г. Краснодар |
|
09 ноября 2015 г. |
Дело N А53-777/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "325 авиационный ремонтный завод" (ИНН 6154105808, ОГРН 1066154102960) - Чирковой Т.В. (доверенность от 24.02.2015), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Таганрогу Ростовской области - Лихо Д.Г. (доверенность от 24.02.2015), Леоненко Н.В. (доверенность от 23.12.2014), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Таганрогу Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.05.2015 (судья Тихоновский Ф.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 (судьи Стрекачёв А.Н., Емельянов Д.В., Сулименко Н.В.) по делу N А53-777/2015, установил следующее.
ОАО "325 авиационный ремонтный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Таганрогу Ростовской области (далее - инспекция) от 06.10.2014 N 9325 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 13.05.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.07.2015, признано недействительным решение инспекции от 06.10.2014 N 9325. Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества и взыскал с инспекции в пользу общества 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Возвратил обществу из федерального бюджета 1 тыс. рублей, излишне уплаченных по платёжному поручению от 19.01.2015 N 38.
Судебные акты мотивированы тем, что предоставленный обществу на праве собственности спорный земельный участок не является объектом налогообложения земельным налогом, так как ограничен в обороте, предназначен для целей обороны и безопасности Российской Федерации.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 13.05.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 17.07.2015, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что спорный земельный участок принадлежит обществу на праве собственности, поэтому не может рассматриваться как ограниченный в обороте и, следовательно, признается объектом налогообложения земельным налогом. Для признания земельного участка ограниченным в обороте необходимо соблюдение двух условий: нахождение земельного участка в государственной или муниципальной собственности и наличие документов, подтверждающих юридическое и фактическое использование данного участка для целей, предусмотренных Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Федеральным законом от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности". Вывод судов о фактическом нахождении спорного земельного участка в федеральной собственности не соответствует закону и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год.
В соответствии с первичной налоговой декларацией общество исчислило к уплате 9 521 157 рублей земельного налога в отношении участка с кадастровым номером 61:58:0005274:169, кадастровой стоимостью 952 115 687 рублей, с учетом ставки в размере 1 %, установленной решением городской Думы города Таганрога от 29.09.2005 N 108 (в соответствующей редакции), для земель фабрик, заводов и комбинатов.
По уточненной налоговой декларацией заявлено к уменьшению 9 521 157 рублей налога, по результатам камеральной проверки которой составлен акт от 19.06.2014 N 40921 и вынесено решение от 06.10.2014 N 9325 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу начислено 9 521 157 рублей земельного налога.
Не согласившись с решением инспекции, общество направило апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области, которое решением от 10.12.2014 N 15-15/2967 оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения, решение инспекции - без изменения.
В порядке статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение инспекции в арбитражный суд.
Судебные инстанции установили, всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о незаконности начисления обществу земельного налога за 2011 год, правомерно исходя из следующего.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 389 Кодекса также не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как определено подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничены в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 Кодекса.
В соответствии со статьей 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законами. Подпунктом 2 пункта 2 статьи 93 Кодекса установлено, что в целях обеспечения обороны земельные участки могут предоставляться для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов.
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
При этом ограничение таких земельных участков в обороте и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков. Ограничение таких земельных участков в обороте и их исключение из объектов налогообложения по земельному налогу связано с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка для целей обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд государства.
К ограниченным в обороте по указанному основанию могут быть отнесены земельные участки как из земель обороны и безопасности, так и из земель иных категорий, в том числе земель населенных пунктов, фактически используемых для целей обороны и безопасности государства.
Суды установили, что общество является собственником земельного участка, который предоставлен в бессрочное пользование его правопредшественнику - ФГУП "325 АРЗ" для размещения 325 авиационного ремонтного завода. На основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 08.09.2006 N 3395-р и передаточного акта от 24.11.2006 за заводом зарегистрирован на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 61:58:05274:0169, площадью 415 180 кв. м, по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Циолковского, 42, категории земель "Земли населенных пунктов". Данный факт подтвержден свидетельством о государственной регистрации права от 03.04.2007. В кадастровом паспорте на данный земельный участок установлено разрешенное использование: в целях эксплуатации производственной базы, при этом производственная база представляет собой имущественный комплекс, используемый для целей обороны Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 ФГУП "325 АРЗ" преобразовано в ОАО "325 АРЗ" со 100% акций (минус одна акция), находящихся в федеральной собственности.
Согласно пункту 4.1 Устава общества, утвержденного распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 08.09.2006 N 3395-р, (далее - Устав) основными целями деятельности общества являются выполнение государственного оборонного заказа, производство продукции, выполнение работ и услуг для нужд Минобороны России, других органов исполнительной власти, юридических и физических лиц, а также удовлетворение других общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли. Общество обеспечивает приоритетное направление (первоочередное) выполнение работ (услуг) по государственному оборонному заказу и ремонту авиационной техники для нужд Минобороны России, а также поддержание мобилизационных мощностей по эксплуатируемой Минобороны России авиационной технике. Согласно пункту 3.5 Устава общество осуществляет мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 3.6 Устава предусмотрено, что общество проводит работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р общество внесено в перечень стратегических организаций, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность. Согласно данному распоряжению федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию единой государственной политики для общества, является Министерство обороны Российской Федерации.
Приказами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса" общество отнесено к организациям, подведомственным и находящимся в сфере ведения Министерства обороны Российской Федерации (от 02.07.2014 N 1067, от 22.04.2014 N 758, от 23.10.2013 N 1703, от 05.02.2013 N 137 и др.).
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 в целях управления имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, Министерство обороны Российской Федерации осуществляетот имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Суды установили, что общество имеет лицензии на осуществление деятельности, связанной с обеспечением обороны государства; осуществляет деятельность по обеспечению и исполнению контрактов по оборонному заказу.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали обоснованный вывод о том, что общество входит в систему стратегических предприятий Министерства обороны Российской Федерации и осуществляет деятельность, направленную на обеспечение безопасности и обороноспособности государства. При этом суды учли правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 18260/10.
При отсутствии правоустанавливающих документов, подтверждающих отнесение земельных участков к категории земель обороны, основания для их квалификации как используемых для обеспечения обороны могут быть подтверждены сведениями о статусе организации (отнесение ее к категории стратегических предприятий и организаций, осуществляющих разработку, производство, ремонт вооружения, военной техники и боеприпасов) и документами, подтверждающими фактическое использование земельных участков для указанных целей.
Инспекция не опровергла выводы судебных инстанций о том, что общество осуществляет деятельность, связанную с обеспечением обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что спорный земельный участок соответствует критериям, установленным в подпункте 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, относится к ограниченным в обороте, следовательно, не признается объектом обложения земельным налогом, и обоснованно удовлетворили заявление общества, признав решения инспекции от 06.10.2014 N 9325 не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, повторяют доводы апелляционной жалобы, которые получили надлежащую правовую оценку в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которые оценены с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы инспекции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.05.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 по делу N А53-777/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.