Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести в статью 33.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" изменения, согласно которым иностранные граждане, являющиеся соотечественниками в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" и проживающие за пределами Российской Федерации, могут быть признаны носителями русского языка по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина, проживающего за пределами Российской Федерации, носителем русского языка (далее - комиссия).
Полномочия по утверждению порядка подачи заявлений о признании указанной категории иностранных граждан носителями русского языка, порядка формирования и работы комиссии, а также по определению требований к специалистам, входящим в состав комиссии, и к форме заявления законопроектом предлагается закрепить за МИДом России.
Следует отметить, что поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией и добровольному переселению в Российскую Федерацию являются одним из приоритетов государственной национальной политики Российской Федерации, в рамках реализации которой принят ряд законодательных мер, способствующих переселению соотечественников в Российскую Федерацию.
Признание иностранного гражданина носителем русского языка в качестве основного правового последствия влечет предоставление ему права обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. В то же время в соответствии с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" все основные процедуры, предшествующие получению гражданства Российской Федерации, так или иначе связаны с пребыванием заявителя на территории Российской Федерации, поскольку гражданство Российской Федерации представляет собой устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. В связи с этим предоставление статуса носителя русского языка иностранному гражданину, постоянно проживающему за рубежом, без переезда в Российскую Федерацию теряет актуальность, так как будет носить формальный характер без дальнейших правовых последствий в части предоставления дополнительных льгот по оформлению вида на жительство и приобретению российского гражданства.
Кроме того, предусмотренные законопроектом положения о наделении МИДа России полномочиями по созданию и регулированию деятельности комиссий не отвечают требованиям правовой определенности и недостаточно аргументированы. Более того, реализация соответствующего федерального закона может повлечь дополнительные затраты бюджетных средств, однако в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств в законопроекте не определены.
Следует также отметить, что пояснительная записка к законопроекту не содержит аналитических и статистических данных, свидетельствующих о необходимости дополнительного правового регулирования в указанной сфере.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 8 декабря 2021 г. N 13272п-П4 "Заключение на проект федерального закона N 1252387-7 "О внесении изменений в статью ЗЗ.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу сенатором Российской Федерации С.П. Цековым"
Опубликование:
-