В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила отмены N 123), Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральной антимонопольной службой рассмотрено заявление Пригожаева А.А. (исх. б/н, вх. от 11.01.2023 N 2894/23) (далее - Заявитель) об отмене приказа Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (далее - орган регулирования, Департамент) от 15.11.2022 N 173-т/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям по сетям филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация", на 2023-2027 годы", а также документы и материалы, полученные от органа регулирования (исх. от 23.01.2023 N 37/01-13/62), и установлено следующее.
Заявитель полагает, что установленные органом регулирования тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям по сетям филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация", являются экономически необоснованными по следующим основаниям:
1) Филиал "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация" вырабатывает тепловую энергию в режиме комбинированной выработки, при этом установленные тарифы на тепловую энергию выше, чем у аналогичных регулируемых организаций;
2) Учтенные органом регулирования при установлении тарифов на 2023 год расходы по ряду статей затрат превышают фактические затраты за 2021 год и предложенный регулируемой организацией размер затрат.
Тарифы на услуги теплоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования N 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов N 1075).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания N 760-э).
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 Федерального закона N 190-ФЗ полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе установление тарифов.
Согласно пункту 10-4 указа Губернатора Оренбургской области от 16.12.2005 N 141-ук "Об утверждении положения о департаменте Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов" Департамент устанавливает в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии (мощности), составляющей 25 мегаватт и более (в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов), а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности) (в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов).
ФАС России отмечает, что различие в размере тарифов на тепловую энергию, установленных для различных регулируемых организаций, обусловлено многими факторами, в том числе: разницей в объемах реализации услуг, различием в уровнях энергоемкости установленного оборудования, степени изношенности тепловых сетей и оборудования. Данные факторы влияют на особенности технологического процесса выработки и транспортировки тепловой энергии теплоснабжающей организации и на расходы, необходимые для поддержания котельных и тепловых сетей в рабочем состоянии.
Разница в тарифах на тепловую энергию, вырабатываемую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и тарифах на тепловую энергию, поставляемую потребителям, обусловлена тем, что в коллекторном тарифе учтены затраты только на выработку тепловой энергии, при этом конечный тариф дополнительно включает в себя затраты на транспортировку тепловой энергии до конечного потребителя, в том числе нормативные потери тепловой энергии, связанные с транспортировкой. Таким образом, при расчетах с потребителями тарифы подлежат применению в соответствии со схемой присоединения (напрямую с коллекторов либо через тепловые сети).
Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 15.11.2022 N 173-т/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям по сетям филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация", на 2023-2027 годы" для потребителей филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация" установлены следующие виды тарифов на 2023 год:
- тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии: для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - 1 441,55 руб./Гкал (без НДС);
- конечные тарифы на тепловую энергию: для иных потребителей - 2 886,76 руб./Гкал (без НДС); для населения в размере 3 464,11 руб./Гкал (с НДС).
По информации Департамента, исходя из акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (копия представлена филиалом "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация" в материалах тарифного дела), снабжение тепловой энергией теплично-парникового комплекса осуществляется от тепловых сетей филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация" (магистраль ТПХ-Ду 200).
Таким образом, при расчетах за потребленную тепловую энергию абонента ООО ИПК "Алроса" применяются конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям по сетям филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация" (далее - ИГРЭС), установленные приказом Департамента от 15.11.2022 N 173-т/э на 2023 год.
Касаемо экономической обоснованности тарифов ФАС России установлено следующее.
Установление тарифов осуществляется органом регулирования на основании заявления регулируемой организации, по результатам экспертизы представленных расчетных материалов и обосновывающих документов в соответствии с Основами ценообразования N 1075. Расчет необходимых расходов осуществляется с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации, в том числе с учетом прогноза индекса потребительских цен (ИПЦ) в среднем за год к предыдущему году.
ФАС России было проанализировано Экспертное заключение Департамента по установлению тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, с установленной электрической мощностью 25 МВт и более, а также тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация" на 2023-2027 годы (далее - Экспертное заключение), приложения 1-4 к нему и по результатам анализа установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования N 1075 необходимая валовая выручка (НВВ) - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Согласно пункту 11 Методических указаний N 760-э необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.
На основании пункта 33 Правил регулирования тарифов N 1075 орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов.
В соответствии с Экспертным заключением (в части формирования НВВ при расчете конечных тарифов на тепловую энергию), необходимая валовая выручка ИГРЭС на 2023 год установлена Департаментом в размере 5 123,61 тыс. руб., что на 16 392,93 тыс. руб. ниже предложения ИГРЭС (заявка организации - 21 516,54 тыс. руб.).
В соответствии с Экспертным заключением (в части формирования НВВ при расчете тарифов на коллекторах источника тепловой энергии), необходимая валовая выручка ИГРЭС на 2023 год установлена Департаментом в размере 17 610,91 тыс. руб., что на 12 245,78 тыс. руб. ниже предложения ИГРЭС (заявка организации - 29 856,69 тыс. руб.).
ФАС России установлено, что ряд операционных расходов (в части формирования НВВ при расчете конечных тарифов на тепловую энергию и при расчете тарифов на коллекторах источника тепловой энергии) на 2023 год (расходы на приобретение сырья и материалов, расходы на оплату работ и услуг производственного характера, расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями) был определен органом регулирования исходя из фактически понесенных расходов 2021 года с применением индексов, определенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (на 2022 год 113,9%, на 2023 год 106,0%), что соответствует положениям пункта 28 Основ ценообразования N 1075.
Расходы на приобретение энергетических ресурсов (в части формирования НВВ при расчете конечных тарифов на тепловую энергию) приняты экспертами Департамента в размере 3 186,19 тыс. руб. (заявлено 17 710,74 тыс. руб.).
Согласно пункту 71 Основ ценообразования N 1075 при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя в том числе нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Заявленная ИГРЭС нормативная прибыль (в части формирования НВВ при расчете конечных тарифов на тепловую энергию) в размере 77,48 тыс. руб. определена Департаментом в размере 25,06 тыс. руб., расчетная предпринимательская прибыль была заявлена в размере 174,54 тыс. руб. и утверждена в размере 89,70 тыс. руб.
Заявленная ИГРЭС нормативная прибыль (в части формирования НВВ при расчете тарифов на коллекторах источника тепловой энергии) в размере 24,92 тыс. руб. принята Департаментом в полном объеме; расчетная предпринимательская прибыль была заявлена в размере 387,86 тыс. руб. и утверждена в размере 315,76 тыс. руб.
Особенности определения расчетной предпринимательской прибыли при применении метода индексации установленных тарифов в сфере теплоснабжения установлены пунктами 48(1), 48(2) и 74(1) Основ ценообразования N 1075.
В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования N 1075 при применении метода индексации установленных тарифов расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
Нормами действующего законодательства не установлена обязанность регулируемой организации представлять экономическое обоснование расчетной предпринимательской прибыли, вышеприведенными нормами Основ ценообразования N 1075 прямо предусмотрен ее учет в НВВ регулируемой организации.
Ввиду корректировки органом регулирования ряда статей затрат в составе необходимой валовой выручки Департаментом была уменьшена заявленная величина по данной статье расходов. Нарушений в определении Департаментом размера текущих расходов, исходя из которых определяется расчетная предпринимательская прибыль, ФАС России не выявлено.
Заявитель указывает на выпадающие расходы, которые были предложены Департаментом и подлежат компенсации из бюджета.
При этом, согласно стр. 5 Экспертного заключения, недостаток НВВ (при расчете тарифов на тепловую энергию) в 2023 году составит 74,03 тыс. руб., который для сглаживания роста тарифов будет учтен в следующем году долгосрочного периода регулирования.
Согласно доводам Заявителя предложения Департамента по ряду статей затрат (расходы на топливо, расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями) превышают предложенные затраты организации.
ФАС России установлено, что при формировании НВВ при расчете тарифов на коллекторах источника тепловой энергии органом регулирования затраты на топливо определены в размере 10 869,90 тыс. руб. (заявка ИГРЭС 9 988,97 тыс. руб.), расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями определены в размере 74,93 тыс. руб. (заявка ИГРЭС 96,06 тыс. руб.).
Расходы на топливо определены Департаментом с учетом фактических затрат на топливо в 2021 году с учетом изменения полезного отпуска в 2023 году с применением параметров индексации стоимости топлива на 2022 год и плановый 2023 год.
ФАС России отмечает, что установленный приказом ФАС России от 27.09.2022 N 680/22-ДСП объем выработки тепловой энергии на 2023 год (в размере 12,2277 тыс. Гкал) был уменьшен органом регулирования на величину расхода тепловой энергии на хозяйственные нужды (0,01105 тыс. Гкал).
Необходимо также отметить, что в соответствии с пунктом 13 Правил регулирования тарифов N 1075 регулируемая организация представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования. При этом решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы) (пункт 30 Правил регулирования тарифов N 1075).
Таким образом, отклонение учтенных при установлении тарифов для ИГРЭС расходов от заявленной величины обусловлено в том числе параметрами Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (опубликован на сайте https://economy.gov.ru 28.09.2022), в котором индексы потребительских цен на 2021, 2022, 2023 гг. отличаются от действующих на момент подачи регулируемой организацией тарифной заявки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. В удовлетворении требований, указанных в заявлении Пригожаева А.А. (исх. б/н, вх. от 11.01.2023 N 2894/23) об отмене приказа Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 15.11.2022 N 173-т/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям по сетям филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация", на 2023-2027 годы", отказать.
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 27 апреля 2023 г. N 250/23 "Об отсутствии оснований для отмены приказа Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 15.11.2022 N 173-т/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям по сетям филиала "Ириклинская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация", на 2023-2027 годы"
Опубликование:
-