Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7
Деятельность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по совершенствованию законодательства и правовому просвещению
7.1. Совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина
Современное российское законодательство о правах и свободах человека представляет собой большой массив нормативных актов различной юридической силы и разного уровня. Оно постоянно обновляется и корректируется, приводится в соответствие с новыми социально-экономическими и политическими условиями и общественными потребностями. В 2022 году принято более 650 федеральных законов, многие из которых в той или иной степени касались прав и свобод граждан. Анализ действующего законодательства о правах и свободах человека позволяет сделать вывод, что законодатель по большей своей части своевременно реагирует на общественный запрос и стремится регламентировать возникающие проблемные аспекты социальных отношений.
Однако, несмотря на интенсивную работу по совершенствованию законодательства о правах и свободах человека и гражданина, его качество по ряду своих параметров вызывает серьезные претензии практиков, ученых, да и самих законодателей*(426). Немаловажную роль в контроле качества законов играет Конституционный Суд Российской Федерации, продолжая свою миссию в качестве субъекта "негативного нормотворчества": за прошедший год им принято 59 постановлений по вопросу несоответствия правовых актов Конституции Российской Федерации и дан импульс к разработке целого ряда законодательных актов*(427).
Индикатором имеющихся проблем в нормативном регулировании прав и свобод граждан, форм и методов их защиты являются также обращения самих граждан, поступающие в адрес Уполномоченного. Именно их анализ позволяет нам формулировать и выдвигать инициативы по совершенствованию правозащитного законодательства.
Формы участия Уполномоченного в законотворчестве
Участие Уполномоченного в законотворческом процессе в области укрепления гарантий прав и свобод человека в 2022 году осуществлялось в традиционных форматах: подготовка и направление законодательных предложений (инициатив); подготовка заключений и отзывов на законопроекты; участие в межведомственных рабочих группах по подготовке законопроектов; участие в организации и проведении мероприятий по вопросам совершенствования законодательства (круглых столов, конференций, парламентских слушаний и др.); мониторинг законодательства о правах и свободах.
Подготовка и направление законодательных предложений (инициатив)
В 2022 году Уполномоченным в общей сложности подготовлено и направлено в адрес субъектов законодательной инициативы и органов публичной власти 132 предложения и инициативы по совершенствованию нормативного регулирования в сфере прав и свобод гражданина, форм и методов их защиты. Они касались укрепления социальных и экономических гарантий прав граждан, защиты прав человека в уголовном процессе и при производстве по делам об административных правонарушениях, обеспечения прав лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, защиты прав мигрантов и эвакуированных лиц, мобилизационных и других вопросов.
Предложения и инициативы Уполномоченного нашли отражение в 29 нормативных правовых актах, принятых в 2022 году на федеральном уровне, в том числе в 16 федеральных законах и 13 подзаконных нормативных правовых актах. Они перечислены в представленной диаграмме (рис. 130).
Благодаря Государственной Думе, Совету Федерации, Правительству Российской Федерации, профильным федеральным министерствам удалось выстроить эффективное сотрудничество в рамках работы над соответствующими проектами нормативных правовых актов.
Подготовка заключений (отзывов) к законопроектам и проектам подзаконных актов
В органы публичной власти было направлено 33 заключения (отзыва) по законопроектам и проектам подзаконных актов в адрес их разработчиков, а также ответственных комитетов Государственной Думы.
Позиции Уполномоченного, содержащиеся в заключениях, были учтены субъектами права законодательной инициативы при доработке целого ряда законопроектов, некоторые из которых рассмотрены и уже стали *(428).
Участие в работе комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности
В качестве члена Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности Уполномоченным представлена позиция по ряду законопроектов, в том числе затрагивающих проблемы защиты прав человека в уголовном процессе и в местах принудительного содержания, защиты несовершеннолетних при взыскании денежных средств, жилищного обеспечения жителей Крайнего Севера, статуса приемных родителей, установления фактов при решении вопросов о пенсионном обеспечении, поддержки семей, имеющих детей, и ряд других вопросов. В 11 случаях позиция Уполномоченного при доработке законопроектов учтена.
Так, в марте 2022 г. на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности был рассмотрен проект федерального закона о совершенствовании порядка формирования и деятельности общественных наблюдательных комиссий. По итогам его обсуждения на заседании нами были выработаны и направлены в Правительство Российской Федерации и Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений предложения о поправках к указанному законопроекту, направленные на закрепление права Уполномоченного направлять в Совет Общественной палаты Российской Федерации рекомендации по формированию состава ОНК, которые затем были учтены в тексте федерального закона*(429).
Участие в рабочих группах по подготовке законопроектов
Сотрудники Аппарата входили в 11 межведомственных рабочих групп по подготовке соответствующих нормативных правовых актов.
В их числе рабочие группы:
по подготовке изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству);
по согласованию предложений о поправках в Семейный кодекс Российской Федерации, направленных на реализацию государственной функции защиты семьи и ребенка (Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству);
по выработке предложений, направленных на своевременное обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (под руководством заместителя Председателя Государственной Думы А.Ю. Кузнецовой);
по подготовке изменений в Семейный кодекс Российской Федерации (в части защиты прав трудоспособных совершеннолетних детей, обучающихся в образовательных организациях общего образования) (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей);
по организации отдыха и оздоровления детей (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей);
по проработке предложений о перспективах создания службы пробации, обеспечивающей выполнение надзорных и социально-воспитательных мер в отношении подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, а также лиц, освободившихся из мест лишения свободы или подвергшихся уголовному наказанию, не связанному с изоляцией от общества (Минюст России);
по совершенствованию и систематизации нормативных правовых актов, устанавливающих нормы вещевого довольствия осужденных и лиц, содержащихся в СИЗО (Минюст России);
по совершенствованию и систематизации нормативных правовых актов, устанавливающих повышенные нормы питания осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (Минюст России);
по совершенствованию и систематизации правил внутреннего распорядка СИЗО, исправительных учреждений, воспитательных колоний и исправительных центров (Минюст России);
по подготовке законопроекта, направленного на регулирование дистанционного участия в уголовном процессе (Минюст России);
по вопросам внесения изменений в законодательные акты в части получения общего образования несовершеннолетними лицами, содержащимися под стражей (Генеральная прокуратура Российской Федерации).
Многие наши предложения, представленные на заседаниях рабочих групп, были учтены в итоговых проектах нормативных правовых актов.
Мониторинг законодательства о правах и свободах
На регулярной основе в Аппарате Уполномоченного осуществляется мониторинг действия законов и других нормативных правовых актов с целью подготовки инициативных предложений государственным органам по изменению соответствующего законодательства. Для этого осуществляем анализ поступающих жалоб, публикаций в СМИ, изучаем научные работы по соответствующей проблематике, принимаем участие в конференциях, круглых столах, в других обсуждениях актуальных вопросов законотворчества и правоприменительной практики и т.д.
Так, мониторинг действия Федерального закона "О бесплатной юридической помощи"*(430) позволил сформулировать предложение о включении уполномоченных по правам человека в число участников государственной системы бесплатной юридической помощи. Данное предложение учтено Минюстом России в законопроекте "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи", который в настоящее время дорабатывается для внесения в Правительство Российской Федерации. Со своей стороны, направили к нему предложения также о включении в перечень лиц, которым оказывается бесплатная юридическая помощь, мобилизованных граждан и членов их семей, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, - по вопросам трудоустройства, пенсионного обеспечения и социальной защиты. Выражаем надежду, что они также найдут отражение в законопроекте.
В мониторинге законодательства и выработке предложений по его совершенствованию принимают участие и уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации. В 2022 году от региональных уполномоченных поступило 93 предложения (в 2021 году - 54), касающихся совершенствования законодательства. Часть из них нашла отражение в нормативных правовых актах об изменениях действующих норм права*(77).
По инициативе Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл Ф.Х. Мухаметгалиева обратились в ГУВМ МВД России с предложением предоставить собственникам жилых помещений право получать адресно-справочную информацию о гражданах, зарегистрированных по месту жительства в соответствующих жилых помещениях. Из-за правового пробела собственники могли получить информацию о лицах, проживающих в жилых помещениях, только с согласия таких лиц, что затрудняло возможность распоряжаться жильем. Направленные Уполномоченным предложения были рассмотрены МВД России и учтены в принятых в 2022 г. нормативных правовых актах*(431) (вх. N ВЛ11180-26 от 07.04.2022).
Уполномоченным продолжается мониторинг принятия федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов, определяющих порядок взаимодействия их территориальных органов с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации.
В общей сложности на 1 января 2023 г. 13 федеральных органов исполнительной власти*(432) приняли ведомственные приказы о взаимодействии своих территориальных органов с региональными омбудсменами, из них 10 - в 2022 году*(77).
Продолжался также мониторинг приведения законодательства субъектов Российской Федерации о публичных мероприятиях в соответствие с позициями Конституционного Суда Российской Федерации*(433).
Участие в организации и проведении мероприятий, посвященных совершенствованию законодательства
Выявлению проблем законодательства и практики его применения способствуют обсуждения в ходе публичных мероприятий. Регулярно участвуем в парламентских слушаниях, конференциях, круглых столах, посвященных совершенствованию законодательства о правах человека, как по общим вопросам, так и конкретным вопросам правозащитной практики.
В общей сложности принято участие в 132 таких мероприятиях, в том числе 58 из них состоялись на площадках палат Федерального Собрания Российской Федерации, 23 были организованы Уполномоченным.
27 апреля 2022 г. в Доме прав человека прошел круглый стол "Права человека и санкции" с участием представителей органов исполнительной и законодательной власти, общественных организаций, экспертного сообщества, региональных уполномоченных по правам человека. В ходе мероприятия участниками было акцентировано внимание на целом ряде проблем, порождаемых санкционной политикой Запада. Многие из них требуют нормотворческой работы: развитие механизмов защиты прав российских соотечественников за рубежом, совершенствование системы образования, укрепление гарантий социальных прав граждан, изменение законодательства о приобретении гражданства. Высказанные проблемы и предложения были учтены в нашей дальнейшей законопроектной работе.
Выявление дефектов законодательства и путей его совершенствования с участием ученых, правозащитников, представителей государственных органов осуществлялось на площадках Экспертного совета при Уполномоченном. В 2022 году состоялось 16 таких тематических заседаний. К работе по совершенствованию законодательства подключился и Молодежный совет при Уполномоченном.
В 2022 г. на заседании секции по вопросам международного сотрудничества и защиты прав мигрантов Экспертного совета при Уполномоченном с участием разработчиков от МВД России были обсуждены законопроекты о комплексном регулировании правового положения мигрантов. В феврале - "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства", в июне - "О совершенствовании правового положения лиц, прибывающих на территорию России в поисках убежища". В ходе обсуждения экспертами в адрес разработчиков высказан целый ряд предложений.
В октябре 2022 г. актуальные проблемы развития нормативно-правовой базы обсуждались на совместном заседании секции по вопросам совершенствования законодательства о правах и свободах человека и гражданина и секции по вопросам правового просвещения и образования в области прав и свобод человека и гражданина Экспертного совета при Уполномоченном с участием членов Молодежного совета при Уполномоченном.
Перспективы совершенствования законодательства о правах и свободах человека и гражданина
Конкретные пути совершенствования правозащитного законодательства назывались в соответствующих параграфах доклада. Среди новых тем, которые высветил 2022 год: уточнение правового статуса и гарантий защиты прав эвакуированных лиц; внесение изменений в мобилизационное законодательство в части прав и обязанностей мобилизованных лиц; систематизация льгот и гарантий участников боевых действий и членов их семей; создание надежных правовых механизмов защиты прав человека в виртуальном пространстве в условиях информационной агрессии западных стран и некоторые другие.
Отдельно выделим важность работы по интеграции законодательства новых субъектов Российской Федерации в российское правовое пространство. Эта работа начата. Во исполнение договоров о принятии в состав Российской Федерации Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей*(434) подписан ряд федеральных законов, определяющих временные особенности организации публичной власти в новых субъектах Российской Федерации, осуществления на их территориях экономической, градостроительной деятельности, обеспечения социальных прав проживающих в них граждан. В течение переходного периода предстоит принять еще большое количество нормативных документов. Планируем оказывать содействие законотворческому процессу в указанном направлении в части приведения законодательства об институтах государственной правозащиты в новых российских регионах в соответствие с федеральными стандартами.
7.2. Правовое просвещение
2022 год войдет в историю не только как год формирования новой политической и правовой реальности, глобального столкновения ценностей, но и как период масштабных преобразований в российской системе образования и просвещения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2022 г. N 1195 утверждены правила осуществления просветительской деятельности*(435). В начале 2022/2023 учебного года во всех общеобразовательных организациях начали действовать обновленные ФГОС начального общего и основного общего образования.
На протяжении нескольких лет мы неоднократно поднимали вопрос о необходимости формирования целостной системы правового образования и воспитания в стране, а также преемственности образовательных программ по правам человека в образовательных организациях всех уровней. Только в 2022 году по итогам нашей встречи с Министром просвещения Российской Федерации С.С. Кравцовым члены Экспертного совета при Уполномоченном вошли в состав рабочей группы по разработке ФГОС среднего общего образования (10-11 классы).
В результате совместной работы к числу требований к освоению предмета "Обществознание" отнесены сформированность знаний о системе прав человека и гражданина, а также о государственно-общественных институтах, в том числе об институте уполномоченных по правам человека.
В 2022 году нами реализовано 22 просветительских проекта, в рамках которых осуществлено 75 мероприятий для разных целевых аудиторий, сочетавших в себе как традиционные форматы (круглые столы, лекции, мастер-классы, викторины, книжные и фотовыставки, киноклуб, экскурсии, практика студентов), так и новаторские (электронный музей, молодежный правозащитный чат-бот, инкубатор молодежных правозащитных проектов и инициатив, мультимедийная мастерская правового просвещения и социальной поддержки студентов).
Традиционно в просветительскую работу был вовлечен Научно-образовательный центр по правам человека Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), расширивший образовательную и издательскую деятельность*(436), а также Экспертный совет и Молодежный совет при Уполномоченном*(7).
В 2022 году характер и масштабы просветительской деятельности во многом предопределялись объемом обращений по вопросам защиты прав военнослужащих и членов их семей и защиты прав эвакуированных лиц. Проведение частичной мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации также сказалось на направленности правового просвещения.
Основные направления правового просвещения в 2022 году показаны на рис. 131.
Правовое просвещение среди эвакуированных лиц
Формы правового просвещения среди эвакуированных лиц, осуществляемые нами в целях распространения знаний о российском законодательстве, правах данных лиц и механизмах их защиты, показаны на рис. 132.
Правовое просвещение среди эвакуированных лиц осуществлялось в тесном взаимодействии с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации и институтами гражданского общества.
Совместно с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации и региональными отделениями Ассоциации юристов России реализована социально ориентированная просветительская акция "Единый день оказания бесплатной юридической помощи лицам, вынужденно покинувшим территории ДНР, ЛНР и Украины". Акция охватила более 50 регионов, проконсультировано свыше 15 000 человек (май 2022 года). Эта тема также нашла свое отражение в развернутой в Доме прав человека фотоэкспозиции "Права жителей ДНР и ЛНР - под защитой Уполномоченного".
Со своей стороны, поддержали разработанную по инициативе членов Экспертного и Молодежного советов и реализуемую ими с применением дистанционных образовательных технологий программу повышения квалификации "Актуальные вопросы истории России в современных реалиях"*(437). Она направлена на обеспечение российских педагогов необходимыми знаниями для применения в образовательном и воспитательном процессе обучающихся и информационно-просветительской работе с их родителями в условиях проведения специальной военной операции.
На нашем официальном сайте был создан новый специализированный раздел "Правовая помощь беженцам", где размещаются важная и актуальная информация об изменениях в законодательстве, различные памятки и полезные справочные материалы*(438).
Просветительская деятельность среди семей военнослужащих, участвующих в СВО
Основная работа по этому направлению проводилась в рамках деятельности рабочей группы по мониторингу соблюдения прав участников СВО и членов их семей. В своих обращениях к Уполномоченному заявители чаще всего просили разъяснить существующие права и социальные льготы, механизмы защиты нарушенных прав. Наши разъяснения, а их дано более 3,5 тыс., касались получения денежного довольствия, дополнительных выплат за участие в специальной военной операции, порядка заключения и расторжения контракта, медицинского обеспечения и других тем*(247).
Правовое просвещение среди мобилизованных и членов их семей
Характер правовых консультаций и разъяснений в период проведения частичной мобилизации касался разных вопросов. В основном граждан волновали темы освобождения и отсрочки от мобилизации, порядка прохождения службы, предоставления мер государственной поддержки (кредитные каникулы по выплатам, в том числе ипотеки, списание долгов по исполнительным производствам), материально-технического обеспечения мобилизованных (вещевое и продовольственное снабжение, условия в пунктах подготовки), заключения брака.
На вопросы граждан давались как письменные, так и устные разъяснения во время личных приемов при посещении военкоматов и мобилизационных пунктов. Всего было проведено свыше 3,5 тыс. личных приемов очно и посредством телефонной связи. Гражданам разъяснялась необходимость предоставления непосредственно в военные комиссариаты документов для освобождения или отсрочки от мобилизации: справки о состоянии здоровья, свидетельства о рождении детей, справки из вуза и др.
Данная работа велась во взаимодействии со штабом всероссийского проекта #МЫВМЕСТЕ, волонтеры которого находились в постоянном контакте с нашими сотрудниками.
Просветительские проекты для социально незащищенных категорий граждан
Реализован ряд проектов, направленных на просвещение людей, которые в силу возраста, состояния здоровья, сложных жизненных обстоятельств нуждаются в поддержке в части обеспечения знаниями о своих правах, гарантиях их реализации и способах защиты (рис. 133).
Для людей с инвалидностью проводились мероприятия в рамках социально ориентированного проекта "Фестиваль "Интеграция" - лекции, мастер-классы, вебинары, киноклуб. Совместно с Университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА) проведен научно-практический V Международный межвузовский юридический конкурс "Защита прав инвалидов".
Продолжилась реализация масштабного долгосрочного просветительского проекта "Правовой марафон для пенсионеров" (за 2017-2022 годы в регионах и Аппаратом Уполномоченного организовано и проведено 1728 просветительских мероприятий и более 42 300 бесплатных юридических консультаций).
Значимым мероприятием проекта стал Единый день бесплатной юридической помощи для людей старшего поколения - пенсионеров, ветеранов, инвалидов, который прошел в 84 субъектах Российской Федерации (сентябрь-октябрь 2022 года). Совместно с региональными отделениями Ассоциации юристов России в рамках данной акции уполномоченными по правам человека организовано свыше 16 000 юридических консультаций.
Третий год подряд проходят мероприятия в рамках проекта "Дни правовой грамотности мигрантов".
Дом прав человека посетили представители Ассоциации содействия социально-культурной, трудовой, правовой и психологической адаптации мигрантов "Координационный центр защиты и адаптации мигрантов", которые познакомились с работой Уполномоченного по защите прав мигрантов (сентябрь 2022 г.).
В Российской национальной библиотеке (г. Санкт-Петербург) в рамках сотрудничества с Уполномоченным была развернута книжно-иллюстративная выставка "Достойный трудится для человечества": мигранты в истории России" (ноябрь-декабрь 2022 г.).
Также был проведен просветительский мастер-класс в учебном центре Российского Красного Креста для детей беженцев и мигрантов, где дети из стран СНГ, Ближнего Востока, Африки и Афганистана обучаются русскому языку и основным предметам в рамках школьной и дошкольной программ (декабрь 2022 г.).
С 2016 года Уполномоченный поддерживает программу стажировки русскоязычных представителей коренных народов в системе ООН.
В рамках московского компонента этой стажировки на площадке Дома прав человека состоялся традиционный обучающий семинар, посвященный деятельности института государственной правозащиты, для лидеров молодежных общественных организаций, представляющих интересы народов ханты, эвенки, алтайцы, вепсы, тверские карелы (ноябрь 2022 г.)
С целью дальнейшего развития совместной правопросветительской работы в ноябре 2022 года заключено Соглашение о сотрудничестве с Общероссийской общественной организацией "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
Просветительские проекты для молодежи
Особое значение традиционно придаем распространению правовых знаний среди российской молодежи. В данной связи реализуем собственные проекты, а также принимаем участие либо используем для целей просветительства площадки проектов, реализуемых другими государственными органами, вузами и общественными организациями. Основные из них представлены на рис. 134.
Важной площадкой для диалога, системной работы по защите прав молодежи и обмена лучшими практиками стал Молодежный совет при Уполномоченном*(7).
На страницах Молодежного совета в мессенджерах и социальных сетях (Telegram, ВКонтакте) на регулярной основе обобщаются лучшие правозащитные и просветительские практики, реализуемые его членами.
По инициативе членов Молодежного совета впервые запущен проект "Инкубатор молодежных правозащитных проектов и инициатив", направленный на повышение уровня знаний и навыков социального проектирования у лидеров волонтерских и молодежных объединений, НКО. Для участников проекта проведены образовательные вебинары и тренинги по социальному проектированию, медиапродвижению и вопросам грантовой поддержки.
В молодежной среде особенно востребованы цифровые форматы, поэтому нами седьмой год подряд успешно реализуется Всероссийский конкурс "Инновационные технологии в правовом просвещении по вопросам прав и свобод граждан, форм и методов их защиты".
Совместно с Всероссийским студенческим союзом велась реализация проекта "Правозащитный онлайн-марафон "Студенческий дозор". Члены Молодежного совета при Уполномоченном приняли активное участие в создании чат-бота, призванного помочь молодым людям научиться защищать свои права, а также в работе "Мультимедийной мастерской правового просвещения и социальной поддержки студентов".
Новыми просветительскими проектами, рассчитанными на молодежную аудиторию, стали также Всероссийский конкурс студенческих законодательных инициатив "Закон будущего", межведомственный проект наставничества, инициированный Минобрнауки России, "Женщины: Школа наставничества" и собственный проект Уполномоченного "Наставничество", в рамках которых под общим руководством Уполномоченного студентки ведущих российских вузов вели работу над своими социальными и правовыми проектами в области образования и защиты прав семьи, материнства, отцовства и детства.
Продолжали работать и на традиционных, зарекомендовавших себя молодежных правопросветительских площадках, таких как Всероссийский молодежный образовательный форум "Территория смыслов" (июль 2022 года).
Несмотря на сложную международную обстановку в рамках сотрудничества с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека седьмой год проводятся образовательные мероприятия для слушателей межвузовской магистерской программы "Международная защита прав человека". За это время в них приняли участие около 4000 магистрантов.
Поддерживается многолетняя практика нашего сотрудничества с высшими учебными заведениями.
Заключены соглашения о сотрудничестве с Московским государственным университетом технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первым казачьим университетом) (январь), Московским финансово-промышленным университетом "Синергия" (июль) и Дипломатической академией МИД России (ноябрь). Эта работа уже дала свои практические плоды: студенты вузов получили возможность проходить практику в нашем Доме прав человека и применять полученные в стенах университета знания.
В 2022 г. Уполномоченный стала партнером конкурса студенческих работ "Конституционный статус личности в России в современном доктринальном, нормативном и практическом измерении (к 100-летию профессора Л.Д. Воеводина)", который проводится Юридическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова.
2022 год стал рекордным по количеству студентов, прошедших учебно-ознакомительную, производственную и преддипломную практику в рабочем аппарате Уполномоченного. Этой возможностью воспользовались более 270 студентов российских вузов.
Просветительские проекты для школьников
Традиционно просветительская работа велась с учащимися общеобразовательных организаций: она была направлена на овладение школьниками элементарными умениями и навыками, необходимыми для реализации и защиты своих конституционных прав и обязанностей.
В шестой раз при поддержке Минпросвещения России и Минобрнауки России, а также благодаря активному участию уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации проведен масштабный образовательный проект Единый урок "Права человека". В 2022 году к нему присоединились также школьники и студенты из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. В общей сложности в нем в этом году участвовали 5 млн человек.
Продолжена реализация совместного с Департаментом образования и науки г. Москвы проекта "Правовой навигатор", направленного на повышение уровня правовых знаний учащихся школ в рамках преподавания предмета "Обществознание". Конкурсы и викторины для школьников средних и старших классов по правозащитной тематике были организованы в дистанционном режиме. Для привлечения внимания учащихся к деятельности омбудсмена также была запущена городская онлайн-викторина "25 лет Федеральному конституционному закону "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
В Международный день защиты детей для дошкольников и школьников 1-5-х классов в ФГБОУ СОШ N 1699 г. Москвы впервые прошел интерактивный урок "Права ребенка", а в День Конституции Российской Федерации для старшеклассников была организована тематическая лекция.
Правовое просвещение среди населения в вопросах компетенции Уполномоченного
25-летие Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" дало нам повод провести предметную работу по разъяснению среди населения компетенции Уполномоченного, порядка обращения к нему с жалобами на решения должностных лиц государственных органов.
В этих целях был организован целый ряд мероприятий, включая викторины, конкурсы, фото- и книжные выставки, а также запущены пилотный проект "Библиотека Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" на платформе Национальной электронной библиотеки*(439) и проект "Электронный музей" на нашем официальном сайте*(440).
Онлайн-викторину на знание Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" прошли более 7000 человек, а участниками конкурса студенческих законодательных инициатив "Закон будущего" стали более 90 обучающихся.
Предложения по совершенствованию государственной политики в области правового просвещения
Развитие государственной политики в области правового просвещения должно осуществляться с учетом качественных изменений в содержании и технологиях правопросветительской работы, произошедших в последние годы, а также новых вызовов для прав человека.
Назрела потребность в обновлении Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"*(430) и государственной программы Российской Федерации "Юстиция"*(441), которая связана как с расширением перечня лиц, которым должна оказываться бесплатная юридическая помощь, так и с необходимостью закрепления в этих документах роли института государственной правозащиты.
В период цифровой трансформации одним из резервов повышения эффективности правового просвещения становится использование новых цифровых форматов и информационно-коммуникационных технологий. Для повышения результативности и эффективности просветительской работы на цифровых платформах представляется важным более активно вовлекать в нее лидеров мнений, блогеров, руководителей молодежных общественных объединений.
Система правового воспитания и обучения необходима на всех уровнях образования: правочеловеческие ценности должны стать основанием, стержнем, по крайней мере, гуманитарных предметов. Считаем необходимым сделать постоянным и всеобщим изучение прав, свобод и обязанностей, Конституции Российской Федерации в общеобразовательных организациях на протяжении всего образовательного процесса, начиная с начальной школы.
Использование потенциала внеурочной деятельности для правового воспитания и просвещения участников образовательных отношений, а также включение проблематики прав человека в примерные календарные планы воспитательной работы и рабочие программы воспитания для общеобразовательных организаций - еще одна "точка роста" в области правового просвещения. Это прямо соотносится и с воспитательной направленностью ФГОС "третьего поколения".
Необходимо переформатирование правопросветительской работы с учетом появления новых категорий граждан, ранее ею не охваченных, - эвакуированных, жителей новых субъектов Российской Федерации.
Следует развивать накопленный в 2022 году опыт взаимодействия уполномоченных по правам человека с институтами гражданского общества, прежде всего, в части правового волонтерства (организации совместных информационно-просветительских мероприятий и юридического консультирования).
В период глобальных угроз правам человека важно продолжить укрепление международного сотрудничества, в том числе в области правового просвещения и информирования населения. Вопросам координации усилий национальных правозащитных учреждений в этой сфере было посвящено VII заседание Евразийского Альянса Омбудсменов. Его участники солидарны в необходимости проведения совместных просветительских проектов в сфере прав человека, в том числе с использованием цифровых ресурсов; подготовки и издания совместных тематических памяток и брошюр*(78).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.