В соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 1067 "Об утверждении Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 44, ст. 6130);
постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 613 "О внесении изменений в Правила осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 19, ст. 2990).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 мая 2023 г. N 740
Правила
осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности
См. Административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденный приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 26 ноября 2020 г. N 466
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами (далее - орган государственного контроля) федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности (далее соответственно - объект топливно-энергетического комплекса, государственный контроль).
2. Государственный контроль представляет собой деятельность органа государственного контроля, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, предъявляемых в соответствии с Федеральным законом "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - обязательные требования), посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения обязательных требований субъектами топливно-энергетического комплекса, выявления нарушений обязательных требований, а также принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований.
3. Государственный контроль осуществляется посредством проведения проверок объектов топливно-энергетического комплекса (далее - проверка), а также профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований.
4. Проверка проводится на плановой и внеплановой основе по месту нахождения объекта топливно-энергетического комплекса.
5. Срок проведения плановой (внеплановой) проверки не должен превышать 20 рабочих дней.
6. Плановая (внеплановая) проверка проводится в рабочее время, установленное правилами внутреннего трудового распорядка на объекте топливно-энергетического комплекса.
7. Проведение плановой (внеплановой) проверки в отношении объекта топливно-энергетического комплекса, на котором осуществляются работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и ознакомление с такими сведениями осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
8. Результатами проведения плановой (внеплановой) проверки являются:
а) акт плановой (внеплановой) проверки (далее - акт проверки);
б) предписание об устранении выявленных нарушений (в случае установления факта несоответствия фактического состояния безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса обязательным требованиям) либо предписание, выданное повторно (в случае установления факта неисполнения субъектом топливно-энергетического комплекса предписания органа государственного контроля об устранении нарушений обязательных требований);
в) протокол об административном правонарушении либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (в случаях, предусмотренных подпунктом "б" настоящего пункта).
II. Организация и проведение плановой проверки
9. Предметом плановой проверки является оценка соблюдения субъектом топливно-энергетического комплекса обязательных требований.
10. Плановая проверка проводится не чаще одного раза в год для объектов топливно-энергетического комплекса высокой категории опасности, одного раза в 2 года - для объектов топливно-энергетического комплекса средней категории опасности и одного раза в 3 года - для объектов топливно-энергетического комплекса низкой категории опасности, начиная с даты окончания предыдущей плановой проверки.
В случае присвоения или изменения существующей категории опасности объекта топливно-энергетического комплекса плановая проверка проводится не ранее 3 месяцев со дня такого присвоения (изменения).
11. План проведения плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса (далее - ежегодный план) формируется, утверждается руководителем территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (далее - территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации) по согласованию с антитеррористической комиссией в субъекте Российской Федерации и до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляется в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации для формирования сводного ежегодного плана с одновременным размещением на официальном сайте территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
12. Сводный ежегодный план размещается до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, на официальном сайте Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в сети "Интернет".
13. Типовая форма ежегодного плана устанавливается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
14. Изменения в ежегодный план вносятся территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по согласованию с антитеррористической комиссией в субъекте Российской Федерации.
Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях размещаются на официальном сайте территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня их поступления после согласования антитеррористической комиссией в субъекте Российской Федерации.
15. К основаниям для внесения изменений в ежегодный план относятся:
а) невозможность проведения плановой проверки объекта топливно-энергетического комплекса вследствие его ликвидации;
б) изменение категории опасности объекта топливно-энергетического комплекса;
в) поручения или указания Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации.
16. О проведении плановой проверки руководитель или иное должностное лицо субъекта топливно-энергетического комплекса, на которое возложены функции по организации обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, наделенное полномочиями по представлению интересов субъекта топливно-энергетического комплекса при осуществлении государственного контроля (далее - уполномоченный представитель субъекта топливно-энергетического комплекса), уведомляется соответствующим органом государственного контроля не позднее 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, позволяющим подтвердить факт вручения такого уведомления, информационного письма с приложением выписки из ежегодного плана.
17. Перед началом проведения плановой проверки должностное лицо органа государственного контроля, осуществляющее плановую проверку, одновременно со своим служебным удостоверением предъявляет уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса выписку из ежегодного плана, заверенную печатью органа государственного контроля, проводящего плановую проверку.
18. При проведении плановой проверки не подлежат оценке нарушения обязательных требований, срок устранения которых к дате окончания плановой проверки не истек.
III. Организация и проведение внеплановой проверки
19. Предметом внеплановой проверки является оценка соблюдения субъектом топливно-энергетического комплекса обязательных требований, в том числе посредством исполнения предписаний органа государственного контроля, проведения мероприятий по предотвращению причинения или возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, безопасности государства, повреждения или уничтожения имущества вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом топливно-энергетического комплекса обязательных требований.
20. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
а) истечение срока исполнения предписания органа государственного контроля об устранении выявленных нарушений;
б) поступление в орган государственного контроля сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям вследствие совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса либо угрозы его совершения, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении субъектом топливно-энергетического комплекса обязательных требований;
в) поручение или указание Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации;
г) решение руководителя органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки объекта топливно-энергетического комплекса в случае, если ранее проведение плановой (внеплановой) проверки оказалось невозможным в связи с действиями (бездействием) субъекта топливно-энергетического комплекса и (или) его должностных лиц, воспрепятствовавшими ее проведению.
21. Внеплановая проверка проводится на основании распоряжения руководителя органа государственного контроля.
22. О проведении внеплановой проверки субъект топливно-энергетического комплекса уведомляется соответствующим органом государственного контроля не позднее 48 часов до начала ее проведения посредством направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, позволяющим подтвердить факт вручения такого уведомления, информационного письма с приложением копии распоряжения руководителя органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки (за исключением внеплановой проверки, проводимой по основаниям, указанным в подпунктах "б" и "г" пункта 20 настоящих Правил).
До начала проведения внеплановой проверки орган государственного контроля информирует о проведении внеплановой проверки антитеррористическую комиссию в субъекте Российской Федерации с приложением документов, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.
23. Перед началом проведения внеплановой проверки должностное лицо органа государственного контроля, осуществляющее внеплановую проверку, одновременно со своим служебным удостоверением предъявляет уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса копию распоряжения руководителя органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки, заверенную печатью органа государственного контроля, а также копии документов, послуживших основанием ее проведения.
24. К проведению внеплановой проверки по основанию, указанному в подпункте "а" пункта 20 настоящих Правил, орган государственного контроля обязан приступить не позднее одного месяца с даты истечения срока устранения выявленных нарушений обязательных требований.
25. Внеплановая проверка по основанию, указанному в подпункте "а" пункта 20 настоящих Правил, не проводится на основании распоряжения руководителя органа государственного контроля, если:
а) право владения объектом топливно-энергетического комплекса перешло от субъекта топливно-энергетического комплекса, которому выдано предписание об устранении нарушений, к другому лицу и новый субъект топливно-энергетического комплекса не является правопреемником прежнего;
б) субъектом топливно-энергетического комплекса в орган государственного контроля представлены документы, подтверждающие исполнение предписания органа государственного контроля целиком или в той части, в которой сроки устранения выявленных нарушений обязательных требований истекли к началу проведения внеплановой проверки.
26. Типовая форма распоряжения руководителя органа государственного контроля о проведении (непроведении) внеплановой проверки устанавливается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
27. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте "б" пункта 20 настоящих Правил, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
28. При проведении внеплановой проверки не подлежат оценке нарушения обязательных требований, срок устранения которых к дате окончания внеплановой проверки не истек.
IV. Обязанности должностного лица органа государственного контроля при проведении плановой (внеплановой) проверки
29. Должностное лицо органа государственного контроля при проведении плановой (внеплановой) проверки обязано:
а) проводить плановую (внеплановую) проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения;
б) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений субъектом топливно-энергетического комплекса обязательных требований;
в) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы субъекта топливно-энергетического комплекса, плановая (внеплановая) проверка объектов топливно-энергетического комплекса которого проводится;
г) проводить плановую проверку на основании ежегодного плана, а внеплановую проверку - на основании распоряжения руководителя органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки с предъявлением копий документов, послуживших основанием ее проведения;
д) запрашивать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (далее - перечень документов и (или) информации), в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, а также предоставлять возможность ознакомления с ними уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса;
е) не препятствовать уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса присутствовать при проведении плановой (внеплановой) проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к ее предмету;
ж) предоставлять уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса, присутствующему при проведении плановой (внеплановой) проверки, информацию и документы, относящиеся к ее предмету;
з) знакомить уполномоченного представителя субъекта топливно-энергетического комплекса с результатами плановой (внеплановой) проверки;
и) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании субъектом топливно-энергетического комплекса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
к) соблюдать сроки проведения плановой (внеплановой) проверки, установленные настоящими Правилами;
л) пройти у уполномоченного представителя субъекта топливно-энергетического комплекса в первый день плановой (внеплановой) проверки инструктаж по соблюдению техники безопасности при нахождении на территории проверяемого объекта топливно-энергетического комплекса;
м) осуществить запись о проведенной плановой (внеплановой) проверке в журнале учета проверок на объекте топливно-энергетического комплекса (при его наличии).
30. В случае если проведение плановой (внеплановой) проверки объекта топливно-энергетического комплекса оказалось невозможным в связи с действиями (бездействием) субъекта топливно-энергетического комплекса и (или) его должностных лиц, воспрепятствовавшими ее проведению, должностное лицо органа государственного контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
31. Типовая форма акта о невозможности проведения плановой (внеплановой) проверки устанавливается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
32. Руководитель органа государственного контроля в течение 3 месяцев со дня составления акта о невозможности проведения плановой (внеплановой) проверки принимает решение о проведении в отношении объекта топливно-энергетического комплекса внеплановой проверки без уведомления субъекта топливно-энергетического комплекса.
33. Должностным лицам органа государственного контроля при осуществлении государственного контроля запрещено требовать от субъекта топливно-энергетического комплекса или его уполномоченного представителя документы и (или) информацию, указанные в перечне документов и (или) информации.
V. Порядок оформления результатов плановой (внеплановой) проверки
34. По результатам плановой (внеплановой) проверки должностным лицом органа государственного контроля, проводящим соответствующую проверку, составляется акт проверки по установленной форме.
35. Типовая форма акта проверки органа государственного контроля устанавливается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
36. К акту проверки, подписываемому должностным лицом органа государственного контроля, проводившим соответствующую проверку, прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения должностных лиц субъекта топливно-энергетического комплекса, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписание об устранении выявленных нарушений, а также копии протоколов об административных правонарушениях и иные связанные с результатами плановой (внеплановой) проверки документы или их копии.
37. Акт проверки оформляется в день ее завершения в 2 экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса под расписку об ознакомлении. В случае отсутствия уполномоченного представителя субъекта топливно-энергетического комплекса, а также отказа в ознакомлении с актом проверки органом государственного контроля акт проверки с копиями приложений направляется субъекту топливно-энергетического комплекса заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, позволяющим подтвердить факт вручения такого уведомления, которое приобщается к экземпляру акта проверки, предназначенному для хранения в органе государственного контроля.
38. Результаты плановой (внеплановой) проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную и иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
39. В случае выявления при проведении плановой проверки, а также внеплановой проверки, проводимой по основаниям, указанным в подпунктах "б" - "г" пункта 20 настоящих Правил, нарушений субъектом топливно-энергетического комплекса обязательных требований должностное лицо органа государственного контроля, проводившее соответствующую проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано:
а) выдать предписание субъекту топливно-энергетического комплекса об устранении выявленных нарушений с указанием разумного срока (сроков) их устранения (если нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлен иной срок);
б) принять решение о составлении протокола (протоколов) об административном правонарушении за нарушение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, либо о вынесении мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
в) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений обязательных требований по истечении срока (сроков), установленного предписанием об устранении выявленных нарушений.
40. Типовая форма предписания органа государственного контроля об устранении выявленных нарушений устанавливается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
41. В случае невозможности исполнения предписания, предусмотренного подпунктом "а" пункта 39 настоящих Правил, по причинам, независящим от субъекта топливно-энергетического комплекса, руководитель органа государственного контроля при поступлении в орган государственного контроля мотивированного обращения субъекта топливно-энергетического комплекса вправе продлить срок исполнения указанного предписания, но не более чем на один год, уведомив субъекта топливно-энергетического комплекса о принятии такого решения в течение 30 календарных дней со дня регистрации указанного обращения.
42. В случае выявления при проведении внеплановой проверки, проводимой по основанию, указанному в подпункте "а" пункта 20 настоящих Правил, факта невыполнения субъектом топливно-энергетического комплекса предписания об устранении выявленных нарушений в той части, в которой сроки устранения выявленных нарушений обязательных требований истекли к дате окончания проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля, проводившее внеплановую проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано:
а) принять решение о составлении протокола (протоколов) об административном правонарушении либо о вынесении мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
б) выдать повторно предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса высокой категории опасности, со сроком исполнения не более 3 месяцев, средней категории опасности - не более 6 месяцев, низкой категории опасности - не более 9 месяцев с даты окончания внеплановой проверки;
в) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений обязательных требований по истечении срока, установленного выданным повторно предписанием об устранении выявленных нарушений.
43. Предписание, указанное в подпункте "б" пункта 42 настоящих Правил, выдается однократно и продлению не подлежит.
VI. Недействительность результатов плановой (внеплановой) проверки
44. Результаты плановой (внеплановой) проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением либо нарушениями установленных настоящими Правилами требований к организации и проведению плановой (внеплановой) проверки, не могут являться доказательствами нарушения субъектом топливно-энергетического комплекса требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и подлежат отмене.
45. Результаты плановой (внеплановой) проверки объекта топливно-энергетического комплекса отменяются распоряжением руководителя органа государственного контроля по результатам служебной проверки по факту грубого нарушения либо нарушений установленных настоящими Правилами требований к организации и проведению плановой (внеплановой) проверки, проведенной:
а) по заявлению субъекта топливно-энергетического комплекса;
б) по вступившему в законную силу решению суда о прекращении производства по делу об административном правонарушении, возбужденному органом государственного контроля в отношении субъекта топливно-энергетического комплекса и (или) его должностных лиц;
в) по представлению прокурора;
г) по письменному решению вышестоящего органа государственного контроля.
46. К грубым нарушениям установленных настоящими Правилами требований к организации и проведению плановой (внеплановой) проверки относятся:
а) проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план;
б) отсутствие уведомления или нарушение срока уведомления о проведении плановой (внеплановой) проверки;
в) отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки;
г) несоблюдение порядка вручения акта проверки, указанного в пункте 37 настоящих Правил.
47. Плановая (внеплановая) проверка, результаты которой отменены, проводится повторно органом государственного контроля по согласованию с антитеррористической комиссией в субъекте Российской Федерации не ранее чем через 3 месяца с даты окончания соответствующей проверки.
VII. Ответственность органа государственного контроля, его должностных лиц при проведении плановой (внеплановой) проверки
48. Орган государственного контроля и его должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей и совершения неправомерных действий (бездействия) при проведении плановой (внеплановой) проверки
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правительство обновило правила федерального госконтроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК, которым присвоена категория опасности.
Госконтроль проводят Росгвардия и ее территориальные органы. Возможны плановые и внеплановые проверки, а также профилактические мероприятия. Срок проверки не должен превышать 20 рабочих дней.
Прежний порядок госконтроля утрачивает силу.
Постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
Постановление Правительства РФ от 12 мая 2023 г. N 740 "Об утверждении Правил осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 13 мая 2023 г. N 0001202305130006
Собрание законодательства Российской Федерации, 15 мая 2023 г. N 20 ст. 3568