Информационно-методические материалы по организации профилактической работы в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также в профессиональных образовательных организациях по вопросам предотвращения распространения идеологического воздействия террористических течений на обучающихся*
(направлены письмом Министерства просвещения РФ от 11 апреля 2023 г. N ТВ-784/03)
Информационно-методические материалы направлены на формирование системного подхода к выстраиванию и проведению профилактической работы в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также в профессиональных образовательных организациях (далее вместе - образовательные организации) по вопросам предотвращения распространения идеологического воздействия террористических течений на обучающихся.
Методические рекомендации основываются на опыте НЦПТИ ФГАНУ НИИ "Спецвузавтоматика" и предназначены для должностных лиц, ответственных за проведение профилактической работы в образовательных организациях.
Нормативная правовая база по организации и проведению профилактической работы
Необходимость проведения профилактической работы для предотвращения распространения идеологического воздействия террористических течений закреплена в действующем законодательстве Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации устанавливает равенство прав и свобод граждан вне зависимости от ряда признаков (пол, раса, национальность, религия и т.д.), в том числе право на образование, запрещает любые формы дискриминации граждан, а также создание организаций, деятельность которых направлена на свержение конституционного строя, подрыв территориальной целостности и разжигание розни.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет понятие "воспитание" как комплексную деятельность, направленную в том числе на формирование уважения к закону и социокультурным, духовно-нравственным ценностям. Воспитание реализуется в рамках образовательных программ и календарных планов воспитательной работы, причем в их разработке могут принимать участие представительные органы обучающихся.
В Федеральном законе от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" закрепляются принципы, направления, организационные основы противодействия терроризму на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Общегосударственная система противодействия терроризму детально описывается в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года.
Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы (утвержден Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. за N Пр-2665) включает перечень мероприятий среди населения страны по противодействию идеологии терроризма. Ряд антитеррористических мероприятий направлен в том числе на привитие обучающимся российских традиционных духовно-нравственных ценностей, перечень которых зафиксирован в Стратегии национальной безопасности**.
Алгоритм выстраивания общей системы профилактической работы
Организация профилактики распространения идеологии терроризма в образовательной организации предусматривает выстраивание функционирующей системы, что предполагает работу по следующим направлениям.
1. Институционализация структуры профилактики распространения идеологии терроризма в рамках образовательной организации.
На уровне руководства образовательной организации рекомендуется назначить ответственное лицо за деятельность по профилактике распространения идеологии терроризма из числа сотрудников, ответственных за воспитательную деятельность в образовательной организации.
Деятельность по профилактике распространения идеологии терроризма в рамках образовательной организации рекомендуется включать в рабочую программу воспитания образовательных организаций и календарный план воспитательной работы (статья 12.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Осознанное и деятельное неприятие проявлений терроризма является частью гражданского воспитания как целевого ориентира результатов воспитания на уровнях основного общего и среднего общего образования
2. Обучение и повышение квалификации сотрудников, ответственных за реализацию профилактической работы.
Руководству образовательных организаций рекомендуется содействовать повышению квалификации их работников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма. Также на регулярной основе в целях совершенствования деятельности и обмена опытом по противодействию идеологии терроризма предлагается участие работников образовательных организаций в тематических конференциях, форумах, семинарах и круглых столах.
3. Включение мероприятий по профилактике распространения идеологии терроризма в календарный план воспитательной работы образовательной организации.
4. Реализация профилактической работы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также регулярное информационное сопровождение мероприятий.
Для выполнения этой задачи руководству образовательной организации рекомендуется в рамках информационно-просветительского контента, размещаемого на официальном сайте образовательной организации, размещать позитивный профилактический контент, направленный на профилактику распространения идеологии терроризма, регулярно размещать информацию о мероприятиях и позитивный профилактический контент в сообществах и аккаунтах образовательной организации в социальных сетях с учетом особенностей каждой из платформ размещения, а также направлять пост-релизы о проведенных мероприятиях и созданный позитивный профилактический контент в региональные и федеральные средства массовой информации для распространения информации о проделанной работе и популяризации эффективных практик работы.
Содержание деятельности, направленной на профилактику распространения идеологии терроризма в образовательной организации
При проектировании деятельности образовательной организации по профилактике распространения идеологии терроризма в рамках реализации рабочей программы воспитания образовательной организации рекомендуется учитывать положения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего*** и профессионального образования. Содержание деятельности по профилактике распространения идеологии терроризма определяется личностными результатами освоения образовательных программ на разных уровнях образования, а также требованиями к рабочим программам воспитания в части реализации целевых ориентиров гражданского и патриотического воспитания обучающихся.
На уровне начального общего образования следует сосредоточить усилия педагогических работников на воспитательной деятельности, направленной на формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности, становление ценностного отношения к своей Родине - России, а также первоначальных представлений о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
На уровне общего образования - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. В части требований к рабочей программе воспитания определена необходимость обеспечения активного неприятия у обучающихся идеологии экстремизма и терроризма, а также условий для формирования у обучающихся способности противостоять негативным в отношении сохранения своего психического и физического здоровья воздействиям социальной среды, в том числе экстремистского, террористического, криминального и иного деструктивного характера.
На уровне среднего общего образования - наличие сформированности гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам.
На уровне среднего профессионального образования - сформированность осознания себя гражданином и защитником великой страны, который проявляет активную гражданскую позицию, демонстрирует приверженность принципам честности, порядочности, открытости; соблюдает нормы правопорядка, следует идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России; демонстрирует неприятие и предупреждает социально опасное поведение окружающих; проявляет и демонстрирует уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп; выражает сопричастность к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.
Следует отметить, что профилактическая работа не является односторонней пропагандой одних идей против других идей.
Профилактическая работа - это процесс, направленный на привлечение интереса молодежи как целевой аудитории посредством использования различных методических приемов:
- использование интерактивных мероприятий не только в рамках стандартной воспитательной работы, но и их аккуратное встраивание в образовательный и научно-исследовательский процесс, в досуговые и патриотические мероприятия;
- использование позитивной мотивации участия в мероприятиях общепрофилактической направленности, в том числе по профилактике распространения идеологии терроризма;
- активный учет интересов целевой аудитории и выстраивание с обучающимися горизонтальных коммуникаций.
Общие рекомендации по организации профилактических мероприятий
Следует начинать с определения желаемых результатов профилактической работы, которая может иметь следующие целевые показатели:
- уменьшение количества зарегистрированных преступлений и административных правонарушений террористической направленности, а также количества общественно опасных деяний террористической направленности, не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста уголовной ответственности, и правонарушений, совершенных до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, среди обучающихся;
- формирование среди обучающихся атмосферы нетерпимости к террористической деятельности и неприятия идеологии терроризма;
- повышение уровня знаний обучающихся и сотрудников образовательных организаций об алгоритме действий при столкновении с террористической угрозой.
Профилактическая работа, как следует из Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", носит системный характер.
Мероприятия по профилактике терроризма рекомендуется организовывать и проводить в соответствии со следующими требованиями:
- постановка и достижение конкретной цели мероприятия, его задач;
- наличие четко определенной целевой аудитории, возрастные и психоэмоциональные особенности представителей которой учтены в концепции мероприятия;
- проработка структуры и сценария проведения мероприятия (форма проведения, форматы подачи информации, легкость восприятия информации целевой аудиторией и т.д.);
- акцент на приоритетных или актуальных для региона или самой образовательной организации направлениях профилактики распространения идеологии терроризма;
- тематическая направленность мероприятия (обязательный антитеррористический компонент - например, празднование этнических праздников может рассматриваться как профилактика межэтнических конфликтов, но не идеологии терроризма);
- активность участников в процессе мероприятия, их вовлеченность (причем как в офлайн-, так и онлайн-форматах);
- усвоение информации (практическое задание, тест, анкета и т.д.);
- удовлетворенность целевой аудитории, экспертов, организаторов (сбор отзывов);
- соответствие плану мероприятий образовательной организации;
- информационное освещение мероприятий в социальных сетях и сети "Интернет";
- самоанализ и самооценка проведенного мероприятия (выявление проблем, положительных сторон, сбор предложений по усовершенствованию).
Важно также понимать, что участники образовательных отношений могут иметь непосредственное отношение к проблеме терроризма, включая потерпевших, родственников жертв террористических актов, а также родственников людей, которые отдали жизнь в борьбе с терроризмом. Ввиду обозначенного, важно предоставлять психолого-педагогическую поддержку участникам образовательных отношений в обсуждении этой темы.
Необходимо отметить, что обсуждение терроризма (особенно обсуждение конкретных террористических актов) может вызвать у обучающихся сильную эмоциональную реакцию (тревогу, гнев, страх и пр.), и эту реакцию надо учитывать при планировании профилактических мероприятий. При этом важным аспектом является обеспечение психологической безопасности обучающихся в процессе обсуждения проблемы терроризма. Рекомендуется создать безопасную атмосферу для обучающихся, где они могут свободно высказывать свои мысли и чувства, не боясь осуждения со стороны своих одноклассников или учителей.
Форматы проведения профилактических мероприятий в рамках учебного процесса
Образовательным организациям для выстраивания системной работы по противодействию идеологии терроризма рекомендуется обеспечивать реализацию профилактических мер не только в рамках воспитательной работы, но и в рамках учебной деятельности. Поэтому в профилактическую деятельность помимо ответственных за данное направление сотрудников следует активно включать других педагогических работников.
Негативное отношение к идеологии терроризма формируется, в частности, в рамках изучения учебных предметов "История", "Обществознание", "Основы безопасности и жизнедеятельности".
В рамках начального общего образования рекомендуется проводить работу общепрофилактической направленности, без специфического профилактического компонента. Специфический профилактический компонент (тематические мероприятия, содержательно раскрывающие вопросы профилактики распространения идеологии терроризма) следует проводить начиная с уровня основного общего образования.
В части специфической профилактической деятельности, направленной на профилактику распространения идеологии терроризма, рекомендуется использовать в работе следующие форматы.
1. Формат "Дебаты" (для обучающихся 8-11-х классов, обучающихся СПО).
Проведение дебатов между двумя командами обучающихся на тему "Идеология радикализма".
Педагог представляет тезисы, используемые распространителями радикальной идеологии. Задача обучающихся - найти контраргументы тех радикальных и спорных тезисов, которые будет озвучивать педагог. Педагог стимулирует обсуждение между командами, говоря о том, что любому радикальному тезису можно предложить огромное число контраргументов. Участники будут вынуждены критически рассматривать постулаты радикальных идеологий, искать в них логические ошибки, несоответствия - самостоятельно приходить к выводу о деструктивности любой радикальной идеологии. После каждого развенчанного тезиса педагог отмечает, чья команда наиболее аргументированно и рационально подошла к отвержению тезиса или первой озвучила консенсусный контраргумент. Побеждает та команда, которая лучше контраргументирует наибольшему числу тезисов.
Решаемые задачи:
- развенчивание мифов, декларируемых представителями радикальных идеологий;
- развитие навыков критического мышления и ведения дискуссии;
- формирование у обучающихся антитеррористического сознания, собственного взгляда и жизненной позиции на ряд спорных вопросов.
Рекомендуемое количество участников: 20-25 человек.
Время проведения: 2 часа.
Особенность: команду, которая в рамках дебатов стоит на позициях радикальной идеологии, всегда представляют организаторы профилактического мероприятия (педагоги, профильные специалисты). Нельзя допускать, чтобы в рамках профилактической работы обучающимся, у которых еще может быть не сформировано антитеррористическое сознание, пришлось стоять на позициях радикализма.
2. Формат "Дискуссия Джеффа" (для обучающихся 5-11-х классов, обучающихся СПО).
Данное упражнение проводится при большой численности аудитории, каждый из участников дискуссии свободно высказывается, отвечая на поставленные вопросы, и защищает свое мнение. Упражнение Джеффа проводится в два этапа: первый - ответы на вопросы, второй - анализ происходящего.
Решаемые задачи:
- развенчивание мифов, декларируемых представителями радикальных идеологий;
- развитие навыков критического мышления и ведения дискуссии;
- формирование у обучающихся антитеррористического сознания, собственного взгляда и жизненной позиции на ряд спорных вопросов.
Рекомендуемое количество участников: 30-50 человек.
Время проведения: 2,5 часа.
Особенность: для проведения мероприятий следует подготовить три плаката с надписями "ДА", "НЕТ" и "МОЖЕТ БЫТЬ". Крайние находятся в двух концах зала, а средний - в центре. Ведущий располагается в середине зала. После заданного им вопроса все участники выбирают тот плакат, который соответствует их ответу, и становятся под ним. Ведущему рекомендуется обеспечивать соблюдение следующего правила: участники упражнения не имеют права кого-либо критиковать и спорить. Они высказывают только свое мнение.
3. Организация проектной деятельности (для обучающихся 5-11 классов, обучающихся СПО).
Обучающимся предлагается самим разработать и провести мероприятия по борьбе с распространением идеологического воздействия террористических течений. Как пример, можно замотивировать обучающихся организовать создание мемориалов, посвященных жертвам террористических актов: конкретные формы, содержание мемориалов, их расположение и форма их открытия могут быть определены путем обсуждения школьным (классным) коллективом.
Важно, чтобы проектная деятельность означала активную деятельность обучающихся по разработке и ведению мероприятий, с принятием активной роли в профилактической деятельности.
Форматы проведения воспитательных мероприятий
Профилактические мероприятия, в том числе практико-ориентированные и интерактивные, рекомендуется проводить также в рамках воспитательной работы.
1. Формат "Акция памяти" (для обучающихся 5-11-х классов, обучающихся СПО).
Такое мероприятие можно проводить в День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября), причем как в офлайн-, так и онлайн-формате. При проведении акции памяти можно отойти от стандартных ассоциаций с терроризмом (насилие, невинные жертвы, боль и страдание) и поговорить с обучающимися о героях борьбы с террористами. Например, запуск онлайн-акции, где каждый желающий может рассказать в виде видеоролика о каком-либо герое, пожертвовавшем своей жизнью за будущее без терроризма.
Решаемые задачи:
- развенчивание мифов, декларируемых представителями радикальных идеологий;
- формирование у обучающихся антитеррористического сознания, собственного взгляда и жизненной позиции на ряд спорных вопросов.
Рекомендуемое количество участников: неограниченное количество участников.
Время проведения: от одного дня до нескольких недель.
Особенность: обучающимся, намеренным принять участие в акции, следует представить технические (хронометраж - не более трех минут) и смысловые требования к создаваемому контенту (отсутствие сцен жестокости и насилия).
2. Формат "Встреча с ветеранами борьбы с терроризмом" (для обучающихся 5-11-х классов, обучающихся СПО).
Такой формат позволяет совмещать как патриотическую, так и антитеррористическую компоненту. Чтобы найти ветеранов борьбы с терроризмом, следует обратиться в региональные отделения Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации. Адреса и телефоны отделений размещены на сайте Министерства обороны Российской Федерации.
Решаемые задачи:
- развенчивание мифов, декларируемых представителями радикальных идеологий;
- формирование у обучающихся антитеррористического сознания, собственного взгляда и жизненной позиции на ряд спорных вопросов.
Рекомендуемое количество участников: 20-50 человек.
Время проведения: 1-2,5 часа.
Особенность: такую встречу можно объединить с кинопоказом по антитеррористической тематике, когда приглашенный ветеран может выступить также и экспертом-критиком и прокомментировать показанный фильм.
3. Формат "Профилактическая беседа" (для обучающихся 5-11-х классов, обучающихся СПО).
Такой формат подходит для разных уровней профилактической работы (общая, групповая или индивидуальная), а также для разных целевых аудиторий. Профилактические беседы направлены преимущественно на доведение норм законодательства, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России.
Решаемые задачи:
- повышение правовой грамотности среди обучающихся;
- формирование установок у обучающихся о деструктивной сущности идеологии терроризма и террористической деятельности.
Рекомендуемое количество участников: 10-15 человек.
Время проведения: 1 час.
Особенность: следует максимально отходить от общения на бюрократическом языке при разъяснении законодательства и деструктивной сущности терроризма. Можно использовать информационные карточки и короткие видеоролики.
4. Формат "Кинопоказ с последующим обсуждением" (для обучающихся 8-11-х классов, обучающихся СПО).
Это интерактивный формат, предполагающий просмотр фильмов с последующим обсуждением наиболее сложных тем и поднимаемых в фильме проблем. Формат позволяет перевернуть модель взаимодействия с обучающимися, когда именно они выбирают вектор, по которому пойдет дискуссия. Предлагается просмотр фильма "Ласточки Кабула".
Решаемые задачи:
- развитие коммуникативных навыков и критического мышления;
- формирование установок у обучающихся о деструктивной сущности идеологии терроризма и террористической деятельности;
- демонстрация позитивных эффективных практик по противодействию идеологии терроризма.
Рекомендуемое количество участников: 20-50 человек.
Время проведения: 3-4 часа.
Особенности:
- возрастное ограничение фильма "Ласточки Кабула" - 16+;
- поскольку формат подразумевает высокую степень интерактивности, большую роль и вовлеченность ведущего (педагога), к мероприятию рекомендуется привлекать специалиста, который легко смог бы общаться с обучающимися по темам, связанным с вопросами безопасности. В противном случае лучше прибегнуть к привлечению к мероприятию профильных экспертов: историков, конфликтологов, политологов и т.д.;
- перед началом мероприятия всем представителям организаторов рекомендуется просмотреть заявленный фильм, чтобы сразу отметить для себя проблемные темы, иметь возможность найти дополнительную информацию о проблематике, создателях фильма, процессе его производства.
5. Формат "Тематическая викторина" (для обучающихся 7-11-х классов, обучающихся СПО).
Это командное интеллектуальное соревнование, участники которого отвечают последовательно на поставленные вопросы в течение нескольких раундов. Тематическая викторина антитеррористической направленности позволяет в интерактивной игровой форме донести до обучающихся важную информацию касательно антитеррористического и антиэкстремистского законодательства, видах информационных угроз, действиях властей и правоохранительных органов в сфере противодействия идеологии терроризма.
Решаемые задачи:
- повышение правовой грамотности среди обучающихся;
- формирование установок у обучающихся о деструктивной сущности идеологии терроризма и террористической деятельности;
- демонстрация позитивных эффективных практик по противодействию идеологии терроризма.
Рекомендуемое количество участников: 10-100 человек (участники делятся на команды).
Время проведения: 2-2,5 часа.
Особенность: не стоит забывать, что ключевая цель мероприятия - профилактическая, поэтому особый акцент стоит сделать именно на объявлении правильных ответов, поясняя их и отвечая на все возникающие вопросы. Кроме того, можно поручить обучающимся разработку вопросов и ведение "Тематической викторины" под руководством педагогического работника.
6. Формат "Спортивный турнир" (для обучающихся 5-11-х классов, обучающихся СПО).
Антитеррористическая компонента может быть встроена и в спортивные мероприятия. Пример - организация турнира в память о герое антитеррористической операции по тому виду спорта, которым в юношестве мог увлекаться данный герой.
Решаемые задачи:
- формирование установок у обучающихся о деструктивной сущности идеологии терроризма и террористической деятельности;
- демонстрация позитивных эффективных практик по противодействию идеологии терроризма;
- популяризация спорта среди молодежи.
Рекомендуемое количество участников: 10-100 человек.
Время проведения: 1-2 часа.
Особенность: перед турниром следует провести информационную работу, рассказать участникам о смысле и важности мероприятия, а также о том, кому посвящено мероприятие. При проведении мероприятия за пределами образовательной организации организаторам в обязательном порядке следует согласовать все необходимые вопросы с администрацией района или города (например, обеспечение безопасности и работы пожарной команды и бригады скорой помощи).
Заключение
Эффективность деятельности по профилактике распространения идеологии терроризма в образовательных организациях зависит от ряда факторов, но в первую очередь - от правильно выстроенной структуры профилактической работы в рамках реализации воспитательной деятельности образовательной организации. Профилактическая работа носит плановый характер, проводить ее можно как в офлайн-, так и в онлайн-режиме.
В рамках реализации профилактических мероприятий организаторам следует делать упор на использование именно интерактивных форматов, поскольку только в таких условиях обучающиеся перестают быть исключительно объектом профилактической работы, сами включаются в процесс, способствуя тем самым повышению эффективности профилактических мер и более широкому распространению профилактической работы.
Реализуемую профилактическую работу рекомендуется подвергать всесторонней оценке, в том числе самими же исполнителями. Качество проведенного мероприятия напрямую зависит от правильного соотношения количества участников и формата, проработки сценария и его смыслового наполнения, авторитетности приглашенных экспертов и спикеров, информационного освещения и самого формата мероприятия.
______________________________
* Направлены письмом Минпросвещения России от 11.04.2023 N TB-784/03 высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации.
** Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
*** Федеральные государственные образовательные стандарты: начального общего образования (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286), основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 287), среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационно-методические материалы по организации профилактической работы в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также в профессиональных образовательных организациях по вопросам предотвращения распространения идеологического воздействия террористических течений на обучающихся (направлены письмом Министерства просвещения РФ от 11 апреля 2023 г. N ТВ-784/03)
Опубликование:
журнал "Администратор образования", май 2023 г. N 10
Вестник образования России, июль 2023 г. N 13