г. Краснодар |
|
05 ноября 2015 г. |
Дело N А63-13732/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626042723, ОГРН 1102650002212) - Шахназарян Н.А. (доверенность от 29.10.2015), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Полигон Яр" (ИНН 2635074930, ОГРН 1042600283428), Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 7703381225, ОГРН 1047703033300), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на официальном сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Полигон Яр" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.04.2015 (судья Алиева А.К.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2015 (судьи Афанасьева Л.В., Параскевова С.А., Цигельников И.А.) по делу N А63-13732/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Полигон Яр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании решения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - служба) от 23.09.2014 N АА-03-03-32/14707 об отказе во включении в государственный реестр объектов размещения отходов объекта размещения отходов ООО "Полигон Яр" незаконным, о признании бездействия Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент) по неосуществлению действий по включению в государственный реестр объектов размещения отходов объекта размещения отходов ООО "Полигон Яр" незаконным, обязании департамента в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда подготовить информацию об объекте размещения отходов общества и предоставить ее в службу, обязать службу в течение 15 дней с момента получения информации от департамента принять решение о включении в государственный реестр объектов размещения отходов объекта размещения общества и разместить соответствующую информацию на сайте в сети Интернет (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 29.04.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.07.2015, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Судебные акты мотивированы соответствием оспариваемого решения и действий закону, доказанностью департаментом и службой несоблюдения обществом требований законодательства об условиях включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, непредставлением установленного законом перечня документов. Суд указал, что включение объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов должно осуществляться с соблюдением требований Порядка N 792 и Правил N 49. Включение службой объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов автоматически, минуя установленный порядок, не производится.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества. По мнению подателя кассационной жалобы, суды не учли, что эксплуатируемый им объект размещения отходов внесен Федеральной службой Ростехнадзора в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) 01.02.2010. Ввиду отсутствия информации об объекте размещения отходов общества на сайте службы после передачи последней функций Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, общество 08.08.2014 обратилось в службу за разъяснением, просило также восстановить объект размещения отходов в ГРОРО. На обращение общество получило отказ, датированный 23.09.2014, который считает неправомерным, поскольку ранее объект размещения отходов общества состоял в ГРОРО, базой данных (реестром) ГРОРО, ведение которого осуществлял Ростехнадзор, располагала служба, в связи с чем, ранее внесенные в ГРОРО объекты размещения отходов подлежали включению в ГРОРО службой.
В отзывах на кассационную жалобу служба и департамент просят решение суда и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя департамента, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в письме от 08.08.2014, адресованном службе и департаменту, общество просило дать разъяснения по вопросу отсутствия эксплуатируемого объекта размещения отходов в ГРОРО, а также восстановить в ГРОРО объект размещения отходов.
В ответе от 23.09.2014 N АА-03-03-32/14707 служба указала, что до вступления в силу приказа Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов" (далее - Порядок N 792) территориальными органами службы велась информационная база. В указанную базу вносилась информация о всех хозяйствующих субъектах, осуществляющих размещение отходов, вне зависимости от того, соответствуют эксплуатируемые объекты размещения отходов природоохранным требованиям или нет. Приказом определен порядок ведения государственного кадастра отходов, который предусматривает порядок ведения службой, в том числе ГРОРО.
Пунктом 18 Порядка N 792 предусмотрено, что ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49 (далее - Правила N 49). Территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в службу информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО в соответствии с пунктом 19 Порядка N792.
До настоящего времени информация об объекте размещения отходов, эксплуатацию которого осуществляет общество, в службу не поступала.
Общество, считая указанный ответ не соответствующим закону и нарушающим его права, обратилось с требованиями признать решение службы от 23.09.2014 N АА-03-03-32/14707 и бездействие департамента по невключению в государственный реестр объектов размещения отходов объекта размещения отходов ООО "Полигон Яр" незаконными, обязать департамент в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда подготовить информацию об объекте размещения отходов ООО "Полигон Яр" и предоставить ее в службу, обязать службу по надзору в сфере природопользования в течение 15 дней с момента получения информации от департамента принять решение о включении в государственный реестр объектов размещения отходов объекта размещения ООО "Полигон Яр" и разместить соответствующую информацию на сайте в сети Интернет, общество обратилось в арбитражный суд.
Рассматривая заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) объекты размещения отходов вносятся в ГРОРО. Ведение ГРОРО осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В пункте 1 постановления Правительства РФ от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" установлено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания: проводят работу по паспортизации опасных отходов; организуют и ведут по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственный кадастр отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, ГРОРО, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Организация и ведение государственного кадастра отходов в части, касающейся обращения с бытовыми отходами, осуществляется этим министерством и его территориальными органами совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
В пункте 2 названного постановления Министерству природных ресурсов Российской Федерации поручено по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральным горным и промышленным надзором России, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии разработать и принять в установленном порядке нормативные правовые акты, регламентирующие правила инвентаризации объектов размещения отходов, отнесения отходов к конкретному классу опасности, учета в области обращения с отходами, а также порядок предоставления информации индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами.
Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" службе переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.
Пунктами 3.8, 3.9 совместного приказа от 29.09.2010 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 975 и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 282 "О взаимодействии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717" предусмотрена передача по актам приемки-передачи в срок до 01.11.2010 в соответствии с планами мероприятий, предусмотренными пунктом 1 названного Приказа, следующей информации об исполнении государственных функций: отчетов об установленных нормативах предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - нормативы выбросов) и о нормативах выбросов, признанных недействительными; баз данных (реестров) выданных, переоформленных, аннулированных разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - разрешения на выбросы) и разрешений на выбросы, действие которых приостановлено; отчетов о согласованных нормативах допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (в случае их наличия); баз данных (реестров) выданных, переоформленных разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) (далее - разрешения на сбросы), а также разрешений на сбросы, действие которых приостановлено; баз данных (реестров) выданных и переоформленных документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, о выдаче их дубликатов; реестров лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, лицензионных дел; реестров лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV классов опасности, лицензионных дел; баз данных (реестров) зарегистрированных свидетельств о классе опасности отхода, паспортов опасного отхода; документов о характеристиках объектов размещения отходов, представленных в 2010 году в соответствии с приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов"; баз данных (реестров) выданных в 2010 году заключений о том, что предполагаемая к трансграничному перемещению продукция не относится к категории озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и ее трансграничное перемещение осуществляется в порядке, предусмотренном для обычной продукции, и не является предметом государственного регулирования, о выдаче их дубликатов; баз данных (реестров) заключений государственной экологической экспертизы; баз данных (реестров) внештатных экспертов государственной экологической экспертизы, а также по актам приемки-передачи в срок до 01.11.2010 в соответствии с планом мероприятий, предусмотренным пунктом 2 указанного приказа, передачу следующей информации об исполнении государственных функций: реестров лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, лицензионных дел; реестра выданных в 2010 году заключений о том, что предполагаемая к трансграничному перемещению продукция не относится к категории озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и ее трансграничное перемещение осуществляется в порядке, предусмотренном для обычной продукции, и не является предметом государственного регулирования, о выдаче их дубликатов; реестра заключений государственной экологической экспертизы; реестра внештатных экспертов государственной экологической экспертизы; реестра выданных, переоформленных в 2010 году решений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, о решениях, действие которых приостановлено или отменено, о выдаче дубликатов решений; реестра выданных в 2010 году разрешений на трансграничное перемещение ядовитых веществ; реестра выданных в 2010 году разрешений (заключений) на трансграничное перемещение отходов; реестра образовательных учреждений, реализующих программы подготовки специалистов в области обеспечения экологической безопасности (в том числе при обращении с опасными отходами), согласовавших образовательные программы; базы данных учета отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, предоставляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате деятельности которых образуются отходы, за 2010 год; базы данных об объектах размещения отходов, сформированной на основе проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Суды установили, что перечень переданной информации не содержит указания на передачу ГРОРО, поименованного в постановлении Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов".
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 утвержден вышеуказанный Порядок N792 ведения государственного кадастра отходов. Нормативный акт вступил в законную силу с 01.08.2014.
Согласно пунктам 1, 2 Порядка N 792 порядок ведения государственного кадастра отходов устанавливает процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. Государственный кадастр отходов (далее - ГКО) включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе.
Понятие Государственного реестра объектов размещения отходов содержится в пункте 16 Порядка N 792, согласно которому ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В силу положений пунктов 18, 19, 20 Порядка N 792 ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами N 49 инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49.
Территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО: наименование объекта размещения отходов; назначение объекта размещения отходов ("хранение отходов" либо "захоронение отходов") с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО; местонахождение объекта размещения отходов - код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта; сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов ("имеется" либо "отсутствует") на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду; предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта Российской Федерации; сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов, включая: наименование, место нахождения юридического лица, фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.
Служба в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа службы: рассматривает указанную информацию, присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО, принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц.
В соответствии с Правилами N 49 инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.
Источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация.
По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах согласно приложению к настоящим Правилам.
Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется службой и территориальными органами службы: для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов; при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов; в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами.
Служба размещает на своем официальном сайте в сети Интернет для свободного и бесплатного доступа электронную версию характеристики объекта размещения отходов, указанной в пункте 6 названных Правил, и программное обеспечение для ее формирования.
Учитывая изложенное, включение объектов размещения отходов в ГРОРО должно осуществляться с соблюдением требований Порядка N 792 и Правила N 49. Включение службой объекта размещения отходов в ГРОРО автоматически, минуя установленный порядок, не предусмотрено.
Суды установили, что характеристика объекта размещения отходов, эксплуатацию которого осуществляет общество, в целях включения его в ГРОРО в территориальный орган службы представлена 25.12.2014.
Доказательства того, что на момент обращения с письмом от 08.08.2014 в службу и департамент общество было включено в соответствующий реестр, либо провело инвентаризацию объекта размещения отходов в порядке, определенном Правилами N 49, и представило информацию об объекте размещения отходов в соответствии с требованиями, установленными в пунктах 18, 19 Порядка N 792, в территориальный орган службы не представлены.
Суды сделали правильный вывод, что ввиду несоблюдения обществом в целях включения объекта размещения отходов в ГРОРО вышеприведенных положений, требование о признании бездействия департамента по неосуществлению действий по включению в государственный реестр объектов размещения отходов объекта размещения отходов общества удовлетворению не подлежит.
Доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по указанным в кассационной жалобе основаниям не установлены.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.04.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2015 по делу N А63-13732/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.