Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Разделы программы
Занятие N 1. Тема: "Знакомство группы, цель и задачи подготовки приемных родителей, представление о компетенциях приемных родителей".
Занятие включает знакомство участников группы друг с другом. Создание рабочего альянса, безопасного пространства в группе. Работе с мотивацией участников на прохождение тренинга. Знакомство с программой школы приемных родителей (далее - ШПР), целями и задачами подготовки, порядком проведения групповых и индивидуальных занятий. Знакомство с темой компетенций приемных родителей.
Ожидаемые результаты для участника тренинга. Сформированное представление о целях и задачах подготовки приемных родителей, о тематическом плане занятий, правилах поведения на тренинге. Определение собственной цели и задачи на прохождение тренинга. Иметь представления о компетенциях приемного родителя, необходимых для удовлетворения потребностей ребенка, имеющего опыт сиротства.
Занятие N 2. Тема: "Путь ребенка, оставшегося без попечения родителей, представление о его потребностях. Компетенции приемных родителей, необходимые для удовлетворения данных потребностей. Исследование мотивации приемных родителей".
В занятии рассматривается понятие потребностей ребенка и возможные варианты социальной ситуации развития детей, оставшихся без попечения родителей. Компетенции приемных родителей, необходимые для удовлетворения потребностей ребенка.
Участниками тренинга исследуются собственные потребности и мотивы к принятию ребенка, соотносятся потребности принимающей семьи с потребностями и возможностями приемного ребенка. Изучаются факторы, влияющие на формирование мотивации приемной семьи, виды мотивации приемной семьи и возможные сложности, возникающие при несоответствии ожиданий.
Ожидаемые результаты для участника тренинга. Иметь представление о потребностях ребенка. Знать о важности и необходимости удовлетворения потребности ребенка в идентичности и привязанности как основополагающих для его нормального развития. Иметь представление о видах мотивации приемного родительства и ее значении в воспитании и развитии ребенка, оставшегося без попечения родителей. Понимать мотивы своей семьи, потребности, которые лежат в их основе, знать альтернативные способы удовлетворения этих потребностей.
Занятие N 3. Тема: "Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан". Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям".
В занятии рассматриваются основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Занятие дает представление об организациях, осуществляющих надзор за деятельностью опекунов (попечителей) и организациями, предоставляющими услуги замещающим семьям.
Проводится информирование кандидатов в приемные родители о важности и значимости профессионального подхода в процессе подбора семьи для ребенка, о ее взаимодействии с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям и о сопровождении семей.
Дается нормативно-правовое обеспечение предоставление социальных услуг приемным семьям, организации и осуществления сопровождения замещающих семей, включая порядок организации и осуществления деятельности по сопровождению семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание, порядок заключения договора о сопровождении семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание, реализация индивидуальной программы сопровождения семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание.
Ожидаемые результаты для участника тренинга. Формирование компетентности приемных родителей по вопросам юридического характера, касающимся приема и воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей и представлений о взаимодействии с органами опеки и попечительства, иными организациями, оказывающими услуги, сопровождение и помощь приемным семьям.
Занятие N 4. Тема: "Общие представления о семье как системе. Роль ребенка в семейной системе. Структурные и функциональные особенности семьи. Изменения в семейной системе в связи с появлением в ней приемного ребенка (детей). Исследование ресурсов для внутрисемейной поддержки приемного ребенка".
В занятии рассматривается понятие семьи, как системы; изучаются стадии жизненного цикла семьи; кризисы семейной системы. Исследуется роль ребенка в семейной системе и изменения в ней в связи с его появление. Участниками анализируются риски и ресурсы своих семей.
Ожидаемые результаты для участников тренинга. Иметь представления о своей семье как о системе. Иметь представление о роли ребенка в семейной системе и изменениях в семейной системе в связи с его появлением. Понимать особенности своей семейной системы, ресурсов и рисков, а также возможностей их компенсации.
Занятие N 5. Тема: "Понятие привязанности. Условия формирования надежной привязанности".
В занятии рассматривается понятие привязанности, формируются представления о значимости привязанности в отношениях родитель-ребенок. Участниками исследуется свой детский опыта построения отношений с родными, близкими. Изучаются факторы, влияющие на формирование привязанности, виды привязанности и нарушения привязанности.
Ожидаемые результаты для участника тренинга: Иметь представления о феномене привязанности и его значении в воспитании и развитии ребенка, оставшегося без попечения родителей. Понимать особенности собственных стратегий в построении близких отношений. Уметь различать в поведении ребенка, оставшегося без попечения родителей, индикаторы различных видов привязанности, а также ее нарушение. Иметь представления о возможных стратегиях построения отношений надежной привязанности.
Занятие N 6. Тема: Факторы, влияющие на формирование ненадежной (небезопасной) привязанности, нарушения привязанности. Стратегии приемного родителя для создания условий формирования отношений привязанности с ребенком.
В занятии рассматривается биологическая основа привязанности; факторы, влияющие на формирование ненадежной (небезопасной) привязанности; виды привязанности и нарушения привязанности. Исследуются возможные стратегии взаимодействия с приемным ребенком, направленные на формирование отношений надежной привязанности.
Ожидаемые результаты для участника тренинга: Иметь представления о биологических основах привязанности, факторах, влияющих на формирование ненадежной (небезопасной) привязанности. Понимать особенности собственных стратегий в построении близких отношений. Иметь представления о видах и нарушениях привязанности. Уметь различать в поведении ребенка, оставшегося без попечения родителей, индикаторы различных видов привязанности, а также ее нарушение. Иметь представления о возможных стратегиях построения отношений надежной привязанности.
Занятие N 7. Тема: Виды жестокого обращения и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и психосексуального развития ребенка. Понятие психологической травмы и ее последствия. Особенности переживания детьми травматических последствий.
В занятии рассматривается понятие и виды жестокого обращения, которое могло иметь место в жизни ребенка; изучается понятие психологической травмы и ее последствия, формируются представления о многообразии форм проявления последствий жестокого обращения и перенесенной психологической травмы. Изучаются возможные способы помощи ребенку, имеющему опыт жестокого обращения. Исследуется собственный негативный детский опыт участников тренинга и его влияние на стратегии воспитания ребенка. Изучаются факторы, влияющие на применение в воспитании жестокого обращения с ребенком. Рассматриваются техники самопомощи, важность обращения к специалисту для проработки травм жестокого обращения.
Ожидаемые результаты для участника тренинга: получить представление о понятии жестокого обращения с ребенком, его видах; иметь представление о формах его проявления и последствиях. Иметь представление о понятии психологической травмы, ее последствиях. Знать возможные способы помощи ребенку, имеющему опыт жестокого обращения. Иметь представления о том, как собственный негативный детский опыт может влиять на стратегии воспитания ребенка. Знать факторы, влияющие на применение жестокого обращения с ребенком в воспитании. Иметь представление о техниках самопомощи. Знать к какому именно специалисту необходимо обратиться для проработки травм жестокого обращения.
Занятие N 8. Тема: Переживание горя, утраты. Этапы проживания горя. Особенности переживания горя детьми.
В занятии рассматривается понятие горевания, его этапы; изучаются особенности переживания горя детьми, в том числе, оставшимися без попечения родителей; значимость в жизни ребенка личной истории и связи с кровными родственниками (формирование идентичности); исследуются собственные стратегии проживания горя; формируются представления о конструктивных и деструктивных стратегиях проживания горя. Также изучаются стратегии поддержки приемного ребенка в проживании горя.
Ожидаемые результаты для участников тренинга: получить представление о горевании, его этапах, об особенностях детского горевания; понимать собственные стратегии переживания утраты; иметь представления о стратегиях поддержки ребенка, оставшегося без попечения родителей, при переживании им горя и утраты; понимать значение личной истории и кровных родственников в жизни ребенка (влияние личной истории ребенка на формирование его идентичности).
Занятие N 9. Тема: Особенности возрастного развития детей (от нуля до одного года, от одного года до трех лет). Понятие о возрастных потребностях ребенка. Особенности физического, когнитивного, социального, эмоционального развития, формирования идентичности детей, оставшихся без попечения родителей. Диспропорции развития.
В ходе занятия рассматривается понятие "потребности развития ребенка"; дается представление об изменениях потребностей развития ребенка на протяжении взросления в физической, когнитивной, социальной, эмоциональной сферах; дается общее представление об этапах нормативного возрастного развития ребенка, о диспропорциях развития, о влиянии опыта жестокого обращения, потери привязанности на развитие ребенка; создаются условия для исследования участниками собственных компетенций, необходимых для удовлетворения особых потребностей ребенка с опытом сиротства.
Ожидаемые результаты для участника тренинга: получить представление о возрастных особенностях развития ребенка и его потребностях на каждом этапе взросления; исследовать "кризис развития", понимать его задачи и проявления.
Понимать последствия неудовлетворения возрастных потребностей ребенка. Иметь представления о том, как опыт жестокого обращения, потери привязанности влияет на развитие ребенка с опытом сиротства. Иметь представления о собственных компетенциях, необходимых для удовлетворения особых потребностей ребенка с опытом сиротства.
Занятие N 10. Тема: Особенности возрастного развития детей (от трех до семи, от семи до десяти, от десяти до четырнадцати и от четырнадцати до восемнадцати лет). Понятие о возрастных потребностях ребенка. Особенности физического, когнитивного, социального, эмоционального развития, формирования идентичности детей, оставшихся без попечения родителей. Диспропорции развития.
В ходе занятия исследуется понятие "потребности развития ребенка", дается представление об изменениях потребностей ребенка на протяжении взросления в физической, когнитивной, социальной, эмоциональной сферах; дается рассматриваются этапы нормативного возрастного развития ребенка; формируются представления о диспропорциях развития, о влиянии опыта жестокого обращения, потери привязанности на развитие ребенка. В ходе занятия создаются условия для исследования участниками собственных компетенций, необходимых для удовлетворения особых потребностей ребенка с опытом сиротства.
Ожидаемые результаты для участника тренинга: иметь представление о возрастных особенностях развития ребенка и его потребностях на каждом этапе взросления; знать, что такое "кризис развития", понимать его задачи и проявления; понимать последствия неудовлетворения возрастных потребностей ребенка; иметь представления о том, как опыт жестокого обращения, потери привязанности влияет на развитие ребенка с опытом сиротства; иметь представления о собственных компетенциях, необходимых для удовлетворения особых потребностей ребенка с опытом сиротства.
Занятие N 11. Тема: Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Семейное устройство детей с ОВЗ, оставшихся без попечения родителей. Стратегии поиска помощи и организации коррекционно-реабилитационных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни ребенка.
В занятии рассматривается понятие "ограниченные возможности здоровья (далее - "ОВЗ"), решается задача дестигматизировать понятие "ОВЗ у детей"; проводится информирование о базовых принципах и подходах в коррекции детей с ОВЗ, о возможных направлениях помощи для детей с часто встречающимися расстройствами. Обсуждаются вопросы оказания приемному ребенка необходимой медицинской помощи.
Ожидаемые результаты для участника тренинга: иметь представление о различных видах и группах ОВЗ; понимать специфику состояния здоровья детей в учреждениях семейного устройства, о существующих направлениях и способах помощи ребенку; понимать свои собственные возможности по приему в семью и воспитанию ребенка с той или иной группой нарушений. Получить представление об организации медицинской помощи приемному ребенку.
Занятие N 12. Тема: Понятие адаптации. Особенности адаптации у детей, оставшихся без попечения родителей. Компетенции родителей, которые могут помочь ребенку пройти адаптацию в семье. Роль специалистов в помощи семье в период адаптации.
В занятии рассматривается понятие адаптации ребенка и семьи и ее нормативные стадии; формируются представления о том, что процесс адаптации затрагивает всех членов семьи; участниками тренинга исследуется собственный опыт адаптации в новой ситуации и собственные стратегии, помогающие адаптироваться; изучаются способы помощи ребенку в процессе адаптации в новой семье.
Ожидаемые результаты для участника тренинга: иметь представление о феномене адаптации, об особенностях прохождения адаптации в семье с детьми, оставшимися без попечения родителей; различать признаки функциональной и дисфункциональной адаптации; осознавать собственные стратегии адаптации в новой ситуации; иметь представления о возможных стратегиях помощи приемному ребенку, находящемуся в процессе адаптации.
Занятие N 13. Тема: Трудное поведение. Стратегии совладания с трудным поведением ребенка. Позиция родителя при трудном поведении ребенка.
В занятии дается представление о связи между проявлениями "трудного" поведения и особыми потребностями развития ребенка, в том числе связанными с последствиями жестокого обращения, личностными особенностями или историей жизни ребенка. Формируются представления о ненасильственных (основанных на принципах гуманизма) методах воздействия, регуляции поведения детей (с учетом возрастных, интеллектуальных, эмоциональных, физических потребностей и возможностей; даются представления о необходимости последовательно предъявлять правила, условия, требования по отношению к другому человеку, ребенку; обсуждается необходимость прогнозировать влияние своих воспитательных воздействий на поведение и эмоциональное состояние опекаемого ребенка.
Ожидаемые результаты для участника тренинга: иметь представления о связи между проявлениями "трудного" поведения и особыми потребностями, в том числе связанными с последствиями жестокого обращения, личностными особенностями или историей жизни ребенка; знать ненасильственные (основанных на принципах гуманизма) методы воздействия, регуляции поведения детей (с учетом возрастных, интеллектуальных, эмоциональных, физических потребностей и возможностей); иметь представления о необходимости последовательно предъявлять правила, условия, требования по отношению к другому человеку, ребенку; иметь представления о необходимости прогнозировать последствия своих воспитательных воздействий на поведение и эмоциональное состояние ребенка.
Занятие N 14. Тема: Тайна усыновления. Личная история ребенка. Кровная (биологическая) семья ребенка. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
Занятие включает знакомство с понятием тайны усыновления, ее правовыми, социальными и психологическими аспектами. Исследуются представления о значимости личной истории и связи с кровными родственниками ребенка, проводится изучение стратегий восстановления и сохранения личной истории ребенка, стратегий взаимодействия с кровными родственниками ребенка, Проводится информирование кандидатов в приемные родители о важности и значимости профессионального подхода в процессе подбора семьи для ребенка.
Ожидаемые результаты для участника тренинга: иметь представления о правовых, социальных и психологических аспектах сохранения тайны усыновления; понимать значение личной истории и связи с кровными родственниками в жизни ребенка; уметь восстанавливать и сохранять факты из личной истории ребенка; уметь взаимодействовать с кровными родственниками ребенка в необходимой для ребенка форме; знать действия, сохраняющие безопасность ребенка при общении с кровными родственниками.
Занятие N 15. Тема "Завершающее занятие. Ресурсы семьи. Подведение итогов подготовки".
Итоговое собеседование.
Перед завершающим занятием проводится итоговое собеседование, включающее обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители, итогов выполнения домашних заданий; заполнение информационного листа о компетенциях и ресурсах семьи гражданина, необходимых для удовлетворения потребностей детей, оставшихся без попечения родителей; проведение самооценки кандидатов в замещающие родители и выявление готовности кандидатов в замещающие родители к приему ребенка на воспитание.
Завершающее занятие включает: исследование ресурсов участников тренинга, необходимых для самопомощи и адаптации ребенка в семье. Анализ и интеграция опыта, полученного на тренинге. Завершение отношений членов группы как участников тренинга, приглашение в сообщество приемных родителей.
Ожидаемые результаты: понимать значимость своих ресурсов, уметь находить способы их восполнения; обобщать полученный на тренинге опыт; иметь представления о способах экологичного завершения отношений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.