Cranes. Cabins. Part 5. Overhead travelling and portal bridge cranes
УДК 621.873:531.2:006.354
МКС 53.020.20
Дата введения - 1 января 2024 г.
Взамен ГОСТ 33173.5-2014
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Акционерным обществом "РАТТЕ" (АО "РАТТЕ")
2 Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 31 марта 2023 г. N 160-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 апреля 2023 г. N 236-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33173.5-2023 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2024 г.
5 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ISO 8566-5:2017 "Краны грузоподъемные. Кабины и посты управления. Часть 5. Мостовые и козловые краны" ("Cranes - Cabins and control stations - Part 5: Overhead travelling and portal bridge cranes", NEQ)
6 Взамен ГОСТ 33173.5-2014
Введение
Настоящий стандарт является пятой частью серии стандартов "Краны грузоподъемные. Кабины" и устанавливает специальные требования к кабинам и постам управления мостовых и козловых (полукозловых) кранов по классификации ГОСТ 33709.1. Требования настоящего стандарта дополняют или изменяют общие требования, установленные ГОСТ 33173.1. Применение положений настоящего стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает специальные требования к кабинам и постам управления мостовых и козловых (полукозловых) кранов (далее - краны) для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации и дополняет общие требования к кабинам и постам управления, установленные ГОСТ 33173.1.
Настоящий стандарт применим к новым кранам, изготовленным по истечении одного года после его введения. Стандарт не имеет целью требовать замены или модернизации существующего оборудования, однако при проведении модернизации следует руководствоваться требованиями настоящего стандарта. Если их выполнение влечет за собой существенные изменения конструкции, то возможность и необходимость приведения оборудования в соответствие с этими требованиями должен определять изготовитель (проектировщик), а при его отсутствии - организация, выполняющая его функции.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.2.011 Система стандартов безопасности труда. Машины строительные, дорожные и землеройные. Общие требования безопасности
ГОСТ 32575.1 Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 32576.5 Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые
ГОСТ 33171 Краны грузоподъемные. Краны металлургические и специальные. Общие технические требования
ГОСТ 33173.1-2014 Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 33709.1 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 33709.5 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 5. Краны мостовые и козловые
ГОСТ 34465.5 Краны грузоподъемные. Органы управления. Расположение и характеристики. Часть 5. Краны мостовые и козловые
ГОСТ 34589 Краны грузоподъемные. Краны мостовые и козловые. Общие технические требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 32575.1, ГОСТ 33709.1 и ГОСТ 33709.5.
4 Общие положения
4.1 Общие требования к кабинам оператора крана (крановщика) и постам управления установлены ГОСТ 33173.1.
4.2 Требования к средствам доступа в кабину установлены ГОСТ 32576.5.
4.3 Кабина крана должна сообщаться с галереей моста лестницей.
4.4 Допускается подвешивать кабину к раме грузовой тележки. В этом случае выход из кабины на галерею моста должен быть обеспечен через настил тележки или по наружной огражденной лестнице. Аналогичным образом должен быть организован выход на галерею моста из кабины, подвешенной к отдельной раме, перемещающейся вдоль моста.
4.5 На ходовых каретках кабин, перемещающихся вместе с монорельсовой грузовой тележкой (прицепных кабин) или отдельно от нее, должны быть установлены опорные детали.
4.6 Опорные детали должны быть установлены на расстоянии не более 20 мм от рельсов (ездовых балок), по которым передвигается кабина, и должны быть рассчитаны на наибольшую возможную нагрузку на эти детали.
4.7 Кабина мостового крана должна быть подвешена со стороны, противоположной той, на которой расположены главные троллеи. Исключения допускаются в тех случаях, когда троллеи недоступны для случайного прикосновения к ним из кабины, с посадочной площадки или лестницы.
4.8 У мостовых кранов и подвесных тележек, работающих в помещении, допускается применение открытой кабины со сплошным ограждением на высоту не менее 1000 мм от пола. При этом верхнее перекрытие (крыша) допускается не устраивать.
4.9 У мостовых однобалочных и подвесных кранов ограждение кабины, предназначенной для работы сидя, может быть выполнено на высоту 700 мм.
4.10 При ограждении кабины на высоту до 1000 мм стеклом должны быть выполнены требования 5.2.4 ГОСТ 33173.1-2014.
4.11 Для защиты оператора крана (крановщика) от повышенной вибрации при необходимости должна быть предусмотрена система виброизоляции кабины.
4.12 При расположении кабины крана на высоте более 8,0 м от уровня пола (земли) кабина при необходимости должна быть оснащена переговорным устройством, обеспечивающим надежную связь оператора крана (крановщика) с обслуживающим персоналом (стропальщиками, сигнальщиками).
5 Конструкция кабины
5.1 Требования к конструкции кабины установлены ГОСТ 33173.1. Дополнительные требования к кабинам специальных и металлургических кранов установлены ГОСТ 33171.
5.2 При определении объема и размеров кабины следует руководствоваться предполагаемым количеством людей, которые могут находиться в кабине, продолжительностью фактического времени работы, необходимостью управления краном стоя или сидя. При этом общий внутренний объем не должен быть менее 3 м 3.
5.3 Кабины мостовых кранов в тех случаях, когда расстояние между задней стенкой кабины и предметами, относительно которых она перемещается, составляет менее 400 мм, должны иметь сплошное ограждение задней стенки и боковых сторон на высоту не менее 1800 мм. Ограждение задней стороны кабины необходимо осуществлять во всю ширину, а боковые стороны должны иметь ограждение шириной не менее 400 мм со стороны, примыкающей к задней стенке.
5.4 Конструкция кабины снаружи должна предусматривать места и возможность крепления информационных табличек в соответствии с требованиями нормативных документов государств, принявших настоящий стандарт.
6 Сиденье в кабине
6.1 Общие требования к сиденью оператора крана (крановщика) установлены ГОСТ 33173.1.
6.2 Сиденье должно отвечать следующим дополнительным требованиям:
- спинка сиденья должна быть оборудована подголовником для поддержки головы, при этом подголовник может быть съемным;
- подушка сиденья должна быть снабжена регулируемой поддержкой для коленей;
- при необходимости сиденье может быть оборудовано амортизаторами для гашения нежелательных колебаний и вибрации;
- сиденье должно быть снабжено регулируемыми подлокотниками.
6.3 При оснащении кабины поворотным креслом на нем должны быть установлены органы управления краном.
7 Органы управления
Расположение органов управления должно соответствовать требованиям ГОСТ 34589 и ГОСТ 34465.5.
8 Климат в кабине
Требования к отоплению, вентиляции и кондиционированию установлены ГОСТ 33173.1. Параметры микроклимата в закрытой кабине должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.011, а параметры воздуха рабочей зоны - ГОСТ 12.1.005.
10 Шум и вибрации
Требования к допустимым уровням шума и вибраций в кабине установлены ГОСТ 33173.1 и ГОСТ 34589.
Ключевые слова: грузоподъемные краны, мостовые краны, козловые краны, кабины.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 33173.5-2023 "Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 5. Краны мостовые и козловые" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 апреля 2023 г. N 236-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2023 г.
Дата введения - 1 января 2024 г.