Организация просит помочь в решении следующих вопросов:
1. Можно ли, предоставляя посреднические услуги (заказ и предоставление легковых автомобилей с водителями (перевозка пассажиров), машин у организации нет), использовать при приеме наличных денежных средств бланки строгой отчетности (приходно-кассовые ордера), учитывая то, что ККМ у организации никогда не было и нет и ранее организация использовала только безналичный способ расчета?
2. Подлежит ли списанию на издержки обращения в бухгалтерском учете (так же, как и в налоговом) основное средство (сейф) стоимостью 8400 руб., приобретенное до 1 января 2002 года? Амортизация данного основного средства на 1 января 2002 года составила 544 руб.
1. Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон) на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении денежных расчетов с населением применять контрольно-кассовые машины (далее - ККМ).
Во исполнение вышеуказанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (с изменениями и дополнениями) утвержден Перечень, п. 1 которого определено, что юридические лица (индивидуальные предприниматели) вправе осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ.
В настоящее время Минфином России не утверждены формы документов строгой отчетности для денежных расчетов с населением за посреднические услуги по заказу и предоставлению легковых автомобилей.
Вместе с тем действие вышеуказанной статьи Закона, как следует из ее смысла, не распространяется на наличные денежные расчеты между юридическими лицами.
Однако в соответствии с п. 1 указания Банка России от 14.11.2001 N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" и с учетом письма Банка России от 02.07.2002 N 85-Т и МНС России от 01.07.2002 N 24-2-02/252 предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одному договору составляет 60 тыс. руб.
Таким образом, организация при осуществлении денежных расчетов с населением за предоставляемые услуги по заказу легковых автомобилей обязана применять ККМ в общеустановленном порядке, составление приходных кассовых ордеров в данной ситуации является неправомерным.
Указанные расчеты между юридическими лицами могут оформляться путем составления приходных кассовых ордеров и не должны превышать 60 тыс. руб.
2. Порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, изложенный в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) отличается от порядка, действовавшего до 1 января 2002 года, в связи с чем для учета полученных до 1 января 2002 года доходов и произведенных до указанной даты расходов, подлежащих учету при расчете налогооблагаемой прибыли до 1 января 2002 года, но не принимаемых при определении налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) был установлен специальный порядок учета этих показателей для целей налогообложения, именуемых налоговой базой переходного периода.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 10 Закона N 110-ФЗ по состоянию на 1 января 2002 года при определении налоговой базы налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по методу начисления, также обязан включить в состав расходов, уменьшающих доходы, суммы, подлежащие единовременному списанию в результате изменения классификации объектов, учитываемых в целях налогообложения в связи с вступлением в силу главы 25 НК РФ. При этом из состава амортизируемого имущества исключаются объекты, введенные налогоплательщиком в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 НК РФ, первоначальная (восстановительная) стоимость которых составляет менее 10000 руб. (включительно) или срок эксплуатации которых менее 12 месяцев.
Аналогично вышеизложенному, налогоплательщик, переходящий с 1 января 2002 года на определение доходов и расходов по кассовому методу, при определении суммы налога в соответствии с п. 8 ст. 10 Закона N 110-ФЗ определяет налоговую базу с учетом предусмотренных главой 25 НК РФ особенностей формирования доходов и расходов и даты их признания (п. 9 ст. 10 Закона N 110-ФЗ).
При этом по состоянию на 1 января 2002 года налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по кассовому методу, обязан включить в состав расходов, уменьшающих доходы, суммы, подлежащие единовременному списанию в результате изменения классификации объектов, учитываемых в целях налогообложения в связи с вступлением в силу главы 25 НК РФ.
Единовременному списанию, в частности, подлежит сумма недоначисленной амортизации по объектам основных средств, введенных налогоплательщиком в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 НК РФ, подлежащих исключению из состава амортизируемого имущества, если первоначальная (восстановительная) стоимость таких объектов составляет менее 10000 руб. (включительно) или срок эксплуатации менее 12 месяцев.
Пунктом 1 ст. 256 НК РФ определено, что амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 руб.
Таким образом, списанию в расходную часть базы переходного периода подлежит недоначисленная амортизация в части переданных в эксплуатацию основных средств, числящихся в бухгалтерском учете на конец 2001 года по первоначальной стоимости до 10000 руб. или сроком эксплуатации менее года.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 29-12/01545 от 9 января 2003 г., подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Л.Я. Сосихиной
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1