Решение Самарского областного суда от 16 февраля 2023 г. N 3а-486/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-486/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "З." о признании недействующими нормативных правовых актов в части, Установил:
Общество с ограниченной ответственностью "З." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просило признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом 31640 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 31294 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 29992 нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 30067 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 29696 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 28259 нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 6725 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 6387 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 5151 нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в него под пунктом 6642 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 6307 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 5082 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что включенные в указанные Перечни принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые помещения не отвечают критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не предназначены и не используются в качестве офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Мероприятия по определению фактического использования помещений на даты утверждения Перечней административным истцом не проводились. Включение указанных объектов недвижимости в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ч.В.М. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что поскольку нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, министерство включило эти объекты исходя из отнесения их к объектам, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. Кроме того, в нежилых домах, в которых расположены помещения, по данным сети Интернет размещены различные организации.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ N 2201 от 7 октября 2019 года, которым утвержден Перечень на 2020 год.
Перечень на 2021 год утвержден приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014.
Приказом N 2233 от 22 октября 2021 года утвержден Перечень на 2022 год, приказом N 2077 от 8 ноября 2022 года утвержден Перечень на 2023 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в Перечень на 2020 год под пунктом 31640, в Перечень на 2021 год под пунктом 30067, в Перечень на 2022 год под пунктом 6725, в Перечень на 2023 год под пунктом 6642.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в Перечень на 2020 год под пунктом 31294, в Перечень на 2021 год под пунктом 29696, в Перечень на 2022 год под пунктом 6387, в Перечень на 2023 год под пунктом 6307.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в Печень на 2020 год под пунктом 29992, в Перечень на 2021 год под пунктом 28259, в Перечень на 2022 год под пунктом 5151, в Перечень на 2023 год под пунктом 5082.
Приказ Министерства N 2201 от 7 октября 2019 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019.
Приказ министерства от 19 октября 2020 года N 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
Приказ Министерства N 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказ Министерства N 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью "З." на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 63,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>; нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 111,6 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>; нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 196,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости нежилые помещения имеют назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение.
По сведениям технического паспорта, выполненного МУП "И." г. Тольятти, по состоянию на 26.11.2004 года, в нежилом помещении с кадастровым номером N на площади 63,9 кв. м расположены коридоры, кабинеты, санузлы, подсобное.
По сведениям технического учета по состоянию на 12.10.1987 года в нежилом помещении с кадастровым номером N на площади 111,6 кв. м. расположены кабинеты, туалеты, коридоры, касса, подсобные, тамбуры, холл, умывальник.
В техническом паспорте, выполненном по состоянию на 15.02.2020 года, в нежилом помещении с кадастровым номером N на площади 196,1 кв. м. расположены склады.
Наименование "кабинет" не тождественно наименованию "офис", остальные помещения являются складами или имеют вспомогательное назначение.
Нежилое помещение с кадастровым номером N располагается в здании многоквартирного дома с кадастровым номером N, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации жилого комплекса N 1.
Нежилое помещение с кадастровым номером N располагается в здании жилого дома с кадастровым номером N, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации жилого дома с подземной автостоянкой и иными нежилыми помещениями.
Нежилое помещение с кадастровым номером N расположено в здании многоквартирного дома с кадастровым номером N, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для эксплуатации многоквартирного жилого дома.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилых помещений на даты утверждения Перечней на 2020-2023 годы административным ответчиком не проводились.
Из представленных административных истцом документов следует, что нежилое помещение с кадастровым номером N используется арендатором ООО "Х.-Т." в качестве склада для хранения оборудования.
Нежилое помещение с кадастровым номером N используется арендатором ООО "Е." для размещения паспортного стола.
Нежилое помещение с кадастровым номером N не используется.
Подтверждением этому являются договоры аренды, а также заключение кадастрового инженера Е.Е.В. от 13.01.2023 года.
Склады, паспортный стол не относятся к объектам офисного, делового, коммерческого назначения, объектам торговли, объектам бытового обслуживания или общественного питания.
Доказательств, подтверждающих фактическое использование нежилых помещений в качестве объектов офисного, делового, коммерческого назначения, в качестве торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания на дату утверждения оспариваемых Перечней суду не предоставлено.
Доводы административного ответчика о том, что в многоквартирных жилых домах расположены различные организации, не подтверждают использование нежилых помещений, принадлежащих административному истцу, под помещения офисного, коммерческого назначения, помещений для осуществления торговли, общественного питания или бытового обслуживания.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, N ни по предназначению в соответствии с документами ЕГРН и технического учета, ни по виду разрешенного использования земельного участка, ни по фактическому использованию не соответствуют критериям их включения в Перечни в соответствии с положениями статьи 378.2 НК РФ, связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2020, 2021, 2022, 2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "З." удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом 31640 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 31294 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 29992 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 30067 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 29696 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 28259 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под в него под пунктом 6725 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 6387 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 5151 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в него под в него под пунктом 6642 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 6307 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 5082 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 16 февраля 2023 г. N 3а-486/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании