Решение Самарского областного суда от 10 марта 2023 г. N 3а-837/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-837/2023 по административному исковому заявлению Б.А.А. о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
Б.А.А. (далее также административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующими со дня их принятия Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016, 2017, 2018 и 2022 г.г., утверждённые приказами министерства имущественных отношений Самарской области, соответственно, от 30 ноября 2015 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, от 14 ноября 2016 года N 1907, от 18 октября 2017 года N 1647, от 22 октября 2021 года N 2233 приложение N 2 (далее также Перечни) в части включения в них нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного в г. Тольятти Самарской области.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в оспариваемые Перечни под пунктами N 18677, 25503, 28517, 13951, соответственно, включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение, которое не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 НК РФ, поскольку расположено в многоквартирном жилом доме и передано в безвозмездное пользование ООО "А." под стоматологический кабинет. Полагает, что включение объекта в Перечни нарушает его права и законные интересы, так как повлекло необоснованное увеличение налогового бремени.
В судебном заседании представитель административного истца С.Н.Н., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица - администрации городского округа Тольятти Самарской области Б.Л.А., действующая на основании доверенности, полагала, что суд должен принять решение исходя из представленных доказательств.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать. Полагают, что нежилое помещение с кадастровым номером N обоснованно включено в оспариваемые Перечни на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку нежилые помещения, расположенные на первых этажах многоквартирных домов, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Ссылаются на сведения независимой международной картографической компании "2ГИС", размещенные на официальном сайте "2gis.ru" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", согласно которым в многоквартирном жилом доме расположены 6 организаций, занимающих помещения под офисы и осуществляющих деятельность в сфере торговли.
В силу ст.ст. 150, 213 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца и заинтересованного лица, заключение прокурора К.Е.Е., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Установлено, что Б.А.А. с 28.01.2000 является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером N, общей площадью 69,2 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 14.12.2022.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ (глава 32 "Налог на имущество физических лиц"), налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
При этом, согласно пункта 1 решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 12.11.2014 г. N 510 "О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти", ставка налога на имущество физических лиц в отношении объектов, включенных в Перечень в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, установлена в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 30 ноября 2015 года N 3033, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год. В указанный приказ внесены изменения приказом министерства от 25 декабря 2015 года N 3265, которым Перечень дополнен; опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день принятия;
- от 14 ноября 2016 года N 1907 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, а также в печатном издании "Волжская коммуна", N 313 (29859) 24.11.2016, N 316 (29862) 29.11.2016, N 318 (29864) 30.11.2016;
- от 18 октября 2017 года N 1647, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год; опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в печатном издании "Волжская коммуна" N 281 (30176) 31.10.2017; N 283 (30178) 01.11.2017, N 285 (30180) 02.11.2017; N 297 (30192) 16.11.2017;
- от 22.10.2021 N 2233, которым в приложении N 2 утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества (нежилых помещений) на 2022 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, нарушения процедуры их принятия и порядка опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2016, 2017, 2018 и 2022 годы министерством имущественных отношений включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N.
Административный истец обратился в суд 13.01.2023. Несмотря на истечение срока действия приказов об утверждении Перечней на 2016-2018 и 2022 годы, оспариваемые нормативные акты продолжают затрагивать его законные интересы, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, право на возврат излишне уплаченного налога и его перерасчет, как и право налога налогового органа на взимание недоимки. В установленном порядке приказы не отменены, следовательно, подлежат применению и после истечения срока их действия в целях налогообложения.
Согласно позиции административного ответчика названное нежилое помещение включено в оспариваемые Перечни на основании п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Проверив оспариваемые нормативные правовые акты на их соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 69, 2 кв. м, имеет назначение и наименование "нежилое помещение", находится на 1 этаже в объекте капитального строительства с кадастровым номером N назначением "многоквартирный дом" и наименованием "многоквартирный жилой дом", что подтверждается выписками из ЕГРН от 14.12.2022.
Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации многоквартирного жилого дома (зона Ж-4)", что следует из выписки ЕГРН о характеристиках земельного участка от 14.12.2022.
Как видно из экспликации к техническому паспорту на спорное нежилое помещение, выполненному <данные изъяты>", по состоянию на 03.12.1996, в состав нежилого помещения входят части назначением "коридор", "кладовая", "склад", "кабинеты", "туалет", "ванная", "приемная", "тамбур", итого 69, 2 кв. м.
Вместе с тем, термин "кабинет" нельзя признать равным по значению с термином "офис".
Таким образом, сведения ЕГРН и имеющаяся техническая документация на спорное нежилое помещение, как наименование и назначение здания, в котором оно расположено, вид разрешенного использования земельного участка не предполагают размещение в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания в целях применения положений пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах, должно выясняться фактическое использование объекта недвижимого имущества.
Однако, мероприятия по обследованию нежилого помещения с целью проверки его фактического использования на момент формирования Перечней на 2016, 2017, 2018 г.г. административным ответчиком не проводились.
Из акта осмотра спорного помещения от 27.04.2021, подготовленного по заданию министерства имущественных отношений Самарской области уполномоченной организацией ГБУ Самарской области "Ц." следует, что фактическое использование нежилого помещения с кадастровым номером N следующим образом: медицинские кабинеты - 30,2 кв. м, централизованное приемное помещение - 12,5 кв. м, комната приема пищи - 7,9 кв. м, кладовая - 3,3 кв. м, сан. узел - 1,2 кв. м, коридор, тамбур - 13, 3 кв. м. На приложенном фотоматериале видно, что в медицинских кабинетах находится стоматологическое оборудование, обслуживается пациент.
По результатам осмотра министерством имущественных отношений Самарской области приняты приказы от 24.11.2021 N 2441, 2442 и от 14.04.2022 N 651 об исключении нежилого помещения с кадастровым номером N из Перечней на 2019, 2020 и 2021 годы.
Согласно пояснениям представителя административного истца, с 2015 года спорное нежилое помещение передано собственником в безвозмездное пользование ООО фирма "А." для предоставления стоматологических услуг населению, в подтверждение чего представлена копия договора безвозмездного пользования от 03.01.2015.
Как видно из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.01.2023 основным видом деятельности ООО фирма "А." (учредитель и директор Б.А.А.), является "управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе", дополнительными - "общая врачебная практика", "деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки". Министерством здравоохранения Самарской области 06.03.2014 организации выдана лицензия (бессрочно) на осуществление медицинской деятельности по адресу: <адрес>.
Однако, медицинская деятельность не может рассматриваться как административная, деловая (офисная), не является торговой деятельностью, не входит в перечень бытовых услуг, услуг общественного питания.
Суд полагает, что доказательств, подтверждающих фактическое использование в спорные периоды более 20% общей площади спорного нежилого помещения в целях размещения объектов, поименованных в п. 5 ст. 378.2 НК РФ, административным ответчиком суду также не представлено.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень в целях налогообложения из кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными.
Вместе с тем, исследованные доказательства не позволяют отнести нежилое помещение с кадастровым номером N к объектам недвижимого имущества, поименованным в подпункте 2 пункта 1 и пункте 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, предназначенным либо фактически используемым для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, в связи с чем отсутствовали правовые и фактические основания для включения помещения в Перечни объектов недвижимого имущества на 2016, 2017, 2018 и 2022 г.г.
В письменных возражениях министерство имущественных отношений Самарской области ссылается на информацию международной картографической компании "2ГИС", размещенную на официальном сайте в сети Интернет о том, что в жилом доме, где находится спорное нежилое помещение, расположены 6 организаций, занимающих помещения под офисы и осуществляющих деятельность в сфере торговли. Вместе с тем, скриншот с сайта административным ответчиком не представлен, а установленные судом фактические обстоятельства дела об использовании спорного помещения, не подтверждают доводов министерства.
К тому же, положениями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, "сеть Интернет" не поименована в числе источников информации о предназначении, наименовании и использовании объектов недвижимого имущества, в отношении которых решается вопрос о включении в Перечни объектов недвижимого имущества в целях налогообложения из кадастровой стоимости.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что приказы министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, от 14 ноября 2016 года N 1907, от 18 октября 2017 года N 1647, от 22 октября 2021 года N 2233 в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы Б.А.А., возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая ограниченный срок применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административный иск Б.А.А. удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, в части включения в него под пунктом N 18677 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N 25503 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N 28517 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в приложение N 2 под пунктом N 13951 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.03.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 10 марта 2023 г. N 3а-837/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании