Определение Верховного Суда РФ от 5 мая 2023 г. N 308-ЭС23-484 по делу N А32-50833/2021
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу потребительского жилищного кооператива "Дель Мар" на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.11.2022 по делу N А32-50833/2021 Арбитражного суда Краснодарского края
по исковому заявлению потребительского жилищного кооператива "Дель Мар" (далее - кооператив) к администрации муниципального образования городской округ город - курорт Сочи Краснодарского края (далее - администрация), муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования городской округ город - курорт Сочи Краснодарского края "Дирекция по реализации программ" (далее - учреждение), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра) о признании незаконным бездействия администрации и учреждения по непостановке многоквартирного жилого дома корпус N 1 общей площадью 891,4 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0304007:25 по ул. Шоссейной в микрорайоне "Звездочка" Хостинского района города Сочи (далее - жилой дом корпус N 1) на кадастровый учет в управлении Росреестра, о возложении на администрацию и учреждение обязанности совершить необходимые действия по постановке жилого дома корпус N 1 на кадастровый учет в управлении Росреестра, о наложении судебных штрафов за бездействие более 3 лет по постановке жилого дома корпус N 1 на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2022, заявление удовлетворено частично, признаны незаконными бездействия администрации и учреждения по непостановке жилого дома корпус N 1 на кадастровый учет в управлении Росреестра; на администрацию и учреждение возложена обязанность совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет жилого дома корпус N 1, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.11.2022 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, кооператив просит отменить постановление суда кассационной инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, оставить в силе судебные акты судов первой и апелляционной инстанций.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При изучении по материалам истребованного дела доводов кассационной жалобы, а также принятых по делу судебных актов, суд пришел к выводу о наличии оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Судами при рассмотрении дела установлено, что администрацией, учреждением и обществом с ограниченной ответственностью "ВитЖеМ" (далее - общество) заключен договор инвестирования от 20.02.2006 N 03.2/62, предметом которого является осуществление строительства 93-х квартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0304007:25 по ул. Шоссейной в микрорайоне "Звездочка" Хостинского района города Сочи, предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование учреждению. Учреждение выступает застройщиком объекта, обеспечивает проектирование и строительство объекта, а общество обеспечивает финансирование.
В соответствии с пунктом 3.1 договора базовое соотношение раздела имущества между сторонами договора устанавливается в следующих пропорциях: учреждение получает 1% общей площади объекта, а инвестор (общество) - 99% общей площади объекта.
Права инвестора от общества перешли к кооперативу на основании договоров перевода прав и обязанностей от 20.12.2011 N 01.12/11, 20.12.2011 N 02.12/11, 20.12.2011 N 03.12/11, 17.12.2012 N 01.12/12.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304007:25, расположенный по ул. Шоссейной в микрорайоне "Звездочка" Хостинского района города Сочи принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению на основании постановления главы г. Сочи от 10.03.2006 N 475 и от 11.08.2006 N 1533, свидетельства о праве собственности от 05.02.2007 N 23 АВ 247685.
Во исполнение условий инвестиционного договора учреждением 03.11.2011 получено разрешение на строительство жилого дома корпус N 1 и жилого дома корпус N 2.
Кооператив произвел финансирование строительства двух жилых домов (корпусы N 1 и N 2).
Решением Центрального районного суда города Сочи от 20.07.2018 по делу N 2а-2747/18 признан незаконным отказ администрации в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию двух многоквартирных жилых домов корпус N 1 площадью 891,4 кв.м и корпус N 2 площадью 891,8 кв.м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0304007:25. Суд обязал администрацию выдать разрешение на ввод жилых домов в эксплуатацию.
Администрацией 27.07.2018 во исполнение решения Центрального районного суда города Сочи от 20.07.2018 по делу 2а-2747/2018 27 выдано разрешение N RU 23-309-1362-2018 на ввод в эксплуатацию многоквартирных жилых домов корпус N 1 площадью 891,4 кв.м и корпус N 2 площадью 891,8 кв.м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером: 23:49:0304007:25.
Кооператив 23.10.2019 обратился в администрацию с заявлением о постановке указанных жилых домов на кадастровый учет.
Учреждением 27.01.2020 подано заявление о постановке жилых домов корпус 1 и корпус 2 на кадастровый учет в филиал ГАУ КК "МФЦ" в г. Сочи.
Уведомлением управления Росреестра от 31.01.2020 учреждение проинформировано о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета жилых домов в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Кооператив повторно 15.06.2020 обратился в администрацию с заявлением о постановке жилых домов на кадастровый учет.
Администрацией 06.07.2020 и 10.07.2020 даны ответы о предпринимаемых мерах для постановки жилых домов на кадастровый учет.
Согласно выписке из ЕГРН жилой дом корпус N 2 поставлен на кадастровый учет 24.11.2020.
Кооператив 20.07.2021 направил в администрацию претензию относительно бездействия по постановке на кадастровый учет жилого дома корпус N 1.
Администрация письмом от 02.09.2021 N 1531/42.01-18 сообщила учреждению об отказе в постановке на кадастровый учет жилого дома корпус 1 ввиду наличия замечаний к документам, указав дополнительно на принятие мер для повторного представления документов в управление Росреестра для постановки объекта на государственный кадастровый учет.
Между тем по состоянию на 04.10.2021 жилой дом корпус 1 на кадастровый учет не поставлен, в связи с чем кооператив, ссылаясь на незаконное бездействие заинтересованных лиц, обратился в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя частично заявленные требования суды первой и апелляционной инстанций руководствовались пунктом 12 части 3, частями 10, 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), пунктом 1 части 5 статьи 14 и частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) и исходили из того, что разрешение на ввод в эксплуатацию в отношении двух корпусов жилого дома было выдано 27.07.2018, следовательно, обязанность администрации по направлению в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы, возникла с 06.08.2018, жилой дом корпус N 2 поставлен на кадастровый учет, между тем, ни администрацией, ни учреждением не представлено доказательств осуществления каких-либо действий, направленных на исполнение обязанности по постановке жилого дома корпус N 1 на кадастровый учет после получения уведомления управления Росреестра о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету.
Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, суд округа исходил из того, что в рамках настоящего дела рассматриваются отношения, возникшие из гражданско-правовой сделки - договора инвестирования, при этом учреждение не является органом, чьи действия (бездействие) могут быть предметом проверки в порядке главы 24 АПК РФ.
При этом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим публично-правовые функции по государственному кадастровому учету, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведению Единого государственного реестра недвижимости и предоставлению сведений, содержащихся в нем, является управление Росреестра.
Суд кассационной инстанции указал, что рассматривая заявленные требования в порядке главы 24 АПК РФ, и возложив обязанность на администрацию и учреждение совершить необходимые действия по постановке многоквартирного жилого дома на кадастровый учет, суды не учли, что судебный акт будет неисполнимым, поскольку администрация не является органом кадастрового учета, а учреждение в свою очередь не является органом, наделенным властными полномочиями.
Обращаясь в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, кооператив указывает на нарушение судом кассационной инстанции норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы обращает внимание, что администрация и учреждение являются надлежащими ответчиками по делу, действия которых можно обжаловать в порядке главы 24 АПК РФ, учреждение наделено властными полномочиями в соответствии с его уставом, согласно которому основными видами учреждения являются осуществление работ по формированию инвестиционных площадок, проектирование и строительство объектов в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектом, поиск потенциальных, перспективных инвесторов и заемщиков.
Кооператив полагает, что в силу статей 14, 15 и 19 Федерального закона N 218-ФЗ администрация является органом, уполномоченным на подачу заявления о постановке жилого дома на кадастровый учет.
Заявитель кассационной жалобы, не соглашаясь с выводами суда округа о неисполнимости решения суда ввиду того, что администрация не является органом кадастрового учета, указывает на заявление им требования об обязании уполномоченных органов совершить действия по постановке на кадастровый учет, а не о постановке жилого дома корпус N 1 на кадастровый учет.
Кроме того кооператив обращает внимание, что решение суда по настоящему делу в случае удовлетворения заявленных требований является исполнимым, поскольку жилой дом корпус N 2 ранее постановлен на кадастровый учет.
Также заявитель считает, что суд кассационной инстанции вышел за пределы жалобы, поскольку на администрация ни учреждение не заявляли о невозможности рассмотрения спора в порядке главы 24 АПК РФ, а также о том, что они неуполномоченные органы и (или) ненадлежащие ответчики.
Учитывая, что содержащиеся в кассационной жалобе кооператива доводы о существенном нарушении судом округа норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход настоящего дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита его нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, заслуживают внимания, жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 АПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
кассационную жалобу потребительского жилищного кооператива "Дель Мар" передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 30 мая 2023 года, 15 часов 30 минут в помещении суда по адресу: город Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 5 мая 2023 г. N 308-ЭС23-484 по делу N А32-50833/2021
Опубликование:
-