г. Краснодар |
|
28 ноября 2015 г. |
Дело N А32-12221/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Рогальского С.В. и Савенко Л.И., в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" (ОГРН 1022301974420, ИНН 2312054894), ответчика - товарищества собственников жилья "Весна" (ОГРН 1032304150592, ИНН 2308081670), извещенных о времени и месте судебного заседания, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Весна" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2015 (судья Нарышкина Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 (судьи Ильина М.В., Мисник Н.Н., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-12221/2015, установил следующее.
ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ТСЖ "Весна" (далее - товарищество; ТСЖ) о взыскании 2 049 436 рублей 91 копейки задолженности за период с 01.11.2014 по 28.02.2015 по оплате тепловой энергии, 22 898 рублей 36 копеек пеней с 28.12.2014 по 26.03.2015, а также 33 362 рублек расходов по оплате госпошлины (уточненные требования).
Решением от 21.05.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.09.2015, иск удовлетворен. Суд установил, что товарищество не исполнило обязательства по оплате тепловой энергии, поставленной обществом в многоквартирные дома товарищества в качестве коммунального ресурса; в связи с отсутствием общедомовых приборов учета задолженность определена по нормативам потребления тепловой энергии.
В кассационной жалобе ТСЖ просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, суд неправомерно принял расчет истца, так как использованный им метод определения объема отпущенного ресурса не предусмотрен действующим законодательством и соглашением сторон. В деле отсутствуют доказательства величины площади отапливаемых помещений. Представленные истцом расчеты количества тепловой энергии и акты разграничения балансовой принадлежности касаются разных домов. Истец неправомерно включил в расчет количества тепловой энергии по дому на ул. Симферопольская, 56/1 отопление цокольного этажа, поскольку отопительные коммуникации там отсутствуют. В расчетах тепловой энергии использованы неверные нормативы потребления тепловой энергии. В счетах-фактурах и платежных требованиях нет ссылки на адрес отапливаемого строения и основание расчета задолженности.
Общество отзыв на кассационную жалобу в суд не направило.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество (теплоснабжающая организация) и товарищество (потребитель) заключили договор от 20.05.2007 N 1808, в соответствии с которым истец обязуется подавать ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию по закрытой схеме теплоснабжения, а потребитель обязуется оплачивать ее, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых узлов и приборов учета (пункт 1.1. договора). В силу пункта 4.1 договора оплата услуг производится потребителем по тарифам, утвержденным решением Городской Думы Краснодара и решением РЭК Краснодарского края для соответствующей группы потребителей, и на основании данных приборов учета, а при отсутствии приборов учета - расчетным методом.
Во исполнение договорных обязательств общество в период с 01.11.2014 по 28.02.2015 поставляло ТСЖ тепловую энергию в качестве коммунального ресурса в жилые дома по адресам: г. Краснодар, ул. Симферопольская, 56 и 56/1.
Ненадлежащее исполнение товариществом обязанности по оплате тепловой энергии послужило основанием для обращения общества в суд с иском о взыскании 2 049 436 рублей 91 копейки долга.
В связи с отсутствием в домах общедомовых приборов учета тепловой энергии истец произвел расчет количества отпущенных ресурсов по нормативам потребления.
Удовлетворяя исковые требования, суд с учетом оценки представленных расчетов пришел к выводу, что исполнение истцом обязательств по договору на отпуск теплоэнергии и размер предъявленной ко взысканию задолженности подтверждаются материалами дела.
Товарищество в кассационной жалобе оспаривает принятый судом и составленный обществом расчет объема теплоэнергии.
В расчете истцом применены нормативы потребления для отопления в ноябре и декабре 2014 года в размерах: 0,018 Гкал на 1 кв. м (для дома на ул. Симферопольской, 56) и 0,022 Гкал на 1 кв. м (для дома на ул. Симферопольской, 56/1). Данные величины нормативов для 5 - 12 этажных и 13 - 16 этажных домов соответственно утверждены постановлением мэрии г. Краснодара от 02.03.1998 N 393 (приложение N 2).
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК) от 31.08.2012 N 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)" для г. Краснодара утвержден иной норматив потребления для 10- и более этажных домов - 0,0175 Гкал на 1 кв. м (приложение N 2.1). Заявитель в жалобе ссылается на необходимость применения в расчете данного норматива.
Однако в силу пункта 8 названного приказа (в редакции приказа от 20.02.2013 N 2/2013-нп) он вступает в силу в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для муниципальных образований Краснодарского края, на территории которых по состоянию на 30 июня 2012 года не действовали нормативы потребления тепловой энергии на отопление, - по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, для иных муниципальных образований Краснодарского края - с 1 января 2015 года.
Поскольку на территории г. Краснодара в спорном периоде действовали нормативы, утвержденные постановлением мэрии г. Краснодара от 02.03.1998 N 393, истец правомерно использовал их при расчете ресурса за ноябрь и декабрь 2014 года.
В расчете за январь и февраль 2015 года истцом применены повышенные нормативы по отоплению в размерах: 0,0198 Гкал на 1 кв. м (для дома на ул. Симферопольской, 56) и 0,0242 Гкал на 1 кв. м (для дома на ул. Симферопольской, 56/1).
Согласно пояснениям истца указанные величины нормативов за январь и февраль 2015 года определены им с применением повышающего коэффициента 1,1 к действующим нормативам, утвержденным постановлением мэрии г. Краснодара от 02.03.1998 N 393.
Однако правомерность применения в расчете повышенных нормативов со ссылкой на нормы права истец не обосновал, а суд апелляционной инстанции не оценил, хотя в апелляционной жалобе ответчик возражал против их применения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утвержденные постановлением от 23.05.2006 N 306; далее - Правила N 306), в постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", предусматривающие продление до 1 июля 2016 года действие пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утвержденных постановлением от 23.05.2006 N 307), в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов 1 - 5 приложения N 2 к этим Правилам в части порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право поэтапного перехода (но не позднее 31 декабря 2016 года) к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Указанными нормативными актами предусмотрено введение с 1 января 2015 года повышающих коэффициентов к нормативам коммунальных услуг (в том числе горячего водоснабжения и тепловой энергии), применяемых для расчета платежей граждан, проживающих в многоквартирных и жилых домах, имеющих техническую возможность установки коллективных (общедомовых) приборов учета.
Приказом РЭК 30.12.2014 N 4/2014нп (в редакции приказа от 21.01.2015 N 2/2015-нп) внесены изменения в приказ от 31.08.2012 N 2/2012-нп, которыми утверждены нормативы потребления коммунальных услуг с учетом повышающих коэффициентов. В пункте 8 указано, что приказ от 30.12.2014 N 4/2014нп вступает в силу в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для муниципальных образований Краснодарского края, на территории которых по состоянию на 30 июня 2012 года не действовали нормативы потребления тепловой энергии на отопление, - по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, для иных муниципальных образований Краснодарского края - с 1 июля 2016 года.
С учетом того, что на территории муниципального образования город Краснодар по состоянию на 30 июня 2012 года действовали нормативы, применение в отношении его потребителей нормативов с учетом повышающих коэффициентов до 1 июля 2016 года является недопустимым.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 18.03.2015 N 7288-АЧ/04 разъяснило, что применение повышающих коэффициентов, предусмотренных Правилами N 306, возможно исключительно путем установления нормативным правовым актом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации соответствующего "повышенного норматива" потребления коммунальных услуг. Следовательно, для применения исполнителем коммунальных услуг "повышенных нормативов" потребления коммунальных услуг необходимо принятие уполномоченным органом указанного выше нормативного акта.
Использованные истцом в расчете за январь и февраль 2015 года повышенные нормативы по отоплению (0,0198 и 0,0242 Гкал на 1 кв. м) приказом РЭК не утверждались.
Таким образом, суды без достаточных правовых оснований установили размер долга по отоплению за январь и февраль 2015 года, рассчитанный с применением повышающего коэффициента, поэтому судебные акты следует отменить с направлением дела на новое рассмотрение для установления суммы спорного долга.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 по делу N А32-12221/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
С.В. Рогальский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.