г. Краснодар |
|
21 декабря 2015 г. |
Дело N А32-8040/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - администрации города Сочи, заинтересованного лица - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, третьих лиц: открытого акционерного общества "Кубаньэнерго", государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК "Олимпстрой"), Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, Шифриной Н.А., Осипова А.А., общества с ограниченной ответственностью "Маркет-Капитал", общества с ограниченной ответственностью "Сервер", потребительского гаражно-строительного кооператива "Жавгур", Туйсузяна М.Э., Онищенко А.Х., извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы администрации города Сочи и территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2014 (судья Данько М.М.), дополнительное решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2015 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 (судьи Мисник Н.Н., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-8040/2013, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление), выразившегося в непринятии решения о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельных участков и возложении на управление обязанности принять решение о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402030:23, 23:49:0402040:1224, 23:49:0420006:221, 23:49:0420021:1074, 23:49:0402004:12, 23:49:0402041:56 и 23:49:0202016:271.
Требования основаны на нормах Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ).
В ходе рассмотрения дела заявитель отказался от требований в части земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402030:23 и 23:49:0402041:56 (т. 2, л. д. 40).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Кубаньэнерго", ГК "Олимпстрой", Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, Шифрина Н.А., Осипов А.А., ООО "Маркет-Капитал", ООО "Сервер", потребительский гаражно-строительный кооператив "Жавгур", Туйсузян М.Э. и Онищенко А.Х.
Решением от 25.03.2014 принят отказ от части требований по земельным участкам 23:49:0402030:23 и 23:49:0402041:56, в этой части производство по делу прекращено.
В остальной части заявление оставлено без удовлетворения. Судебный акт мотивирован тем, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402040:1224, 23:49:0420006:221, 23:49:0420021:1074 признаны не подлежащими передаче в муниципальную собственность, поскольку право собственности Российской Федерации на них зарегистрировано после вступления в законную силу Закона N 244-ФЗ. Бездействие управления в этой части закону не противоречит. 13.04.2013 на земельный участок с кадастровым номером 23:49:020201:271 зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием города Сочи.
Администрация обжаловала решение от 25.03.2014 в апелляционном порядке.
7 апреля 2014 года суд первой инстанции вынес определение о рассмотрении вопроса о принятии дополнительного решения по настоящему делу ввиду не рассмотрения по существу требования о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:12.
Определением апелляционного суда от 10.07.2014 производство по апелляционной жалобе администрации приостановлено до принятия Арбитражным судом Краснодарского края дополнительного решения по делу N А32-8040/2013.
Дополнительным решением от 20.05.2015 признано незаконным бездействие управления, выразившееся в непринятии решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:12 площадью 700 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, 186, из федеральной в муниципальную собственность. На управление возложена обязанность по принятию решения о передаче указанного участка в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Судебный акт мотивирован тем, что право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:12 зарегистрировано 01.07.2002, то есть до вступления в силу Закона N 244-ФЗ.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 судебные акты (решение от 25.03.2014 и дополнительное решение от 20.05.2015) оставлены без изменения. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции о надлежащем обращении администрации в территориальный орган Росимущества в целях передачи земельных участков в муниципальную собственность (пункты 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение)) и наличии у управления обязанности по передаче участка с кадастровым номером 23:49:0402004:12 в муниципальную собственность в соответствии с нормами Закона N 244-ФЗ. Право собственности Российской Федерации на участки с кадастровыми номерами 23:49:0402040:1224, 23:49:0420021:1074, 23:49:0202016:271 зарегистрировано после вступления в законную силу Закона N 244-ФЗ, отказ в удовлетворении требований в данной части признан обоснованным. В то же время принадлежность земельного участка с кадастровым номером 23:49:020201:271 на праве собственности муниципальному образованию исключает удовлетворение заявленных требований в отношении этого участка.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 25.03.2014 и апелляционное постановление от 27.08.2015 в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указав, что спорные участки находятся в границах курорта федерального значения и в силу закона относятся к муниципальной собственности.
В своей жалобе управление просит решение от 25.03.2014 (с учетом дополнительного решения от 20.05.2015) и апелляционное постановление от 27.08.2015 отменить в части удовлетворения заявленных требований, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель жалобы указывает на отсутствие доказательств расположения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402004:12 в пределах санитарных зон.
В кадастровом паспорте этого земельного участка данная информация отсутствует.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили, лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено согласно статье 284 Кодекса.
Определением от 22.10.2015 судебное разбирательство по настоящему делу откладывалось до 10.12.2015 до 11 часов 00 минут в связи с подачей второй кассационной жалобы, о чем информация размещена в сети Интернет.
Определением от 07.12.2015 и. о. председателя третьего судебного состава ввиду нахождения судьи Мещерина А.И. в отпуске, в порядке статьи 18 Кодекса, осуществлена его замена на судью Анциферова В.А. Судебное разбирательство по жалобам произведено с самого начала.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационных жалобах управления и администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, администрация (в лице департамента имущественных отношений) обратилась в управление с заявлениями, в которых просила на основании части 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ передать в муниципальную собственность рассматриваемые земельные участки (т. 1, л. д. 10, 18, 23, 27, 41).
Право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402040:1224, 23:49:0420006:221 и 23:49:0420021:1074 зарегистрировано в установленном законом порядке в 2009 году и позднее (т. 1, л. д. 22, 24, 29), на земельный участок с кадастровым номером 23:49:004002004:0012 - зарегистрировано 01.07.2002 (т. 1, л. д. 165), право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:020201:271 зарегистрировано за муниципальным образованием город-курорт Сочи 13.04.2013 (т. 1, л. д. 158).
Согласно кадастровым паспортам земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402040:1224, 23:49:0420006:221, 23:49:0420021:1074, 23:49:0402004:12, 23:49:0202016:271 расположены в черте муниципального образования город-курорт Сочи (т. 1, л. д. 20, 21; 25, 26; 30 - 34; 38 - 40; 51 - 55).
Полагая, что бездействие управления по не рассмотрению данного вопроса (о передаче участков в муниципальную собственность) не соответствует закону, администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
На основании части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Данный спор возник в связи с уклонением управления от принятия решения о передаче заявленных земельных участков из федеральной в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном Законом N 244-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 33-ФЗ (в редакции Закона N 244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Порядок передачи таких земельных участков урегулирован Законом N 244-ФЗ.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) до дня вступления в силу данного Закона.
Передача земельных участков осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (часть 5 статьи 1). В приведенной норме закреплено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 данной статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В части 7 статьи 1 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 данной статьи.
Из приведенных положений следует, что соблюдение процедуры, установленной частями 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (принятие уполномоченным органом решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность), требуется в отношении тех участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу данного Закона (декабрь 2008 года).
Судебные инстанции установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402004:12 расположен в границах второй зоны округа санитарной охраны и находится на территории курорта федерального значения (данный факт не опровергнут). Право собственности на этот участок зарегистрировано в ЕГРП 01.07.2002, то есть до вступления в силу Закона N 244-ФЗ, поэтому для возникновения права муниципальной собственности на данный участок требуется соблюдение процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соблюдении администрацией закрепленного Законом N 244-ФЗ порядка обращения о передаче участка с кадастровым номером 23:49:0402004:12 в собственность муниципального образования. Управление не представило доказательств нахождения на этом участке объектов недвижимого имущества, относящихся к федеральной собственности, поэтому бездействие управления в отношении участка с кадастровым номером 23:49:0402004:12 суды признали не соответствующим статье 1 Закона N 244-ФЗ и возложили на него обязанность принять решение о передаче в муниципальную собственность данного земельного участка (часть 2, пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
В отношении участков с кадастровыми номерами 23:49:0402040:1224, 23:49:0420021:1074, 23:49:0420006:221, судебные инстанции установили, что право собственности Российской Федерации на них зарегистрировано после вступления в силу Закона N 244-ФЗ, и обоснованно отказали в удовлетворении требований в данной части.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:020201:271 право собственности зарегистрировано за муниципальным образованием город-курорт Сочи 13.04.2013, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 24.07.2013 N 52/248/2013-246, поэтому требования администрации в данной части неправомерны.
Доводы кассационных жалоб повторяют доводы жалоб апелляционных, были предметом исследования и оценки судов обеих инстанций. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Окружной суд не усматривает оснований для отмены решения, дополнительного решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в кассационных жалобах. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Заявители освобождены от уплаты государственной пошлины по кассационным жалобам (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.03.2014, дополнительное решение от 20.05.2015 Арбитражного суда Краснодарского края и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 по делу N А32-8040/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.