Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к приказу Департамента труда и
социальной защиты населения
города Москвы
от 8 февраля 2023 г. N 73А
Информационный лист
о ресурсах и компетенциях приемного родителя
ФИО участника тренинга ШПР: __________________________________________
Даты прохождения тренинга: ___________________________________________
N группы _____________________________________________________________
Инструкция:
После каждого занятия в столбцах справа отметьте, насколько часто наблюдались индикаторы анализируемого критерия. Низкая выраженность присваивается критерию при большинстве отметок в столбцах "Не наблюдалось", "Редко", "Иногда". Средняя выраженность - "В большинстве случаев". Высокая выраженность - "Почти всегда, всегда".
После того как все критерии параметра оценены, сделайте выводы об их выраженности в конце каждого параметра (перечислите номера критериев с низкой, средней, высокой выраженностью). Выпишите в "Выводы о готовности участника тренинга" в пункт "ресурсы" критерии параметров с высоким и средним уровнем выраженности, и в пункт "риски" - низким. Напишите рекомендации для компенсации рисков.
I. Особенности личностной зрелости приемного родителя, необходимые для обеспечения потребностей приемного ребенка. | |||||
Критерии | |||||
1.1. Способность контролировать проявление эмоций. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
1.1.1. Умение совладать (осознанно переживать свои чувства) со своими чувствами и тяжелыми переживаниями. 1.1.2. Способность сохранять эмоциональную устойчивость и принимать адекватные решения в стрессовой ситуации. 1.1.3. Умение действовать в соответствии с ситуацией и учетом индивидуальных личностных особенностей (возрастных, интеллектуальных, эмоциональных, физических) и потребностей других людей (ребенка). |
|
|
|
|
|
1.2. Способность к эмпатии. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
1.2.1. Способность сопереживать и адекватно реагировать на эмоциональные реакции и потребности других людей (ребенка), в том числе доставляющие дискомфорт. 1.2.2. Умение различать (понимать) эмоциональное состояние другого человека (ребенка). 1.2.3. Умение вербализировать (называть, проговаривать) свое состояние и состояние другого человека (ребенка). |
|
|
|
|
|
1.3. Способность к рефлексии. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
1.3.1. Умение прогнозировать влияние своих действий (слово, поступок, реакция) на поведение и эмоциональное состояние другого человека (ребенка). 1.3.2. Способность к пониманию причинно-следственных связей между чувствами, мыслями другого человека (ребенка) и его поступками. 1.3.3. Способность анализировать влияние личного опыта и семейной истории на свои чувства, мысли, поведение. |
|
|
|
|
|
1.4. Наличие гуманистической направленности личности. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
1.4.1. Отношение к ребенку как к личности, имеющей право на свои потребности, интересы. 1.4.2. Наличие установок, которые свидетельствуют о ценности человека как личности. 1.4.3. Устойчивость гуманистических убеждений по отношению к человеку вне зависимости от наличия негативных чувств к его поступкам. |
|
|
|
|
|
1.5. Мотивация к приему ребенка. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
1.5.1. Выраженность мотивации, направленной на удовлетворение потребностей приемного ребенка. 1.5.2. Приоритет потребности быть родителем над потребностью реализации себя в деятельности и роли, не связанной с родительством. 1.5.3. Выраженность мотивации наставничества. |
|
|
|
|
|
1.6 Реалистичность ожиданий от приема ребенка. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
1.6.1. Понимание роли и функций приемного родителя как воспитывающего взрослого. 1.6.2. Знания о влиянии травматического опыта и опыта сиротства на развитие ребенка. 1.6.3. Знания о форме и процедуре семейного устройства ребенка. |
|
|
|
|
|
1.7. Способность к саморазвитию, способность к обучению, готовность совершенствовать свои умения как родителя и воспитателя. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
1.7.1. Способность к обучению - выраженность интериоризации (присвоения) знаний и умений. 1.7.2. Стремление к обучению, получению новых знаний, навыков в сфере приемного родительства. 1.7.3. Готовность к обсуждению различных тем программы ШПР. |
|
|
|
|
|
1.8. Наличие внутреннего (интервального) локуса контроля |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
1.8.1. Способность брать на себя ответственность за последствия своего выбора и решений. 1.8.2. Умение определять зону своей ответственности (влияния), в т.ч. умение определять задачи для эффективного жизнеобеспечения (своего, ребенка, семьи) в различных сферах. 1.8.3. Умение ставить перед собой задачи и достигать их, опираясь на свои силы. |
|
|
|
|
|
Вывод по параметру I (оценка уровня выраженности критериев): Низкий уровень выраженности N критериев Средний уровень выраженности N критериев Высокий уровень выраженности N критериев | |||||
II. Воспитательские компетенции приемного родителя. | |||||
Критерии | |||||
2.1. Умение осуществлять основной уход за ребенком. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
2.1.1. Умение распознавать основные потребности другого человека (ребенка) в еде, сне, личном пространстве, физическом комфорте, гигиене, физической активности и развитии. 2.1.2. Умение выстраивать и соблюдать режим (собственный, другого человека, ребенка) питания, отдыха, обучения, физической активности, медицинских и гигиенических процедур. 2.1.3. Умение распознавать изменения потребности ребенка в соответствии с его взрослением и индивидуальными особенностями. |
|
|
|
|
|
2.2. Умение обеспечивать физическую безопасность |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
2.2.1. Способность определять ситуации как угрожающие физической безопасности. 2.2.2. Умение найти безопасный выход из сложной ситуации. 2.2.3. Умение адекватно оценивать готовность ребенка самостоятельно обеспечивать собственную физическую безопасность (в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка). |
|
|
|
|
|
2.3. Умение обеспечивать психологическую безопасность. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
2.3.1 Способность определять ситуации как угрожающие психологической безопасности. 2.3.2 Умение находить выход из ситуации с сохранением психологической безопасности. 2.3.3 Умение адекватно оценивать готовность ребенка самостоятельно обеспечивать собственную безопасность (в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка). |
|
|
|
|
|
2.4. Умение создавать условия для эмоционального развития ребенка. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
2.4.1. Умение распознавать эмоциональные потребности ребенка. 2.4.2. Умение определять, какая поддержка необходима ребенку, и находить варианты оказания такой поддержки. 2.4.3. Умение оказать эмоциональную поддержку ребенку при переживании тяжелых эмоциональных состояний (гнев, печаль, скорбь и т.д.). |
|
|
|
|
|
2.5. Умение применять гуманные методы регуляции поведения ребенка. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
2.5.1. Умение применять ненасильственные методы регуляции поведения ребенка. 2.5.2. Умение находить причинно-следственные связи между трудным поведением ребенка и его личностными особенностями, жизненным опытом, в т.ч. последствиями жестокого обращения. 2.5.3. Умение последовательно применять к ребенку требования, отслеживать их выполнение. |
|
|
|
|
|
2.6. Умение формировать отношения привязанности. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
2.6.1. Способность к построению доверительных отношений (наличие опыта построения доверительных отношений). 2.6.2. Готовность инвестировать время и силы для удовлетворения потребности ребенка в общении и формировании отношений привязанности. 2.6.3. Понимание важности стимулирования отношений привязанности с ребенком, выстроенных на основе доверия. |
|
|
|
|
|
2.7. Способность обеспечивать познавательное, интеллектуальное развитие. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
2.7.1. Умение распознавать проявления познавательной потребности ребенка. 2.7.2. Умение оказывать помощь ребенку в преодолении трудностей в усвоении знаний. 2.7.3. Понимание причин особенностей интеллектуального и познавательного развития у ребенка. |
|
|
|
|
|
2.8. Умение обеспечивать условия социальной адаптации для ребенка с опытом сиротства. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
2.8.1. Способность соблюдать нормы и правила поведения в обществе 2.8.2. Умение создавать условия для общения ребенка и обучать его навыкам взаимодействия. 2.8.3. Знания о необходимых социально-бытовых навыках ребенка в соответствии с его возрастом и особенностями развития |
|
|
|
|
|
2.9. Умение обеспечивать условия психосексуального и полового воспитания. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
2.9.1. Сформированность представлений о границах телесности и безопасных интимных отношениях. 2.9.2. Умение говорить свободно об особенностях строения тела, женской и мужской половых систем, безопасных интимных отношениях с ребенком в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. 2.9.3. Понимание причин сексуализированного поведения у детей и способов помощи ребенку в управлении таким поведением. |
|
|
|
|
|
2.10. Умение говорить о ребенке, его истории с ним самим и другими. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
2.10.1. Умение рассказывать ребенку с уважением о событиях его жизни, истории его семьи в соответствии с его возрастом и особенностями развития. 2.10.2. Готовность собирать факты и восстанавливать историю жизни ребенка. 2.10.3. Умение рассказывать другим людям о приемном ребенке (событиях его жизни), транслируя уважение к его истории и истории его семьи. |
|
|
|
|
|
2.11. Готовность к построению отношений с кровной семьей приемного ребенка. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
2.11.1. Понимание важности сохранения (восстановления) связи с кровной семьей приемного ребенка. 2.11.2. Развитость представлений о возможных формах общения с кровными родственниками ребенка, способность определять необходимую для ребенка форму общения с кровными родственниками. 2.11.3. Умение выстраивать отношения со значимыми для ребенка людьми из его прошлого. |
|
|
|
|
|
Вывод по параметру II (оценка уровня ресурсности): Низкий уровень выраженности N критериев Средний уровень выраженности N критериев Высокий уровень выраженности N критериев | |||||
III. Ресурсы семейной системы в отношении приема и воспитания ребенка. | |||||
Критерии | |||||
3.1. Функциональность внешних границ семейной системы. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
3.1.1. Открытость семейной системы к безопасным контактам с внешним окружением. 3.1.2. Наличие понятных всем членам семьи гласных правил относительно коммуникации с внешним окружением. 3.1.3. Способность к изменению правил взаимодействия семьи с внешним окружением в зависимости от актуальной ситуации. |
|
|
|
|
|
3.2. Функциональность внутренних границ семейной системы. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
3.2.1. Способность к выстраиванию прямых нисходящих иерархических отношений внутри семьи. 3.2.2. Способность к перераспределению семейных ролей в зависимости от потребностей семьи и возможностей ее членов. 3.2.3. Наличие понятных гласных правил, которые регулируют внутреннее взаимодействие между подсистемами. |
|
|
|
|
|
3.3. Функциональность семейных правил. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
3.3.1. Способность определять понятные гласные правила внутреннего взаимодействия между членами семьи, которые соответствуют их потребностям. 3.3.2. Способность к изменению правил семьи в зависимости от потребностей ее членов. 3.3.3. Способность соблюдать правила и контролировать их соблюдение всеми членами семьи. |
|
|
|
|
|
3.4. Способность к изменениям (гибкость). |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
3.4.1. Способность эффективно преодолевать нормативные и ненормативные кризисы семьи. 3.4.2. Способность прогнозировать влияние различных событий на семейную систему и ее членов. 3.4.3. Способность формировать новые навыки преодоления трудных ситуаций в связи с изменяющимися условиями. |
|
|
|
|
|
3.5. Сплоченность семейной системы |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
3.5.1. Способность принимать решения путем согласования с учетом иерархии и интересов всех членов семьи. 3.5.2. Умение проявлять лояльность друг к другу, способность оказывать поддержку. 3.5.3. Навыки совместного времяпрепровождения. |
|
|
|
|
|
3.6. Стабильность и целостность расширенной семьи. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
3.6.1. Способность развивать традиции семьи, исходя из потребностей, особенностей (физических, личностных, истории жизни и т.д.) ребенка. 3.6.2. Способность получать помощь и поддержку со стороны расширенной семьи. 3.6.3. Способность поддержания связей с родителями и прародителями своей семьи, другими членами расширенной семьи посредством традиций, ритуалов. |
|
|
|
|
|
Вывод по параметру III (оценка уровня ресурсности): Низкий уровень выраженности N критериев Средний уровень выраженности N критериев Высокий уровень выраженности N критериев. | |||||
IV. Взаимодействие с социальным окружением. | |||||
Критерии | |||||
4.1. Развитость коммуникативных навыков восприятия информации. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
4.1.1. Умение учитывать в общении индивидуальные особенности собеседника (интеллектуальные, возрастные, эмоциональные и т.д.). 4.1.2. Способность принимать в общении обратную связь (вербальную, невербальную) от собеседника. 4.1.3. Умение принять к сведению аргументированную точку зрения собеседника и изменить свои действия с учетом этого. |
|
|
|
|
|
4.2. Развитость коммуникативных навыков передачи информации. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
4.2.1. Умение донести информацию, свою точку зрения в уважительной форме, в том числе в ситуации конфликта. 4.2.2. Способность использовать вербальные сообщения, содержание которых совпадает со смыслом сказанного. 4.2.3. Способность к согласованности вербальных и невербальных проявлений в коммуникации. |
|
|
|
|
|
4.3. Умение сотрудничать с социальными группами. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
4.3.1. Способность сотрудничать, в том числе в ситуации субъективно воспринимаемой как ситуация оценки. 4.3.2. Умение поддерживать долгосрочные партнерские отношения с различными социальными группами, организациями и сообществами по интересам, исходя из потребностей семьи. 4.3.3. Умение достоверно сообщать актуальную информацию о себе (другом человеке, ребенке). |
|
|
|
|
|
регулируя степень ее конфиденциальности в соответствии с ситуацией. |
|
|
|
|
|
4.4. Умение использовать социально-бытовые ресурсы. |
Не наблюдалось |
Редко |
Иногда |
В большинстве случаев |
Почти всегда, всегда |
4.4.1. Способность обустраивать жилье и инфраструктуру в соответствии с потребностями членов семьи. 4.4.2. Способность обустраивать жилье, которое отвечает потребностям приемного ребенка. 4.4.3. Способность к мобильности для решения широкого спектра задач, связанных с развитием и воспитанием приемного ребенка. |
|
|
|
|
|
Вывод по параметру IV (оценка уровня ресурсности): Низкий уровень выраженности N критериев Средний уровень выраженности N критериев Высокий уровень выраженности N критериев |
Выводы о готовности участника тренинга и его семьи к принятию, воспитанию, развитию и реабилитации ребенка, оставшегося без попечения родителей:
Ресурсы
Риски
Возможности компенсации рисков, рекомендации.
Подпись специалиста: ________________________
Подпись участника программы ШПР ______________________
<< 3. Разделы программы |
||
Содержание Приказ Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 8 февраля 2023 г. N 73А "Об утверждении Порядка подготовки... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.