г. Краснодар |
|
09 ноября 2015 г. |
Дело N А25-1011/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Денека И.М., судей Гиданкиной А.В. и Калашниковой М.Г., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фермерское хозяйство "Фирма Сатурн"" (ОГРН 1020900611049), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0901024631, ОГРН 1030900721830), иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фермерское хозяйство "Фирма Сатурн"" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.04.2015 (судья Салпагаров К.Х.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А25-1011/2014, установил следующее.
ООО "Фермерское хозяйство "Фирма Сатурн"" (далее - общество, фермерское хозяйство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление, антимонопольный орган) со следующими требованиями:
- признать недействительным приказ управления от 07.03.2014 N 24/09 "О включении и внесении изменений в "Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов", предусмотренный пунктом 8 части 1 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- признать незаконными действия (бездействие) управления, выразившиеся в отказе в удовлетворении заявления общества об исключении его из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%.
Решением суда от 17.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.07.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы правомерностью действий управления по включению общества в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%. Оспариваемый ненормативный акт управления является законным и обоснованным. Проведенный управлением анализ состояния конкуренции на товарном рынке полностью соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденному приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок N 220).
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что общество необоснованно включено в Реестр по позиции "переработка молока и производство сыра" (код ОКВЭД 15.51). Основанием для признания приказа управления недействительным является аналитический отчет, в котором неверно определены географические границы товарного ранка; состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей; объем товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; уровень концентрации товарного рынка; барьеры входа на товарный рынок. Заявитель не является крупнейшим переработчиком сырого молока на территории Карачаево-Черкесской Республики.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 03.07.1998 общество зарегистрировано администрацией Адыге-Хабльского района Карачаево-Черкесской республики в качестве юридического лица (ОГРН 1020900611049).
Фермерское хозяйство занимается следующими видами деятельности: производство кисломолочной продукции (код по ОКВЭД 15.51.13); сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества (код по ОКВЭД 70.20.2); производство творога и сырково-творожных изделий (код по ОКВЭД 15.51.14); производство сыра (код по ОКВЭД 15.51.4); производство молока, сливок и других молочных продуктов в твердых формах (код по ОКВЭД 15.51.2); производство обработанного жидкого молока (код по ОКВЭД 15.51.11); производство сметаны и жидких сливок (код по ОКВЭД 15.51.12); производство коровьего масла (код по ОКВЭД 15.51.3).
Приказом управления от 26.09.2011 N 229/09 общество включено в "Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов" (далее - Реестр).
Указанный Приказ общество в судебном порядке не обжаловало.
25 октября 2013 года общество обратилось с жалобой в ФАС России, в которой указало, что 04.09.2013 подано заявление об исключении сведений о нем из Реестра.
В нарушение пункта 3.58 административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 N 6, управление не обеспечило подготовку аналитического отчета в установленный регламентом срок.
25 ноября 2013 года управление по результатам рассмотрения жалобы общества от 25.10.2013 вынесло решение, которым жалоба удовлетворена частично. Управлению поручено проверить обоснованность нахождения общества в Реестре и в случае отсутствия оснований для нахождения общества в Реестре исключить его из Реестра.
7 марта 2014 года управление составило аналитический отчет, на основании которого вынесен от 07.03.2014 приказ N 24/09 "О включении и внесении изменений в "Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов", предусмотренный пунктом 8 части 1 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), согласно которому установлено увеличение доли на рынке определенного товара до уровня более чем пятьдесят процентов.
Общество, не согласившись с приказом управления от 07.03.2014 N 24/09, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пунктом 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Согласно пунктам 8, 10 части 1 статьи 23 Закон о защите конкуренции антимонопольный орган вправе вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, порядок формирования и ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации, а также устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.
Порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, установлен правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 "Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере, более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 14 Правил основаниями для принятия решения об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра является: а) аналитический отчет, подготовленный в соответствии с подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил;
б) заверенные в установленном порядке документы, свидетельствующие о ликвидации юридические лица (прекращение деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя); в) решение суда об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из реестра.
Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке в целях формировании реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, включает следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка; г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей; д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; е) определение уровня концентрации товарного рынка; ж) определение барьеров входа на товарный рынок; з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке; и) составление аналитического отчета.
Из материалов дела следует, что антимонопольный орган в соответствии с методическими рекомендациями ФАС России (от 07.12.2010 N ЦА/43327) изучил рынок сырого молока на территории Карачаево-Черкесской Республики (временной интервал с 2008 по 2010 год). По результатам проведенного анализа установлено, что фермерское хозяйство занимает доминирующее положение на указанном рынке с долей 40,5% в 2010 году.
Приказом управления от 26.09.2011 общество включено в Реестр.
В рамках настоящего спора установлено, что общество обратилось в антимонопольный орган с заявлением об исключении его из Реестра, поскольку согласно данным об объемах закупок сырого молока и его переработки, производства и реализации, представленным на предприятии, общество не является хозяйствующим субъектом, имеющим долю на рынке определенного товара в размере более 35% по позиции "переработка сырого молока и производство сыра" (ОКВЭД 15.51).
Судами установлено, что управление провело анализ состояния конкуренции на рынке сырого молока (временной интервал 2011 - 2013 годы). В материалы дела представлен аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке сырого молока на территории Карачаево-Черкесской Республики от 07.03.2014 (т. 1, л. д. 144 - 152).
В ходе анализа рынка по переработке сырого молока в Карачаево-Черкесской Республике Управление в соответствии с пунктом 1.5 Порядка руководствовалось данными официальной статистической информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Карачаево-Черкесской Республике о действующих на территории республики предприятиях-переработчиках сырого молока, осуществляющих деятельность в период с 2011 по 2013 годы.
С целью определения продуктовых границ было проведено предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров. При определении продуктовых границ учтено мнение покупателей. Предварительно продуктовые границы рынка определены как молоко сырое для последующей переработки.
Суды пришли к выводу о том, что управление правильно определило применительно к коду ОКВЭД 15.51 продуктовые границы товарного рынка как "переработка молока и производство сыра". Установление географических границ рынка, которые совпадают с границами Карачаево-Черкесской Республики, основаны управлением на экономической возможности покупателя приобрести товар на территории республики и отсутствии этой возможности за ее пределами.
Суды в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценили представленные в дело доказательства и сделали обоснованный вывод о том, что аналитический отчет управления от 07.03.2014 соответствует всем требованиям, указанным в Порядке N 220 и Правилах, управление правомерно включило общество в Реестр.
Суды обоснованно отклонили доводы общества о том, что управление некорректно определило географические границы товарного рынка, неверно рассчитало объемы товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов. Закупка предприятиями-переработчиками сырого молока, расположенными на территории Карачаево-Черкесской Республики, молока в других регионах Российской Федерации не имеет значения для данного исследования, так как целью закупки продукта является его переработка, которая осуществляется на территории указанного субъекта. Количество выявленных хозяйствующих субъектов являлось достаточным для подтверждения гипотезы о доминирующем положении общества, так как состав хозяйствующих субъектов известен из статистических данных Росстата, а доля каждого из крупнейших производителей отражена в их ответах на запрос о предоставлении информации. Из сведений, предоставленных предприятиями, об общем объеме закупленного для последующей переработки сырого молока усматривается, что общество обладая долей более 65% (79,97% в 2011 году, 69,31% в 2012 году, 69,83% в 2013 году), является крупнейшим переработчиком сырого молока на территории Карачаево-Черкесской Республики.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы изучены судом кассационной инстанции и отклоняются как несостоятельные, не основанные на надлежащем толковании действующего законодательства и опровергаемые материалами дела, а также установленными судами обеих инстанций обстоятельствами. Данные доводы кассационной жалобы фактически дублируют доводы апелляционной жалобы и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.04.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу N А25-1011/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.М. Денека |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.