г. Краснодар |
|
06 ноября 2015 г. |
Дело N А53-28297/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Айбатулина К.К. и Рогальского С.В., при участии в судебном заседании от истца - муниципального унитарного предприятия "Каменсктеплосеть" (ИНН 6147006316, ОГРН 1026102108075) - Колган И.Ю. (доверенность от 12.01.2015), Кравцовой Е.И. (доверенность от 26.05.2015), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Исток"" (ИНН 6147025750, ОГРН 1066147020906), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Исток"" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.04.2015 (судья Казаченко Г.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 (судьи Фахретдинов Т.Р., Ильина М.В., Тимченко О.Х.) по делу N А53-28297/2014, установил следующее.
МУП "Каменсктеплосеть" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Управляющая компания "Исток"" (далее - управляющая компания), в котором просило обязать ответчика заключить договор горячего водоснабжения и договор теплоснабжения на условиях, предложенных предприятием.
В ходе рассмотрения дела предприятие в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило исковые требования и просило обязать ответчика заключить договор горячего водоснабжения и договор теплоснабжения на условиях, предложенных истцом, с учетом отзыва ответчика.
Решением от 29.04.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.07.2015, суд обязал управляющую компанию заключить договоры горячего водоснабжения и теплоснабжения на условиях, предложенных предприятием, с учетом отзыва ответчика. С управляющей компании в пользу предприятия взыскано 8 тыс. рублей судебных расходов на уплату государственной пошлины и 400 рублей судебных издержек. Судебные акты мотивированы тем, что представленные истцом проекты договоров горячего водоснабжения и теплоснабжения содержат все существенные условия и соответствуют действующему законодательству Российской Федерации. Управляющая компания не оспорила проекты договоров. Ответчик должен производить расчеты за коммунальные услуги с населением и представлять предприятию квитанции на оплату коммунальных услуг, в которых необходимо указывать отдельными строками суммы на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды и суммы на оплату коммунальных услуг на индивидуальные нужды. Плата за коммунальные ресурсы, потребленные в жилом помещении собственника помещения в многоквартирном доме, может вноситься собственниками непосредственно в ресурсоснабжающую организацию. Управляющая организация перечисляет предприятию плату за коммунальный ресурс, потребленный при использовании общего имущества многоквартирного дома.
В кассационной жалобе управляющая компания просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, управляющая компания не обязана заключать спорные договоры, поскольку собственники квартир многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, не поручали ответчику предоставлять им коммунальные услуги и оплачивают коммунальные услуги непосредственно предприятию. Понуждение к заключению договоров на оказание коммунальных услуг нарушает положения пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124). Большинство собственников помещений многоквартирных домов отказываются получать коммунальные услуги от ответчика, что подтверждается имеющимися в материалах дела протоколами общих собраний.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит отказать в ее удовлетворении, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Управляющая компания просила рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы отзыва и пояснили, что стороны подписали договоры.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, предприятие создано в целях производства и реализации тепловой энергии, эксплуатации и ремонта тепловых сетей, котельных, находящихся в собственности муниципального образования г. Каменск-Шахтинский, и получения прибыли. Предметом деятельности предприятия является обеспечение населения муниципального образования г. Каменск-Шахтинский услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Истец - единственный поставщик тепловой энергии и горячего водоснабжения для нужд г. Каменска-Шахтинского.
В целях устранения бездоговорной поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения для многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, предприятие неоднократно направляло управляющей компании для заключения проекты договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения с приложениями (письма от 26.03.2014 N 699, от 27.03.2014 N 726, от 31.03.2014 N 739, от 28.05.2014 N 1213, от 19.06.2014 N 1348, 1349, от 20.06.2014 N 1352, от 18.09.2014 N 1891 и от 29.09.2014 N 1949).
Ответчик договоры не подписывал и истцу не возвращал, мотивированные возражения не представлял.
Полагая, что управляющая компания необоснованно уклоняется от заключения публичных договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения, предприятие обратилось с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 421 и 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 155, 157 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами N 124 и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу пункта 10 Правил N 124 ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с названными Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации. Пунктом 11 Правил N 124 установлено, что в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе названными Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Исполнитель вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), и в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (пункт 12 Правил N 124).
Названные основания для отказа от заключения договоров отсутствуют.
В силу пункта 3 Правил N 124 договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных данными Правилами особенностей.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции стороны согласовали все спорные условия договора, предприятие уточнило исковые требования с учетом отзыва ответчика. Суд, установив, что проекты договоров горячего водоснабжения и теплоснабжения содержат все существенные условия, предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Правилами N 124 и 354, утвердил договоры в редакции, согласованной с ответчиком.
Управляющая компания не оспаривает условия утвержденных в судебном порядке договоров, однако считает, что поскольку собственники многоквартирных домов, находящихся в ее управлении, имеют прямые договоры об оказании коммунальных услуг с предприятием и не принимали на общих собраниях решения об избрании компании исполнителем коммунальных услуг, то судебные акты следует отменить.
Изложенные доводы оценены судами первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены. В силу части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12).
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (пункт 13 Правил N 354).
Ответчик является управляющей организацией. Внесение собственниками помещений и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям не освобождает его от обязанности быть исполнителем коммунальных услуг для собственников и нанимателей многоквартирного дома, находящегося в управлении управляющей компании, и оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259 указал следующее. С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления. Принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения. Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены решения и постановления, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.04.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 по делу N А53-28297/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Леонова |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.