Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 10
Рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Аппарат Уполномоченного в 2022 году продолжал выполнять свое предназначение, которое определено ему Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", положением об Аппарате*(494) - содействовать Уполномоченному по всем направлениям его деятельности: рассмотрение обращений граждан; подготовка предложений по совершенствованию законодательства о правах и свободах человека и гражданина; правовое просвещение по вопросам форм и методов защиты прав граждан; международное сотрудничество; взаимодействие с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, другими государственными органами, институтами гражданского общества, омбудсменами зарубежных стран и международными правозащитными организациями.
Наряду с этим в работе Аппарата появились новые направления. Они были связаны с обеспечением деятельности Уполномоченного в рамках проведения специальной военной операции на Украине, работы с эвакуированными лицами и осуществления частичной мобилизации.
Штатная численность Аппарата в 2022 году и его структура остались неизменными. В его составе действовало 10 самостоятельных подразделений: Секретариат, Управление защиты социальных и культурных прав, Управление защиты экономических и политических прав, Управление защиты прав человека в уголовном процессе, Управление защиты прав человека в административном процессе и в местах принудительного содержания, Управление международного сотрудничества, Организационно-аналитическое управление, Управление делопроизводства и личного приема граждан, Управление обеспечения деятельности рабочего аппарата, Отдел внутреннего финансового аудита.
Совершенствование подходов в рассмотрении обращений граждан
В рамках выполнения целей, предусмотренных в Плане работы на 5 лет*(495), Аппаратом продолжен курс на расширение доступности института Уполномоченного для граждан. В круглосуточном режиме осуществлялся прием обращений граждан по телефону горячей линии, работала интернет-приемная. Расширены возможности работы специального чата Аппарата, в котором размещается информация о жалобах граждан, требующих оперативного решения и поручения на этот счет, а также информация об их исполнении.
Оперативность рассмотрения жалоб от граждан по новым направлениям обеспечивали три специально созданные в Аппарате рабочие группы: по мониторингу соблюдения прав граждан в связи с проведением специальной военной операции, по мониторингу соблюдения прав эвакуированных лиц, а также по мониторингу соблюдения прав граждан в связи с проведением частичной мобилизации.
Должный уровень и оперативность взаимодействия с государственными органами по вопросам, связанным с защитой прав военнослужащих, участвующих в СВО, и членов их семей, а также эвакуированных лиц, обеспечивало вхождение представителей Уполномоченного в состав Межведомственного координационного штаба по гуманитарному реагированию и специальной группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и регионального характера соответственно на уровне первого заместителя и заместителя руководителя Аппарата.
Особенностью года стало проведение большого количества личных приемов. Всего проведено 2760 личных приемов, по итогам которых зарегистрировано 1880 обращений*(496). Посещено 116 ПВР, расположенных в 31 субъекте Российской Федерации. В ходе ежедневных приемов, осуществляемых сотрудниками отдела организации личного приема граждан в Приемной Уполномоченного, в 2022 году принято 1853 заявителя, зарегистрировано 1669 обращений.
В сотрудничестве с различными благотворительными фондами и при участии неравнодушных граждан проведено 6 гуманитарных акций для жителей Донбасса и эвакуированных лиц (доставлены одежда, продукты питания, предметы первой необходимости, гаджеты)*(42).
Другой особенностью 2022 года стало расширение инструментария в работе Аппарата с обращениями граждан за счет подачи административных исковых заявлений в интересах граждан. Удовлетворено 7 административных исков Уполномоченного. Эту практику намерены наращивать.
Достигнуты определенные результаты по цифровизации деятельности Аппарата.
Формирование цифрового контура деятельности института
В 2022 году завершен первый этап проектирования программного обеспечения Федеральной государственной информационной системы уполномоченных по правам человека (ФГИС "УПЧ"). Разработаны техническое задание на ее создание и прототип ФГИС "УПЧ". В этой работе самое непосредственное участие принимают служащие Аппарата и члены Экспертного совета при Уполномоченном.
ФГИС "УПЧ" объединит цифровое пространство всех уполномоченных по правам человека, поможет уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации более оперативно осуществлять возложенные на них задачи, обмениваться в онлайн-режиме необходимой информацией.
В 2022 году заработала система межведомственного электронного документооборота (МЭДО), которая представляет собой федеральную информационную систему для автоматизированного обмена электронными документами в защищенном режиме между Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Система позволяет ускорить рассмотрение обращений граждан, усилить безопасность и удобство документооборота, упрочить информационное взаимодействие с профильными ведомствами.
Кроме того, Аппарат Уполномоченного перешел на использование современной системы внутреннего электронного документооборота, что позволило оптимизировать работу.
Для официального сайта Уполномоченного был разработан новый интуитивно понятный интерфейс, лаконичный и адаптивный дизайн и удобная навигация. Эти новшества позволяют гражданам быстро найти все интересующие их сведения о деятельности Уполномоченного, о работе региональных уполномоченных по правам человека, дайджест по материалам публикаций отечественных и зарубежных СМИ, информацию правозащитной тематики. И как результат, количество обращений пользователей к сайту возросло. За 2022 год сайтом воспользовалось более 420 тыс. посетителей, из которых 25 752 оставили свои обращения в адрес Уполномоченного на специально созданной странице подачи обращений. В 2022 году этот канал стал самым популярным по количеству поданных обращений. Востребованность интернет-приемной по сравнению с предыдущим годом возросла в 2,7 раза.
Заработала электронная библиотека, которая содержит издания, опубликованные Уполномоченным, сотрудниками Аппарата и членами Экспертного совета при Уполномоченном. В ней размещены также все ежегодные и тематические доклады Уполномоченного, сборники "Закон на Вашей стороне" (положительная практика рассмотрения обращений граждан Уполномоченным), бюллетени Уполномоченного.
Продолжает успешно функционировать созданный в 2019 году по инициативе Уполномоченного сайт Евразийского Альянса Омбудсменов (ЕАО). В 2022 году на заседании ЕАО состоялась презентация его обновленной версии, которая позволяет в электронном варианте подать обращение к любому из омбудсменов стран-участниц на родном для них языке. Кроме того, на сайте можно ознакомиться с последними новостями и документами.
Повышение профессионализма сотрудников Аппарата
Сотрудники Аппарата - это высокопрофессиональные юристы, специалисты в различных областях права. Практически все они имеют высшее образование, из них 2 - доктора наук, 21 - кандидат наук. Большинство сотрудников имеют стаж службы 10 и более лет. Многие сотрудники аппарата преподают в вузах России, читают лекции, проводят мастер-классы для студентов, школьников и молодого поколения правозащитников. В 2022 году 113 гражданских служащих Аппарата прошли повышение квалификации по различным программам.
Многие обращения, поступившие в отчетном году, касались совершенно необычных для нас тематик, переполненных человеческим горем и отчаяньем, которые изменили весь ритм работы Аппарата, потребовали привлечения психологов, поиска новых форм работы. В целях оказания необходимой помощи гражданам для сотрудников Аппарата и аппаратов региональных уполномоченных по правам человека проведена серия мастер-классов с участием специалистов-психологов Минобороны России о повышении эффективности практики ведения телефонных переговоров с заявителями, в том числе родственниками участников специальной военной операции.
Регулярно проводятся мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих как по государственным образовательным программам ведущих вузов России, так и на площадке Научно-образовательного центра по правам человека при Университете им. О.Е. Кутафина (МГЮА), где научным руководителем является Уполномоченный.
Организованы программы повышения квалификации, посвященные коммуникативно-организационному обеспечению профессиональной деятельности государственных служащих, ведению деловой переписки и подготовке служебной документации, антикоррупционным запретам и ограничениям на государственной гражданской службе, контрольной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, защите прав и законных интересов при проведении закупок и др.
О перспективах повышения эффективности работы Аппарата
В 2023 году будет продолжено активное использование новых инструментариев по защите прав и свобод граждан, в том числе подача административных исков в суды, расширение практики личных приемов с участием представителей госорганов.
Планируем выйти на новый уровень цифровизации деятельности Аппарата за счет более масштабного применения системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО) и внутреннего электронного документооборота. Будут продолжены работы по созданию Федеральной государственной информационной системы уполномоченных по правам человека: аттестация, проведение пусконаладочных работ, проведение предварительных испытаний.
Одним из резервов повышения эффективности работы Аппарата является совершенствование информационно-аналитической работы и системы контроля за своевременностью и полнотой выполнения поручений Уполномоченного. В этой работе будем использовать перспективные формы и методы, в том числе основанные на цифровых технологиях, а также обеспечивать интеграцию усилий с другими субъектами анализа и прогнозирования в сфере соблюдения и защиты прав человека и гражданина.
Требует внимания и дальнейшая оптимизация структуры Аппарата. В целях оперативного рассмотрения обращений граждан в период проведения СВО, а также повышения эффективности в восстановлении нарушенных прав мною было принято решение о создании в 2023 году специального структурного подразделения внутри Аппарата.
Остается актуальной задача по расширению полномочий сотрудников Аппарата в части оказания помощи людям, права которых были нарушены. Так, до сих пор не регламентирован порядок посещения мест принудительного содержания, что в том числе препятствует проведению проверок по жалобам или по информации о массовых (грубых) нарушениях прав и свобод граждан.
Ведется работа по созданию интерактивных форм консультаций граждан совместно с Ассоциацией юристов, юридическими клиниками образовательных организаций и ресурсами Молодежного совета. Так, например, при поддержке Молодежного совета при Уполномоченном, Всероссийского студенческого союза и ассоциации "Молодые правозащитники" запущен Молодежный правозащитный чат-бот.
Предложения и рекомендации
Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
провести совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации:
круглый стол, посвященный совершенствованию механизмов лекарственного обеспечения пациентов с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями (параграф 4.3);
круглый стол, посвященный проблемам обеспечения защиты свидетелей в рамках уголовного судопроизводства в Российской Федерации (параграф 5.1);
круглый стол, посвященный проблемам и перспективам совершенствования процессуального законодательства и законодательства о судопроизводстве (параграф 7.1);
круглый стол, посвященный информационным технологиям оказания правовой помощи в Российской Федерации (параграф 7.2);
заседание Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Молодежным советом при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации по актуальным вопросам защиты прав молодежи (параграф 9.3).
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
провести совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации:
совещание по вопросу совершенствования нормативно-правовой базы в части установления гарантий собственникам на обеспечение жилищных прав при изъятии жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу (параграф 4.2);
круглый стол на тему "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (5741 от 22.02.2023) (параграф 4.6);
круглый стол, посвященный законодательному обеспечению сбора, транспортировки и утилизации твердых коммунальных отходов в Российской Федерации (параграф 4.7);
парламентские слушания по проблемам совершенствования законодательства о правах и свободах человека и гражданина и повышения эффективности защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина на территориях новых субъектов Российской Федерации (параграф 9.1);
ускорить принятие проектов федеральных законов:
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (параграф 3.1);
"О гражданстве Российской Федерации" (параграф 3.2);
"О занятости населения в Российской Федерации" (в части изменения законодательства о занятости населения, введения эффективных инструментов, необходимых для решения государственных задач) (параграф 4.1);
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" {в целях обеспечения сохранения за гражданами-должниками денежных средств в размере прожиточного минимума трудоспособного населения по России) (параграф 4.4);
"О внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (о сохранении выплаты пенсии мобилизованным гражданам) (параграф 4.4);
"О внесении изменений в статьи 1 и 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части предоставления детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья права на однократное прохождение обучения по программам переподготовки рабочих и служащих по очной форме обучения) (параграф 4.6);
"О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" и статью 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" (в части совершенствования правового регулирования предоставления информации о состоянии окружающей среды) (параграф 4.7);
"О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (в части гуманизации условий содержания под стражей и отбывания наказаний в виде принудительных работ и лишения свободы) (параграф 6.3).
Правительству Российской Федерации
ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона:
о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2022 г. N 32-П "По делу о проверке конституционности частей первой и восьмой статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Подакова") (параграф 4.1);
рассмотреть вопрос о принятии мер по обеспечению эффективного государственного контроля и координации деятельности негосударственных организаций по оказанию социальных услуг в стационарной форме (параграф 4.4);
рассмотреть вопрос о включении в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации следующих законопроектов:
о внесении изменений в часть 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления альтернативной ответственности за нарушение иностранными гражданами миграционного законодательства) (параграф 3.2);
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" (в части регулирования сопровождаемого проживания инвалидов) (параграф 4.4);
"О внесении изменений в статью 81 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части освобождения осужденных от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью) (параграф 6.3);
рассмотреть вопросы:
об установлении дополнительных выплат к денежному довольствию военнослужащим, находящимся в плену или пропавшим без вести (глава 2);
о выдаче внутренних паспортов гражданам Российской Федерации в российских загранучреждениях (параграф 3.2);
о внесении изменений в Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в части закрепления права граждан на ознакомление в электронной форме с документами и материалами, касающимися рассмотрения их обращений) (параграф 3.5);
об установлении порядка электронного обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях через параграф 6.1).
Министерству внутренних дел Российской Федерации
рассмотреть вопрос о разработке методических рекомендаций с целью обеспечения единообразного трактования сотрудниками территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации требований по заполнению иностранными гражданами заявлений при оформлении документов, касающихся их пребывания (проживания) на территории Российской Федерации (параграф 3.2).
Министерству просвещения Российской Федерации
предусмотреть возможность увеличения количества педагогов-психологов в общеобразовательных организациях (параграф 4.5);
предусмотреть увеличение количества наставников в общеобразовательных организациях (параграф 4.5);
рассмотреть вопрос о включении Всероссийского единого урока "Права человека" в календарный план воспитательной работы на 2023/2024 учебный год (параграф 7.2).
Министерству юстиции Российской Федерации
рассмотреть вопросы:
о создании с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации межведомственной рабочей группы по подготовке Концепции уголовной политики Российской Федерации (параграф 5.1);
об ускорении внесения в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", устанавливающего порядок предоставления лицу, содержащемуся под стражей, свидания с родственниками и иными лицами (параграф 6.3);
о внесении изменений в Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110, в части:
- закрепления системы требований к оборудованию помещения для нарушителей (параграф 6.4);
- увеличения продолжительности свободного времени вне пределов исправительного центра в выходные и праздничные дни положительно характеризующихся осужденных (параграф 6.4);
о подготовке разъяснения по пункту 60 Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110 (в части понятия "неотложные социально-бытовые вопросы" и закрепления перечня вопросов, по которым осужденному может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительного центра) (параграф 6.4).
Федеральному агентству по делам молодежи
рассмотреть возможности:
включения в перечень категорий участников тематической правозащитной смены Всероссийского молодежного образовательного форума "Территория смыслов" молодых правозащитников и правовых волонтеров из субъектов Российской Федерации (параграф 7.2);
участия в Международном молодежном форуме "Евразия Global" молодых правозащитников из государств - членов Евразийского Альянса Омбудсменов (параграф 7.2).
Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации
создать межведомственную рабочую группу по разработке механизма голосования граждан, содержащихся в следственных изоляторах не по месту их постоянной регистрации (параграф 3.1).
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации
использовать опыт субъектов Российской Федерации (Нижегородская область) по организации пунктов временного размещения в квартирах, арендованных региональными органами исполнительной власти (параграф 2.1);
использовать опыт субъектов Российской Федерации (Московская область) по разработке программ реабилитации, включающей оказание медицинской и психологической помощи детям, прибывшим из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и освобожденных территорий Украины (параграф 2.1);
рассмотреть вопрос о внесении изменений в нормативные правовые акты о социальных выплатах в случае ранения или смерти военнослужащего, участвующего в специальной военной операции, предусматривающих возможность осуществления таких выплат военнослужащему или членам его семьи по месту постоянной регистрации военнослужащего (параграф 2.2);
обеспечить при необходимости создание в соответствующем субъекте Российской Федерации стационарозамещающих технологий социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами (параграф 4.4);
расширять меры поддержки негосударственного сектора реализации образовательных программ дошкольного образования (частных детских садов, семейных дошкольных групп и центров, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми) (параграф 4.5).
Уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации
продолжить мониторинг соблюдения прав граждан, прибывших из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины (параграф 2.1);
продолжить мониторинг своевременности и полноты установленных выплат и других мер помощи участникам специальной военной операции и членам их семей (параграф 2.2);
организовать обмен опытом в целях приведения регионального законодательства об институтах уполномоченных по правам человека Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в соответствие с положениями Федерального закона от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" (параграф 7.1).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.