Правомерно ли создание организацией - непрофессиональным участником рынка ценных бумаг резерва по сомнительным долгам с сумм просроченной дебиторской задолженности по деятельности, связанной с оптовой торговлей, в установленном проценте от полученной выручки, включая выручку от реализации ценных бумаг?
Порядок формирования резерва по сомнительным долгам, отчисления в который уменьшают доходы организации в текущем отчетном (налоговом) периоде для целей налогообложения прибыли, регулируется ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно п. 1 ст. 266 Кодекса сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность:
- не погашена в сроки, установленные договором;
- не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Следовательно, сомнительным считается долг не с момента его возникновения, а с момента окончания срока погашения задолженности по договору.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.
При этом для формирования резерва по результатам проведенной инвентаризации принимается задолженность в том размере, в котором она была отражена в бухгалтерском учете.
Вместе с тем согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" сумма дебиторской задолженности, относящаяся к сделкам и операциям, учтенным при формировании налоговой базы переходного периода, не участвует в формировании резервов по сомнительным долгам, создаваемых в соответствии со ст. 266 Кодекса.
Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.
Согласно ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, организацией, применяющей метод начисления для признания доходов и расходов, признаются для целей налогообложения в соответствии со ст. 271 Кодекса.
Суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов (ст. 265 Кодекса) на последний день отчетного (налогового) периода.
При этом изложенный выше порядок формирования резерва по сомнительным долгам не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 26-12/59212 от 3 декабря 2002 г., подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга А.А. Глинкиным
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1