В целях исполнения части 4 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о результатах правоприменительной практики Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области в 2022 году.
2. Отделу финансового и организационного обеспечения (Т.В. Горюнова) разместить электронную версию доклада о результатах правоприменительной практики Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области в 2022 году на сайте Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о начальника Департамента |
О.В. Лаврикова |
Утвержден
Приказом Департамента Смоленской
области по природным ресурсам и экологии
от 30 марта 2023 г. N 0087-1/0103
Доклад
о результатах правоприменительной практики Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области в 2022 году
Настоящий доклад о результатах правоприменительной практики Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области в 2022 году подготовлен во исполнение части 2 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", методических рекомендаций по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), утвержденных протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 21.02.2017 N 13(2), и включает в себя следующие разделы:
I. О проведенных в отношении подконтрольных лиц проверках и иных мероприятиях по контролю (надзору).
II. О типовых и массовых нарушениях обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению.
III. О наложенных по результатам мероприятий по контролю (надзору) мерах административной и иной публично-правовой ответственности.
IV. О результатах административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии и его должностных лиц.
I. О проведенных в отношении подконтрольных лиц проверках и иных мероприятиях по контролю (надзору)
До вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), определившего исчерпывающий перечень оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году, отделом регионального экологического надзора Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее - отдел РЭН) в феврале 2022 года проведены в отношении юридических лиц две плановые выездные проверки в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области.
Также, в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области в феврале 2022 проведена одна документарная внеплановая проверка в отношении индивидуального предпринимателя на основании ранее выданного предписания об устранении экологических правонарушений. В ходе внеплановой документарной проверки установлено, что предписание выполнено в полном объеме, снято с контроля.
В соответствии с пунктами 1 и 5 Постановления N 336, которое вступило в силу 10.03.2022, плановые контрольные (надзорные) мероприятия Департамента, включенные в ежегодный план с марта по декабрь 2022 года, отменены приказом Департамента от 14.03.2022 N 0073/0103.
Случаи, когда могли проводиться в 2022 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, а также случаи, когда условием для их проведения является согласование с органами прокуратуры, установлены в пункте 3 Постановление N 336.
К таким случаям отнесены, в том числе:
- непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан (устанавливает Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области);
- непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, возникновение таких чрезвычайных ситуаций;
- выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков.
Ввиду отсутствия фактов, указывающих на наличие хотя бы одного из перечисленных случаев, у отдела отсутствовали в 2022 году основания для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Согласно пункту 8 Постановления N 336 выданные предписания, сроки которых истекали в 2022 году, в отношении пяти юридических лиц и одного индивидуального предпринимателя автоматически продлевались на 90 календарных дней со дня истечения срока их исполнения без ходатайств (заявлений) контролируемых лиц.
Четыре юридических лица по истечении автоматически продленных сроков вышеуказанных предписаний направили в адрес Департамента ходатайства (заявления) о снятии предписаний с контроля в виду устранения экологических правонарушений и исполнения предписаний в полном объеме.
На основании поступивших от контролируемых лиц ходатайств (заявлений) о снятии предписаний с контроля были подготовлены представления об исполнении
предписаний, а также решения об исполнении предписаний.
По ходатайству (заявлению) одного юридического лица срок исполнения предписания продлен до 04.08.2023 года.
По ходатайству (заявлению) одного индивидуального предпринимателя срок исполнения предписания по одному из пунктов предписания продлен до 12.09.2023 года, два пункта предписания на основании подтверждающих документов об их исполнении сняты с контроля.
Данные о снятых с контроля, а также продленных предписаниях внесены в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий".
II. О типовых и массовых нарушениях обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению
К "типовым" нарушениям можно отнести следующие нарушения обязательных требований:
- в части отсутствия договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления;
- в части накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации;
- в части превышения предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
- в части нарушения запрета на хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также запрета на сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
- в части нарушения порядка представления деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
- в части сбора, накопления, утилизации, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления, условиями и способами, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации;
- в части постановки на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в исполнительной органе власти субъекта Российской Федерации в соответствии с его компетенцией;
- в части необходимости использования водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод с соблюдением требований, предусмотренных Водным Кодексом Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды;
- в части запрета при эксплуатации водохозяйственной системы сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
III. О наложенных по результатам мероприятий по контролю (надзору) мерах административной и иной публично-правовой ответственности
По результатам проведенных в 2022 году плановых проверок выявлено пять правонарушений. По статье 8.5 КоАП РФ два юридических и два должностных лица привлечены к административной ответственности в виде предупреждений, по ст. 8.1 КоАП РФ к административной ответственности привлечены одно юридическое и одно должностное лицо. По выявленным в ходе проведения плановых выездных проверок нарушениям выдано два предписания об устранении экологических правонарушений.
В 2022 году специалисты отдела РЭН участвовали по требованию прокуратуры Смоленской области, межрайонных и районных прокуратур Смоленской области в совместных проверках, по результатам которых:
- привлечены к административной ответственности в виде предупреждений пять юридических лиц, пятнадцать должностных лиц, девять индивидуальных предпринимателей;
- привлечены к административной ответственности в виде наложения административных штрафов одно юридическое лицо на сумму 50 тыс. руб., пять должностных лиц на общую сумму 35 тыс. руб.
В рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области за период 2022 года объявлено 72 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение), из них 18 предостережений объявлено индивидуальным предпринимателям, 45 предостережений объявлено юридическим лицам, 9 предостережений объявлено физическим лицам.
IV. О результатах административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии и его должностных лиц
Физическое лицо, которое было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ за несанкционированное складирование отходов производства и потребления на земельном участке, находящемся в его собственности в Смоленском районе Смоленской области в 2021 году, оспорило постановление о привлечении к административной ответственности в районном суде.
Суд первой инстанции вынес решение о возвращении дела об
административном правонарушении на новое рассмотрение.
В мае 2022 года указанное физическое лицо было повторно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ за действия, совершенные в 2021 году.
Решением судьи Смоленского районного суда по делу об административном правонарушении от 15.06.2022 жалоба физического лица на оспаривание постановления по делу об административном правонарушении оставлена без удовлетворения, а постановление без изменения.
Решением судьи областного суда по делу об административном правонарушении 03.08.2022 решение судьи Смоленского районного суда оставлено без изменения, а жалоба физического лица - без удовлетворения.
Должностное лицо, которое было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ за нарушением правил водопользования, оспорило постановление о привлечении к административной ответственности в Вяземском районном суде.
Решением судьи Вяземского районного суда по делу об административном правонарушении от 20.05.2022 жалоба должностного лица на оспаривание постановления по делу об административном правонарушении оставлена без удовлетворения, а постановление без изменения.
Решением судьи областного суда по делу об административном правонарушении 13.07.2022 решение судьи Вяземского районного суда оставлено без изменения, а жалоба физического лица - без удовлетворения.
Нормативные правовые акты, принятые в 2022 году
1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 N 830 утверждены правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
2. Приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 30 марта 2023 г. N 0087-1/0103 "Об утверждении Доклада о результатах правоприменительной практики Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области в 2022 году"
Вступает в силу с 30 марта 2023 г.
Опубликование:
-