Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.5.2.001-2022
"Методические рекомендации по частичной замене железобетонных балок эксплуатируемого пролетного строения на сталежелезобетонные и железобетонные при проведении капитальных ремонтов, ремонтов и аварийных работ"
(рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 15 мая 2023 г. N 1062-р)
Предисловие
1 Разработан обществом с ограниченной ответственностью "Мастерская Мостов" (к.т.н. Илюшин Н.В., инж. Новак Н.Ю., к.т.н. Егорушкин Ю.М., инж. Одинцов В.В.)
2 Внесен Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации.
3 Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 15.05.2023 N 1062-р
4 Носит рекомендательный характер.
5 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ, Рекомендации) является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве [1], содержащим рекомендации по замене крайних железобетонных балок заводского изготовления эксплуатируемого пролетного строения на индивидуальные сталежелезобетонные и железобетонные.
Настоящий методический документ рекомендуется для применения при проведении капитального ремонта, ремонта и аварийных работ по замене крайних и смежных с ними железобетонных балок мостовых сооружений, эксплуатируемых на федеральных автомобильных дорогах Российской Федерации. Для мостовых сооружений, расположенных на дорогах иной подчиненности, этот методический документ может использоваться по решению соответствующих органов управления.
Настоящие рекомендации распространяются на искусственные сооружения с балочными железобетонными пролетными строениями длиной до 33 метров включительно, расположенных на дорогах общего пользования.
Положения настоящего методического документа предназначены для использования проектными и строительными организациями, выполняющими проектные и строительно-монтажные работы по ремонту, капитальному ремонту и аварийным работам, связанным с заменой одной или двух крайних железобетонных балок (плит) заводского изготовления, в том числе изготовленным по типовым проектам и проектам многократного применения, а также мостовыми подразделениями органов управления автомобильными дорогами при организации и приемке работ, связанных с заменой балок.
При проведении работ по замене несущих конструкций пролетных строений из железобетонных балок заводского изготовления, допускается использование отличных от приведенных в настоящем методическом документе конструктивных и технологических решений. Обоснованность применения иных решений должна быть подтверждена их соответствием действующим нормам проектирования мостовых сооружений.
2 Нормативные ссылки
В настоящей книге Рекомендаций использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 14098-2014 Межгосударственный стандарт. Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Типы, конструкции и размеры;
ГОСТ 27751-2014 Межгосударственный стандарт. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения;
ГОСТ 32960-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения;
ГОСТ 33384-2015 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования;
ГОСТ 33390-2015 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Мосты. Нагрузки и воздействия;
ГОСТ Р 57837-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Двутавры стальные горячекатаные с параллельными гранями полок. Технические условия;
ГОСТ Р 58397-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Правила производства работ. Оценка соответствия;
ГОСТ Р 59618-2021 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила обследований и методы испытаний;
ГОСТ Р 59622-2021 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование железобетонных элементов;
ГОСТ Р 59623-2021 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование стальных элементов;
ГОСТ Р 59624-2021 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование сталежелезобетонных элементов.
3 Термины и определения
В настоящем отраслевом дорожном методическом документе применены термины по отраслевому дорожному методическому документу [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 временная вертикальная нагрузка: Произвольное транспортное средство (средства), расположенное в пределах ездового полотна мостового сооружения.
3.2 воздействие от нагрузки: Усилия, напряжения, деформации, перемещения в конструкции (элементе конструкции), возникающие от действия внешних нагрузок (постоянных, временных, температурных и пр.).
3.3 грузоподъемность: Характеристика (показатель) технического состояния мостового сооружения, соответствующая максимальному воздействию временной вертикальной нагрузки, при котором не наступает предельное состояние первой группы ни в одной из основных несущих конструкций сооружения.
Примечание - Грузоподъемность сооружения в целом определяется грузоподъемностью наиболее слабой из основных несущих конструкций.
3.4 дефект в мостовом сооружении (дефект): Каждое отдельное несоответствие в мостовом сооружении установленным требованиям проектной и (или) нормативно-технической документации.
3.5 класс грузоподъемности: Мера грузоподъемности сооружения (конструкции, элемента конструкции), выраженная значением допустимого класса или массы рассматриваемой временной вертикальной нагрузки.
3.6
мост сталежелезобетонный: Мост из железобетонных и стальных конструкций, объединенных между собой элементами, обеспечивающими их совместную работу под нагрузками. [ГОСТ 33178-2014, пункт 3.18] |
3.7
мостовое сооружение: Инженерное сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для пропуска через препятствие разных видов транспортных средств, пешеходов, водотоков, селей и коммуникаций различного назначения (мосты, путепроводы, пешеходные мосты, виадуки, эстакады, акведуки, селедуки); часто подменяется термином "мост". [ГОСТ 33384-2015, пункт 3.7] |
3.8
надежность строительного объекта: Способность строительного объекта выполнять требуемые функции в течении расчетного срока эксплуатации. [ГОСТ 27751-2014, пункт 2.1.5] |
3.9
несущая способность: Максимальный эффект воздействия, реализуемый в строительном объекте без превышения предельных состояний. [ГОСТ 27751-2014, пункт 2.2.4] |
3.10
предельное состояние: Состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно. [ГОСТ 27.002-2015, пункт 3.2.7] |
3.11 совместная работа: Восприятие нагрузки сталежелезобетонным элементом, в котором бетонная и стальная компонента деформируются как единая конструкция.
3.12 упор гибкий: Конструктивный элемент, объединяющий стальную и железобетонную части сталежелезобетонной конструкции при их совместной работе и возможном незначительном взаимном сдвиге.
4 Основные положения
4.1 Общие указания
4.1.1 Проектные решения по ремонту мостовых сооружений с заменой балок должны обеспечивать требуемую грузоподъёмность, долговечность и безопасность в течение остаточного срока службы мостового сооружения, исчисляемого с момента завершения строительства.
4.1.2 Проектные решения по замене балок при ремонте не должны изменять длину пролетного строения, а также снижать подмостовой габарит и габарит проезжей части мостового сооружения. Допускается уширение габарита проезда и увеличение подмостового габарита, при соответствующем обосновании.
4.1.3 Замене подлежат крайние балки и плиты железобетонных пролетных строений заводского изготовления максимальной длиной до 33 метров.
4.1.4 Замена частей ребристых монолитных пролетных строений, выполненных без швов омоноличивания, допускается только в случае отсутствия преднапряжения и исполнения этих балок по типовому проекту (или применительно к типовому проекту). Например, типовые проекты вып. 31, вып. 56, вып. 56д, вып.167, выполненные на объекте строительства без швов омоноличивания.
4.1.5 Допускается заменять не более двух балок (плит) с каждой стороны пролетного строения и не более 50 процентов балок (плит). В случае необходимости замены более двух балок (плит) с одной стороны пролетного строения или более половины несущих конструкций, рекомендуется предусмотреть полную замену пролетного строения.
4.1.6 Решение о разработке проекта на Замену балок пролетного строения следует принимать по результатам специального обследования, выполненного согласно ГОСТ Р 59618 и ОДМ 218.4.001 -2008 [3], и расчета грузоподъемности, выполненного согласно ГОСТ Р 59622 и ОДМ 218.4.025-2016 [4].
4.1.7 В ходе осмотра или специального обследования должны быть определены типовая серия или проект, согласно которому выполнены несущие конструкции пролетного строения и параметры армирования балок (плит) пролетного строения.
При невозможности однозначного определения армирования несущих конструкций пролетного строения рекомендуется принимать согласно типовому проекту для подвижных нагрузок наибольшего класса.
4.1.8 Допускается выполнять замену балок пролетного строения по результатам осмотра, выявившего неремонтопригодность конструкций балок и отсутствие иных дефектов мостового сооружения, снижающих грузоподъемность.
4.1.9 В случае наличия усиления пролетного строения требуется обязательное проведение специального обследования и расчеты пролетного строения с учетом стадийности работы конструкций.
4.1.10 Замене подлежит балка (плита) в том случае, если ее грузоподъемность снизилась более чем на 10 процентов относительно класса по грузоподъемности всего пролетного строения, а также в случае достижения провиса более чем L\400 (где L - расчетная длина пролета, м) или рекомендации по замене по итогам специального обследования.
4.1.11 В случае, если заменяемая балка (плита) выпущена по актуальному, действующему проекту допускается производить замену на идентичную без проведения расчетов и проектных работ.
4.1.12 Для подбора новой железобетонной балки или сечения сталежелезобетонной балки на замену рекомендуется руководствоваться базой данных и пояснениями, приведенными в Приложении А.
4.1.13 Подбор заменяющих несущих конструкций для пролетного строения, состоящие из балок (плит), типовой проект которых не удалось определить в ходе обследования, должен производиться путем расчета пролетного строения с учетом производимой замены.
По итогам расчета новая балка (железобетонная или сталежелезобетонная) в составе пролетного строения должна обеспечивать грузоподъемность согласно рекомендаций раздела 5 настоящего методического документа.
4.1.14 В случае выявления в сохраняемых конструкциях дефектов, снижающих их грузоподъемность, требуется предусмотреть проведение необходимого ремонта в составе проекта по замене поврежденных несущих конструкций.
4.1.15 Конструктивные решения должны обеспечивать проведение замены в кратчайшие сроки, при экономии производственных ресурсов, средств и материалов.
4.1.16 При выборе конструкции балки на замену (железобетон или сталежелезобетон) следует учитывать технические и технологические возможности близлежащих заводов железобетонных изделий и заводов металлоконструкций, а также требуемые сроки проведения работ. Проектные решения должны приниматься на основании состояния поврежденных конструкций по итогам специального обследования, возможности и необходимого срока полного или частичного перекрытия движения на сооружении и (или) под ним, а также возможные последствия этого перекрытия движения (заторы, перепробег грузового транспорта).
4.1.17 Высота заменяющей конструкции должна обеспечивать возможность объединения старой и новой конструкции при минимальном объеме работ по переустройству подферменников на опорах мостового сооружения.
4.1.18 Высота и очертания заменяющей балки не должна ухудшать внешний вид ремонтируемого сооружения.
4.1.19 Повторное использование опорных частей, установленных под заменяемой балкой, не допускается.
4.2 Требования к проектным решениям по замене железобетонных балок на аналогичные
4.2.1 Тип конструкции железобетонных балок (плит) должен соответствовать конструкциям заменяемых элементов. Не рекомендуется замена преднапряженных на непреднапряженные конструкции, балочных на плитные конструкции и наоборот.
4.2.2 Не рекомендуется изготавливать балки (плиты) на месте производства работ. Следует использовать конструкции заводского изготовления.
4.2.3 Несущая способность подбираемой на замену балки (плиты) должна быть не менее чем на 5 процентов выше, чем у заменяемой конструкции при известном проекте, и не менее чем на 5 процентов выше, чем полученные по расчету суммарные расчетные силовые воздействия в новой балке при неизвестном проекте заменяемых конструкций.
4.2.4 Конструкция новой балки должна обеспечивать пропуск нагрузок АК и НК с классом К не менее требуемого и не менее 11 по ГОСТ 32960 для сооружений, запроектированных под старые типы нагрузок согласно СН 200-62 [5], Н 106-53 [6] и более ранних нормативных документов.
4.2.5 Допускается применение балок, изготовленных в укороченных опалубках под длины типовых проектов с длиной не кратной 3 метрам.
4.2.6 Масса заменяющей конструкции с учетом заменяемого покрытия, тротуарных плит, барьерных и перильных ограждений не должна превышать заменяемую более чем на 10 процентов. Превышение более чем на 10% следует обосновать в проекте.
4.2.7 Стык омоноличивания изготавливается из бетона класса по прочности, соответствующего классу бетона новой балки. Арматура стыка омоноличивания должна включать верхнюю и нижнюю сетки из стали класса прочности А400, рекомендуется использовать арматуру диаметром не менее диаметра рабочей арматуры сеток плиты балки. В качестве бетона стыка омоноличивания допускается применение сверхвысокопрочных бетонов (UHPC) для сокращения сроков выполнения работ.
4.2.8 Замену балок, объединённых по диафрагмам, следует производить на балки с диафрагмами (полудиафрагмами) или выполнять объединение с помощью накладной плиты, позволяющей обеспечить совместность работы конструкций.
4.2.9 При замене балок, плита которых содержит только одну сетку рабочей арматуры или толщина плиты которой меньше 15 см, следует предусматривать устройство накладной плиты с устройством дополнительной арматурной сетки и доведением толщины плиты до 18 см или более.
4.3 Требования к проектным решениям по замене с использованием сталежелезобетонных балок
4.3.1 Металлическую балку в составе сталежелезобетонной конструкции, заменяющей аварийную железобетонную балку, рекомендуется принимать в виде прокатного или сварного двутавра. Железобетонная плита изготавливается на месте производства работ.
Прокатные и сварные двутавры следует выполнять из сталей марок согласно раздела 7 ГОСТ Р 59623.
4.3.2 Прокатные двутавры рационально использовать при длине пролета заменяемой балки не более 21 метра.
4.3.3 При замене аварийных балок рекомендуется использовать следующие типоразмеры прокатных двутавров 70Б1, 70Б2, 70Б3, 70Б4; 70Ш1, 70Ш2, 70Ш3, 70Ш4, 70Ш5 согласно ГОСТ Р 57837.
4.3.4 Сварные двутавры рекомендуется использовать при любой длине замещаемой балки, но не более указанной в 4.1.3.
4.3.5 Для сварных двутавров рекомендуется принимать геометрические параметры согласно таблице 1.
Таблица 1 - Рекомендуемые геометрические параметры сварных двутавров
Высота сварного двутавра, мм |
Ширина поясов, мм |
Толщина поясов, мм |
Толщина стенки, мм |
700 - 750 |
320 |
18 - 20 |
10 - 14 |
1000 - 1050 |
320 - 400 |
25 - 32 |
10 - 18 |
1300 - 1350 |
320 - 500 |
25 - 40 |
12 - 25 |
1500 - 1550 |
320 - 500 |
32 - 40 |
12 - 25 |
4.3.7 Высоту сварного двутавра рекомендуется подбирать исходя из удобства объединения по плите существующих конструкций и вновь возводимых при достаточном расчетном обосновании.
4.3.8 Ребра жесткости рекомендуется устраивать с внутренней стороны стальной балки при этом шаг ребер должен составлять не более 1,5 метров, толщина ребра должна составлять не менее 1 2 мм.
4.3.9 При отношении высоты стальной балки к толщине стенки более 50 следует предусматривать вертикальные ребра жёсткости с шагом, определяемым по расчёту.
4.3.10 Плиту сталежелезобетонной балки рекомендуется принимать толщиной не менее 18 см из бетона классом не ниже В35, с рабочей арматурой из стали класса по прочности А400 диаметром не менее 14 мм с шагом, соответствующим шагу арматуры плиты сохраняемых конструкций для удобства выполнения стыка.
4.3.11 Рекомендуемый класс бетона плиты по водонепроницаемости - не ниже W8 и по морозостойкости - не ниже F 2300 (в солях).
4.3.12 Для объединения металлических двутавров с железобетонной плитой проезжей части рекомендуется использовать гребенчатые упоры, применительно к ОДМ 218.4.003-2009 [9]. Допускается использовать гибкие упоры согласно ГОСТ 55738.
4.3.13 На стальных балках необходимо предусматривать домкратные площадки для возможности проведения необходимых ремонтных работ. В обязательном порядке должна быть проверена местная устойчивость несущих конструкций при поддомкрачивании согласно ГОСТ Р 59623 или иных действующих нормативных документов.
5 Рекомендации по выполнению расчетов
5.1 Общие рекомендации
5.1.1 Расчеты мостовых сооружений следует выполнять в соответствии с требованиями статьи 3 ТР ТС 014/2011 [10].
5.1.2 Расчеты пролетных строений мостовых сооружений с заменяемыми балками (плитами) следует проводить по методике предельных состояний в соответствии с ГОСТ 33384 и ГОСТ 27751 (раздел 5).
5.1.3 Расчеты следует выполнять согласно требованиям ГОСТ Р 59622 и ГОСТ Р 59624, а также рекомендаций ОДМ 218.4.025-2016 [4] с учетом требований настоящего методического документа.
5.1.4 Постоянные и временные нагрузки и воздействия следует принимать в соответствии с ГОСТ 33390 и ГОСТ 32960.
Не следует при расчетах пользоваться требованиями норм, действующих на момент постройки сооружения, но отмененных или замененных в настоящий момент.
5.1.5 Коэффициенты надежности к постоянным нагрузкам следует принимать в соответствии с ГОСТ 33390, если не указано иное. Допускается принимать коэффициенты согласно ОДМ 218.4.025-2016 [4] при соответствующем обосновании.
5.1.6 Временные вертикальные нагрузки при расчетах следует принимать по схемам АК и НК с классом К не менее требуемого и не менее 11 по ГОСТ 32960 для сооружений, запроектированных под старые типы нагрузок согласно СН 200-62 [5], Н 106-53 [6] и более ранних нормативных документов. Класс нагрузки равный 14 следует принимать для мостов, построенных в период после введения в действие ГОСТ Р 52748, если иное не указано в проекте или он неизвестен.
5.1.7 Динамические коэффициенты и коэффициенты надежности к временным вертикальным нагрузкам следует принимать по ГОСТ 32960. Допускается принимать динамические коэффициенты и коэффициенты надежности в соответствии с ОДМ 218.4.025-2016 [4].
5.1.8 Коэффициенты сочетаний нагрузок, а также таблицу сочетаний нагрузок следует принимать по ГОСТ 33390, если не указано иное.
5.1.9 При проведении расчетов следует учитывать усадку и ползучесть железобетона согласно ГОСТ Р 59622 и ГОСТ Р 59624.
Перераспределение усилий в конструкциях должно быть учтено либо включением соответствующим образом в значение предельной несущей способности рассчитываемых элементов, либо вычислением с использованием численных методов или с использованием приемов строительной механики.
5.1.10 Иные временные нагрузки от транспортных средств и пешеходов следует принимать по ГОСТ 33390.
5.1.11 При расчете пролетного строения с балками (плитами), выполненными по неизвестному проекту, следует выполнять расчет в обычном порядке, задав геометрические и физические параметры существующих балок согласно имеющимся данным обследования, а также с учетом производимой замены. В ходе расчета следует определить действующие усилия от суммы постоянных и временных нагрузок только для новой балки согласно действующих норм.
5.1.12 В составе разрабатываемого проекта следует проводить расчеты на опрокидывание при разборке старых несущих конструкций, а также предусматривать страховочные раскрепляющие устройства с проведением их расчетов.
5.1.13 При проведении расчетов по методу конечных элементов рекомендуется учитывать положения Приложения Б.
5.2 Рекомендации по расчету железобетонных балок
5.2.1 В случае замены балки (плиты) на балку (плиту) заводского изготовления по имеющемуся проекту многократного применения без внесения изменений в армирование и габаритные размеры её конструкции, а также без устройства накладной плиты допускается не проводить расчеты пролетного строения в полном объеме (без расчетов потерь преднапряжения, трещиностойкости, выносливости).
5.2.2 Расчеты в полном объеме требуется выполнять в случаях, если косина сооружения в плане превышает 15 градусов или габарит проезда переменный по длине пролета (балки размещены "веером").
5.3 Рекомендации по расчету сталежелезобетонных балок
5.3.1 При оценке несущей способности новой сталежелезобетонной балки, заменяющей крайнюю поврежденную балку пролетного строения, следует учитывать стадийность работы новой балки.
5.3.2 На первой стадии работы нагрузку от собственного веса сталежелезобетонной балки (стальная балка плюс железобетонная плита) воспринимает сечение стальной балки. На втором этапе работы усилия от прочих постоянных (вес мостового полотна) и временных (транспорт и пешеходы) нагрузок воспринимает объединенное сечение сталежелезобетонной балки.
5.3.3 Предельный изгибающий момент, воспринимаемый сечением сталежелезобетонной балки по условию прочности на второй стадии работы, вычисляют по формуле:
M 2=(R y-M 1/W n1)·W n2, (1)
где R y - расчетное сопротивление стали по пределу текучести;
M 1 - изгибающий момент от собственного веса сталежелезобетонной балки;
M 2 - предельный изгибающий момент от веса мостового полотна и временных нагрузок, воспринимаемый сечением сталежелезобетонной балки по условию прочности;
W n1 - момент сопротивления стальной балки в нижней фибре сечения;
W n2 - момент сопротивления сталежелезобетонной балки в нижней фибре сечения.
5.3.4 Условие прочности по изгибающему моменту заменяющей сталежелезобетонной балки имеет вид:
M 2>1,2·(M ult-M sv), (2)
где M ult - предельный изгибающий момент, воспринимаемый по условию прочности сечением заменяемой железобетонной балки (значения предельного момента содержатся в Приложении А);
M sv - изгибающий момент от собственного веса железобетонной балки, вычисляемый с использованием параметров, приведенных в Приложении А;
1,2 - коэффициент, учитывающий неблагоприятное воздействие усадки, ползучести и саморазогрева бетона на несущую способность.
5.3.5 В случае неизвестного проекта заменяемой железобетонной балки условие прочности по изгибающему моменту заменяющей сталежелезобетонной балки принимает вид:
M 2>1,2·M расч, (3)
где M расч - расчетный изгибающий момент от веса мостового полотна и современных временных нагрузок (по схемам АК и НК с классом К не менее требуемого), воспринимаемый сечением сталежелезобетонной балки;
1,2 - коэффициент, учитывающий неблагоприятное воздействие усадки, ползучести и саморазогрева бетона на несущую способность.
5.3.6 При проведении расчета согласно 5.3.3 допускается не выполнять дополнительные расчеты по несущей способности.
5.3.7 Выполнение расчетов на местную и общую устойчивость конструкций сталежелезобетонной балки требуется выполнять исходя из требований 4.3.9.
6 Особенности производства работ
6.1 Общие требования к работам по демонтажу конструкций
6.1.1 Движение по мосту и под ним следует перекрывать на время проведения работ. Допускается пропускать нагрузку по мостовому сооружению в случае запрета на движение по полосе (полосам) движения, прилегающей к заменяемым конструкциям, установления ограничения скорости (до 40 км/ч или менее) и веса транспортных средств, подтвержденного расчетом.
6.1.2 При производстве всех работ запрещается размещение нагрузки на заменяемой балке, а также размещение людей, техники, оборудования и материалов под пролетным строением.
6.1.3 До начала всех работ на мосту в зоне сечений с нехваткой несущей способности должны быть смонтированы временные страховочные опоры. Временные опоры должны быть подведены с минимальными зазорами от низа балок (не более 5 см).
6.1.4 При разборке мостового полотна (полной или частичной) со снятием перильного и барьерного ограждения, разборке тротуарных блоков при их наличии необходимо учитывать недопустимость перегрузки и неравномерного перераспределения усилий в заменяемых несущих конструкциях. Разборку следует вести равномерно и симметрично.
6.1.5 Балки пролетного строения в обязательном порядке должны быть зафиксированы при помощи страховочных раскрепляющих устройств. Раскрепление балок должно быть произведено до процесса начала разборки плиты омоноличивания или диафрагм. Пример подобных раскрепляющих устройств приведен на рисунке 6.1.
Рисунок 6.1 - Общий вид страховочных раскрепляющих устройств
6.1.6 Перед началом разборки узла объединения балок следует демонтировать деформационные швы (полностью или частично).
6.1.7 Для диафрагменных пролетных строений, объединенных поперечными преднапряженными арматурными элементами следует предусматривать особый проект производства работ. Необходимо предусмотреть постепенный демонтаж преднапряженных элементов поперечного объединения с параллельным или предварительным монтажом новой системы поперечного объединения всех балок (накладная плита, объединение диафрагм с помощью металлических или иных элементов).
6.1.8 Разборка продольного шва омоноличивания балок следует производить с помощью отбойных молотков или гидроразрушения бетона, минимизируя образование трещин и иных повреждений в соседних конструкциях пролетного строения, а также с учетом минимизации повреждения арматурных стержней. Отрезка стержней монолитного участка производится со стороны демонтированной балки вплотную к сборной части демонтируемой балки.
6.1.9 Демонтаж балок рекомендуется осуществлять с применением разгружающей траверсы.
6.1.10 При выполнении демонтажа необходимо строго следить за отсутствием поворота балки вокруг своей продольной оси.
6.1.11 Отделенная балка демонтируется одним или двумя кранами, устанавливается на балковоз и вывозится к месту временного складирования для последующего дробления и вывоза на полигон хранения отходов.
6.2 Требования к монтажу железобетонных конструкций
6.2.1 Установка балки пролетного строения на опорные части осуществляется одним или двумя кранами. Установка осуществляется только после монтажа на ригеле опоры страховочных устройств.
6.2.2 Перед выполнением работ необходимо предусмотреть мероприятия, не допускающие поворот балки вокруг своей продольной оси.
6.2.3 Объединение старой и новой конструкций пролетного строения осуществляется с помощью продольного стыка омоноличивания. Конструкция стыка и опалубки представлены на рисунке 6.2.
6.2.4 Порядок проведения работ по омоноличиванию плиты следующий:
- выпуски арматуры из плиты выправляют, очищают от коррозии и грязи;
- устанавливают продольную противоусадочную арматуру, которая фиксируется в проектном положении с помощью вязальной проволоки;
- связывают арматурный каркас продольного шва, образуемый выпусками арматуры из плиты проезжей части и противоусадочной арматурой;
- подвешивают щитовую опалубку по схеме;
- стык бетонируют и проводят уход за бетоном (в зимнее время следует обеспечить прогрев набирающего прочность бетона).
1 - балка; 2 - опалубка; 3 - поперечный брус; 4 - продольный брус; 5 - шпилька с гайкой; 6 - выпуски арматуры из плиты балок; 7- продольная арматура, устанавливаемая при монтаже.
Рисунок 6.2 - Омоноличивание железобетонной балок по плите
6.2.4 Рекомендуется применение бетонируемых стыков с выпусками из плит арматуры с прямыми крюками на всю толщину плиты, а также применение полукруглых петель (диаметром не менее 10 диаметров) с взаимным перепуском арматуры внахлестку на длину не менее 15 диаметров стержней и не менее 25 см. Допускается применение стыков арматуры внахлестку без сварки.
6.2.5 Использование сварных соединений в продольном стыке не рекомендуется. Допускается использование сварных соединений, обеспечивающих равнопрочность стыка согласно ГОСТ 14098.
6.2.6 Не рекомендуется устройство накладных тротуарных блоков. Взамен следует предусмотреть устройство монолитной консоли длиной не более 1,5 метров.
6.3 Требования к монтажу сталежелезобетонных конструкций
6.3.1 Сборка металлоконструкций главной балки должна осуществляться в соответствии с ГОСТ Р 58397, СП 46.13330 [7]. Устройство монтажных разъемных соединений рекомендуется выполнять в соответствии с СТО-01393674-005 [8].
6.3.2 Стальная балка изготавливается одним блоком при длине до 14 метров или из трех блоков при длине более 14 метров.
6.3.3 Организации стыка блоков в середине пролета следует избегать.
6.3.4 Сборка металлоконструкций главной балки должна осуществляться в соответствии с ГОСТ Р 58397, СП 46.13330 [7].
6.3.5 Необходимый строительный подъем балки обеспечивается использованием подкладок на стапеле или клетках.
6.3.6 Устройство монтажных разъемных соединений рекомендуется выполнять в соответствии с СТО-01393674-005 [8].
6.3.7 Установка балки пролетного строения на опорные части осуществляется одним или двумя кранами. Установка осуществляется только после монтажа на ригеле опоры страховочных устройств.
6.3.8 После осуществления монтажа металлоконструкций необходимо осуществить контроль опирания опорных узлов балок на опорную часть. Контроль должен производиться в части равномерности прилегания нижней плиты балки, попадания в болтовые отверстия (при их наличии), отсутствия смещения узла опирания.
6.4 Устройство монолитной железобетонной плиты сталежелезобетонных конструкций
6.4.1 Устройство монолитной плиты следует производить продольными захватками. Последовательность укладки должна обеспечивать снижение крутящего момента от разницы свесов плиты балки.
6.4.2 В общем случае, последовательность укладки выполняется в 3 этапа. Рекомендуемая схема бетонирования представлена на рисунке 6.3.
а) - в случае замены одной крайней балки; б) - в случае замены двух крайних балок
Рисунок 6.3 - Рекомендуемая стадийность бетонирования плиты
6.4.3 После 2-ой стадии бетонирования, при необходимости и обосновании в проекте, следует пригрузить новую балку (балки) железобетонными блоками или сыпучим материалом для облегчения объединения плиты новой и сохраняемой конструкции.
6.4.4 Бетонирование допускается проводить на всю ширину одной захваткой в случае проведения расчетов на деформативность, обеспечения неизменности положения конструкций и назначения класса бетона плиты по прочности более В35.
6.4.5 Подачу и распределение бетонной смеси следует вести бетононасосом от опоры к опоре, одновременно одним горизонтальным слоем последовательными полосами, двигаясь снизу вверх на уклон поверхности как вдоль, так и поперек плиты.
Библиография
[1] ОДМ 218.1.001-2020 Рекомендации по разработке и применению документов теxнического регулирования в сфере дорожного xозяйства.
[2] ОДМ 218.1.002-2020 Рекомендации по организации и проведению работ по стандартизации в сфере дорожного xозяйства.
[3] ОДМ 218.4.001-2008 Методические рекомендации по организации обследования и испытания мостовьи: сооружений на автомобильный дорогаx.
[4] ОДМ 218.4.025-2016 Рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемый мостовык сооружений на автомобильный дорогаx общего пользования. Общая часть.
[5] СН 200-62 Теxнические условия проектирования железнодорожный, автодорожный и городски мостов и труб.
[6] Н 106-53 Нормы подвижный вертикальный нагрузок для расчета искусственный сооружений на автомобильный дорогаx.
[7] СП 46.13330.2012 "СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы" с Изменениями N 1, N 2, N 3, N 4.
[8] СТО-01393674-005 Устройство разъемный соединений в стальные конструкцияx мостов.
[9] ОДМ 218.4.003-2009 Рекомендации по объединению металлически балок с монолитной железобетонной плитой посредством непрерывный гребенчатый упоров в сталежелезобетоннык пролетныx строенияx мостов.
[10] Теxнический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильный дорог".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.5.2.001-2022 "Методические рекомендации по частичной замене железобетонных балок эксплуатируемого пролетного строения на сталежелезобетонные и железобетонные при проведении капитальных ремонтов, ремонтов и аварийных работ" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 15 мая 2023 г. N 1062-р)
Опубликование:
-