В целях улучшения качества транспортного обслуживания населения Миасского городского округа, в соответствии с Распоряжением Министерства транспорта РФ от 31.01.2017 N НА-19-р "Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", Решением Собрания депутатов Миасского городского округа от 22.06.2018 N 13 "Об организации транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок Миасского городского округа", руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом Миасского городского округа, постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Миасского городского округа.
2. Отделу организации транспортного и дорожного обслуживания Управления ЖКХ, энергетики и транспорта обеспечить размещение настоящего постановления и утвержденного Социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Миасского городского округа на официальном сайте Администрации Миасского городского округа: http:// miass.gov74.ru, в разделе "Официальная информация - Транспорт".
3. Начальнику отдела организационной и контрольной работы разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации Миасского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Главы Округа (по городскому хозяйству и капитальному строительству).
Исполняющий обязанности |
Д.Г. Проскурин |
Утвержден
постановлением Администрации
Миасского городского округа
от 16 мая 2023 г. N 2610
Социальный стандарт
транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Миасского городского округа
Общие положения
Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Миасского городского округа (далее - МГО), с учетом класса, экологических характеристик транспортных средств, доступности для маломобильных групп населения (далее - Стандарт) разработан в соответствии с распоряжением Министерства транспорта РФ от 31.01.2017 г. N НА-19-р "Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - Распоряжение).
В состав Стандарта входят:
- область применения Стандарта;
- номенклатура показателей качества и их нормативные значения;
- методика оценки качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом МГО.
Стандарт определяет требования к качеству предоставления транспортных услуг населению на маршрутах пассажирского транспорта общего пользования на территории МГО, основанные на требованиях к качеству транспортного обслуживания населения, определенных федеральным стандартом.
1.1 Область применения Стандарта
Транспортные услуги, оказываемые пассажирам на маршрутах пассажирского транспорта общего пользования, подлежат стандартизации с целью повышения уровня качества обслуживания и поддержания его на заданном высоком уровне. Настоящие требования к уровню качества транспортного обслуживания населения распространяются на организацию перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории МГО. Оценка качества транспортного обслуживания населения на территории МГО производится путем интегральной оценки выполнения нормативов настоящего Стандарта.
Цель Стандарта качества организации транспортного обслуживания населения по муниципальным маршрутам пассажирского транспорта общего пользования на территории МГО, состоит в улучшении качества транспортного обслуживания населения и повышении привлекательности транспорта общего пользования.
Задачи Стандарта включают в себя:
- повышение конкурентоспособности пассажирского транспорта общего пользования.
- улучшение доступности пассажирского транспорта общего пользования.
- повышение комфортности сообщения пассажирским транспортом общего пользования.
- обеспечение муниципальных маршрутов пассажирского транспорта общего пользования транспортной инфраструктурой, соответствующей требованиям по чистоте и оснащенности.
- повышение надежности пассажирского транспорта общего пользования.
- рост удовлетворенности населения и обеспечение положительной оценки работы системы пассажирского транспорта общего пользования.
1.2 Номенклатура показателей качества транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом МГО и их нормативные значения
Основную задачу по стандартизации услуг составляет разработка требований к конкретным показателям качества для каждого вида услуг и установление номенклатуры рекомендуемых показателей качества пассажирских перевозок, осуществляемых всеми видами пассажирского транспорта общего пользования, и основные положения по выбору показателей в соответствии с целями управления качеством пассажирских перевозок и совершенствования транспортного обслуживания населения.
Цели применения номенклатуры показателей качества устанавливаются в соответствии с задачами управления качеством пассажирских перевозок, включающих в себя в том числе проведение работ по разработке и внедрению систем управления качеством пассажирских перевозок, повышение качества предоставляемых транспортных услуг и эффективности перевозочного процесса.
Стандарт транспортного обслуживания населения МГО устанавливает номенклатуру показателей качества услуг автомобильного и городского наземного электрического транспорта, методы их расчета, планирования и применения при оценке уровня качества этих услуг. Нормы и требования к показателям качества должны применяться в составе нормативной документации, устанавливающей процедуры организации транспортного обслуживания населения, контроля и надзора, в том числе, в документах планирования, контрактах (договорах), устанавливающих взаимоотношения исполнителей услуг с органами исполнительной власти и потребителями транспортных услуг.
Стандарт имеет следующий состав и структуру:
- область применения Стандарта;
- номенклатура показателей качества и их нормативные значения;
- методика оценки качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Муниципального образования.
Для МГО предлагается не включать из Распоряжения в Стандарт такие показатели, как:
1. Частота обслуживания остановочных пунктов.
В соответствии с п.3.1.6 Распоряжения параметр частоты обслуживания остановочных пунктов рекомендовано устанавливать только для сельских населенных пунктов.
В муниципальных образованиях с численностью населения менее 250 тысяч человек для каждого остановочного пункта рекомендуется обеспечивать не реже двух дней в неделю не менее одного рейса в сутки по отправлению и не менее одного рейса в сутки по прибытию, обеспечивающих возможность поездки с пересадками до терминалов внешнего транспорта и (или) административного центра.
В документах транспортного планирования, разработанных для МГО, для каждого населенного пункта предусмотрен минимум один рейс.
2. Температура в салоне транспортных средств.
В настоящее время отсутствуют утвержденные методики измерения температуры в салоне транспортных средств. Температура в салоне может меняться в зависимости от места измерения, используемых приборов, длительности стоянки на остановочном пункте, поэтому целесообразно контролировать исправность транспортных средств, что подразумевает и исправность системы отопления и вентиляции.
3. Превышение установленного заводом-изготовителем срока службы транспортного средства.
Для безопасной перевозки пассажиров первостепенное значение имеет исправность транспортных средств. В зависимости от качества технического обслуживания и ремонта подвижной состав может быть в нормативном состоянии и за пределами установленного заводом-изготовителем срока службы. Это подтверждается хорошим техническим состоянием существующего парка троллейбусов в МГО, срок эксплуатации которых в несколько раз превышает срок, установленный заводом-изготовителем.
В качестве ключевых показателей Стандарта МГО используются следующие показатели:
1) Показатели доступности ПТОП МГО
- Территориальная доступность остановочных пунктов.
- Доступность остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения.
Доступность транспортных средств для маломобильных групп населения.
- Ценовая доступность поездок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Оснащенность автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов.
2) Показатели надежности перевозок ПТОП МГО
- Соблюдение расписания движения маршрутов регулярных перевозок.
3) Показатели комфортности ПТОП МГО
Оснащенность транспортных средств средствами информирования пассажиров.
- Оснащение транспортных средств средствами безналичной оплаты проезда.
- Соблюдение норм вместимости.
- Количество пересадок.
- Экологичность.
- Система информирования пассажиров.
Приложение
к социальному стандарту
транспортного обслуживания населения
при осуществлении перевозок пассажиров
и багажа автомобильным транспортом и
городским наземным электрическим
транспортом на территории
Миасского городского округа
Методика
оценки качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом МГО
1. Показатели доступности ПТОП МГО
В соответствии с федеральным стандартом под доступностью понимается характеристика качества транспортного обслуживания населения, выраженная в наличии возможности получения населением услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок.
1) Территориальная доступность остановочных пунктов
Уровень доступности остановочных пунктов транспорта общего пользования (далее - ПТОП) оказывает значительное влияние на степень удовлетворенности пассажирами качеством транспортного обслуживания.
Под нормативной доступностью понимается расстояние кратчайшего пешеходного пути следования от ближайшей к остановочному пункту точки границы земельного участка, на котором расположен объект, до ближайшего остановочного пункта, который обслуживается маршрутом регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с учетом обхода естественных и искусственных преград.
Нормативная доступность для жителей МГО устанавливается на основе требований федерального стандарта и составляет 400 м до многоквартирных домов и предприятий торговли, 700 м до индивидуальной жилой застройки, 300 м до учреждений здравоохранения и социального обслуживания граждан.
Территориальная доступность остановочных пунктов оценивается коэффициентом территориальной доступности остановочных пунктов:
К достОП = (К мд + К ид + К т + К оз + К вт) / К,
где К мд - количество многоквартирных домов в пределах пешеходной доступности до остановочных пунктов МГО, ед.; К ид - количество индивидуальных домов в пределах пешеходной доступности до остановочных пунктов МГО, ед.; К т - количество предприятий торговли в пределах пешеходной доступности до остановочных пунктов МГО, ед.; К оз - количество объектов здравоохранения и социальной защиты в пределах пешеходной доступности до остановочных пунктов МГО, ед.; К вт - количество терминалов внешнего транспорта в пределах пешеходной доступности до остановочных пунктов МГО, ед.; К - общее количество объектов указанных категорий, функционирующих на территории МГО.
Для оценки значения показателя используется следующая балльная система, представленная в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Балльная оценка территориальной доступности остановочных пунктов
Значение К достОП |
Балл (Б КдостОП) |
менее 0,5 |
0 |
0,51 - 0,6 |
3 |
0,61 - 0,7 |
6 |
0,71 - 0,9 |
8 |
более 0,91 |
10 |
На территории МГО более 92% жилых многоквартирных и индивидуальных домов, предприятий торговли, объектов здравоохранения и социальной защиты находятся в нормативной доступности остановочных пунктов (данные получены с использованием математической транспортной модели), что составляет 10 баллов.
2) Доступность остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения.
Маломобильные группы населения - это инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками, иные категории населения, испытывающие затруднения при пользовании услугами по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок.
Все остановочные пункты (далее - ОП), которые обслуживаются маршрутами регулярных перевозок, должны отвечать требованиям, установленным подпунктами 7.3.1-7.3.16 "ОДМ 218.2.007-2011. Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства", а именно остановочный пункт должен иметь широкую площадку (2*2 м), приподнятую посадочную площадку, пандусы при разных уровнях при подходах к ОП.
Все автовокзалы и автостанции, которые обслуживаются маршрутами регулярных перевозок, должны отвечать требованиям, установленным подпунктами 8.4.9-8.4.14 "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" и "Порядком обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи" (утвержден приказом Минтранса России от 1 декабря 2015 г. N 347).
Доступность остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения определяется коэффициентом доступности остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения по формуле:
КдостМГН = Коп, авт, ас мгн / Коп, авт, ас,
где К оп,АВТ,АСМГН - количество остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций, расположенных на территории МГО, отвечающих требованиям, установленным пунктами 8.4.9-8.4.14 "СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", Порядком обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи и пунктами 7.3.1-7.3.16 ОДМ 218.2.007-2011 "Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства", ед.; К оп,АВТ,АС - общее количество остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций на территории МГО, ед.
Для оценки значения показателя используется балльная система (таблица 1.2.)
Таблица 1.2 - Балльная оценка доступности остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения
Значение К достМГН |
Балл (БКдостМГН) |
менее 0,1 |
0 |
0,11 - 0,3 |
3 |
0,31 - 0,5 |
5 |
0,51 - 0,7 |
7 |
0,71 - 0,9 |
9 |
более 0,91 |
10 |
На территории МГО менее 1% остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций доступны для маломобильных групп населения (обследование остановочных пунктов на предмет их доступности для МГН, в соответствии с требованиями ОДМ, показало, что ни один из 272 обследованных остановочных пунктов не соответствует требованиям доступности для МГН, то есть ни один остановочный пункт в МГО не имеет приподнятую посадочную площадку, широкую площадку для ожидания ПС, пандусы и т.п., автостанции оборудованы средствами для МГН, 2/274*100 = 0,7), что составляет 0 баллов.
3) Доступность транспортных средств для маломобильных групп населения
Все транспортные средства, используемые для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, должны оснащаться устройствами для перевозки маломобильных групп населения, отвечающими требованиям, установленным ГОСТ Р 51090-2017 "Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов" и "Порядком обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи" (утвержден приказом Минтранса России от 1 декабря 2015 г. N 347), т.е. должны обеспечивать посадку и высадку, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно.
Также, рекомендуется обеспечить предоставление пассажирам возможности дистанционного (с использованием электронных способов и средств связи) получения следующей информации относительно транспортных средств, используемых на конкретном маршруте регулярных перевозок:
- соответствие/несоответствие транспортного средства для проезда МГН (низкий пол, дополнительные поручни, наличие подъемного механизма и т.д.);
- возможность бронирования услуг службы социальных сопровождающих для осуществления МГН поездки (в случае функционирования соответствующей службы).
Доступность транспортных средств для маломобильных групп населения определяется коэффициентом доступности транспортных средств для маломобильных групп населения по формуле:
Кдост тс мгн = Ктпмгн / Ктс,
где К тпмгн - количество транспортных средств, оснащенных вспомогательными средствами для перемещения человека, сидящего в кресле-коляске, при посадке в транспортное средство или высадке из него (п.3.1.9 ГОСТ Р 51090-2017 "Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов"), ед.; К тс - общее количество транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок МГО, ед.
Для оценки значения показателя используется балльная система (таблица 1.3.)
Таблица 1.3 - Балльная оценка доступности транспортных средств для маломобильных групп населения
Значение К достТСМГН |
Балл (БКдост ТС МГН) |
менее 0,1 |
0 |
0,11 - 0,3 |
3 |
0,31 - 0,5 |
5 |
0,51 - 0,7 |
7 |
0,71 - 0,9 |
9 |
более 0,91 |
10 |
На территории МГО порядка 14% транспортных средств доступны для маломобильных групп населения (анализ сведений об используемых транспортных средствах для перевозки пассажиров в МГО показал, что только 42 единицы из 310 единиц ПС, предназначены для перевозки МГН, 42/310*100 = 14), что составляет 3 балла.
4) Ценовая доступность поездок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Уровень ценовой доступности пассажирского транспорта общего пользования для населения значительным образом влияет на степень его конкурентоспособности по сравнению с личным транспортом. Это связано с тем, что слишком высокая цена пользования общественным транспортом снижает его привлекательность среди владельцев личного транспорта и поднимает социальную напряженность среди малообеспеченных слоев населения.
Данный показатель определяется коэффициентом ценовой доступности поездок на ПТОП, и рассчитывается по формуле:
К цд = Р / СД взв,
где Р - величина среднемесячных расходов пассажира на осуществление поездок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории МГО (рекомендуется приравнивать к стоимости билета длительного пользования для проезда в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по маршрутам регулярных перевозок, предоставляющего право на неограниченное количество поездок в течение месяца, в случае если доля рейсов маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в соответствующем муниципальном образовании составляет не более 25% от общего количества рейсов муниципальных маршрутов регулярных перевозок), руб.; СД взв - величина среднего арифметического взвешенного среднедушевого денежного дохода населения в МГО, руб.
Величина среднего арифметического взвешенного среднедушевого денежного дохода населения на территории МГО, рассчитывается для интервалов среднедушевых денежных доходов в распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов, расположенных ниже значения среднедушевого денежного дохода населения муниципального образования, в соответствии с формулой:
СДвзв = Дi*wi /
wi
где СД взв - средняя арифметическая взвешенная величина среднедушевого денежного дохода населения в муниципальном образовании; Д i - медианная величина среднедушевого денежного дохода в интервале среднедушевого денежного дохода с соответствующей долей населения в распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов на территории МГО; w i - доля населения муниципального образования, с величиной среднедушевого денежного дохода ниже среднедушевого денежного дохода на территории МГО.
Среднемесячные расходы пассажира на осуществление поездок на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте при отсутствии проездных билетов длительного пользования или превышении доли рейсов маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам значения в 25% от общего количества рейсов маршрутов регулярных перевозок в муниципальном образовании, определяются как произведение средней стоимости разовой поездки на нормативное среднемесячное количество поездок (в том числе пересадок). Величина среднемесячных расходов пассажира на осуществление поездок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок (Р) для МГО приравнивается к средней стоимости 60 разовых поездок, осуществляемых пассажиром на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Расходы пассажира на осуществление поездок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пределах муниципального образования должны составлять не более 7 % от величины среднемесячного среднедушевого денежного дохода населения на территории МГО.
Для оценки значения показателя используется балльная система (таблица 1.4.)
Таблица 1.4 - Балльная оценка ценовой доступности поездок на ПТОП
Значение К цд |
Балл (Б Кцд) |
менее 0,02 и выше 0,07 |
0 |
0,021 - 0,03 и 0,061 - 0,07 |
4 |
0,031 - 0,04 и от 0,051 - 0,06 |
7 |
0,041 - 0,05 |
10 |
Значение показателя К цд, равное 3,2 % для МГО соответствует 7 баллам согласно предложенной шкале. Величину среднемесячных расходов пассажира на осуществление поездок на ПТОП рекомендуется приравнивать к стоимости билета длительного пользования для проезда в ПТОП, предоставляющего право на неограниченное количество поездок в течение месяца (в МГО - 950 руб. стоимость месячного проездного билета). Так, при среднедушевом денежном доходе населения Челябинской области за 2021 год - 29498,0 руб./месяц (в соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики), доля среднемесячных расходов пассажира на осуществление поездок на ПТОП составит: 950/29498*100 = 3,2%.
5) Оснащенность автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов
Все автовокзалы, автостанции и остановочные пункты должны быть оснащены средствами зрительного информирования пассажиров с актуальной информацией и прочими элементами обустройства в соответствии с требованиями, установленными подпунктами 11, 15, 16 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1586 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктами 11, 15, 16" имеется в виду "пунктами 11, 15, 16"
Под средствами зрительного информирования пассажиров понимаются справочно-информационные стенды и табло, размещенные на объектах транспортной инфраструктуры, а также в транспортных средствах, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, содержащие информацию о маршрутах регулярных перевозок и их расписании.
Остановочные пункты автобусов в пригородном и междугороднем сообщении должны быть оснащены защитными средствами от атмосферных осадков, в том числе иметь дополнительную ветрозащиту, вне зависимости от количества пассажиров, отправляемых с остановочных пунктов.
Оснащенность автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов определяется коэффициентом оснащенности автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов, и определяется по формуле:
Коснащ зи а оп = Кзи а оп / Ка оп,
где К зиАОИ - количество автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов на территории МГО, оснащенных средствами зрительного информирования пассажиров с актуальной информацией и прочими элементами обустройства, ед.; К аОП - общее количество автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов на территории МГО, ед.
Для оценки значения показателя используется балльная система (таблица 1.5.)
Таблица 1.5 - Балльная оценка оснащенности автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов
Значение Коснащ ЗИ А ОП |
Балл (БКоснащ ЗИ А ОП) |
менее 0,1 |
0 |
0,11 - 0,3 |
3 |
0,31 - 0,5 |
5 |
0,51 - 0,7 |
7 |
0,71 - 0,9 |
9 |
более 0,91 |
10 |
На территории МГО доля автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов, оснащенных средствами зрительного информирования пассажиров, составляет менее 10 %, что соответствует 0 баллам по указанной шкале. По данным обследования оборудованности автостанций и остановочных пунктов, только 20 остановочных пунктов, из 272 обследованных, и 2 автостанции оборудованы зрительным информированием пассажиров (расписанием), что составляет 22/274*100 = 8%.
2. Показатели надежности перевозок ПТОП МГО
Показатель надежности представляет собой характеристику качества транспортного обслуживания населения, выраженную в стабильности получения услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок и предсказуемости уровня их качества. При этом, надежность предполагает соблюдение расписания маршрутов ПТОП.
Надежность системы транспорта общего пользования, которая ориентирована на обеспечение транспортным сообщением граждан на ежедневной основе, является одним из приоритетных направлений для любого населенного пункта.
Отправление каждого рейса маршрута регулярных перевозок от каждого остановочного пункта, автовокзала и автостанции должно осуществляться в соответствии с установленным расписанием, либо в пределах двух минут от указанного в расписании времени. Количество рейсов регулярных перевозок, осуществленных с опозданием свыше двух минут, не должно превышать 15% от общего количества рейсов маршрутов регулярных перевозок соответствующего вида сообщения. В указанное количество не входят рейсы, нарушение расписания которых вызвано внезапно образовавшимися заторами из-за ДТП или по другим причинам, в связи с погодными условиями и т.п.
Невыполнения рейсов по различным причинам приводят к недовольствам и потери доверия пассажиров, а в будущем - к перераспределению транспортных корреспонденций в пользу личного транспорта.
В этой связи, соблюдение расписания маршрутов ПТОП оценивается в виде коэффициента соблюдения расписания маршрутов регулярных перевозок, что в совокупности повышает надежность пассажирского транспорта общего пользования и его привлекательность для граждан. Для контроля этого показателя необходимо организовать статистический учет фактических отклонений времени отправления из начального пункта и прибытия в конечный пункт маршрута на основе данных системы спутникового мониторинга работы ПТОП.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
К ср = Р ср / Р п,
где Р ср - количество рейсов на муниципальных маршрутах пассажирского транспорта общего пользования, выполненных в момент времени, установленный расписанием, или в пределах допустимых отклонений от расписания движения, рейс; Р п - общее количество рейсов на муниципальных маршрутах пассажирского транспорта общего пользования, рейс.
Для оценки значения показателя используется балльная система (таблица 1.6.)
Таблица 1.6 - Балльная оценка надежности перевозок
Значение К ср |
Балл (Б Кср) |
менее 0,55 |
0 |
0,551 - 0,65 |
2 |
0,651 - 0,75 |
4 |
0,751 - 0,85 |
6 |
0,851 - 0,95 |
8 |
более 0,951 |
10 |
Для МГО доля рейсов, выполненных с соблюдением расписания, за рассматриваемый период составляет 94% (по данным, предоставленным в рамках исходных данных, количество рейсов за 2021 год, выполненных по факту и по плану составляет 258795 и 273806 соответственно, что соответствует 258795/273806*100 = 94%), что соответствует 8 баллам по данной шкале.
3. Показатели комфортности ПТОП МГО
Под комфортностью понимается характеристика качества транспортного обслуживания населения, выраженная в уровне удобства пользования услугами по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, в том числе отсутствии физиологического и психологического дискомфорта для пассажиров в процессе потребления транспортной услуги. Комфортность выражается уровнем оснащенности транспортных средств и остановочных пунктов средствами информирования пассажиров, оснащенности транспортных средств системами безналичной оплаты проезда, соблюдением норм вместимости, экологичности используемых транспортных средств, количестве пересадок.
1) Оснащенность транспортных средств средствами информирования пассажиров.
Комфортность поездки в значительной степени определяется качеством используемого подвижного состава.
Все транспортные средства, используемые для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, должны быть оснащены средствами информирования пассажиров в соответствии с пунктами 18-22 и подпунктами "а", "в" пункта 24 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1586 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом").
Оснащенность транспортных средств средствами информирования пассажиров определяется коэффициентом оснащенности транспортных средств средствами информирования пассажиров, и определяется по формуле:
Коснащ тси = Ктси / Ктс,
где К оснащтси - количество транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров на территории МГО, оснащенные средствами информирования пассажиров в соответствии с пунктами 18-22 и подпунктами "а", "в" пункта 24 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1586 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"), ед.; К тс - количество транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров на территории МГО, ед.
Для оценки значения показателя используется балльная система (таблица 1.7.)
Таблица 1.7 - Балльная оценка оснащенности транспортных средств средствами информирования пассажиров
Значение К оснащтси |
Балл (БКоснащ тси) |
менее 0,1 |
0 |
0,11 - 0,3 |
3 |
0,31 - 0,5 |
5 |
0,51 - 0,7 |
7 |
0,71 - 0,9 |
9 |
более 0,91 |
10 |
На территории МГО доля транспортных средств, оснащенных средствами информирования пассажиров, составляет 100% (все 310 единиц ПС, 310/310*100 = 100), что соответствует 10 баллам по данной шкале.
2) Оснащение транспортных средств системой безналичной оплаты проезда
Все транспортные средства, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок должны быть оснащены системой безналичной оплаты проезда.
Перечень возможностей, предоставляемых пассажирам посредством системы безналичной оплаты проезда:
а) Использование билетов, подтверждающих заключение договора перевозки между перевозчиком и пассажиром, оформленных в электронном виде и приобретенных посредством электронного инструмента оплаты, включая банковские бесконтактные карты и электронные (транспортные) карты, в том числе выпущенные в смартфонах (далее - "единый билет") с различными способами идентификации и аутентификации (NFC, QR-коды, Face ID).
б) Совершение комбинированной и мультимодальной поездки.
в) Оплата (регистрация) проезда с применением льготных тарифов для категорий граждан, имеющих право на льготный проезд по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
г) Получение информации в электронной форме о совершенных пассажирами поездках, включая дату, время, стоимость проезда.
д) Приобретение "единого билета" бесконтактно и удаленно - посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
е) Использование различных пересадочных тарифов, в том числе между различными видами общественного транспорта.
ж) Использование тарифов по времени действия, количеству поездок, зональных тарифов.
3) Получение "скидки" при оплате проезда (и провоза багажа) безналичным способом.
Оснащенность транспортных средств системой безналичной оплаты проезда определяется коэффициентом оснащенности транспортных средств системой безналичной оплаты проезда, и определяется по формуле:
Коснащ тсбоп = Ктсбоп / Ктс,
где К оснащтсбоп - количество транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров на территории МГО, оснащенные системой безналичной оплаты проезда, ед.; К тс - количество транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров на территории МГО, ед.
Для оценки значения показателя используется балльная система (таблице 1.8.)
Таблица 1.8 - Балльная оценка оснащенности транспортных средств системой безналичной оплаты проезда
Значение Коснащ тсбоп |
Балл (БКоснащ тсбоп) |
менее 0,1 |
0 |
0,11 - 0,3 |
3 |
0,31 - 0,5 |
5 |
0,51 - 0,7 |
7 |
0,71 - 0,9 |
9 |
более 0,91 |
10 |
На территории МГО доля транспортных средств, оснащенных системой безналичной оплаты проезда, составляет 28%, что соответствует 3 баллам по данной шкале. Количество ПС ПТОП (автобусы, троллейбусы) в МГО, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, оснащенных системами безналичной оплаты проезда, составляет 38 единиц автобусов, 47 троллейбусов из 310 единиц ПС, 85/310*100 = 28).
3) Соблюдение норм вместимости
Фактическая наполненность транспортного средства, используемого для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, должна составлять не более 3 человек на 1 м 2 свободной площади пола салона транспортного средства, предусмотренной для размещения стоящих пассажиров.
Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по смежным и межрегиональным маршрутам регулярных перевозок рекомендуется осуществлять только с использованием сидячих мест.
Показатель соблюдения норм вместимости определяется коэффициентом соблюдения норм вместимости (К нв) и представляет собой долю рейсов, выполненных с соблюдением норм вместимости.
Данный показатель определяется по формуле:
К нв = Р нв / Р п,
где Р нв - количество рейсов на муниципальных маршрутах пассажирского транспорта общего пользования МГО, выполненных с соблюдением норм вместимости, рейс;
Р тс - общее количество рейсов на муниципальных маршрутах пассажирского транспорта общего пользования МГО, рейс.
Для оценки значения показателя используется балльная система (таблица 1.9.)
Таблица 1.9 - Балльная оценка соблюдения норм вместимости
Значение К нв |
Балл (Б Кнв) |
менее 0,1 |
0 |
0,11 - 0,3 |
3 |
0,31 - 0,5 |
5 |
0,51 - 0,7 |
7 |
0,71 - 0,9 |
9 |
более 0,91 |
10 |
На территории МГО доля рейсов, выполненных с соблюдением норм вместимости, составляет порядка 80%, что соответствует 9 баллам по данной шкале. Расчет данного показателя требует постоянного мониторинга выполняемых рейсов, что в рамках работы не было предусмотрено, поэтому он приведен оценочно на основании среднего значения максимального коэффициента наполнения ПС по каждому маршруту и в целом по сети ПТОП МГО. По данным обследования, на троллейбусных маршрутах значение максимального коэффициента наполнения ПС находится в широком диапазоне от 0,12 до 0,95. Тогда как, на большинстве автобусных маршрутов, особенно автобусов, работающих по нерегулируемому тарифу, этот коэффициент значительно превышает значение 1,0, в том числе более, чем в 1,5 раза. На большинстве автобусных маршрутов коэффициент наполнения ПС стремится к максимальному значению, а в целом по маршрутной сети ПТОП МГО составляет 0,85.
4) Количество пересадок
Количество пересадок, совершаемых во время поездки, не увеличивает комфортность и привлекательность транспорта общего пользования. В то же время, разветвленная маршрутная сеть с удобным расположением остановочных пунктов будет неэффективной при ориентации на полностью беспересадочное сообщение в силу необходимости высокой степени дублирования маршрутов. Таким образом, целесообразным является установить стандартизацию в области количества пересадок, оценив долю поездок, совершаемых без пересадок. Это позволит снизить риск уменьшения количества беспересадочных поездок до критических значений, которые неблагоприятно влияют на комфорт транспортного сообщения и его привлекательность.
Общее количество пересадок, осуществляемых пассажиром в целях перемещения в любую точку МГО, при использовании муниципальных маршрутов регулярных перевозок составляет не более одной (для муниципальных образований с численностью населения менее 500 000 человек).
Количество пересадок оценивается коэффициентом соблюдения норм по количеству пересадок:
К п = П пн / П,
где П пн - численность пассажиров, совершающих нормативное количество пересадок при перемещении в любую точку муниципального образования в рамках одной поездки при использовании муниципальных маршрутов регулярных перевозок, чел.;
П - общая численность пассажиров, совершающих пересадки при перемещении в любую точку муниципального образования в рамках одной поездки при использовании муниципальных маршрутов регулярных перевозок, чел.
Для оценки значения показателя используется балльная система (таблица 1.10.)
Таблица 1.10 - Балльная оценка соблюдения норм по количеству пересадок
Значение К п |
Балл (Б Кп) |
менее 0,1 |
0 |
0,11 - 0,3 |
3 |
0,31 - 0,5 |
5 |
0,51 - 0,7 |
7 |
0,71 - 0,9 |
9 |
более 0,91 |
10 |
По результатам транспортного моделирования значение К п находится в диапазоне более 0,91, что соответствует 10 баллам по данной шкале.
5) Экологичность
Все транспортные средства, используемые для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок, должны относиться к экологическому классу ЕВРО-4 и выше.
Показатель экологичности оценивается в виде доли транспортных средств, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок, относящихся к экологическому классу ЕВРО-4 и выше. Данный показатель определяется по формуле:
Д этс = К этс / К тс * 100,
где К этс - количество транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок на территории МГО, относящихся к экологическому классу ЕВРО-4 и выше, ед.; К тс - количество транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок на территории МГО, ед.
Для оценки значения показателя используется балльная система (таблица 1.11.)
Таблица 1.11 - Балльная оценка доли транспортных средств, относящихся к экологическому классу ЕВРО-4 и выше
Значение Д этс, % |
Балл (Б Дэтс) |
менее 10 |
0 |
11 - 30 |
3 |
31 - 50 |
5 |
51 - 70 |
7 |
71 - 90 |
9 |
более 0,91 |
10 |
На территории МГО доля транспортных средств (автобусов), относящихся к экологическому классу ЕВРО-4 и выше, составляет 17,4%, что соответствует 3 баллам по данной шкале. Доля транспортных средств высоких экологических классов (Евро-3 и выше в МГО составляет 34,8% (108 автобусов из 310 автобусов). При этом, только 17,4% автобусов (54 автобуса из 310 автобусов, 54/310*100 = 17,4) имеют экологический класс Евро-4.
6) Система информирования пассажиров
Все рейсы, осуществляемые по маршрутам регулярных перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, должны отображаться в системе информирования пассажиров, с целью предоставления пассажирам возможности:
а) построения маршрута, в том числе с использованием двух и более видов транспорта в границах МГО;
б) отслеживания движения транспортных средств, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, в режиме реального времени ("онлайн").
Этот показатель определяется, как доля рейсов, отображаемых в системе информирования пассажиров:
Д ри = Р и / Р,
где Р и - количество рейсов транспортных средств, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, отображаемых в режиме реального времени ("онлайн") в системе информирования пассажиров и доступных для построения маршрута, рейс; Р - общее количество рейсов транспортных средств, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, рейс.
Для оценки значения показателя используется балльная система (таблица 1.12.)
Таблица 1.12 - Балльная оценка доли рейсов, отображаемых в системе информирования пассажиров
Значение Д ри, % |
Балл (Б Дри) |
менее 10 |
0 |
11 - 30 |
3 |
31 - 50 |
5 |
51 - 70 |
7 |
71 - 90 |
9 |
более 0,91 |
10 |
На территории МГО доля рейсов, отображаемых в системе информирования пассажиров, составляет порядка 31%, что соответствует 5 баллам по данной шкале. Для расчета этого показателя требуется постоянный мониторинг ПС и выполненных рейсов. Количество ПС ПТОП в МГО, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, для которых обеспечена в открытом доступе информация об их реальном движении по маршруту составляет 27,1% (37 единиц автобусов, 47 троллейбусов из 310 единиц), в свою очередь доля рейсов выполняемых ими составляет порядка 820 в сутки из 2654 всего в целом по ПТОП в сутки. Поэтому доля рейсов, отображаемых в системе информирования пассажиров составит 820/2654*100 = 31).
4. Интегральная оценка показателя уровня транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок
Интегральная оценка качества транспортного обслуживания населения производится на основе распоряжения Минтранса России от 31 января 2017 года N НА-19-р "Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" по балльной системе.
Уровень качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок МГО (КО) определяется по формуле:
КО = Б н / Б м * 100,
где Б н - количество набранных баллов, посчитанное суммированием баллов, присвоенных показателям; Б м - максимально возможное количество баллов, равное 120.
Количество набранных баллов (Б н), рассчитывается суммированием баллов, присвоенных показателям, входящим в формулу:
Бн = БКдостОП + БКдостМГН + БКдост ТС МГН + БКцд + БКоснащ ЗИ А ОП + БКср + БКоснащ тси + БКоснащ тсбоп + БКнв + БКп + БДэтс + БДри
где
Б КдостОП - балльная оценка территориальной доступности остановочных пунктов;
Б КдостМГН - балльная оценка доступности остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения;
Б КдостТСМГН - балльная оценка доступности транспортных средств для маломобильных групп населения;
Б Кцд - балльная оценка ценовой доступности поездок на пассажирском транспорте общего пользования;
Б КоснащЗИАОП - балльная оценка оснащенности автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов средствами зрительного информирования пассажиров;
Б Кср - балльная оценка надежности (соблюдения расписания маршрутов регулярных перевозок);
Б Коснащтси - балльная оценка оснащенности транспортных средств средствами информирования пассажиров;
Б Коснащтсбоп - балльная оценка оснащенности транспортных средств системой безналичной оплаты проезда;
Б Кнв - балльная оценка соблюдения норм вместимости транспортных средств, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок;
Б Кп - балльная оценка соблюдения норм по количеству пересадок;
Б Дэтс - балльная оценка экологичности транспортных средств, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок;
Б Дри - балльная оценка доли рейсов, отображаемых в системе информирования пассажиров.
По итогам расчетов интегральной оценки уровня качества транспортного обслуживания населения (КО) формируется вывод о качестве транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок МГО в соответствии со шкалой, представленной в таблице 1.13.
Таблица 1.13 - Шкала интегральной оценки уровня качества транспортного обслуживания населения МГО
Значение КО, % |
Качество транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок МГО |
менее 30 |
Неудовлетворительное |
31 - 50 |
низкое |
51 - 80 |
среднее |
81 - 100 |
высокое |
В рамках апробации Социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории МГО был осуществлен расчет интегрального показателя уровня качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок МГО в соответствии с вышеприведенной методикой (таблица 1.14).
Таблица 1.14 - Расчет интегральной оценки уровня качества транспортного обслуживания населения ПТОП на территории МГО
Показатель Значение балльная оценка | ||
Показатели доступности ПТОП МГО | ||
Территориальная доступность остановочных пунктов, % |
|
10 |
Доступность остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения, % |
|
0 |
Доступность транспортных средств для маломобильных групп населения, % |
14 |
3 |
Ценовая доступность поездок на ПТОП, % |
3,2 |
7 |
Оснащенность остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций средствами информирования пассажиров, % |
|
0 |
Показатели надежности ПТОП МГО | ||
Доля рейсов, выполненных с соблюдением расписания |
94 |
8 |
Показатели комфортности ПТОП МГО | ||
Оснащенность транспортных средств средствами информирования пассажиров, % |
100 |
10 |
Оснащенность транспортных средств системой безналичной оплаты проезда, % |
28 |
3 |
Доля рейсов с соблюдением норм вместимости, % |
80 |
9 |
Соблюдение норм пересадочности |
0,91 |
10 |
Доля транспортных средств высоких экологических классов (не менее ЕВРО-4), % |
17,4 |
3 |
Показатель |
Значение |
балльная оценка |
Доля рейсов, отображаемых в системе информирования пассажиров, % |
31 |
5 |
Итого, количество набранных баллов (Б н) |
68 |
Тогда, уровень качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок МГО (КО) составит:
КО = 68 / 120 * 100 = 57 %,
что соответствует среднему уровню (см. таблицу 1.13) качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок МГО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Миасского городского округа Челябинской области от 16 мая 2023 г. N 2610 "Об утверждении Социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Миасского городского округа"
Вступает в силу с 16 мая 2023 г.
Опубликование:
-