Количество контейнеров для раздельного накопления шт. |
Количество мест погрузки и вывоза (бестарный сбор) ТКО шт. |
1 |
ГО Тамбов |
4 186 |
2 494 |
229 |
604 |
718 |
2 |
ГО Кирсанов |
315 |
147 |
3 |
|
156 |
3 |
ГО Котовск |
436 |
163 |
58 |
25 |
37 |
4 |
ГО Мичуринск |
1002 |
658 |
55 |
105 |
142 |
5 |
ГО Моршанск |
476 |
225 |
4 |
7 |
1 436 |
6 |
ГО Рассказово |
495 |
308 |
35 |
50 |
331 |
7 |
ГО Уварово |
331 |
172 |
|
|
298 |
8 |
Бондарский МР |
115 |
84 |
|
|
208 |
9 |
Гавриловский МР |
51 |
42 |
1 |
|
167 |
10 |
Жердевский МР |
296 |
267 |
31 |
|
483 |
11 |
Знаменский МР |
208 |
122 |
10 |
|
349 |
12 |
Инжавинский МР |
167 |
132 |
|
|
467 |
13 |
Кирсановский МР |
25 |
14 |
2 |
|
259 |
14 |
Мичуринский МР |
1540 |
823 |
4 |
2 |
103 |
15 |
Мордовский МР |
163 |
120 |
|
|
210 |
16 |
Моршанский МР |
112 |
62 |
|
|
1 391 |
17 |
Мучкапский МР |
83 |
79 |
|
|
358 |
18 |
Никифоровский МР |
374 |
130 |
7 |
7 |
122 |
19 |
Первомайский МР |
262 |
143 |
|
|
372 |
20 |
Петровский МР |
0 |
0 |
0 |
|
367 |
21 |
Пичаевский МР |
168 |
121 |
|
|
411 |
22 |
Рассказовский МР |
89 |
52 |
5 |
|
426 |
23 |
Ржаксинский МР |
74 |
76 |
4 |
|
265 |
24 |
Сампурский МР |
201 |
146 |
5 |
|
237 |
25 |
Сосновский МР |
299 |
166 |
|
|
1 795 |
26 |
Староюрьевский МР |
287 |
142 |
|
|
380 |
27 |
Тамбовский МР |
949 |
495 |
24 |
2 |
667 |
28 |
Токаревский МР |
94 |
81 |
9 |
|
308 |
29 |
Уваровский МР |
9 |
6 |
|
|
737 |
30 |
Уметский МР |
21 |
28 |
9 |
|
193 |
|
ИТОГО: |
12 828 |
7 498 |
495 |
802 |
13 393 |
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.12.2021 года N 2181 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами", территориальная схема должна содержать данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам.
В Приложении 6.3 содержатся данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам.
На картографическую основу электронной модели территориальной схемы нанесены все места накопления твердых коммунальных отходов, информация о которых получена в ходе актуализации территориальной схемы.
6.3 Расчет минимального нормативного количества контейнеров для полного охвата территории области планово-регулярной системой сбора ТКО
Минимальное нормативное число контейнеров () рассчитывается по формуле:
, где
- годовое накопление ТКО, м3;
t - периодичность удаления отходов (с учетом того, что в календарном году 52 недели), раз в неделю;
V - вместимость контейнера (принято 0,75 м3).
В связи с тем, что в населенных пунктах Тамбовской области преобладают контейнеры емкостью 0,75 м3, в расчете за условный контейнер принят контейнер объемом 0,75 м3.
СанПиН 2.1.3684-21 определяет срок временного накопления несортированных ТКО исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5°С и выше - не более 1 суток (т.е. ежедневно), плюс 4°С и ниже (холодное время года) - не более 3 суток. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" - допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С.
Периодичность вывоза отходов t в формуле расчета минимального нормативного количества контейнеров находится в знаменателе. Следовательно, чем больше будет величина t, т.е. чаще будет вывозиться отходы, тем меньше необходимо контейнеров.
Таким образом, в холодное время года потребность в контейнерах больше, чем в теплое. Экономически нецелесообразно на площадки накопления в холодное время года привозить дополнительные контейнеры, а в теплое их увозить. Тем более в теплое время года большее количество контейнеров (рассчитанное по холодному времени года) исключит их переполнение.
В расчете нормативного минимального количества контейнеров принимаем периодичность вывоза отходов - 2 раза в неделю (по холодному времени года) для муниципальных районов области и 7 раз в неделю для городских округов.
По этой формуле произведен расчет и нормативного количества бункеров для сбора КГО. При расчете за условный принят бункер объемом 8 м3. Средняя частота вывоза в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 - один раз в неделю.
При расчете количества мест накопления ТКО для размещения нормативного количества контейнеров используется среднее количество контейнеров, установленных в местах накопления в отдельном муниципальном образовании.
Расчёт минимального нормативного количества условных контейнеров для сбора ТКО и КГО от населения и юридических лиц в разрезе муниципальных образований Тамбовской области представлен в Приложении 6.4. При переходе на планово-регулярную систему сбора ТКО необходимо обустраивать и переоборудовать площадки для размещения контейнеров в соответствии с требованиями и нормами СанПиН 2.1.3684-21.
Минимальное нормативное количество условных контейнеров (0,75 м3) по региону, рассчитанное на основании нормативного объема образования ТКО составляет - 15677 шт.
Количество мест накопления отходов для установки нормативного количества условных контейнеров - 9746 шт.
В связи с тем, что СанПиН 2.1.3684-21 содержит требования по удаленности мест накопления от жилых помещений; существуют особенности планировки и плотности населения сельских поселений, органы местного самоуправления имеют право своим решением увеличить количество контейнеров и мест накопления в конкретном населенном пункте.
Количество условных бункеров (8 м) для сбора КГО по региону, рассчитанное на основании нормативного объема образования КГО, составляет - 405 шт.
Размещение контейнерных площадок в населённых пунктах Тамбовской области необходимо производить в жилой зоне, рядом с многоквартирными жилыми домами, а также у стационарных магазинов, объектах социальной, культурной и образовательной сферы, и на других категориях объектов.
6.5 Система сбора опасных отходов и автомобильных шин
Большую опасность для окружающей среды представляют опасные отходы - батарейки и люминесцентные лампы.
Сбор отработанных батареек до настоящего времени не регламентирован НПА. Поэтому с целью недопущения попадания элементов питания на объекты размещения необходимо разработать специальную систему их сбора.
Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. N 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, устанавливающие порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств и электрических ламп, содержащих в своем составе ртуть и (или) ее соединения (ртутьсодержащие лампы).
В тексте Доклада "О состоянии и охране окружающей среды Тамбовской в 2020 году" сказано, что за счет средств бюджета области в регионе организован сбор ртутьсодержащих отходов (отработанных энергосберегающих ламп) по заявкам от бюджетных организаций. В 2020 году в рамках исполнения государственной программы "Охрана окружающей среды воспроизводство и использование природных ресурсов Тамбовской области" на сбор ртутьсодержащих отходов от бюджетных организаций выделено 300 тысяч рублей.
По данным Доклада "О состоянии и охране окружающей среды Тамбовской в 2021 году" собрано более 4 тысяч единиц отработанных ртутных ламп и термометров. От жильцов многоквартирных домов сбор ртутьсодержащих отходов также ведут управляющие компании.
За счет средств бюджета области в рамках исполнения государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Тамбовской области" в регионе организован сбор ртутьсодержащих отходов (отработанных энергосберегающих ламп) по заявкам от бюджетных организаций и малообеспеченных слоев населения. В 2021 году было собрано и вывезено на утилизацию более 9 тысяч единиц ртутьсодержащих отходов, в том числе, свыше 9 тысяч люминесцентных ламп, более 400 ртутных термометров.
Впервые в 2021 году был профинансирован из бюджета области вывоз на утилизацию отработанных портативных источников тока. 700 килограммов этого вида отходов, собранных у населения области, вывезено из точек сбора в администрации области, управлении по охране окружающей среды и природопользованию области и областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина.
В связи со вступлением в законную силу с 1 января 2021 года запрета на захоронение отходов электронного и электрического оборудования (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 г. N 1589-р), с привлечением средств массовой информации проводилась разъяснительная работа.
В целях решения проблемы утилизации электронного лома в 2021 году в Тамбовской области продолжалась реализация благотворительной акции "Школа утилизации: Электроника". Тамбовская область принимает активное участие в акции, о чем свидетельствует вручение ее руководству благодарственного письма Минпросвещения России по итогам 2021 года.
Всего за прошедший год в рамках программы собрано и передано на утилизацию около 240 кубометров отработанной электроники и электротехники. Самыми активными участниками акции "Школа утилизации: Электроника" стали организации и жители областного центра, Первомайского и Мичуринского районов.
Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными производителем ртутьсодержащих ламп, указанных в правилах эксплуатации таких товаров. Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность отработанных ртутьсодержащих ламп. Допускается использовать для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп упаковку от новых ламп в целях исключения возможности повреждения таких ламп.
Местами накопления указанных выше опасных отходов могут быть специально оборудованные помещения в многоквартирных домах, торговые точки, где продаются люминесцентные лампы, автозаправочные станции, почтовые отделения и иные объекты общественного назначения, которые оснащаются специальными запирающимися контейнерами для сбора люминесцентных ламп.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
На территории города Рассказово определены места и установлены контейнеры для сбора ртутьсодержащих ламп от населения частного сектора по адресу г. Рассказово, ул. Советская, д. 6.
В здании администрации города установлены контейнеры для сбора батареек по адресу г. Рассказово ул. Советская д. 1.
На территории Рассказовского района в учреждениях социально-культурной сферы установлены экобоксы для сбора отслуживших батареек, энергосберегающих ламп, неповрежденных ртутных термометров. Также такой контейнер установлен в здании администрации Рассказовского района.
Администрацией Инжавинского района заключены договора со специализированной организацией ООО "Тамбовский экологический комбинат" г. Тамбова для сбора, транспортирования, обезвреживания отработанных ртутьсодержащих ламп.
Администрацией Ржаксинского района произведена закупка специальных контейнеров и определены места сбора отходов 1 - 3 классов опасности, образующихся от населения.
Сельскими советами Сампурского района приобретены контейнеры для сбора отходов 1 - 3 классов опасности.
В Жердевском районе определен адрес накопления отработанных ртутьсодержащих ламп по адресу г. Жердевка, ул. Дорожная д. 14.
В Гавриловском районе Гавриловский 2-й сельсовет заключил договор с ООО "ТЕХНОЭКОС" от 24.12.2014 N 2/24-Р на выполнение обязательств по приему и временному хранению, а также обезвреживанию ртутьсодержащих отходов на специализированных предприятиях. Булгаковским сельсоветом, Козьмодемьяновским сельсоветом, Осино-Гайским сельсоветом, Пересыпкинским сельсоветом, Чуповским сельсоветом Гавриловского района планируется до 01.11.2022 приобретение сейфов для сбора и временного хранения отходов I - III классов, а также заключение договора на прием, временное хранение и обезвреживание ртутьсодержащих отходов на специализированных предприятиях.
В Знаменском районе ООО ЖКС на территории п. Знаменка по адресу: п. Знаменка ул. Гагарина д. 7А оборудовано место для сбора отходов 1-2 классов опасности.
В Первомайском районе организовано место сбора отходов 1 - 3 классов опасности по адресу п. Первомайский ул. Тельмана д. 12.
На территории Бондарского сельсовета Бондарского район создан пункт приема ртутьсодержащих ламп по адресу с. Бондари ул. Первомайская д. 11.
С 1 марта 2022 года в соответствии с п. 4 статьи 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный экологический оператор" (ФГУП "ФЭО"), операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с ТКО обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 14.1 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" с 1 марта 2022 года ФГУП "ФЭО" осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения отходами I и II классов опасности.
Согласно пункту 6 статьи 14.3 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, ФГУП "ФЭО", операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с ТКО обеспечивают предоставление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в ФГИС ОПВК с учетом требований законодательных актов Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, персональных данных, государственной тайны.
Положение о ФГИС ОПВК утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.10.2019 N 1346 "Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности".
На основании изложенного выше с 1 марта 2022 года внесение данных в ФГИС ОПВК, а также заключение договоров в области обращения с отходами с федеральным оператором, становится обязательным.
Организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию и утилизации отходов I - II классов опасности, представлены в Таблице 6.3.
Таблица 6.3 Организации, лицензированные на обращение с отходами I - II классов опасности
N |
Наименование организации |
ИНН |
Виды работ в составе лицензируемого вида деятельности |
Номер и дата лицензии |
1 |
ИП Кравченко Алексей Евгеньевич |
680602059295 |
транспортирование отходов I класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности |
Л020-00113- 68/00103825 |
2 |
ООО "ТЭК" |
6829039949 |
транспортирование отходов I II III IV класса |
Л020-00113- 68/00103306 |
3 |
Общество с ограниченной ответственностью "ЖилКомСеть" |
6809025874 |
транспортирование отходов II III IV класса опасности |
Л020-00113- 68/00099606 |
4 |
Муниципальное бюджетное учреждение "Дирекция благоустройства и озеленения" |
6833018557 |
транспортирование отходов II III IV класса опасности |
Л020-00113- 68/00095904 |
5 |
Открытое акционерное общество "Корпорация "Росхимзащита" |
6829018032 |
Сбор, Транспортирование, Обработка, Утилизация отходов II III IV класса опасности |
Л020-00113- 68/00095902 |
6 |
Открытое акционерное общество "БИОХИМ" |
6828000346 |
транспортирование отходов II III IV класса опасности |
Л020-00113- 68/00095889 |
7 |
МБУ "Спецтехуниверсал" |
6829095580 |
сбор, транспортирование отходов I, IV класса опасности |
Л020-00113- 68/00155608 |
8 |
Закрытое акционерное общество "АвтоТехМас" |
6832039272 |
сбор, транспортирование отходов II, III класса опасности |
Л020-00113- 68/00554100 |
9 |
Алленов Николай Викторович |
682961969477 |
сбор отходов И, III класса опасности |
Л020-00113- 68/00038942 |
10 |
Анисимов Алексей Владимирович |
683209189248 |
сбор отходов II, III класса опасности |
Л020-00113- 68/00038667 |
11 |
Открытое акционерное общество "Стрела" |
6832003621 |
Сбор, транспортирование отходов III III IV класса опасности * |
Л020-00113- 68/00154928 |
12 |
Лукин Андрей Анатольевич |
681800026705 |
Сбор, транспортирование отходов IIIII класса опасности |
Л020-00113- 68/00037931 |
13 |
ООО "Эко-Центр Т" |
6829079204 |
Сбор, транспортирование отходов III III IV класса опасности |
Л020-00113- 68/00033598 |
14 |
Открытое акционерное общество "Тамбовгальванотехника" имени С.И. Лившица |
6829008806 |
Транспортирование отходов III III IV класса опасности |
Л020-00113- 68/00154128 |
15 |
Открытое акционерное общество "Тамбовское опытно-конструкторское технологическое бюро" |
6829000148 |
Транспортирование отходов III III IV класса опасности |
Л020-00113- 68/00154040 |
16 |
Общество с ограниченной ответственностью "РСУ УТИЛЬ" |
6829100135 |
Сбор, транспортирование отходов III III IV класса опасности |
Л020-00113- 68/00154013 |
17 |
Акционерное общество "Газпром газораспределение Тамбов" |
6832003117 |
Транспортирование отходов III III IV класса опасности |
Л020-00113- 68/00017687 |
18 |
Публичное акционерное общество "Тамбовский завод "Электроприбор" |
6829000109 |
Транспортирование отходов III III IV класса опасности |
Л020-00113- 68/00153829 |
19 |
Акционерное общество "Тамбовский завод "Революционный труд" |
6829024766 |
транспортирование отходов II III IV класса опасности |
Л020-00113- 68/00153822 |
20 |
Открытое акционерное общество "Мичуринский завод "Прогресс" |
6827005976 |
транспортирование отходов II класса опасности |
Л020-00113- 68/00153698 |
Минпромторгом России совместно с ООО "Дюраселл Раша" ведется работа по реализации проекта по созданию инфраструктуры раздельного накопления отработанных элементов питания путем организации пунктов приема, в том числе на территории объектов социальной сферы. Переработку элементов питания осуществляют предприятия ГК "Мегаполисресурс" (г. Челябинск) и ООО "НЭК" (г. Ярославль).
На территории Тамбовской области общедоступные контейнеры для сбора отработанных портативных источников тока (батареек) от населения установлены в фойе администрации области (ул. Интернациональная, 14), управлении по охране окружающей среды и природопользованию области (ул. Базарная, 104), ТОГБУК "Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина" (ул. Интернациональная, 17), а также в некоторых крупных сетевых гипермаркетах, в частности, "М-Видео" и "Эльдорадо". В июле в Тамбове открыт первый экопункт сети приемки вторсырья, в том числе батареек, "Седьмой лепесток" (ул. Базарная, 60а).
Торговые объекты, на которых находятся пункты приема отходов I - III класса опасности (пункты приема батареек) указаны в Таблице 6.4
Таблица 6.4 Торговые объекты, на которых находятся пункты приема отходов I - III класса опасности (пункты приема батареек)
Наименование пункта приема отходов |
Адреса пунктов приема отходов |
Магазин "Пятерочка" |
Тамбовская область, г. Тамбов, л. А. Бебеля, 18 |
Магазин "Пятерочка" |
Тамбовская область, г. Тамбов, л. Астраханская, 25а |
Магазин "Пятерочка" |
Тамбовская область, г. Тамбов, л. Сенько, 24 |
Магазин "Пятерочка" |
Тамбовская область, г. Тамбов, л. Советская, 99 |
Магазин "Пятерочка" |
Тамбовская область, г. Тамбов, л. Советская, 123 |
Еще одна серьезная проблема для экологии региона - это отсутствие системы сбора отработанных автомобильных шин.
Решением этой проблемы могло бы стать создание специальной системы сбора отработанных автомобильных шин.
Местами образования и временного накопления автомобильных шин являются автомастерские, шиномонтажи, производственные и транспортные предприятия. Отработанные шины "возникают" и у владельцев личного автотранспорта.
Как вариант сбора автошин мог бы стать сбор специализированной организацией (по звонку) путем объезда мест образования и накопления автошин и доставка их до места накопления или утилизации.
Организации и предприятия имеют возможность доставки отработанных шин до места накопления или утилизации самостоятельно. Владельцы личного автотранспорта должны иметь возможность беспрепятственно и бесплатно сдать отработанные шины своего автомобиля в шиномонтажи, которые обязаны принять их на временное хранение. Для этого, как и в случае с батарейками, необходимо создать нормативно-правовую базу по сбору отработанных автомобильных шин. Для финансовой заинтересованности частных владельцев автомобилей, можно за каждую сданную шину платить денежное вознаграждение.
6.6 Сбор крупногабаритных отходов, бытовой, электронной техники
К отходам электронного оборудования относятся отходы в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, классифицируемые как оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее свои потребительские свойства.
Запрещается складировать отходы электронного оборудования в контейнерах для накопления ТКО.
Накопленные отходы электронного оборудования передаются организациям, осуществляющим извлечение компонентов, для передачи извлеченных компонентов на утилизацию, обезвреживание, захоронение.
В связи со вступлением в законную силу с 01.01.2021 года запрета на захоронение отходов электронного и электрического оборудования (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 г. N 1589-р), через средства массовой информации на территории области проводится разъяснительная работа.
В целях решения проблемы утилизации электронного лома в 2020 году в Тамбовской области продолжалась реализация благотворительной акции "Школа утилизации: Электроника". Инициатором выступает Фонд рационального природопользования, ее проведение поддержано администрацией Тамбовской области, профильными ведомствами.
В рамках проведения акции осуществляется бесплатный сбор от бюджетных организаций и населения электронного оборудования для последующей утилизации с выдачей необходимого пакета документов. От коммерческих организаций сбор осуществляется за символическую плату - 1 рубль за кубометр отходов.
Одновременно с участниками мероприятий проводятся организуемые волонтерами Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина эколого-просветительские мероприятия, направленные на повышение культуры обращения с отходами, в том числе их раздельного сбора.
В целях поддержки бизнеса организаторами акции для коммерческих предприятий в течение 2020 года стоимость утилизации отходов электронного и электрического оборудования была снижена до символической суммы в 1 копейку за 1 кубометр.
В 2020 году мероприятия акции прошли в 18 районах Тамбовской области. Участниками, помимо населения, стали 115 организаций разных форм собственности. По данным организаторов, в результате было собрано и вывезено на утилизацию порядка 40 тонн отработанной электроники и электротехники.
Вопрос обращения крупногабаритных отходов решается путем оснащения объектов размещения ТКО шредерами - измельчителями КГО. Администрациям муниципальных образований следует предусмотреть места сбора КГО при размещении мест накопления ТКО.
Схему размещения мест (площадок) накопления крупногабаритных отходов определяют органы местного самоуправления.
Крупногабаритные отходы должны находиться в состоянии, не создающем угроз для жизни и здоровья персонала организации осуществляющей транспортирование твердых коммунальных отходов, в частности, предметы мебели должны быть в разобранном состоянии и не должны иметь торчащие гвозди или болты, а также не должны создавать угроз для целостности и технической исправности мусоровозов. Предоставленные к транспортированию крупногабаритные отходы не должны содержать других отходов.
Собственники крупногабаритных отходов могут самостоятельно доставлять такие отходы непосредственно на специальную площадку для накопления крупногабаритных отходов.
Сложившаяся практика сбора крупногабаритного мусора, бытовой и электронной техники неопределенным кругом лиц с последующим извлечением не более 5% наиболее ценных компонентов приводит к размещению 95% таких отходов на полигонах твердых коммунальных отходов.
В этой связи полагаем целесообразным создание на территории области отдельных от мест накопления твердых коммунальных отходов пунктов сбора крупногабаритного мусора, бытовой, электронной техники и, как сказано выше, отработанных элементов питания с последующей передачей их на утилизацию только специализированным организациям, обеспечивающим глубокую переработку таких отходов, а также максимально возможное извлечение полезных компонентов.
Установка бункеров КГО в сельских поселениях позволит упорядочить сбор ТКО в отдаленных населенных пунктах Тамбовской области с грунтовыми дорогами, не имеющими всесезонное транспортное сообщение, с малочисленным населением и, в связи с этим, имеющим высокую стоимость сбора и транспортировки отходов.
Рекомендуется, при наличии на территории муниципального образования садоводческих товариществ и гаражных (гаражно-строительных) кооперативов, организовать на территории указанных объектов места накопления отходов с установкой на них необходимого количества контейнеров и заключить договора на вывоз ТКО с региональным оператором.
Для накопления отходов, образующихся в садоводческих, огороднических некоммерческих товариществах и гаражно-строительных кооперативах, используются:
- контейнерные площадки с твердым покрытием;
- площадки для накопления крупногабаритных отходов;
- пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
6.7 Организация сбора ТКО бестарным методом.
Как было отмечено в Разделе 6.1. настоящей главы, СанПиН 2.1.3684- 21 допускает сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках".
Бестарный способ сбора ТКО, как правило, применяется в населенных пунктах с грунтовыми дорогами, не имеющими всесезонное транспортное сообщение, с малочисленным населением и не имеющих оборудованных мест накопления (контейнерных площадок).
Места остановки мусоровоза по маршруту движения для выполнения бестарного сбора ТКО определяются или в соответствии с договором, заключенным с региональным оператором (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641) или решением местного органа самоуправления.
В ряде населенных пунктов применяется бестарный метод - вывоз отходов при помощи специализированной техники без использования контейнеров для отходов, при этом заезд мусоровывозящей техники к определенному объекту осуществляется в установленные дни и часы. Периодичность вывоза отходов бестарным способом от индивидуального жилого фонда, садоводческих и дачных объединений в настоящее время осуществляется 2 раза в неделю. Вместе с тем, такая система является устаревшей и целесообразна ее замена на систему накопления твердых коммунальных отходов с использованием контейнерных площадок.
Бестарный сбор в Тамбовской области осуществляется во всех муниципальных образованиях области. В Приложениях 6.2.1 - 6.2.30 приведены данные по муниципальным образованиям области, в которых применяется бестарный сбор ТКО. Количество мест погрузки и вывоза ТКО бестарным способом сбора по Тамбовской области составляет 13368.
Также на территории Тамбовской области существует возможность применения заявочной системы - вывоз твердых коммунальных по разовым заявкам (по заявке заказчика устанавливается контейнер на определенный срок, либо предоставляет специализированный транспорт под крупногабаритные отходы, заказчик своими силами производит загрузку отходов в контейнеры или машины). При этом целевой моделью является накопление на контейнерных площадках.
6.8 Обновление транспортного парка
Оператор по обращению с отходами, осуществляющий транспортирование отходов, обязан содержать мусоровозы исправными и периодически осуществлять их санитарную обработку. В частности, одометры мусоровозов должны быть исправны и не могут быть заменены без уведомления регионального оператора.
Все мусоровозы должны быть окрашены в узнаваемый цвет, согласованный с региональным оператором. Персонал, обслуживающий мусоровозы, должен быть одет в узнаваемую униформу, обеспечивающую необходимую защиту работников при обращении с отходами.
Все вновь вводимые в эксплуатацию мусоровозы должны отвечать требованиям ЕВРО-4 и быть оборудованными датчиками системы ГЛОНАСС. Эксплуатация мусоровозов, не оборудованных системой ГЛОНАСС/GPS, допускалась до 1 января 2018 г.
Мусоровозы должны перевозить твердые коммунальные отходы исключительно в направлении объектов по обращению с отходами, указанных в территориальной схеме.
В отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по установленной форме, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Допускается ведение маршрутного журнала в электронной форме.
Твердые коммунальные отходы не должны уплотняться при перевозке сильнее, чем это предусмотрено договором о транспортировании твердых коммунальных отходов.
6.9 Сведения о населенных пунктах, неохваченных организованным сбором ТКО
На территории Тамбовской области имеются населенные пункты, неохваченные организованным сбором ТКО.
В Приложении 6.6 приведены сведения о населенных пунктах, неохваченных организованным сбором ТКО. Сложившаяся ситуация неизбежно приводит к образованию несанкционированных мест размещения ТКО.
Как видно из Приложения 6.6 в 20 муниципальных районах имеется 831 населенный пункт, неохваченный организованным сбором ТКО. Количество человек неохваченных организованным сбором ТКО составляет 37447 человека. Указанное количество человек образует в год 60011,2 м3 твердых коммунальных отходов.
Основная причина, по которой не охвачены населенные пункты региона системой организованного сбора ТКО, это отсутствие дорог с твердым покрытием или сезонность в их эксплуатации, малая численность населения в населенных пунктах.
Для организации системы сбора ТКО в неохваченных населенных пунктах, не имеющих дорог с твердым покрытием или имеющих дороги сезонного использования, предлагается внедрить заявочную систему бестарного сбора.
В населенных пунктах, неохваченных организованным сбором ТКО, которые ближе расположены к объектам размещения и до которых имеется возможность подъехать мусоровозу, предлагается организовать контейнерные площадки.
При бестарном сборе и с контейнерных площадок отходы будут вывозиться специализированными транспортными средствами повышенной проходимостью.
Организация бестарного сбора и контейнерных площадок в сельских поселениях позволит упорядочить сбор ТКО в отдаленных населенных пунктах области с грунтовыми дорогами, не имеющими всесезонное транспортное сообщение, с малочисленным населением и, в связи с этим, имеющим высокую стоимость сбора и транспортировки отходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.