г. Краснодар |
|
30 октября 2015 г. |
Дело N А63-1080/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию (ИНН 2636055263, ОГРН 1082635013163) - Козлова А.М. (доверенность от 07.09.2015 N 00/12), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя Голетиани Зинаиды Павловны (ИНН 262800922844, ОГРН 311265111200248), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Голетиани Зинаиды Павловны на решение Арбитражного Ставропольского края от 14.04.2015 (судья Алиева А.К.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А63-1080/2015, установил следующее.
Комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Голетиани Зинаиды Павловны (далее - предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда первой инстанции от 14.04.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.07.2015, заявленные требования удовлетворены. Предприниматель привлечен к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности аптеки сроком на 90 суток.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях предпринимателя состава вменяемого ему правонарушения.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Комитетом проведена внеплановая выездная проверка предпринимателя по вопросам соблюдения лицензионных требований по месту осуществления им фармацевтической деятельности - в аптеке, находящейся по адресу: Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Героев Медиков/40 лет Октября 2/18.
В ходе проверки заявителем выявлены нарушения лицензионных требований. Установлено несоблюдение предпринимателем условий хранения следующих лекарственных препаратов: "Эссенциале форте Н" капсулы N 100 (условия хранения: в защищенном от света месте при температуре не выше +21°С); "Мукалтин" таблетки 50 мг N 10 (условия хранения: в прохладном месте при температуре не выше +15°С); "Касторовое масло" 30 мл (условия хранения: при температуре не выше +20°С); "Оксамп" капсулы N 20 (условия хранения: при температуре не выше +20°С); "Аммиак" лекарственный препарат 40 мл, биологически активная добавка фиточай "Красная щетка" (условия хранения: при температуре от +2 до +18°С), хранившихся в торговом зале в закрытом деревянном шкафу при температуре +24,5°С.
Кроме того, предпринимателем не осуществляется хранение лекарственных препаратов по фармакологическим группам с учетом их физико-химических свойств; допускается совместное хранение лекарственных препаратов и предметов ухода за больными, изделий медицинского назначения (лекарственный препарат "Лирика" таблетки хранится совместно с пеленками гигиеническими, шприцами, перчатками медицинскими нестерильными).
Комитетом установлено, что предпринимателем осуществляется недопустимое хранение термолабильных иммунобиологических препаратов в холодильнике совместно с другими препаратами общетерапевтической группы.
Лекарственные препараты, биологически активные добавки, минеральные воды хранятся на полу торгового зала и в материальной комнате без поддонов и подтоварников; в недостаточном количестве имеется оборудование для осуществления фармацевтической деятельности в части организации хранения лекарственных средств и иных товаров, разрешенных к отпуску аптечными организациями.
Предпринимателем не осуществляется организация контроля параметров температуры и влажности воздуха в помещениях хранения, а также температуры в холодильниках. Записи в картах учета датированы началом 2014 года.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что предпринимателем не соблюдаются правила обращения с лекарственными препаратами для медицинского применения: в аптеке отсутствует журнал неправильно выписанных рецептов; производится нарушение вторичной упаковки лекарственных препаратов, не относящихся к препаратам рецептурного отпуска; в торговом зале представлен неактуальный для населения реестр предельно допустимых розничных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты по состоянию на 18.03.2013, действующий реестр с указанием производителей отсутствует, указанная информация не обновляется ежемесячно.
В ассортимент аптеки входят товары, не разрешенные к отпуску из аптечных организаций, в том числе пищевые продукты, не относящиеся к продуктам лечебного, детского и диетического питания, биологически активным добавкам, средства защиты от насекомых.
В аптечном пункте отсутствует минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, установленный действующим законодательством Российской Федерации.
Кроме того, предпринимателем нарушен порядок оформления ценников - на ценниках отсутствуют наименование организации, лекарственного средства, цена, дата, а также подпись ответственного лица.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 15.12.2014 N 142, на основании которого заявителем составлен протокол об административном правонарушении от 30.01.2015 N 12.
В порядке, установленном абзацем 3 части 3 статьи 23.1 Кодекса, Комитет направил материалы административного дела в арбитражный суд для их рассмотрения и решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение), осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 Положения.
Согласно подпунктам "а", "г" и "з" пункта 5 Положения к лицензионным требованиям, необходимым для осуществления лицензиатом фармацевтической деятельности относятся, в том числе, наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций); соблюдение аптечными организациями, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; а также соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Судебные инстанции установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса, правильно применив положения Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, приказа Минздравсоцразвития России от 15.09.2010 N 805н "Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи" (действовавшего до 15.08.2015), Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.1120-02 "Медицинские иммунобиологические препараты. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортировки, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.04.2002.
Довод предпринимателя о необходимости квалификации вменяемого ему правонарушения по иным нормам Кодекса исследован судами и отклонен как несостоятельный на основании следующего.
Предпринимателю вменяется нарушение установленных правил хранения лекарственных препаратов, что квалифицируется как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Указанные действия охватываются диспозицией части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Судебные инстанции обоснованно указали, что поскольку в данном случае проверка проводилась на предмет соблюдения лицензионных условий осуществления деятельности и в ходе проведения указанной проверки выявлена множественность фактов ненадлежащего хранения лекарственных средств, а также иных правил функционирования аптечных учреждений (отсутствие соответствующих журналов, реестров, информации, контроля температурного режима и т.д.), при этом факта ненадлежащей реализации товара не установлено, то выявленные нарушения правомерно квалифицированы контролирующим органом по части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения предпринимателем лицензионных требований и условий, также как и доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих мер для их соблюдения, в материалах дела отсутствуют.
Суды обоснованно указали, что при назначении предпринимателю административного наказания в виде приостановки деятельность аптеки на 90 суток учтено наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств, выразившихся в повторности и неоднократности совершения им однородных правонарушений, по которым не истекли сроки административного наказания, неуплаты назначенных судом административных штрафов, а также отсутствие смягчающих вину обстоятельств.
Довод предпринимателя относительно определения контролирующим органом годичного срока давности привлечения к административной ответственности изучен судами и получил надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Иные доводы для отмены обжалуемых судебных актов не приведены.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.04.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу N А63-1080/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.