Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5
Защита прав человека в уголовном процессе
5.1. Права человека в уголовном процессе: системные проблемы и общая характеристика обращений
В 2022 году исполнилось 20 лет со дня вступления в силу действующего Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, который явился существенным шагом вперед на пути повышения гарантий прав его участников. В нем впервые были закреплены принципы уважения чести и достоинства личности, охраны прав и свобод человека и гражданина и состязательности сторон, нормы о свидетельском иммунитете, реабилитации невиновных, судебном контроле за действиями и решениями, ограничивающими конституционные права граждан (обыском, применением мер пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста), о суде присяжных, международном сотрудничестве и многие другие. Закреплено его двуединое назначение, состоящее в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, и в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Эти и многие другие новеллы сыграли положительную роль в повышении эффективности расследования преступлений и отправления правосудия по уголовным делам.
Введение впервые в уголовном процессе предварительного судебного контроля впоследствии, по оценкам экспертов, положительно повлияло на законность деятельности дознавателя, следователя и прокурора в досудебном производстве при возбуждении и расследовании уголовных дел*(342).
Этой теме посвящен круглый стол, состоявшийся 21 декабря 2022 г. в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
Анализ поступающих в адрес Уполномоченного жалоб позволяет сделать вывод о наличии в сфере уголовно-процессуальной деятельности ряда системных проблем концептуального характера, которые крайне отрицательно сказываются на достижении ее главной цели - вынесении справедливых решений. Они порождаются несовершенством как законодательства, так и правоприменительной практики.
Одна из наиболее распространенных тем жалоб на действия следователя и дознавателя - необоснованный отказ в удовлетворении ходатайств обвиняемого и его защитника о приобщении к делу материалов, имеющих существенное значение по делу. Ряд из них в ходе инициированных нами проверок, проведенных в рамках прокурорского надзора или ведомственного контроля, подтвердились. Представляется, что причины этой ситуации заключаются в том, что следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания и орган дознания наряду с прокурором отнесены в УПК РФ к стороне обвинения (пункт 47 статьи 5), что психологически нацеливает указанных должностных лиц и органы на собирание обвинительных доказательств. При этом у стороны обвинения, в отличие от стороны защиты, больше процессуальных возможностей по собиранию доказательств. В результате в настоящее время УПК РФ не в полной мере обеспечивает соблюдение принципа состязательности сторон и равенства участников процесса на досудебных стадиях.
Надо признать, что еще на стадии подготовки проекта уголовно-процессуального закона велись дискуссии относительно процессуального статуса следователя и дознавателя. Было немало противников их отнесения к стороне обвинения. В частности мной, тогда работавшей в правовом подразделении МВД России, также высказывалось опасение, что такое решение может на практике стимулировать обвинительный уклон. Время показало, как представляется, уязвимость данного положения, и указанная норма подлежит, на наш взгляд, пересмотру. Следователь и дознаватель, как и судья, должны получить особый статус должностных лиц, нацеленных на собирание как обвинительных, так и оправдательных доказательств. До принятия этого глобального решения в целях повышения эффективности реализации принципа состязательности предлагается закрепить в УПК РФ положение о том, что материалы, предоставленные стороной защиты, подлежат обязательному приобщению к уголовному делу.
Другая важнейшая тема уголовного процесса связана с порядком возбуждения уголовного дела. Этой проблеме ранее уделялось внимание в предыдущих ежегодных докладах Уполномоченного на основе глубокого изучения жалоб граждан. В 2022 году аргументы, высказанные в пользу реформирования этой стадии уголовного процесса, только укрепились. Они рассматриваются в параграфе 5.3.
На наш взгляд, современная модель досудебного производства, представляющая собой растянутую во времени деятельность государственных органов, уже сама по себе является существенным ограничением доступа человека к правосудию. Повышению эффективности расследования преступлений, в первую очередь, по защите прав потерпевших, будет отвечать такой порядок, при котором все следственные действия смогут начинаться сразу после регистрации заявления о преступлении. При этом момент придания заявителю статуса потерпевшего должен совпадать по времени с началом производства по делу.
К числу системных проблем, связанных с грубым нарушением конституционных прав граждан, относится также отсутствие в УПК РФ нормы о предельных сроках содержания под стражей в порядке меры пресечения после окончания расследования, на судебных стадиях. Если на стадии предварительного расследования максимальные сроки содержания под стражей четко регламентированы законом, то на этапе рассмотрения судом дела по существу такие ограничения не установлены, что влечет длительное нахождение в условиях изоляции от общества лиц, вина которых еще не установлена вступившим в силу приговором суда. На необходимость "строго следить за соблюдением разумных сроков расследования" указал в своем выступлении на коллегии Генеральной прокуратуры в марте 2023 года Президент Российской Федерации В.В. Путин*(343). Такая ситуация обязательно должна быть исправлена.
Резервом для повышения гарантий прав участников уголовного процесса видится установление правовой регламентации деятельности Уполномоченного. В настоящее время ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" предусматривает комплекс действий, который нами реализуется в сфере уголовного судопроизводства. К ним относятся, в частности, следующие полномочия: получение копий процессуальных документов; ознакомление с материалами доследственных проверок; изучение уголовных дел, решения по которым вступили в законную силу, и дел, прекращенных производством; обращение в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.
Отчасти пробел уголовно-процессуального закона восполняется практикой правоприменения. Так, Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 25 июня 2019 г. N 19 "О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" разъяснил, что ходатайство Уполномоченного является самостоятельным поводом для проверки судом кассационной инстанции вступившего в законную силу судебного решения, такое ходатайство подается и подлежит рассмотрению в те же сроки и в том же порядке, что и кассационные жалоба, представление. Однако полагаем, что в целях правовой определенности вопросы реализации компетенции Уполномоченного в уголовном процессе должны найти отражение в УПК РФ.
Современные реалии с неизбежностью ставят вопрос о цифровизации уголовно-процессуальной деятельности. В минувшие годы проблема доступности правосудия, реализации субъективных прав участников процесса обрела особую актуальность в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, которая способствовала ускоренному становлению и развитию механизмов электронного и цифрового правосудия в России.
Очередной шаг в этом направлении был сделан в декабре 2021 года принятием разработанных при нашем участии изменений в УПК РФ*(344), регламентирующих проведение отдельных следственных действий (допрос, очная ставка, опознание) посредством видео-конференц-связи. В результате были созданы более комфортные условия как для граждан, являющихся участниками уголовного процесса, так и для должностных лиц, осуществляющих расследование. Изменения положительно сказались и на соблюдении установленных сроков расследования, способствовали более эффективному и своевременному выяснению всех обстоятельств совершения преступлений.
В рамках развития темы цифровизации уголовного процесса в декабре 2022 года законодатель принял еще один важный закон - об участии в судебных заседаниях подсудимых и других участников уголовного процесса с использованием видео-конференц-связи*(345). Однако применение этого и других законов, регулирующих процессы цифровизации уголовно-процессуальной деятельности, на практике порождает немало вопросов.
В этой связи 20 декабря 2022 г. в Доме прав человека нами проведена большая научно-практическая конференция на тему: "Вопросы защиты прав граждан с применением цифровых технологий в уголовном процессе", участники которой отметили необходимость продолжения дальнейшего расширения использования цифровых технологий в уголовном процессе, включая введение электронного документооборота и расширение перечня следственных действий, осуществляемых дистанционно. Вместе с тем эта работа должна сопровождаться детализацией процедур с использованием цифровых технологий, определенных как в законах, так и в подзаконных актах.
Участники конференции обсудили результаты состоявшегося в 2020 году эксперимента по проведению дистанционных свиданий адвокатов со своими подзащитными, который получил положительные отзывы адвокатского сообщества, и поддержали предложение о дополнении в статью 89 УИК РФ и статью 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"*(346) в части предоставления подозреваемым, обвиняемым и осужденным свиданий для оказания юридической помощи путем использования систем видео-конференц-связи. Дополнения предусматривают дистанционные свидания с адвокатами с возможностью сохранения адвокатской тайны, необходимые для обеспечения возможности неукоснительного соблюдения прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе при введении режима особых условий*(347).
Принимая во внимание, что создание интернет-канала для общения адвокатов с подзащитными, содержащимися под слтражей, является одной из целей федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"*(348), полагаем, что дистанционный формат свиданий адвокатов и их подзащитных должен найти свое скорейшее закрепление в федеральном законе.
Как уже отмечалось в Докладе за 2021 год, построение уголовного судопроизводства, обеспечивающего доступ к правосудию в условиях развития цифровых технологий, выдвигает на первый план организационный аспект (создание онлайн-платформ, сайтов, использование видеоконференций и пр.), что, в свою очередь, требует внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство*(349).
Поэтому вопрос о создании платформы ГАС "Доступ к правосудию", представляющей собой коллаборацию иных государственных автоматизированных систем (ГАС "Правосудие", ГАС правовой статистики и др.), не теряет своей актуальности.
Данный вопрос также поднимался на Х Всероссийском съезде судей, в ходе которого сообщалось о создании суперсервиса "Правосудие онлайн", запуск которого запланирован на 2024 г. Он позволит перевести электронное правосудие на качественно новый уровень, в том числе путем внедрения систем дистанционной подачи и получения судебных документов, а также дистанционного участия в судебном процессе*(350).
Целый комплекс правозащитных задач возникает в связи с проведением специальной военной операции на Украине. Круг решаемых в этой связи вопросов достаточно широк - от уголовно-правовой защиты прав военнослужащих до активизации законодательного сопровождения процесса интеграции новых субъектов Российской Федерации (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области) в федеральное уголовно-процессуальное правовое поле.
Рассматривая обращения военнослужащих, участвующих в специальной военной операции, и их родственников, нами инициировано проведение 35 процессуальных проверок следственными органами, 32 из которых завершены возбуждением уголовных дел по фактам применения украинскими нацистами незаконных методов ведения войны, убийств, истязаний, хищения имущества, мошенничества и другим составам преступлений.
*(351) до 1 января 2026 г. установлен переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы России, в систему российских органов государственной власти. Вместе с тем пока еще не принят федеральный закон, регламентирующий особенности применения положений УК РФ и УПК РФ на территории новых субъектов Российской Федерации*(352), что создает существенные сложности при проведении доследственных проверок, расследовании и рассмотрении судами уголовных дел, производство по которым начато до вступления данных субъектов в состав России, а также при обжаловании решений судов, принятых на основании законодательства, ранее действовавшего на территории указанных регионов. На это обратил особое внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении на Х Всероссийском съезде судей, отметив приоритеты судебной системы, связанные с вхождением в состав нашего государства четырех новых регионов*(350).
Активизация миграционных процессов в период проведения СВО обнажила проблему правоприменительной практики, связанную с привлечением граждан к уголовной ответственности за фиктивную регистрацию в жилых помещениях и постановку на миграционный учет граждан России, иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства (статьи 322.2 и 322.3 УК РФ). В условиях проводимой специальной военной операции люди, проявляя сострадание и милосердие к лицам, ранее проживавшим в местах проведения боевых действий, регистрировали их в своих жилых помещениях, помогая устроиться на работу, получить социальные гарантии и пр. В итоге иногда благое дело оказывалось для добрых граждан поводом для уголовного преследования. При этом многие люди узнавали о преступном характере своих действий только после возбуждения уголовных дел. В этой связи необходимо активизировать правопросветительскую работу, а также рассмотреть вопрос внесения изменений в ведомственные нормативные акты в указанной сфере. Например, в карточке, заполняемой принимающей стороной, предупреждать гражданина об ответственности за фиктивную регистрацию.
В Белгородскую область из ЛНР прибыла гражданка Д. с большой семьей. Им негде было жить, и она обратилась к своей знакомой Е. за помощью с регистрацией по месту пребывания. Е. помогла, однако, оказав посильное содействие беженцам с детьми, сама стала фигурантом уголовного дела за нарушение миграционного законодательства. Приговором мирового судьи г. Шебекино Белгородской области она была осуждена по ст. 322 2 УК РФ за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина. Борясь за свои права, Е. подала ходатайство о прекращении уголовного дела на основании п. 2 примечаний к ст. 322 2 УК РФ, но суд ей отказал. Тогда в целях восстановления справедливости Д. обратилась к нам и получила поддержку. Подключив областную прокуратуру, мы провели совместную проверку и на стадии апелляционного рассмотрения дела добились отмены приговора суда первой инстанции. Уголовное дело в отношении Е. прекращено на основании ч. 1 ст. 28 УПК РФ и п. 2 примечаний к статье 322 2 УК РФ (вх. N КЛ-449 от 09.06.2022).
Общая характеристика обращений
Поток поступающих к нам жалоб на нарушения прав человека в уголовно-процессуальной сфере достаточно велик и составляет до четверти от всех обращений к Уполномоченному (в 2022 году - 12 519).
По сравнению с прошлым годом произошло незначительное снижение количества обращений на 4,3% за счет уменьшения числа жалоб на объективность, полноту и сроки доследственных проверок, что в определенной мере обусловлено снижением количества зарегистрированных преступлений.
В структуре обращений преобладают заявления в защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых (7843). Почти в полтора раза меньше (4592) поступило обращений в защиту прав потерпевших и незначительное количество (84) в отношении иных участников уголовного процесса, включая адвокатов, свидетелей, экспертов и других.
В обращениях сообщалось о нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства на всех стадиях, о необоснованном предъявлении обвинения, о нарушении порядка применения мер процессуального принуждения, о несправедливости приговоров.
Наибольшее количество обращений касалось вопросов соблюдения прав граждан органами предварительного следствия (6666), дознания (1936) и суда (3637). Существенно меньше заявители жаловались на прокуратуру (199), органы уголовно-исполнительной системы (18) и прочие органы (63).
Соблюдение прав участников уголовного процесса на досудебных стадиях
Тематика поступающих обращений (8882) традиционна: объективность и полнота предварительного расследования (2927), объективность, полнота и сроки доследственных проверок (2272), привлечение в качестве обвиняемого (подозреваемого) (2026), соблюдение разумных сроков предварительного расследования (906), заключение под стражу (551), прекращение и приостановление уголовного дела (166), иные (34)*(353).
Соблюдение прав участников уголовного процесса на судебных стадиях
Ключевой темой обращений со стороны участников уголовного процесса на судебных стадиях (3637) является несогласие с вынесенным приговором в силу суровости (83%) назначенного наказания. Чаще всего заявители сообщали о нарушении уголовного и уголовно-процессуального законов (82%), длительных судебных процессах (11%), о затягивании судами сроков изготовления протоколов судебных заседаний, ненаправлении копий судебных актов и позднем назначении дат рассмотрения апелляционных жалоб (3%) (более месяца с момента вынесения судебного акта).
Основные результаты работы с обращениями
По всем жалобам, поступившим к нам от участников уголовного процесса, организовывались проверки как самостоятельно Аппаратом Уполномоченного, так и с привлечением органов прокуратуры и предварительного следствия. Принимались меры реагирования, предусмотренные ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации": в защиту прав заявителей в компетентные органы направлялись обращения с просьбой об организации проверок их доводов, готовились ходатайства и заключения (статьи 29 и 27 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").
Значительное содействие в восстановлении нарушенных прав участников уголовного процесса оказывали органы прокуратуры и руководители следственных органов. По нашей просьбе ими проведено 5040 проверок, по результатам которых внесено 832 акта реагирования, в том числе 149 представлений и 200 требований об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 43 должностных лица органов предварительного расследования, 4 - к административной.
Отменено (изменено) 464 процессуальных решения: возобновлено производство 387 доследственных проверок и расследование 77 уголовных дел (отменено 63 постановления о приостановлении и 14 - о прекращении уголовного дела). Возбуждено 54 уголовных дела.
Следует отметить, что больше всего удалось восстановить нарушенных прав по линии деятельности органов МВД России - 558 (по вопросам следствия - 422, дознания - 136); органов Следственного комитета России - 327; иных органов власти (нарушение условий содержания под стражей, невыдача копий судебных решений и др.) - 23.
Всего благодаря предпринятым мерам оказано содействие в восстановлении прав 908 участникам уголовного процесса, из которых 741 потерпевший, 166 обвиняемых и 1 подсудимый. Наибольшее количество восстановленных прав приходится на стадию доследственных проверок.
В этой связи хочется надеяться, что изданный в 2022 году Генеральным прокурором Российской Федерации И.В. Красновым приказ, регламентирующий надзор за деятельностью органов дознания и предусматривающий незамедлительное реагирование на выявленные нарушения законов, допущенные при рассмотрении сообщений о преступлениях и расследовании преступлений, будет способствовать уменьшению количества допускаемых нарушений на стадии доследственных проверок, существенно укрепит права лиц, в отношении которых проводится процессуальная проверка или расследование уголовных дел, а также пострадавших от преступных посягательств*(354).
Некоторые системные вопросы развития уголовного и уголовно-процессуального законодательства
За последние десятилетия государство реализовало значительное число мер, направленных на гуманизацию уголовного законодательства. Последовательно осуществляется декриминализация отдельных деяний, вводятся составы преступлений с административной преюдицией, расширяются основания применения института освобождения от уголовной ответственности. Однако, несмотря на эти и другие меры, ситуация с правами участников уголовного процесса остается сложной. В интересах гуманизации и справедливости уголовного процесса важно осуществить ряд принципиальных шагов, связанных с системным реформированием действующего уголовного процесса.
На наш взгляд, затянулось принятие законодательного решения о введении понятия уголовного проступка. Проект очередной редакции федерального закона по данному вопросу, разработанный Верховным Судом Российской Федерации, находится на рассмотрении Государственной Думы с февраля 2021 года*(355).
Полагаем, что скорейшее принятие данного закона снизит нагрузку на органы следствия и суда, что будет способствовать повышению эффективности их работы. Исчезнет шлейф судимости, который тянется за человеком всю его жизнь при совершении незначительного общественно опасного деяния и влечет для него самые негативные последствия при трудоустройстве, получении каких-либо разрешительных документов, выстраивании социальных коммуникаций и т.д.
Важно существенно повысить гарантии от необоснованного привлечения к уголовной ответственности и обеспечить реализацию конституционного права пострадавших от преступлений на доступ к правосудию. В связи с этим представляется целесообразной разработка новой Концепции уголовно-правовой политики, главной идеей которой должно стать верховенство прав человека, базирующееся на принципах справедливости и гуманизма.
5.2. Защита прав обвиняемых, подсудимых и осужденных
В 2022 году по вопросам защиты прав подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных (далее - обвиняемые) поступило 7843 обращения, что меньше на 3,7%, чем в 2021 году, и на 5,1%, чем в 2020 году. Полагаем, что это обусловлено повышением качества расследования преступлений, а также снижением уровня преступности.
Большая часть обращений (4216) поступила от обвиняемых по вопросам нарушений, допущенных на досудебных стадиях (рис. 100).
От подсудимых и осужденных по поводу нарушений при отправлении правосудия и вынесении судебных решений поступило 3627 обращений (рис. 100).
О защите прав обвиняемых на досудебных стадиях
В жалобах на действия и решения органов следствия и дознания поднималась проблематика объективности и полноты расследования, соблюдения разумных сроков на досудебной стадии, обоснованности привлечения в качестве обвиняемого, заключения под стражу и другие (см. рис. 101).
Самая большая группа жалоб связана с несогласием с привлечением в качестве обвиняемого (2026). Их общее количество увеличилось на 41,6% по сравнению с 2021 годом (1430) и на 36,8% по сравнению с 2020 годом (1481).
По выявленным фактам нарушений прав заявителей нами принимались меры в рамках компетенции. Как правило, жалобы по результатам проведенных проверок признавались необоснованными. Вместе с тем в ряде случаев незаконное преследование было прекращено.
Гражданка С., оказавшись фигуранткой уголовного дела, обратилась к нам и сообщила, что необоснованно привлечена к ответственности за заведомо ложный донос (ч. 1 ст. 306 УК РФ) на свою знакомую Д. Заявительница утверждала, что Д. повредила ее автомобиль, но в правоохранительных органах ей не поверили. Мы изучили доводы С. и материалы уголовного дела и приняли решение направить запрос в прокуратуру Волгоградской области. По результатам проведенной проверки уголовное преследование заявительницы прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. в связи с отсутствием в ее действиях состава преступления (вх. N С-853 от 08.04.2022).
***
Количество обращений по вопросам нарушений объективности и полноты предварительного расследования (1039) в 2022 году сократилось на 30% по сравнению с 2021 годом (1490).
По данным органов прокуратуры, в целом отмечается тенденция снижения количества отмен незаконных решений следователей и дознавателей, связанных с расследованием уголовных дел. Так, в 2022 году отменено 7084 незаконных постановления о возбуждении уголовного дела (в 2021 году - 10358); 20907 - о прекращении уголовного дела (в 2021 году - 23298); 387214 - о приостановлении предварительного расследования (в 2021 году - 404596). К дисциплинарной ответственности на указанный период привлечено 244313 должностных лиц, осуществляющих деятельность на досудебной стадии уголовного процесса, что на 5% больше, чем за такой же период 2021 года (232622).
Заявители в своих доводах, как правило, указывали на нарушение порядка привлечения в качестве обвиняемого, установленного статьей 171 УПК РФ, на использование в постановлениях расплывчатых формулировок относительно инкриминируемого преступления. В результате взаимодействия с органами прокурорского надзора и ведомственного контроля, использования нами установленного законом инструментария в ряде случаев были выявлены процессуальные нарушения и приняты меры по восстановлению прав обвиняемых
К нам поступила жалоба гражданина С., которого обвинили в совершении краж. Он утверждал, что пострадал от бездействий следственного органа, которым не полностью произведены процессуальные действия, позволяющие суду принять обоснованное решение. Рассмотрев изложенные обстоятельства, мы сочли необходимым инициировать прокурорскую проверку на предмет законности привлечения заявителя к уголовной ответственности. В результате прокуратурой г. Санкт-Петербурга было выявлено, что следствием не установлен окончательный размер ущерба, причиненного преступлением, и принято решение в порядке ст. 221 УПК РФ о возвращении уголовного дела руководителю следственного органа для производства дополнительного расследования (вх. N С-1788 от 11.07.2022).
Уполномоченным совместно с органами следствия и прокуратуры удалось восстановить права 85 граждан по жалобам данной категории.
***
По вопросу обоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также сроков содержания под стражей поступило 551 обращение. Количество жалоб этой тематики претерпело снижение на 15,6% по сравнению с предыдущим годом и на 16% - по сравнению с 2020 годом. Это обусловлено, прежде всего, уменьшением количества ходатайств об избрании данной меры пресечения, рассмотренных судами, по делам экономической направленности (в 2020 году - 436, в 2021 году - 11%, в 2022 году - 14%)*(356).
В заявлениях указывалось, что заключение под стражу применено в нарушение действующего законодательства, без достаточных к тому оснований.
Аргументы, представленные стороной защиты, нередко, по нашему мнению, были убедительными и требовали прокурорской проверки, в связи с чем нами направлялись соответствующие ходатайства о пересмотре вступивших в силу решений в кассационном порядке и замене меры пресечения в виде заключения под стражу на более мягкую.
Остается актуальной проблема несоразмерности и необоснованности применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении предпринимателей. С момента введения в УПК РФ части 1 1 статьи 108 условия заключения под стражу предпринимателей по уголовным делам экономической направленности неоднократно конкретизировались в целях минимизации давления на бизнес с использованием инструментария уголовного процесса*(357).
Однако следственные органы и суды при рассмотрении вопроса об избрании руководителям предприятий меры пресечения в виде заключения под стражу исходят из того, что вменяемые в вину противоправные деяния не относятся к предпринимательской деятельности по смыслу статьи 2 ГК РФ, поскольку совершены в нарушение закона. Следовательно, по мнению правоприменителей, ограничения, установленные частью 1 1 статьи 108 УПК РФ, на руководителей предприятий, совершивших такие преступления, не распространяются. Вместе с тем нам удается в ряде случаев добиться изменения меры пресечения в виде заключения под стражу на более мягкую.
Гражданка Н. не согласилась с избранием ее супругу З. меры пресечения в виде заключения под стражу. Она утверждала, что он необоснованно подвергается уголовному преследованию по ч. 4 ст. 159 УК РФ. З. обвинялся в совершении мошеннических действий, связанных с руководящими полномочиями в коммерческой организации. Поэтому его действия должны были квалифицироваться как совершенные в сфере предпринимательской деятельности. Однако следствие сочло иначе. Доводы заявительницы были услышаны, и в прокуратуру Мурманской области направлено обращение о проведении проверки на предмет законности применения столь жесткой меры пресечения к З. По результатам проверки заключение под стражу заменено судом на запрет определенных действий (вх. N З-178 от 30.03.2022).
Уполномоченному совместно с органами суда и прокуратуры удалось восстановить права 6 граждан по жалобам данной категории.
Ограничение свободы предпринимателей, совершивших ненасильственные преступления, не только идет вразрез с принципом гуманизма (статья 7 УК РФ), но и зачастую приводит к утрате бизнеса, влечет рост безработицы и наносит существенный ущерб российской экономике, что наиболее критично проявляется в условиях санкционного давления западных стран.
В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 21 февраля 2023 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин указал на необходимость вернуться к вопросу о пересмотре ряда норм уголовного законодательства в части так называемых экономических составов и активнее двигаться к декриминализации в этой сфере.
В декабре 2022 года в Государственную Думу внесен законопроект*(358), которым уточняются основания избрания меры пресечения в виде заключения под стражу и продления сроков содержания под стражей в отношении субъектов предпринимательской деятельности и членов органов управления коммерческих организаций. Надеемся, что он будет принят в максимально короткие сроки.
В этом же ряду стоят проблемы, связанные с наложением ареста на имущество по делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности. В отличие от гражданского и арбитражного процессов, уголовно-процессуальное законодательство не содержит четких требований ни к форме соответствующего заявления потерпевшего, ни к его содержанию. В результате на практике возникают ситуации, когда арестовывается имущество в несоразмерно больших объемах, чем причиненный ущерб. Поэтому существующий механизм наложения ареста на имущество организаций и предъявления гражданских исков в уголовном процессе требует корректировки.
В 2022 году несколько уменьшилось количество жалоб о нарушении разумных сроков расследования (408). Это в три раза меньше, чем в 2021 году (1294), и в два раза меньше, чем в 2020 году (887).
Жителя Тамбовской области Д. привлекли к уголовной ответственности, в связи с чем он вынужден был бороться с необоснованностью этого привлечения, а также нарушениями уголовно-процессуального закона, допущенными в ходе расследования. Д. подавал жалобы в прокуратуру Жердевского района Тамбовской области, но не получил результата. Тогда он обратился к нам. На основании материалов его дела мы инициировали проверку областной прокуратуры. В итоге выявлены нарушения разумных сроков уголовного судопроизводства. В связи с ненадлежащей организацией надзора за расследованием уголовного дела прокурор Жердевского района привлечен к дисциплинарной ответственности. По делу назначена и проводится экспертиза (вх. N кД-276 от 16.06.2022).
Анализ практики позволяет сделать вывод, что данная ситуация обусловлена, с одной стороны, высокой загруженностью следователей, а с другой - недостаточным уровнем организации процесса расследования и квалификации следователей, длительностью совершения отдельных следственных действий (например, проведение сложных комплексных экспертиз).
Государством проводится последовательная работа по укреплению гарантий прав участников уголовного судопроизводства на расследование преступлений в разумные сроки. Одним из шагов в этом направлении стало признание неконституционными положений УПК РФ в той части, в какой они позволяют при определении разумного срока судопроизводства не учитывать период со дня подачи потерпевшим заявления о преступлении и до момента возбуждения уголовного дела*(359). Соответствующие позиции Конституционного Суда Российской Федерации частично были учтены в действующем законодательстве*(360).
Однако, несмотря на соответствующие акты Конституционного Суда Российской Федерации, проблема не теряет своей актуальности.
Особенно остро стоит вопрос о разумных сроках расследования в случае, если подозреваемый или обвиняемый не соглашается с прекращением в отношении него уголовного преследования в связи с истечением срока давности и настаивает на продолжении следственных действий до выяснения всех обстоятельств. В этом случае уголовно-процессуальный закон вообще не закрепляет каких-либо предельных сроков продолжения расследования. Это ставит подозреваемого или обвиняемого, срок давности уголовного преследования которого истек, в состояние неопределенности относительно его правового положения, не гарантируя в системе действующего правового регулирования разрешения его дела в разумные сроки.
Отчасти решению данной проблемы способствует принятие Постановления Конституционного Суда Российской Федерации*(361), которым соответствующие нормы признаны противоречащими Конституции Российской Федерации и установлено, что впредь до внесения корреспондирующих изменений в УПК РФ расследование преступлений в указанных случаях не должно превышать 12 месяцев со дня истечения срока давности уголовного преследования.
Уполномоченным поддерживается подготовленный в этой связи Минюстом России законопроект, предусматривающий прекращение уголовного дела по истечении сроков давности по реабилитирующему основанию (в связи с недоказанностью), который в настоящее время внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу*(362).
В общей сложности по результатам рассмотрения жалоб на осуществление правосудия в разумный срок в 2022 году удалось восстановить права 52 граждан.
В предыдущих ежегодных докладах нами неоднократно поднималась проблема применения незаконных методов воздействия со стороны правоохранительных органов на обвиняемых и осужденных. В 2022 году о применении недозволенных методов ведения следствия ставился вопрос в 168 жалобах заявителей, в том числе:
- о применении насилия (пыток) со стороны должностных лиц правоохранительных органов - 47 (в 2021 году - 66; -28,8%);
- о психологическом воздействии путем отказа в предоставлении свиданий и телефонных разговоров с близкими родственниками - 16 (в 2021 году - 19; -15,8%);
- о незаконных методах получения доказательств (фальсификация, использование недопустимых доказательств и др.) - 56 (в 2021 году - 68; -17,7%);
- о нарушении должностными лицами правоохранительных органов и судов служебной этики - 49 (в 2021 году - 55; -10,9%).
Наибольшее внимание в жалобах заявители обращают на применение недозволенных методов получения доказательств (56). В отдельных из них акцент делается на получении доказательств с нарушением принципа уважения чести и достоинства личности. Например, обвиняемые сообщают о получении от них явки с повинной в результате "физического и морального насилия", угроз и шантажа. Зачастую в своих обращениях заявители указывают, что следователи препятствовали общению обвиняемых с близкими людьми, необоснованно отказывая в предоставлении свиданий и телефонных разговоров.
Как правило, результатом рассмотрения подобного рода обращений является неустановление оснований для принятия мер реагирования. Вместе с тем имели место случаи подтверждения доводов заявителей.
Примером восстановления нарушенных прав данной категории является обращение М. с жалобой на применение в отношении него недозволенных методов расследования и отказ в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях сотрудников полиции составов преступлений, предусмотренных ст. 285, 286 УК РФ. Чтобы установить законность постановления, вынесенного СО по Железнодорожному району г. Воронежа СУ СК РФ по Воронежской области, мы инициировали проверку. Ее провела областная прокуратура. Она отменила постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников полиции. Материал возвращен в следственный орган для проведения дополнительной проверки (вх. N 1934 от 15.02.2022).
Отчасти решением данной проблемы виделось внесение в уголовный закон специальной нормы, криминализирующей подобные деяния понятием "пытки". В связи с этим при Уполномоченном была создана рабочая группа по подготовке предложений о внесении изменений в законодательство, устанавливающих уголовную ответственность за пытки. Законодатель учел наши предложения и в 2022 году принял долгожданный закон*(363). Хочется надеяться, что с его принятием значительно снизится число фактов применения незаконных методов воздействия при расследовании уголовных дел. В 2022 году Уполномоченному удалось восстановить права 2 граждан данной категории.
О защите прав обвиняемых на судебных стадиях
Жалобы подсудимых на судебных стадиях (3627, что на 20,5% больше, чем в 2021 году, - 3011), как правило, связаны с необъективностью оценки доказательств (1654), суровостью наказания (898), отказом в удовлетворении ходатайств о приобщении к делу оправдательных доказательств (703), длительностью судебного разбирательства (192), нарушением права на защиту (167).
Большинство жалоб подсудимых касалось необъективности оценки доказательств судом (1654). Нередко в них указывалось на использование результатов оперативно-разыскной деятельности в нарушение закона.
Статья 89 УПК РФ устанавливает, что в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-разыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ. Исходя из этого, в практической деятельности правоприменители ориентируются на "введение" результатов ОРД в систему доказательств по уголовному делу посредством проведения следственных действий. Анализ показывает, что во многих случаях в приговорах прямо ссылаются непосредственно на материалы оперативно-разыскной деятельности как на полноценные доказательства. Данная проблема формируется на досудебной стадии, однако раскрывается на стадии судебного следствия, когда судом дается оценка доказательствам.
Вместе с тем, гарантируя подозреваемому и обвиняемому право на защиту, Конституция Российской Федерации (часть 1 статьи 45, статья 48) исходит из особого статуса данных субъектов уголовно-процессуальных отношений и необходимости установления дополнительных гарантий защиты их прав и законных интересов. При этом, как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации*(364), в целях реализации конституционных прав подозреваемого, обвиняемого, включая право на помощь адвоката (защитника), необходимо учитывать не только формальное процессуальное, но и фактическое положение лица, в отношении которого в рамках производства по уголовному делу осуществляется публичное уголовное преследование. Поскольку такие действия направлены на выявление обстоятельств, уличающих лицо, в отношении которого ведется уголовное преследование, в совершении преступления, ему должна быть предоставлена возможность получить помощь адвоката (защитника). Таким образом, все процессуальные действия с лицом, в отношении которого осуществляются оперативно-разыскной мероприятия, проведенные без защитника, не должны признаваться допустимыми доказательствами, а полученные в результате ОРД доказательства должны быть закреплены в установленном уголовно-процессуальным законом порядке.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что нормы отраслевого законодательства, в том числе Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"*(365), не могут применяться в отношении обвиняемого без учета особенностей его правового положения, вытекающих, в частности, из предписаний статей 48, 49 и 51 Конституции Российской Федерации*(366).
Таким образом, правовая неурегулированность отношений, связанных с использованием результатов ОРД в уголовном процессе, создает условия для нарушения права на защиту.
В обращениях о суровости вынесенного приговора и назначенного наказания (898), а они составили вторую по количеству группу обращений на судебной стадии уголовного процесса, заявители сообщали, что при вынесении приговора не учтены смягчающие обстоятельства, явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, возмещение причиненного ущерба и др.
Анализ обращений граждан и судебных решений показал, что вышестоящие суды в случае выявления ошибок суда первой инстанции, связанных с тем, что по делу при назначении наказания не учтены смягчающие обстоятельства, зачастую уменьшают первоначально назначенное наказание весьма незначительно.
Отдельную группу составляли жалобы на отказы в удовлетворении ходатайств (703) о приобщении к делу оправдательных доказательств. Подсудимые, настаивая на неправильной квалификации или своей невиновности в совершении преступлений, представляли суду доказательства, которые были отклонены. По результатам рассмотрения жалоб, проведенных проверок доводы отдельных из них получали подтверждение.
Житель г. Москвы Ю. посчитал, что его незаконно осудили, и обратился к нам за помощью. В частности, он пояснил, что в ходе рассмотрения дела существенно нарушены нормы материального права, а именно: неправильно применен уголовный закон, неверно установлена квалификация деяния, имеются иные нарушения. Изучив материалы дела и взяв его под свой контроль, мы пришли к мнению, что во Второй кассационный суд общей юрисдикции необходимо направить ходатайство с доводами в пользу Ю. По итогам рассмотрения ходатайства суд кассационной инстанции согласился с нашими аргументами и определением от 23 августа 2022 г. отменил приговор Гагаринского районного суда г. Москвы. Ю. был освобожден из-под стражи, а дело направлено на новое рассмотрение. Кроме того, постановлением Гагаринского районного суда г. Москвы от 6 декабря 2022 г. уголовное дело возвращено прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ для устранения препятствий его рассмотрения судом (в связи с выявленными существенными процессуальными нарушениями) (вх. N Ю-57 от 13.04.2022).
Принимая во внимание, что действующее уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает обязательность приобщения к материалам уголовного дела сведений и документов, предоставленных стороной защиты*(82), Уполномоченному по жалобам данной категории удалось восстановить права 2 граждан.
К жалобам по вопросам несоблюдения процессуальных прав стороны защиты в судебном процессе (167) можно отнести: рассмотрение дела судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, не извещенных о времени и месте судебного заседания, отсутствие протокола судебного заседания, нарушение правил о тайне совещания судей и др.
Гражданин Ш. пожаловался на нарушение его процессуальных прав в связи с отказом в ознакомлении с протоколом судебного заседания суда апелляционной инстанции, аудиозаписью указанного заседания и непредоставлением Советским районным судом г. Астрахани копии приговора. В целях защиты прав заявителя мы обратились в Астраханский областной суд. Согласно информации, поступившей оттуда, доводы осужденного нашли свое подтверждение. Поэтому 18 января 2022 г. Советский районный суд г. Астрахани направил ему копии всех судебных актов, а также копию аудиозаписи судебного заседания апелляционной инстанции от 10 августа 2021 г. для ознакомления. В связи с несвоевременной реакцией на обращения осужденного Ш. государственным гражданским служащим Советского районного суда г. Астрахани объявлено устное предупреждение и указано на недопущение нарушений требований Инструкции по судебному делопроизводству (вх. N 65297к-24 от 11.01.2022).
Кроме того, нередко в жалобах заявители указывают на нарушения права на защиту при рассмотрении судом ходатайств подсудимых о допуске в качестве защитника иных лиц наряду с адвокатом в порядке части 2 статьи 49 УПК РФ.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, применительно к судебной стадии уголовного процесса одним из способов защиты от предъявленного обвинения, который прямо закреплен частью второй статьи 49 УПК РФ, является приглашение для участия в судебном заседании по ходатайству обвиняемого в качестве защитника наряду с адвокатом одного из его близких родственников или иного лица, которое допускается к такому участию по определению или постановлению суда. При этом суд не вправе произвольно, без учета иных положений УПК РФ, отклонять соответствующее ходатайство обвиняемого*(367).
Отказ суда в предоставлении обвиняемому возможности воспользоваться этим способом защиты и тем самым ограничение гарантируемого частью 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации права может иметь место лишь при наличии к тому существенных оснований, в том числе предусмотренных уголовно-процессуальным законом обстоятельств, исключающих участие защитника в производстве по уголовному делу. Несмотря на это, до настоящего времени у судов нет единого подхода при рассмотрении таких ходатайств подсудимых, в связи с чем представляется целесообразным предложить Верховному Суду Российской Федерации проработать вопрос об обобщении практики рассмотрения судами таких ходатайств и выработке соответствующих рекомендаций.
Уполномоченному удалось восстановить права 13 граждан по данной группе обращений.
Отдельную, незначительную по сравнению с другими, группу обращений составляли жалобы на длительность судебного процесса (192). Подсудимые указывали на волокиту при рассмотрении судами их уголовных дел. Анализ показывает, что причинами длительности судебных процедур являлись неявка потерпевших и свидетелей в суд, необходимость изучения большого объема доказательств, а также истребования новых доказательств и др. В некоторых обращениях заявители указывали на слишком затянутые сроки назначения судебных заседаний по апелляционным жалобам на приговоры.
В силу положений Конституции Российской Федерации никто, в том числе и Уполномоченный, не вправе вмешиваться в деятельность органов правосудия, за исключением права Уполномоченного, наряду с участниками уголовного процесса, направлять ходатайства о проверке вступивших в законную силу решений суда. Данное право нами реализуется в случае выявления существенных нарушений норм процессуального и материального права при рассмотрении жалоб заявителей.
В остальных случаях заявителям давались подробные пояснения по поводу несоответствия их доводов обстоятельствам дела, разъяснялся порядок обжалования судебных решений, обращалось внимание на установленные законом сроки обжалования приговоров и иных судебных актов, объяснялась наша компетенция в вопросах обжалования судебных решений, оказывалась различного рода консультационная помощь с направлением соответствующих правовых актов, помогающих заявителям обосновать свою позицию в судебных инстанциях, и др.
Возмещение вреда, причиненного лицу незаконным применением мер уголовно-процессуального принуждения
В контексте содержания статьи 6 УПК РФ можно полагать, что положения статьи 133 УПК РФ возлагают на государство ответственность не только за незаконное уголовное преследование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, но и за незаконные действия в отношении многочисленных участников уголовно-процессуальной деятельности. Это серьезное явление в современной уголовно-процессуальной политике, которое можно сравнить с "самоочищением уголовного процесса": допустив причинение лицу, попавшему в сферу уголовной юстиции, неоправданных и незаконных стеснений (лишений), государство берет на себя обязательства загладить, устранить их по ходу производства по уголовному делу на любой его стадии.
В этой связи понятие "любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения", воспринимается в контексте части 3 статьи 133 УПК РФ как некорректное. Оно не передает суть и дух уголовно-процессуального института возмещения вреда лицам, причиненного незаконными принудительными мерами. На первое место в конструкции данного института должны быть поставлены охраняемые законом конституционные права гражданина и организации. В случае причинения им вреда последний подлежит возмещению. Положения части 3 статьи 133 УПК РФ начинают работать лишь в случаях фактического причинения вреда вовлекаемым в уголовный процесс гражданам. В этой связи представляется, что заслуживает поддержки предложение о модернизации института возмещения вреда лицам, незаконно подвергнутым мерам уголовно-процессуального принуждения.
5.3. Защита прав потерпевших от преступлений
Соблюдение и защита прав граждан, пострадавших от преступления, - стратегически важная задача и одновременно конституционная обязанность государства (статья 52 Конституции Российской Федерации). Государство должно не только предотвращать и пресекать посягательства на личность, но и обеспечивать потерпевшему от преступления возможность отстаивать свои права и законные интересы любыми не запрещенными законом способами.
Отказ жертве преступления в доступе к правосудию, неэффективное расследование, которое не смогло установить лицо, совершившее преступление, и обеспечить возмещение вреда потерпевшему, приводят к потере веры в справедливость. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений были предметом специального доклада Уполномоченного*(368).
Совершенствование законодательных гарантий прав потерпевших
В 2022 году продолжилась работа по усилению гарантий прав потерпевших. Некоторые проблемы пострадавших от преступлений поэтапно находят свое разрешение. Одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц. Это означает, что правосудие можно считать отвечающим требованиям справедливости, если рассмотрение и разрешение дела судом осуществляются в разумный срок.
Законодателем внесены изменения, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в судебных стадиях, - устранен пробел по обеспечению в ходе судебного следствия при допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет возможности участия психолога, а также ограничения по времени допроса таких лиц*(369).
Уточнен порядок и условия подачи лицом до принятия итогового решения по уголовному делу нового (повторного) заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок*(370).
Частично урегулирован вопрос с возмещением потерпевшему расходов на представителя (адвоката) в случае прекращения уголовного дела, в том числе по нереабилитирующим основаниям. Данный механизм нашел закрепление в положениях статьи 125 1 УПК РФ*(371).
Меры, направленные на повышение гарантий прав потерпевших, принимались и в практической плоскости. В частности, в приказе Генпрокуратуры России от 19 января 2022 г. N 11 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания"*(372) отдельно акцентировано внимание на обеспечении в соответствии со статьей 6 1УПК РФ права потерпевшего на доступ к правосудию в разумный срок - решение о признании потерпевшим должно приниматься незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела либо после получения данных об этом лице (пункт 13).
На состоявшемся 1 декабря 2022 г. Х Съезде судей Российской Федерации были обозначены положительные тенденции по оснащению залов судов оборудованием для допроса потерпевших и свидетелей без возможности их визуального наблюдения (оснащено 150 залов федеральных судов общей юрисдикции)*(373).
Вместе с тем, несмотря на принимаемые государством меры, проблемы защиты прав граждан, пострадавших от преступных посягательств, остаются актуальными.
Чаще всего граждане страдают от преступных посягательств на их имущество. Однако в 2022 году число краж сократилось на 4,8%, в том числе квартирных - на 7,5%, грабежей - на 7,1%. С использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств совершено 6,2 тыс. преступлений (+32,4%)*(374).
Общая характеристика обращений
В защиту прав пострадавших от преступлений в 2022 году к Уполномоченному поступило 4592 обращения, что соответствует уровню 2021 года (4600), а также 84 жалобы других участников уголовного процесса. При этом количество обращений от лиц, признанных потерпевшими по уголовным делам, незначительно увеличилось. Их поступило на 1,1% больше (2404) по сравнению с 2021 годом (2377).
Количество жалоб от граждан, пострадавших от преступлений, но не имеющих статуса потерпевшего, также незначительно возросло (2272) по сравнению с предыдущими годами (2223 - в 2021 году, 1764 - в 2020 году).
Обращения граждан, поступившие к нам в защиту прав потерпевших, можно разделить на две группы:
в защиту прав потерпевших на досудебных стадиях уголовного процесса (4582);
в защиту прав потерпевших на судебных стадиях уголовного процесса (10).
Обращения в защиту прав заявителей и потерпевших на досудебных стадиях уголовного процесса
Предметом обжалования на досудебных стадиях уголовного процесса являлись действия и решения органов дознания, следствия и прокуратуры.
Значительная часть обращений граждан на досудебных стадиях уголовного процесса в 2022 году касалась соблюдения прав и законных интересов заявителей в ходе доследственной проверки. Их динамика и тематика показаны на рис. 110.
Соблюдение прав и законных интересов заявителей в ходе доследственной проверки
Наибольшее количество обращений о нарушении прав в ходе доследственных проверок касалось необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела (1864).
Особую озабоченность вызывает проблема нарушения прав лиц, пострадавших от преступных посягательств, в связи с укрытием преступлений от учета посредством нерегистрации сообщений о преступлениях и вынесения незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.
Анализируя данную проблему, невольно приходится констатировать, что лица, пострадавшие от преступных посягательств, не всегда могут добиться реализации конституционных гарантий на доступ к правосудию ввиду значительного ущемления их прав на этапе доследственной проверки. Разрешением столь затянувшейся проблемы может стать давно назревшая реформа стадии возбуждения уголовного дела, когда расследование будет начинаться с момента подачи заявления о преступлении.
Органами прокуратуры в 2022 году было выявлено 182512 укрытых преступлений, из которых 108669 преступлений небольшой тяжести, 44154 - средней тяжести, 27338 - тяжких и 2351 - особо тяжких.
При этом почти четверть уголовных дел (24,7%), возбужденных по факту совершения преступлений, ранее укрытых от учета, были направлены в суд для рассмотрения по существу, а каждое десятое (10,8%) - прекращено по нереабилитирующим основаниям*(375). Если бы не позиция органов прокуратуры, права потерпевших так и не были бы восстановлены.
Всего же прокурорами в 2022 году было отменено более 1,4 млн незаконных и необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел*(376).
Это свидетельствует не только о несовершенстве правоприменительной практики, но и о необходимости законодательного реформирования стадии возбуждения уголовного дела, о чем не раз упоминалось в наших предыдущих ежегодных докладах*(377). Совместно с органами следствия и прокуратуры удалось восстановить права 348 граждан данной категории.
Житель Ханты-Мансийского автономного округа - Югры К. в своем обращении указал, что его незаконно уволили, подделав подпись в заявлении. По данному поводу он обращался в полицию, но сотрудниками ОП N 2 УМВД России по г. Нижневартовску в возбуждении уголовного дела отказано. Чтобы исправить ситуацию в пользу К., мы подготовили заключение в прокуратуру Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, решением которой постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено как незаконное и необоснованное. Организовано проведение дополнительной проверки. Начальнику УМВД России по г. Нижневартовску внесено представление об устранении допущенных нарушений (вх. N 2592 от 25.02.2022).
По вопросу соблюдения прав и законных интересов заявителей при приеме и регистрации заявлений о преступлении в 2022 году поступило 408 жалоб.
Отказывая в регистрации такого сообщения, уполномоченные должностные лица грубо нарушают право граждан на доступ к правосудию, что влечет затягивание судопроизводства, утрату доказательственной базы, подрывает веру в эффективное функционирование государства и справедливость.
В результате принятых мер Уполномоченным совместно с органами следствия и прокуратуры восстановлены права 17 граждан данной категории.
В отношении К. было совершено преступление, но, несмотря на ее многочисленные обращения в правоохранительные органы, в регистрации сообщений ей отказывали. Осознав безысходность ситуации, в которую попала, она обратилась к нам за помощью. Со своей стороны, к проведению проверки мы привлекли прокуратуру Воронежской области, которая и установила факт нарушения прав К. Руководителю следственного органа направлено требование, которое рассмотрено и удовлетворено. Также прокуратурой области приняты меры ведомственного характера к нижестоящим прокурорам по повышению качества надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства при приеме и регистрации сообщений о преступлении (вх. N к К-1757 от 05.09.2022).
С жалобами на длительность сроков доследственной проверки к Уполномоченному обратились 186 граждан. Результаты рассмотрения поступающих жалоб свидетельствуют, что пострадавшие, заявившие о совершенном в отношении них преступлении, зачастую лишены возможности обжаловать необоснованные процессуальные решения по их обращениям.
Длительные сроки принятия решений о возбуждении уголовного дела ведут к утрате доказательств, затрудняют возможности розыска лиц, причастных к совершению преступления, способствуют сокрытию имущества, на которое могло быть обращено взыскание. Из рассмотренных жалоб данной тематики по 48 заявлениям о преступлениях проверки проводились свыше 1 года, по 15 - свыше 3 лет, по 7 - свыше 5 лет.
Так, к Уполномоченному обратился Б. с жалобой на длительное проведение доследственной проверки по его заявлению о привлечении к уголовной ответственности руководителя единого расчетного центра за самоуправство, которое он подал еще в 2018 г., по которому до сих пор окончательное решение не принято. Уполномоченный обратилась в прокуратуру г. Севастополя с просьбой провести проверку, в результате которой, в связи с выявленными нарушениями уголовно-процессуального закона в ходе проведения доследственной проверки, прокуратурой Ленинского района г. Севастополя 21 сентября 2022 г. в адрес начальника ОМВД России по Ленинскому району г. Севастополя внесено требование об их устранении, которое рассмотрено и удовлетворено, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности (вх. N 26288 от 24.11.2022).
Обращения в защиту прав потерпевших на досудебных стадиях уголовного процесса
В 928 обращениях граждане обозначали проблему длительных сроков расследования и отсутствия действенных шагов по установлению лиц, причинивших им физический, моральный или материальный вред, вследствие чего приостанавливаются или прекращаются уголовные дела.
На протяжении двух лет велось расследование по уголовному делу о причинении гражданке А. телесных повреждений. За этот период оно неоднократно прекращалось за отсутствием в деянии Х. состава преступления. Получив жалобу от А., мы изучили материалы прекращенного уголовного дела и выявили существенные нарушения, допущенные следственным органом, включая волокиту, приведшую к прекращению дела в связи с истечением сроков давности, а также его ненадлежащее расследование. В связи с этим начальнику ГУ МВД России по Краснодарскому краю было направлено ходатайство о проведении проверки и привлечении виновных лиц к ответственности (исх. N ТМ66841-21 от 02.12.2022), которое в настоящее время находится на рассмотрении.
Уполномоченным в результате принятых совместно с органами прокуратуры мер удалось восстановить права 112 граждан данной категории.
По вопросам отсутствия уведомления о процессуальных решениях, принятых сотрудниками правоохранительных органов, а также ненаправления копий процессуальных решений к Уполномоченному обратились 799 заявителей. Подобные случаи нарушают право потерпевших на доступ к правосудию, лишают возможности обжалования незаконного решения руководителю следственного органа, в прокуратуру или в суд в порядке статей 124-125 УПК РФ.
Уполномоченным во взаимодействии с контрольными и надзорными органами удалось восстановить права 145 граждан данной категории.
Примером вопиющего нарушения прав гражданина служит жалоба П., пострадавшего от действий С., который нанес ему телесные повреждения и умышленно повредил автомобиль. В течение полутора лет (с 25 декабря 2020 г.) П. не мог добиться возбуждения уголовного дела. Дознавателем МО МВД Усольский принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела, при этом заявитель не уведомлялся и копий постановлений не получал. Не применялись и какие-либо меры по установлению обстоятельств дела, в том числе степени тяжести телесных повреждений П. Игнорировались решения прокуратуры, не исполнялись ее предписания. В ситуации преступного бездействия должностных лиц необходимо было волевое решение, и мы привлекли прокуратуру Иркутской области. По итогам ее надзора прокурору г. Усолье-Сибирское указано на ослабление надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органа дознания, поручено ход дополнительной проверки поставить на контроль, обеспечить принятие законного решения (вх. N П-1480 от 10.08.2022).
Распространены жалобы потерпевших на необоснованный отказ в удовлетворении ходатайств (408), влекущий затягивание доследственных проверок либо расследование уголовных дел.
Всего же в результате проведенных проверок по данной категории обращений и принятых нами мер удалось восстановить права 32 граждан. Хочется надеяться на более внимательное отношение органов предварительного расследования к пострадавшим от преступлений, а также на должный надзор за их деятельностью.
Жительница г. Москвы К. пострадала от некачественной медицинской помощи, и это вынудило ее обратиться в Коптевский МРСО ГСУ СК России по г. Москве. Однако процессуальная проверка, проведенная по ее заявлению, оказалась формальной. В удовлетворении ходатайства о назначении судмедэкспертизы в рамках данной проверки и возбуждении уголовного дела было отказано. Не добившись справедливости, К. обратилась к нам. В свою очередь, подключив к рассмотрению дела надзорный орган, мы добились назначения судмедэкспертизы и отмены незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (вх. N к-3153 от 19.09.2022).
О несогласии с прекращением уголовного дела в своих жалобах сообщили 122 заявителя.
По факту самоуправства и причинения насилия гражданин Х. подал заявление в СУ МУ МВД России "Мытищинское", но в ответ получил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления в действиях полицейских. Х. не согласился с данным решением и в поисках справедливости обратился к нам. Рассмотрев его жалобу, мы направили заключение в прокуратуру Московской области, решением которой постановление о прекращении уголовного дела был отменено, а расследование возобновлено (вх. N Х-47 от 16.03.2022).
Незаконное прекращение уголовных дел влечет существенное нарушение прав пострадавших от преступлений на доступ к правосудию, а также полную утрату доверия к правоохранительной системе. Благодаря принятым мерам удалось восстановить права 14 граждан по данной категории обращений.
На несогласие с приостановлением уголовного дела пожаловался 41 заявитель. В жалобах к Уполномоченному зачастую описываются случаи, когда следственные действия фактически не проводятся, мероприятия по установлению или розыску подозреваемых не осуществляются. Указанное влечет затягивание сроков уголовного судопроизводства, препятствует установлению лиц, совершивших преступления.
Всего в результате проведенных проверок по данной категории обращений и принятых нами мер удалось восстановить права 63 граждан.
Дочь заявительницы Л. зверски убили на территории одного заброшенного подмосковного дачного участка. Под подозрение попал сожитель Л., который сразу уехал в Республику Азербайджан, гражданином которой является. Следственными органами не проводилось никаких действий, направленных на выдачу иностранного лица для осуществления уголовного преследования, в итоге дело было приостановлено. Уполномоченного не оставила равнодушной данная история, в связи с чем было направлено обращение в Щелковскую городскую прокуратуру для проведения проверки, из ответа которой следовало, что постановление руководителя СО по г. Щелково ГСУ СК России по Московской области 22 октября 2022 г. о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу отменено, следствие возобновлено (вх. N 26486 от 25.11.2022).
Несмотря на то, что такие обращения не носят массовый характер, проблема с приостановлением уголовных дел стоит достаточно остро. Как показывают статистические данные МВД России*(378), количество уголовных дел, производство по которым приостановлено на стадии предварительного расследования, составляет более 40% от общего количества возбужденных уголовных дел.
При этом из общего числа приостановленных уголовных дел более 96% - в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (пункт 1 части 1 статьи 208 УПК РФ). Из них абсолютное большинство уголовных дел впоследствии прекращается за истечением сроков давности уголовного преследования.
Защита прав участников специальной военной операции, пострадавших от преступлений
В отдельную категорию следует выделить обращения в защиту прав участников специальной военной операции, пострадавших от преступлений*(247). Уполномоченный особое внимание уделяет таким обращениям и предпринимает исчерпывающие меры восстановления прав защитников страны.
В непосредственном взаимодействии с Генпрокуратурой России, Следственным комитетом России и МВД России осуществляется проверка поступающих обращений от участников СВО и в их интересах. По выявленным фактам нарушений возбуждено и расследуется 32 уголовных дела.
Военнослужащий И. обратился с жалобой на неизвестных лиц, которые в период его нахождения в зоне СВО незаконно оформили от его имени пять кредитных договоров. В целях защиты прав заявителя мы направили обращение в Генпрокуратуру России, которой была организована проверка. По ее результатам возбуждены два уголовных дела (вх. N И-216 от 12.06.2022).
Обращения в защиту прав потерпевших на судебных стадиях уголовного процесса
В 2022 году в адрес Уполномоченного поступали единичные обращения (10) потерпевших, в которых сообщалось о нарушении их прав на судебных стадиях уголовного процесса. Они касались обоснованности и справедливости судебных решений, мягкости наказаний, размера присужденной судом компенсации в связи с ущербом, причиненным преступлением. В основном потерпевшие жалуются на невозможность реализовать свое право на возмещение материального ущерба в связи с отсутствием у подсудимых денежных средств, имущества и работы, а также на ненадлежащее исполнение судебными приставами своих обязанностей по исполнительным производствам данной категории.
Основные результаты рассмотрения обращений
При рассмотрении жалоб активно используем свой инструментарий в целях защиты прав граждан. По обращениям заявителей о совершенном (готовящемся) преступлении проверки проводились как самостоятельно Аппаратом Уполномоченного, так и с привлечением органов прокуратуры и предварительного следствия.
В целях всестороннего рассмотрения жалоб заявителей нами запрашиваются копии материалов доследственной проверки, по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела. По результатам изучения данных материалов, в случае выявления грубого нарушения прав пострадавших от преступлений, готовятся соответствующие заключения, которые направляются Уполномоченным в компетентные органы для принятия мер реагирования. В 2022 году подготовлено и направлено в компетентные органы 22 таких заключения о нарушении прав пострадавших от преступлений, 13 из которых удовлетворены, права указанной категории лиц восстановлены.
Кроме того, по инициированной нами 3071 проверке прокурорами отменено 420 постановлений следователей и дознавателей, из которых 348 - об отказе в возбуждении уголовного дела, 58 - о приостановлении предварительного следствия или дознания, 14 - о прекращении уголовного дела.
Проблемы правового регулирования, влияющие на реализацию потерпевшими права на доступ к правосудию
В правозащитной практике нередко приходится сталкиваться с правовым регулированием, сконструированным таким образом, что пострадавшим от преступных посягательств не всегда удается реализовать свое право на доступ к правосудию. Иногда корректировка правоприменения является одним из шагов к устранению препятствий на пути к правосудию.
Своевременное совершенствование правоприменительной практики позволяет гражданам добиваться справедливости. В связи с этим весьма положительно оценивается принятое в 2022 году постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации*(379), которым в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"*(380) внесены существенные изменения, касающиеся наделения правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, иных лиц в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы. Ими могут быть, например, заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела.
Кроме того, новеллами предусмотрено, что судья не должен ограничиваться установлением лишь того, соблюдены ли должностными лицами формальные требования закона, а обязан удостовериться также в фактической обоснованности обжалуемого решения.
В предыдущих ежегодных докладах*(381) был отмечен ряд проблем правового регулирования, влияющих на доступ потерпевших к правосудию, не разрешенных до настоящего времени. К ним относятся неопределенность правового статуса заявителей о преступлении в уголовно-процессуальном законодательстве, отсутствие предельного количества решений об отказе в возбуждении уголовного дела по одному и тому же материалу доследственной проверки, отсутствие действенного механизма возмещения ущерба, причиненного преступлением.
Наряду с вышеописанными выявлены новые проблемы, требующие законодательного решения. Так, анализ судебной практики показывает, что уголовные дела о ненадлежащем оказании медицинской помощи возбуждаются по части 2 статьи 109 УК РФ, предусматривающей ответственность за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. В случае причинения тяжкого вреда здоровью применяется часть 2 статьи 118 УК РФ. Однако наблюдается практика возбуждения уголовных дел в отношении медицинских работников за ненадлежащее оказание медицинской помощи по статье 238 УК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение требований безопасности оказания услуг. В 2022 году в наш адрес обратились 84 человека с такими жалобами. Во многих случаях заявителям, пострадавшим от ненадлежащего оказания медицинской помощи, приходится добиваться возбуждения уголовного дела несколько лет.
Поступило обращение от молодой женщины В., которая описала в нем свою душераздирающую историю. В период отбывания наказания в исправительном учреждении у В. заболел глаз, и она обратилась в медицинское учреждение за помощью. Однако в результате преступной халатности медиков В. совсем потеряла зрение. Оставшись слепой, она не сдавалась и попыталась добиться справедливости, но не смогла, так как в возбуждении уголовного дела ей все время отказывали. Мы не смогли остаться равнодушными к столь вопиющему беззаконию и обратились в экспертное учреждение с просьбой сделать рецензию на заключение медицинской экспертизы, послужившей основанием для отказа в возбуждении уголовного дела. Полученное исследование мы направили Генеральному прокурору Российской Федерации И.В. Краснову и добились возбуждения уголовного дела о причинении тяжкого вреда здоровью В. по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения врачами профессиональных обязанностей (вх. N 30407 от 30.12.2022).
Для решения данной проблемы и унификации правоприменительной практики представляется необходимым включение в УК РФ отдельной статьи "Ненадлежащее оказание медицинской помощи" со специальным субъектом в виде медицинского работника.
Еще одна системная проблема, затрагивающая права потерпевших, а также свидетелей, - конкуренция правовых норм Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"*(382) и УПК РФ. В настоящее время нормы уголовно-процессуального закона, регламентирующие вопросы ознакомления обвиняемых с материалами уголовного дела в полном объеме, применяются без учета положений законодательства о персональных данных. В результате при ознакомлении с материалами уголовного дела обвиняемый получает доступ к персональным данным потерпевшего и свидетелей, включая их адреса места жительства.
В целях защиты прав потерпевших и других участников уголовного процесса необходимо ограничить возможность доступа к указанным персональным данным обвиняемых и их защитников путем внесения изменений в УПК РФ в части сохранения конфиденциальности таких сведений при оформлении протоколов следственных действий.
Трагические случаи массовой гибели людей в последние годы (в пожарах, на водоемах, при нападениях на образовательные учреждения) по вине должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности, требуют широкого общественного обсуждения относительно увеличения сроков давности уголовного преследования за преступление, предусмотренное частью 3 статьи 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух и более лиц). Данные дела в силу особой сложности и большого объема проводимых следственных действий расследуются не один год, что влечет истечение сроков давности уголовного преследования и, соответственно, освобождение виновных в массовой гибели людей лиц от уголовной ответственности.
К нам обратились родственники жертв трагедии, произошедшей на о. Сямозеро в Республике Карелия в 2016 г., которая унесла жизни 14 детей, а 33 - нанесла тяжелые физические и психические травмы. В заявлении они жаловались на то, что апелляционным постановлением Московского городского суда от 30 июня 2022 г. был изменен приговор Басманного районного суда г. Москвы от 16 мая 2022 г. по ч. 3 ст. 293 УК РФ в отношении Б. и С. Виновные в данной трагедии лица были освобождены от наказания в связи с истечением сроков давности уголовного преследования (вх. N И-755 от 21.10.2022).
Анализ выявленных проблем, связанных с защитой прав заявителей о преступлениях и потерпевших по уголовным делам, свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства и правоприменительной практики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.