г. Краснодар |
|
19 ноября 2015 г. |
Дело N А32-34117/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Волкова Я.Е. и Сидоровой И.В., при участии от органа, осуществляющего публичные полномочия, - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Сергеевой В.С. (доверенность от 19.10.2015), в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная производственная фирма "Новая заря"" (ИНН 2343019219, ОГРН 1072343000718), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная производственная фирма "Новая заря"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2015 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2015 (судьи Галов В.В., Малыхина М.Н., Попов А.А.) по делу N А32-34117/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная производственная фирма "Новая заря"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконными действий должностных лиц департамента, выраженных в письме от 17.07.2014 N 52-9993/14-32.20, а также о возложении на уполномоченный орган обязанности принять в отношении земельного участка площадью 1 799 тыс. кв. м (кадастровый номер 23:21:0607012:5), расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское с/п, примерно в 1,3 км от пос. Прикубанский по направлению на север, КСП "Армавирское", участок N 79, решение о предоставлении в собственность заявителю за плату.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о том, что общество не доказало факт надлежащего использования земельного участка сельскохозяйственного назначения. Поскольку условия, предусмотренные пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), заявителем не соблюдены, отказ департамента признан соответствующим нормам действующего законодательства.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции. По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что обращение в департамент с заявлением о приобретении в собственность земельного участка имело место до прекращения действия договора аренды, ошибочен. Содержащиеся в судебных актах выводы о том, что общество не подтвердило факт надлежащего использования земельного участка, не соответствуют содержанию представленных в дело доказательств. Заявитель является арендатором спорного участка сельскохозяйственного назначения, обязательства по договору аренды исполняет надлежащим образом. Общество указывает, что вправе требовать предоставления земельного участка в собственность, поэтому отказ департамента не соответствует нормам действующего законодательства.
В заседании представитель департамента указал на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителя департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление надлежит оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 19.05.2009 общество (арендатор) и администрация муниципального образования Новокубанский район (арендодатель) заключили договор N 8821000123 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 1 799 тыс. кв. м (кадастровый номер 23:21:0607012:5), расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское с/п, примерно в 1,3 км от пос. Прикубанский по направлению на север, КСП "Армавирское", участок N 79, предназначенного для сельскохозяйственного производства. Срок действия договора установлен до 19.05.2014 (л. д. 11 - 21). Договор зарегистрирован в установленном порядке 07.12.2009.
Суды установили, что данный земельный участок принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю (л. д. 81, 82).
В материалы дела представлено заявление общества от 25.06.2014 N 16 о приобретении спорного земельного участка в собственность за плату (т. 1, л. д. 22, 23).
Департамент направил в адрес общества письмо от 17.07.2014 N 52-9993/14-32.20, в котором отказал в предоставлении участка в собственность, сославшись, в том числе и на получение низкой урожайности сельскохозяйственных культур (л. д. 24, 25).
Общество, полагая, что оспариваемый отказ не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Спорные правоотношения по приобретению в собственность земель сельскохозяйственного назначения регулируются нормами Закона N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 данного Закона (в редакции, действующей на момент подачи заявления обществом) переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Следовательно, приобретение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения в таком случае обусловлено совокупностью двух условий: использования земельного участка по договору аренды не менее 3-х лет; надлежащего использования земельного участка.
Абзац 2 пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ определяет, что решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации) в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не утвержден. В то же время данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемых им земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, от обязанности доказать факт надлежащего использования таких участков.
Земельный участок с кадастровыми номерами 23:21:0607012:5 предназначен для сельскохозяйственного производства. Согласно пунктам 4.3.7 - 4.3.9 договора арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, повышать плодородие почв и не допускать ухудшения экологической обстановки на участке в результате своей хозяйственной деятельности, осуществлять комплекс мероприятий по рациональному использованию и охране земли, внедрению природоохранных технологий производства, защите почв от эрозии, подтопления, заболачивания (л. д. 11 - 17).
Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
Судебные инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, правомерно указали, что на момент обращения в департамент с заявлением о приобретении в собственность арендуемого земельного участка общество не подтвердило наличие условий, дающих ему право на приобретение земли в собственность без проведения торгов.
Представленные обществом акты на списание (л. д. 27 - 29), справку об отсутствии долга по арендной плате (л. д. 30), акт обследования от 27.05.2014 (л. д. 31) суды не признали в качестве достаточных доказательств надлежащего использования арендатором земельного участка (в течение установленного законом периода). При оценке представленных в дело доказательств судебные инстанции правомерно руководствовались критериями, установленными статьей 7 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края".
Таким образом, суды, установив, что при подаче заявления о выкупе земельного участка сельскохозяйственного назначения заявителем не соблюдены условия в части представления доказательств надлежащего использования участка и соответствующих доказательств нет в материалах дела, пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого отказа (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм статьи 10 Закона N 101-ФЗ и базирующиеся на акте обследования участка доводы заявителя о том, что достаточным доказательством надлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения является отсутствие установленных фактов нецелевого использования соответствующих земель либо фактов досрочного прекращения договора аренды в связи с нарушением арендатором принятых на себя обязательств.
В пункте 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ законодатель закрепил механизм обеспечения защиты прав исключительно тех арендаторов, которые доказали, что на протяжении длительного срока (трех лет) могут надлежаще использовать предоставленные им земельные участки (документально подтвердили, что эффективно хозяйствуют на сельскохозяйственных землях).
Поскольку обстоятельства использования земельного участка по целевому назначению в указанный в законе период относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждены, основания для применения правил пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ у судов отсутствовали.
Иные доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, арбитражный суд округа отклоняет, поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочия для которой у суда кассационной инстанции отсутствуют (статья 286 Кодекса).
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Кодекса основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлены.
При таких обстоятельствах решение от 05.06.2015 и постановление от 30.08.2015 надлежит оставить без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины при обращении в кассационный суд относятся на общество (статья 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2015 по делу N А32-34117/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.