В соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", совместными приказами МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", от 31.07.2020 N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения", а также в целях организации своевременного оповещения населения городского округа Истра Московской области об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, руководствуясь Уставом городского округа Истра Московской области, постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения городского округа Истра Московской области.
2. Признать утратившим силу постановление главы городского округа Истра от 09.07.2019 N 615/7 "Об утверждении Положения о системе оповещения населения городского округа Истра Московской области".
3. Отделу социальных коммуникаций и связям с общественностью администрации городского округа Истра Московской области разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации городского округа Истра Московской области в сети Интернет.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации городского округа Истра Мойсу А.Р.
Глава городского округа Истра |
Т.С. Витушева |
Утверждено
постановлением главы
городского округа Истра
от 09.08.2021 N 345/8
Положение
о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения городского округа Истра Московской области
I. Общие положения
1.1. Положение о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения городского округа Истра Московской области (далее - Положение) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Указом Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2008 N 381 "О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей";
- совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения";
- совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения";
- "СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90" (утвержден и введен в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.11.2014 N 705/пр);
- "СП 133.13330.2012. Свод правил. Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования" (утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 05.04.2012 N 159);
- "Методическими рекомендациями по созданию и реконструкции систем оповещения (утверждены протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19.02.2021 N 1);
- "Методическими рекомендациями по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" (утверждены Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2013 г.).
1.2. Положение определяет основные понятия, назначение, задачи и требования к муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения городского округа Истра Московской области (далее - муниципальная система оповещения, МСО), порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО) и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны, Истринского муниципального звена Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МОСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по муниципальной системе оповещения населения.
1.4. Муниципальная система оповещения включается в систему управления ГО и Истринского муниципального звена МОСЧС, обеспечивающих доведение до населения, органов управления и сил ГО и Истринского муниципального звена МОСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, громкоговорящих средств, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных.
1.5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - элемент муниципальной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления Истринского муниципального звена МОСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения - территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
1.6. Системы оповещения населения на территории городского округа создаются на следующих уровнях функционирования Истринского муниципального звена МОСЧС:
- на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения;
- на муниципальном уровне - муниципальная система оповещения;
- на объектовом уровне - локальные системы оповещения.
Муниципальную систему оповещения создает администрация городского округа Истра Московской области.
Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
Организации оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации.
Границами зон действия муниципальной системы оповещения являются административные границы городского округа Истра Московской области.
Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
1.7. КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
1.8. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.9. Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в совместном приказе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
На системы оповещения населения оформляются паспорта, рекомендуемые образцы которых приведены в Положении о системах оповещения населения, утвержденном совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365.
II. Назначение и основные задачи систем оповещения населения
2.1. Системы оповещения населения предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и Истринского муниципального звена МОСЧС.
2.2. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и Истринского муниципального звена МОСЧС;
- сил ГО и РСЧС муниципального образования;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 1.6 настоящего Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
- людей, находящихся на территории городского округа Истра Московской области.
2.3. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство, гидротехническое сооружение, перечисленные в пункте 1.6 настоящего Положения, объектового звена МОСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;
руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.
2.4. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органа повседневного управления Истринского муниципального звена МОСЧС.
III. Создание и реконструкция систем оповещения населения
3.1. Основанием для создания (реконструкции) муниципальной системы оповещения населения является нормативный правовой акт администрации городского округа Истра Московской области, в котором определяются:
цель работ;
задачи работ;
этапы и сроки реализации работ;
заказчик-координатор работ;
источники финансирования и объемы бюджетных ассигнований на реализацию работ;
индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов работ;
контроль работ.
3.2. Мероприятия по созданию (реконструкции) муниципальной системы оповещения населения проводятся в три этапа:
первый этап - планирование, подготовка к проектированию (проектно-изыскательские работы) и проектирование муниципальной системы оповещения населения с учетом мероприятий по обеспечению информационной безопасности;
второй этап - поставка оборудования, проведение монтажных и пусконаладочных работ, выполнение мероприятий по обеспечению информационной безопасности;
третий этап - приемка и ввод в эксплуатацию системы оповещения населения.
3.2.1. На первом этапе:
разрабатывается план мероприятий по созданию (реконструкции) муниципальной системы оповещения населения;
разрабатывается техническое задание на создание (реконструкцию) муниципальной системы оповещения населения;
в соответствии с законодательством определяется проектная организация и заключается муниципальный контракт на выполнение проектных работ;
у операторов связи и вещания, балансодержателей (собственников) зданий и сооружений, где планируется установка и функционирование технических средств оповещения (далее - ТСО), запрашиваются технические условия на размещение ТСО и подключение их к сетям связи и вещания, сети электропитания и системам заземления и др. требования;
проводится проектирование.
3.2.2. На основании нормативного правового акта администрации городского округа Истра заказчиком-координатором работ разрабатывается план мероприятий по созданию (реконструкции) муниципальной системы оповещения населения, согласовывается с территориальным органом МЧС России и утверждается в порядке, установленном администрацией городского округа Истра Московской области.
3.2.3. Техническое задание на создание (реконструкцию) муниципальной системы оповещения населения является основным документом, определяющим требования к системе оповещения населения, порядок ее создания (реконструкции) и приема в эксплуатацию.
Форма и разделы технического задания определяются ГОСТ 34.602-89 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы".
Техническое задание разрабатывается заказчиком-координатором работ и согласовывается с территориальным органом МЧС России на предмет соответствия требований к системе оповещения требованиям законодательства, а также с операторами связи и вещания, собственниками студий (вещателями) сети связи и студии вещания которых задействуются в системе оповещения.
В ходе разработки технического задания также учитываются:
сведения о населенных пунктах и населении, на территории которых должна функционировать система оповещения населения;
пункты управления системой оповещения населения;
особенности организационно-технического построения существующей (при наличии) муниципальной системы оповещения населения;
особенности организационно-технического построения территориальных сетей связи и вещания и перспективы их развития;
требования к защите информации;
сопрягаемые с системой оповещения взаимодействующие автоматизированные системы РСЧС и ГО (взаимодействие с другими автоматизированными системами РСЧС и ГО определяется Планом гражданской обороны и защиты населения городского округа Истра (при наличии) и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций городского округа Истра Московской области;
наличие и функционирование организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, других потенциально опасных объектов и объектов экономики, мест массового пребывания населения и т.д.;
виды угроз в зонах экстренного оповещения и сведения о системах мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
3.2.4. На основании технического задания проектной организацией выполняются проектно-изыскательские работы.
Проектно-изыскательские работы выполняются на всю систему оповещения в целом.
3.2.5. Проектно-сметную документацию рекомендуется разрабатывать в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию", сводами правил и государственными стандартами и другими нормативными актами, регламентирующими создание автоматизированных систем и разработку документации на них.
3.2.6. В ходе проектирования с балансодержателями (собственниками) зданий и сооружений, на (в) которых планируется установка ТСО, осуществляется согласование (получение технических условий) размещения и подключения ТСО (ответственный за согласование вопросов размещения и подключения технических средств оповещения определяется муниципальным контрактом на разработку проектно-сметной документации).
Разделы "Пояснительная записка" и "Технологические решения" проектно-сметной документации согласовываются:
с операторами связи и вещания - сети связи и вещания, а также помещения, которые задействуются в системе оповещения населения;
с территориальным органом МЧС России, осуществляющим координацию и контроль деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения, в том числе комплексной системы экстренного оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, на предмет соответствия и полноты реализуемых системой оповещения задач и функций.
После согласования проектно-сметная документация утверждается заказчиком-координатором работ.
3.2.7. До начала создания системы (сегмента системы), имеющей в своем составе радиоэлектронные средства, предназначенные для передачи и (или) приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование (изменения состава сооружения (объекта), связанного с установкой новых радиоэлектронных средств), в соответствии с законодательством Российской Федерации заказчиком-координатором работ должно быть получено разрешение на использование радиочастот.
3.2.8. При условии недостаточного финансирования мероприятий создания (реконструкции) системы оповещения населения допускается поэтапная их реализация (вводимая очередь).
3.2.9. На втором этапе:
а) заказчиком-координатором работ:
- определяется подрядчик и, при необходимости, субподрядчики на выполнение работ по созданию (реконструкции) муниципальной системы оповещения населения;
- в соответствии с проектно-сметной документацией заключаются муниципальные контракты на поставку оборудования и необходимых материалов (в случае, если подрядчик не осуществляет поставку оборудования);
- в соответствии с проектно-сметной документацией с операторами связи и вещания и балансодержателями (собственниками) зданий и сооружений, где планируется установка и функционирование ТСО, заключаются муниципальные контракты на размещение, охрану и подключение ТСО к соответствующим сетям;
- осуществляется разработка и реализация комплекса мероприятий по обеспечению информационной безопасности (проведение аттестации объекта по требованиям безопасности информации);
- осуществляется разработка комплекса организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования ТСО муниципальной системы оповещения населения;
б) подрядчиком:
- разрабатывается календарный план строительно-монтажных и пусконаладочных работ. План согласовывается с заказчиком-координатором работ;
- осуществляется в соответствии с проектно-сметной документацией поставка оборудования и необходимых материалов;
- проводятся строительно-монтажные, в том числе подключение к сетям связи и вещания, а также пусконаладочные работы;
- проводится обучение правилам эксплуатации ТСО оперативного дежурного и технического персоналов ЕДДС;
- по согласованию с заказчиком-координатором работ проводятся предварительные испытания на соответствие муниципальной системы оповещения населения требованиям технического задания и проектно-сметной документации, в процессе которых все параметры оборудования и системы должны быть доведены до нормативных и оформляет акт по результатам предварительных испытаний;
- готовятся протоколы о соответствии смонтированного оборудования муниципальной системы оповещения населения утвержденной проектно-сметной документации, о результатах контрольных измерений, испытаний и опробования оборудования и системы;
- разрабатывается и согласовывается с заказчиком-координатором работ и с территориальным органом МЧС России Программа и методики приемо-сдаточных испытаний (далее - ПМИ);
- заказчику-координатору работ направляются уведомление о завершении строительства, готовности системы оповещения к проведению испытаний и приему в эксплуатацию, а также предложения о сроках проведения испытаний и составе приемочной комиссии (от подрядных организаций).
3.2.10. На третьем этапе:
Основанием для начала работ по приемке муниципальной системы оповещения в эксплуатацию является распорядительный документ заказчика-координатора о назначении приемочной комиссии и проведении мероприятий по вводу в эксплуатацию.
В состав приемочной комиссии включаются представители:
- органов местного самоуправления;
- ЕДДС;
- территориального органа МЧС России;
- территориального органа Роскомнадзора;
- операторов связи и вещания, собственниками студий (вещателями), сети связи и студии вещания, которых задействованы в системе оповещения населения;
- подрядчика и субподрядчиков (при наличии).
Председателем приемочной комиссии назначается представитель заказчика-координатора.
Необходимые условия для работы приемочной комиссии создают заказчик-координатор и подрядчик.
Работу приемочной комиссии организует ее председатель.
Секретарем приемочной комиссии разрабатывается план работы комиссии, который утверждается председателем приемочной комиссии.
В ходе работы приемочная комиссия в соответствии с техническим заданием и ПМИ проводит обследование (проверяет состав и функционирование) системы оповещения населения, выполняет проверку функциональных свойств оконечных средств оповещения и проверяет наличие следующих документов:
- утвержденной проектно-сметной документации на систему оповещения населения;
- перечня используемых ТСО с указанием их наименования (типа) и серийного номера;
- утвержденного акта (протоколов) по результатам испытаний системы оповещения населения, проведенных подрядчиком до предъявления его к приемке в эксплуатацию;
- комплекта эксплуатационной документации на систему оповещения населения, включая инструкции по эксплуатации ТСО;
- разрешений на использование радиочастот и на эксплуатацию радиоэлектронных средств (при необходимости);
- санитарных паспортов на оборудование системы оповещения (при наличии к нему требований по соблюдению санитарных норм);
- документов, подтверждающих проведение обучения специалистов для работы на оборудовании, входящем в состав системы оповещения населения, в том числе знание ими правил технической эксплуатации, техники безопасности и охраны труда (если для эксплуатации ТСО предусматривается обслуживающий персонал);
- муниципальных контрактов на присоединение к соответствующим сетям связи (если это требуется в соответствии с законодательством);
- перечня средств измерений, предусмотренных инструкциями по эксплуатации, и сведений об их поверке.
Также в ходе работы приемочная комиссия проверяет соответствие вводимой в эксплуатацию системы оповещения населения проектно-сметной документации.
3.2.11. В случае расхождения системы оповещения населения с проектно-сметной документацией исполнителем работ принимаются меры по доработке системы в соответствии с документацией. При обнаружении комиссией (исполнителем работ) в проектно-сметной документации неточностей, в результате которых созданная система оповещения населения не выполняет заданных требований - в проектно-сметную документацию вносятся необходимые дополнения (уточнения), а система дорабатывается.
3.2.12. По результатам работы приемочная комиссия оформляет акт с выводами и предложениями о возможности (невозможности) приема системы оповещения населения в эксплуатацию (при невозможности приема в акте указываются обоснованные причины). Акт оформляется в соответствии с приложением N 4 к Методическим рекомендациям по созданию и реконструкции систем оповещения, утвержденным протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19.02.2021 N 1 (далее - Методические рекомендации по созданию и реконструкции систем оповещения).
Акт утверждается председателем приемочной комиссии.
Приложением к акту включается план-график устранения недостатков (при наличии таковых), не препятствующих началу эксплуатации системы оповещения населения, подготовленный генеральным подрядчиком (исполнителем работ) совместно с государственным заказчиком-координатором работ.
3.2.13. Юридической основой принятия муниципальной системы оповещения населения в эксплуатацию является распорядительный документ администрации городского округа Истра Московской области о принятии муниципальной системы оповещения населения в эксплуатацию и организации ее эксплуатации. Распорядительный документ принимается на основании положительных выводов акта приемочной комиссии.
3.2.14. Допускается, при необходимости, проведение в течение 3 - 6 месяцев опытной эксплуатации системы оповещения населения, в ходе которой должны быть подтверждены соответствие фактических значений характеристик системы оповещения населения заданным и готовность персонала к работе в условиях функционирования системы оповещения населения и, при необходимости, доработаны система оповещения населения и документация.
3.2.15. После завершения опытной эксплуатации повторно организуются и проводятся испытания системы оповещения населения, по результатам которых принимается решение о вводе ее в эксплуатацию.
3.2.16. На принятую в эксплуатацию муниципальную систему оповещения населения администрация городского округа Истра Московской области оформляет паспорт по форме, рекомендованной совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
3.3. В ходе работ по модернизации системы оповещения замена (доработка) отдельных элементов (устройств, блоков) составных частей системы осуществляется (при наличии специалистов с необходимой квалификацией) балансодержателем ТСО, поставщиком оборудования либо организацией, осуществляющей эксплуатационно-техническое обслуживание.
При этом вывод из эксплуатации устаревших элементов (устройств, блоков) составных частей системы и, взамен них, ввод в эксплуатацию новых элементов (устройств, блоков) составных частей осуществляется на основании распорядительного документа балансодержателя ТСО.
3.4. В ходе развития (строительства) городов, других населенных пунктов, районов (кварталов) городов, жилых комплексов и т.д. администрацией городского округа Истра Московской области проводятся мероприятия по совершенствованию (развитию, дооборудованию) муниципальной системы оповещения.
Мероприятия по планированию, монтажу, пусконаладке и вводу в эксплуатацию вновь устанавливаемых ТСО и других подсистем системы оповещения населения аналогичны мероприятиям по строительству и вводу в эксплуатацию муниципальной (региональной) системы оповещения.
3.5. На объектовом уровне функционирования РСЧС и ГО, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", создаются локальные системы оповещения.
При новом строительстве, реконструкции или расширении производства объекта со строительством, проведении капитального ремонта объекта, являющегося капитальным строительством, разрабатывается проектно-сметная документация, в состав которой отдельным разделом инженерно-технических мероприятий гражданской обороны входит проект на создание (реконструкцию) локальной системы оповещения объекта.
В иных случаях объектом разрабатывается план мероприятий по созданию локальной системы оповещения с указанием сроков работ и источников финансирования. План согласовывается с территориальным органом МЧС России, координирующим эту работу.
3.6. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также статьями 6, 48 и 49 Федерального закона от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" проектно-сметная документация особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности подлежит государственной экспертизе.
Порядок проведения экспертизы проектно-сметной документации определен постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
3.7. Техническое задание на создание локальной системы оповещения разрабатывает заказчик - собственник объекта или организация, эксплуатирующая объект в соответствии с действующим законодательством.
Перед разработкой технического задания на создание локальной системы оповещения определяется зона действия локальной системы оповещения на основании данных декларации промышленной безопасности (паспорта безопасности) объекта.
В процессе разработки технического задания на создание локальной системы оповещения в Главном управлении МЧС России по Московской области по согласованию с администрацией городского округа Истра Московской области заказчиком запрашиваются технические условия на сопряжение локальной системы оповещения с муниципальной (региональной) системой оповещения населения по форме, указанной в приложении N 3 Методических рекомендаций по созданию и реконструкции систем оповещения.
При разработке технического задания на создание локальной системы оповещения учитываются:
- требования пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- требования совместного приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", в т.ч. требования к защите информации;
- перечень основных возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий;
- краткое описание сценариев наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий;
- данные о размерах вероятных зон действия поражающих факторов для описанных сценариев аварии;
- сведения о возможном числе потерпевших, включая погибших среди работников и других физических лиц с указанием максимально возможного количества потерпевших (физических лиц);
- сведения о системе мониторинга чрезвычайных ситуаций объекта.
3.8. Техническое задание и проектно-сметная документация на создание локальной системы оповещения согласовываются с Главным управлением МЧС России по Московской области и администрацией городского округа Истра Московской области.
Согласование технического задания и проектно-сметной документации проводят должностные лица администрации городского округа Истра Московской области, уполномоченные на организацию и осуществление мероприятий по созданию (модернизации) и поддержанию в состоянии готовности системы оповещения населения.
3.9. Мероприятия по строительству и вводу в эксплуатацию локальной системы оповещения аналогичны мероприятиям по монтажу, пусконаладке и вводу в эксплуатацию муниципальной (региональной) системы оповещения населения.
3.10. В совместном приказе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" определены требования к защите информации в системах оповещения населения.
3.11. Система оповещения населения имеет многоуровневую структуру:
- уровень пользовательского (дежурной (дежурно-диспетчерской) службы органа повседневного управления МОСЧС, ответственной за включение (запуск) системы оповещения населения) управления (верхний уровень);
- уровень автоматического управления (средний уровень);
- уровень ввода (вывода) данных исполнительных устройств (нижний (полевой) уровень);
а) на уровне пользовательского (дежурной (дежурно-диспетчерской) службы органа повседневного управления МОСЧС, ответственной за включение (запуск) системы оповещения населения) управления:
- пользовательские (дежурной (дежурно-диспетчерской) службы органа повседневного управления МОСЧС, ответственной за включение (запуск) системы оповещения населения), инженерные автоматизированные рабочие места, серверы с установленным на них общесистемным и прикладным программным обеспечением, телекоммуникационное оборудование (коммутаторы, маршрутизаторы, межсетевые экраны, иное оборудование), а также каналы связи;
б) на уровне автоматического управления:
- программируемые логические контроллеры, иные технические средства с установленным программным обеспечением, получающие данные с нижнего (полевого) уровня, передающие данные на верхний уровень для принятия решения по управлению объектом и (или) процессом и формирующие управляющие команды (управляющую (командную) информацию) для исполнительных устройств, а также сеть передачи данных;
в) на уровне ввода (вывода) данных (исполнительных устройств):
- датчики ЧС, системы мониторинга, оконечные средства оповещения, устройства перехвата речевых и видеотрактов, иные аппаратные устройства с установленными в них микропрограммами и машинными контроллерами.
Количество уровней системы оповещения населения и ее состав на каждом из уровней зависит от выполняемых ею целевых функций. На каждом уровне системы оповещения населения по функциональным, территориальным или иным признакам могут выделяться дополнительные сегменты.
3.12. В системе оповещения населения объектами защиты являются:
- информация (данные) о параметрах (состоянии) ТСО или процесса оповещения (входная (выходная) информация, управляющая (командная) информация, контрольно-измерительная информация, иная критически важная (технологическая) информация);
- ТСО, включающие технические средства (в том числе автоматизированные рабочие места, промышленные серверы, телекоммуникационное оборудование, каналы связи, программируемые логические контроллеры, исполнительные устройства, за исключением оконечных средств оповещения (громкоговорителей и электросирен), программное обеспечение (в том числе микропрограммное, общесистемное, прикладное), а также средства защиты информации.
3.13. Защита информации в системе оповещения населения достигается путем принятия в рамках системы защиты системы оповещения населения совокупности организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования системы оповещения населения и управляемого (контролируемого) ТСО и (или) процесса, на локализацию и минимизацию последствий от возможной реализации угроз безопасности информации, восстановление штатного режима функционирования системы оповещения населения в случае реализации угроз безопасности информации.
3.14. Принимаемые организационные и технические меры защиты информации:
- должны обеспечивать доступность обрабатываемой в системе оповещения населения информации (исключение неправомерного блокирования информации), ее целостность (исключение неправомерного уничтожения, модифицирования информации), а также, при необходимости, конфиденциальность (исключение неправомерного доступа, копирования, предоставления или распространения информации);
- должны соотноситься с мерами по эксплуатационной, физической, пожарной, экологической, радиационной безопасности, иными мерами по обеспечению безопасности системы оповещения населения и управляемого (контролируемого) ТСО и (или) процесса;
- не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования системы оповещения населения.
3.15. Проведение работ по защите информации в соответствии с Требованиями к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, утвержденным приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации от 14.03.2014 N 31 и Требованиями о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденные приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации от 11.02.2013 N 17 в ходе создания (реконструкции) и эксплуатации системы оповещения населения осуществляется государственным заказчиком - координатором работ и (или) генеральным подрядчиком (исполнителем) работ самостоятельно и (или) при необходимости с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций, имеющих лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
3.16. Для обеспечения защиты информации в системе оповещения населения проводятся следующие мероприятия:
- формирование требований к защите информации в системе оповещения населения;
- разработка системы защиты системы оповещения населения;
- внедрение системы защиты системы оповещения населения и ввод ее в действие;
- обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации системы оповещения населения;
- обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации системы оповещения населения.
3.17. Формирование требований к защите информации в системе оповещения населения осуществляется государственным заказчиком - координатором работ.
Формирование требований к защите информации в системе оповещения населения осуществляется с учетом ГОСТ Р 51583 "Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Общие положения" (далее - ГОСТ Р 51583), ГОСТ Р 51624 "Защита информации. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 51624) и нормативных документов субъекта Российской Федерации и в том числе включает:
- принятие решения о необходимости защиты информации в системе оповещения населения;
- классификацию системы оповещения населения по требованиям защиты информации (далее - классификация системы оповещения населения);
- определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования системы оповещения населения, и разработку на их основе модели угроз безопасности информации;
- определение требований к системе защиты системы оповещения населения.
При определении требований к системе защиты системы оповещения населения учитываются положения политики обеспечения информационной безопасности государственного заказчика - координатора в случае их разработки по ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001 "Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования", а также политики обеспечения информационной безопасности генерального подрядчика (исполнителя) работ в части, не противоречащей политикам заказчика.
3.18. Разработка системы защиты системы оповещения населения организуется заказчиком-координатором и осуществляется подрядчиком работ.
Разработка системы защиты системы оповещения населения осуществляется в соответствии с техническим заданием на создание (модернизацию) системы оповещения населения и (или) техническим заданием (частным техническим заданием) на создание системы защиты системы оповещения населения с учетом ГОСТ 34.601 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания", ГОСТ Р 51583, ГОСТ Р 51624 и нормативных актов субъекта Российской Федерации и в том числе включает:
- проектирование системы защиты системы оповещения населения;
- разработку эксплуатационной документации на систему защиты системы оповещения населения.
Система защиты системы оповещения населения не должна препятствовать штатному режиму функционирования системы оповещения населения при выполнении ее функций в соответствии с назначением системы оповещения населения.
При разработке системы защиты системы оповещения населения учитывается ее информационное взаимодействие с иными автоматизированными (информационными) системами и информационно-телекоммуникационными сетями.
3.19. Результаты проектирования системы защиты системы оповещения населения отражаются в проектно-сметной документации на систему оповещения населения (систему защиты системы оповещения населения), разрабатываемой с учетом ГОСТ 34.201 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем" и нормативных актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
3.20. Эксплуатационная документация на систему защиты системы оповещения населения разрабатывается с учетом ГОСТ 34.601, ГОСТ 34.201, ГОСТ Р 51624 и нормативных актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и должна в том числе содержать описание:
- структуры системы защиты системы оповещения населения;
- состава, мест установки, параметров и порядка настройки средств защиты информации, программного обеспечения и технических средств;
- правил эксплуатации системы защиты системы оповещения населения.
3.21. Внедрение системы защиты системы оповещения населения осуществляется в соответствии с проектно-сметной и эксплуатационной документацией на систему защиты информации системы оповещения населения и в том числе включает:
- настройку (задание параметров программирования) программного обеспечения системы оповещения населения;
- разработку документов, определяющих правила и процедуры (политики), реализуемые дежурной (дежурно-диспетчерской) службой органа повседневного управления РСЧС, ответственной за включение (запуск) системы оповещения населения для обеспечения защиты информации в системе оповещения населения в ходе ее эксплуатации (далее - организационно-распорядительные документы по защите информации);
- внедрение организационных мер защиты информации;
- установку и настройку средств защиты информации в системе оповещения населения;
- предварительные испытания системы защиты системы оповещения населения;
- опытную эксплуатацию системы защиты системы оповещения населения;
- анализ уязвимостей системы оповещения населения и принятие мер по их устранению;
- приемочные испытания системы защиты системы оповещения населения.
Организационно-распорядительные документы по защите информации могут разрабатываться в виде отдельных документов заказчика-координатора или в рамках общей политики обеспечения информационной безопасности в случае ее разработки по ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001 "Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования".
При внедрении организационных мер защиты информации осуществляются:
- введение ограничений на действия персонала (пользователей (дежурной (дежурно-диспетчерской) службы органа повседневного управления РСЧС, ответственной за включение (запуск) системы оповещения населения), администраторов, обеспечивающего персонала), а также на условия эксплуатации, изменение состава и конфигурации ТСО и программного обеспечения;
- определение администратора безопасности информации;
- реализация правил разграничения доступа, регламентирующих права доступа субъектов доступа к объектам доступа;
- проверка полноты и детальности описания в организационно-распорядительных документах по защите информации действий персонала системы оповещения населения и администратора безопасности информации, направленных на обеспечение защиты информации;
- отработка практических действий должностных лиц и подразделений, обеспечивающих эксплуатацию системы оповещения населения и защиту информации.
3.22. Установка и настройка средств защиты информации осуществляются в случаях, если такие средства необходимы для блокирования (нейтрализации) угроз безопасности информации, которые невозможно исключить настройкой (заданием параметров) программного обеспечения системы оповещения населения и (или) реализацией организационных мер защиты информации.
3.23. Анализ уязвимостей системы оповещения населения проводится в целях оценки возможности преодоления нарушителем системы защиты системы оповещения населения и нарушения безопасного функционирования системы оповещения населения за счет реализации угроз безопасности информации.
По решению заказчика-координатора для подтверждения выявленных уязвимостей может проводиться тестирование системы оповещения населения на проникновение. Указанное тестирование проводится, как правило, на макете (в тестовой зоне) системы оповещения населения.
В случае выявления уязвимостей в системы оповещения населения, приводящих к возникновению дополнительных угроз безопасности информации, проводится уточнение модели угроз безопасности информации и, при необходимости, принимаются дополнительные меры защиты информации, направленные на устранение выявленных уязвимостей или исключающие возможность эксплуатации нарушителем выявленных уязвимостей.
Анализ уязвимостей системы оповещения населения проводится до ввода системы оповещения населения в эксплуатацию на этапах, определяемых государственным заказником - координатором.
3.24. Приемочные испытания системы защиты системы оповещения населения проводятся, как правило, в рамках приемочных испытаний системы оповещения населения в целом с учетом ГОСТ 34.603 и нормативных актов Московской области.
По решению заказчика-координатора подтверждение соответствия системы защиты системы оповещения населения техническому заданию на создание (модернизацию) системы оповещения населения и (или) техническому заданию (частному техническому заданию) на создание системы защиты системы оповещения населения, а также Требованиям, утвержденным приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации от 14.03.2014 N 31 и приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации от 11.02.2013 N 17 может проводиться в форме аттестации системы оповещения населения на соответствие требованиям по защите информации. В этом случае для проведения аттестации применяются национальные стандарты, а также методические документы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации.
3.25. Организационные и технические меры защиты информации, реализуемые в системе оповещения населения в рамках ее системы защиты, в зависимости от класса защищенности, угроз безопасности информации, используемых технологий и структурно-функциональных характеристик системы оповещения населения и особенностей ее функционирования должны обеспечивать:
- идентификацию и аутентификацию;
- управление доступом;
- ограничение программной среды;
- защиту машинных носителей информации;
- аудит безопасности;
- антивирусную защиту;
- предотвращение вторжений (компьютерных атак);
- обеспечение целостности;
- обеспечение доступности;
- защиту технических средств и систем;
- защиту информационной (автоматизированной) системы и ее компонентов;
- реагирование на компьютерные инциденты;
- управление конфигурацией;
- управление обновлениями программного обеспечения;
- планирование мероприятий по обеспечению безопасности;
- обеспечение действий в нештатных ситуациях;
- информирование и обучение персонала.
Состав мер защиты информации и их базовые наборы для соответствующих классов защищенности систем приведены в приказе Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации от 14.03.2014 N 31.
3.26. При отсутствии возможности реализации отдельных мер защиты информации на каком-либо из уровней системы оповещения населения и (или) невозможности их применения к отдельным ТСО и субъектам доступа, в том числе вследствие их негативного влияния на штатный режим функционирования системы оповещения населения, на этапах адаптации базового набора мер защиты информации или уточнения адаптированного базового набора мер защиты информации разрабатываются иные (компенсирующие) меры, обеспечивающие адекватное блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации и необходимый уровень защищенности системы оповещения населения.
В этом случае в ходе разработки системы защиты системы оповещения населения должно быть проведено обоснование применения компенсирующих мер, а при приемочных испытаниях оценена достаточность и адекватность данных компенсирующих мер для блокирования (нейтрализации) угроз безопасности информации.
IV. Порядок задействования систем оповещения населения
4.1. Задействование по предназначению муниципальной системы оповещения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения городского округа Истра (планами гражданской обороны) и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера городского округа Истра Московской области.
Положения о локальных системах оповещения разрабатываются в соответствии с настоящим Положением.
4.2. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления Истринского муниципального звена МОСЧС, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до главы городского округа Истра Московской области, руководителей организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и Истринского муниципального звена МОСЧС.
4.3. Решение на задействование систем оповещения принимается:
муниципальной - главой городского округа Истра Московской области, постоянно действующим органом управления Истринского муниципального звена МОСЧС (директором МБУ "ИстраСпас");
объектовых - руководителями организаций, перечисленных в пункте 1.6 настоящего Положения.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению главы городского округа Истра Московской области, постоянно действующего органа управления Истринского муниципального звена МОСЧС (директора МБУ "ИстраСпас"), руководителя организации (собственника объекта, производства), в ведении которого находится соответствующая КСЭОН.
4.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Приоритетный режим функционирования МСО - автоматизированный.
4.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут.
Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест единой дежурно-диспетчерской службы городского округа Истра Московской области, структурного подразделения муниципального бюджетного учреждения городского округа Истра "Истринская аварийно-спасательная служба" (далее - ЕДДС).
Допускается трехкратное повторение этих сообщений.
Сигналы оповещения гражданской обороны:
- "Внимание всем!" - предварительный сигнал;
- "Воздушная тревога" - предупреждение о непосредственной опасности воздействия противника с применением современных средств поражения;
- "Отбой воздушной тревоги" - отсутствие опасности воздействия противника с применением современных средств поражения;
- "Радиационная опасность" - предупреждение о непосредственной угрозе радиоактивного заражения данной территории или обнаружении радиоактивного заражения;
- "Химическая тревога" - предупреждение об угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологического заражения.
Типовые аудио-, а также текстовые сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, а также по гражданской обороне готовятся заблаговременно и согласовываются с администрацией городского округа Истра Московской области. Типовые аудио- и текстовые сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, а также по гражданской обороне приведены в приложении N 1 к настоящему Положению.
4.6. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации на территории городского округа Истра Московской области комплексно могут использоваться:
- сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
- сети проводного радиовещания;
- сети уличной радиофикации;
- сети кабельного телерадиовещания;
- сети эфирного телерадиовещания;
- сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
- сети связи операторов связи и ведомственные;
- информационно-телекоммуникационная сеть Интернет;
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
4.7. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа Истра Московской области (далее - КЧС и ОПБ).
4.8. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления Истринского муниципального звена МОСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и другими документами федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, городского округа Истра Московской области и организаций, перечисленных в пункте 1.6 настоящего Положения.
4.9. Администрация городского округа Истра Московской области и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления МОСЧС, органы повседневного управления Истринского муниципального звена МОСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
V. Поддержание в готовности систем оповещения населения
5.1. Поддержание муниципальной и локальных систем оповещения в готовности организуется и осуществляется администрацией городского округа Истра Московской области и организациями, перечисленными в пункте 1.6 настоящего Положения, соответственно.
5.2. Готовность муниципальной и локальных систем оповещения населения достигается:
- наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
- наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
- готовностью сетей связи операторов связи к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
- регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
- своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
- наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
- своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
5.3. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности (далее - КПГ) систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующего органа управления Истринского муниципального звена МОСЧС и органа повседневного управления Истринского муниципального звена МОСЧС, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей, задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября. Порядок проведения КПГ муниципальной системы оповещения изложен в приложении N 2 к настоящему Положению.
По решению КЧС и ОПБ городского округа Истра Московской области могут проводиться дополнительные проверки муниципальной системы оповещения, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки готовности системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований настоящего Положения, а также положений о локальных системах оповещения соответственно.
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением 4 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 578, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 365 от 31.07.2020, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо "приложения 4" имеется в виду "приложение 3"
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
5.4. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территории, не охваченной муниципальной автоматизированной системой централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения создаются муниципальным бюджетным учреждением городского округа Истра "Истринская аварийно-спасательная служба" и поддерживаются в готовности к использованию в соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" МЧС России, совместного приказа МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 31.07.2020 N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения".
5.5. Требования, изложенные в приложении N 1 Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365, должны быть выполнены в ходе планирования и осуществления строительства новой либо совершенствования действующей системы оповещения населения.
Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончании эксплуатационного ресурса технических средств системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
Приложение N 1
к Положению о муниципальной
автоматизированной системе
централизованного оповещения
населения городского округа Истра
Московской области
Тексты
типовых сообщений населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, а также по гражданской обороне
1. Текст по оповещению населения в случае угрозы или возникновения паводка (наводнения)
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
Граждане! К вам обращается ____________________________________________. Прослушайте информацию о мерах защиты при наводнениях и паводках.
Получив предупреждение об угрозе наводнения (затопления), сообщите об этом вашим близким, соседям. Предупреждение об ожидаемом наводнении обычно содержит информацию о времени и границах затопления, а также рекомендации жителям о целесообразном поведении или о порядке эвакуации. Продолжая слушать местное радио или специально уполномоченных лиц с громкоговорящей аппаратурой (если речь идет не о внезапном подтоплении), необходимо подготовиться к эвакуации в места (пункты) временного размещения, определяемого органами местного самоуправления (как правило, на базе образовательных учреждений), где будет организовано питание, медицинское обслуживание.
Перед эвакуацией для сохранности своего дома необходимо следует отключить воду, газ, электричество, потушить печи, перенести на верхние этажи (чердаки) зданий ценные вещи и предметы, убрать в безопасные места сельскохозяйственный инвентарь, закрыть (при необходимости обить) окна и двери первых этажей подручным материалом.
При получении сигнала о начале эвакуации необходимо быстро собрать и взять с собой документы, деньги, ценности, лекарства, комплект одежды и обуви по сезону, запас продуктов питания на несколько дней и следовать на объявленный эвакуационный пункт.
При внезапном наводнении необходимо как можно быстрее занять ближайшее возвышенное место и быть готовым к организованной эвакуации по воде. Необходимо принять меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить наличие людей, отрезанных водой и нуждающихся в помощи: в светлое время суток - вывесить на высоком месте полотнища; в темное - подавать световые сигналы.
ПОМНИТЕ!!!
В затопленной местности нельзя употреблять в пищу продукты, соприкасавшиеся с поступившей водой, и пить некипяченую воду. Намокшими электроприборами можно пользоваться только после тщательной их просушки.
2. Текст по оповещению населения в случае получения штормового предупреждения
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
Граждане! К вам обращается ____________________________________________.
Прослушайте информацию о действиях при получении штормового предупреждения Росгидрометеослужбы (штормовое предупреждение подается при усилении ветра до 30 м/сек.).
После получения такого предупреждения следует:
очистить балконы и территории дворов от легких предметов или укрепить их;
закрыть на замки и засовы все окна и двери;
укрепить, по возможности, крыши, печные и вентиляционные трубы;
заделать щитами ставни и окна в чердачных помещениях;
потушить огонь в печах;
подготовить медицинские аптечки и упаковать запасы продуктов и воды на 2 - 3 суток;
подготовить автономные источники освещения (фонари, керосиновые лампы, свечи);
перейти из легких построек в более прочные здания или в защитные сооружения гражданской обороны.
Если ураган застал Вас на улице, необходимо:
держаться подальше от легких построек, мостов, эстакад, ЛЭП, мачт, деревьев;
защищаться от летящих предметов листами фанеры, досками, ящиками, другими подручными средствами;
попытаться быстрее укрыться в подвалах, погребах, других заглубленных помещениях.
3. Текст по оповещению населения в случае угрозы или возникновения стихийных бедствий
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
Граждане! К вам обращается ____________________________________________.
Прослушайте информацию о правилах поведения и действиях населения при стихийных бедствиях.
Стихийные бедствия - это опасные явления природы, возникающие, как правило, внезапно. Наиболее опасными явлениями для нашего района являются ураганы, снежные заносы, бураны.
Они нарушают нормальную жизнедеятельность людей, могут привести к их гибели, разрушают и уничтожают их материальные ценности.
Об угрозе возникновения стихийных бедствий население оповещается по сетям местного радиовещания и посыльными.
Каждый гражданин, оказавшись в районе стихийного бедствия, обязан проявлять самообладание и при необходимости пресекать случаи грабежей, мародерства и другие нарушения законности. Оказав первую помощь членам семьи, окружающим и самому себе, гражданин должен принять участие в ликвидации последствий стихийного бедствия, используя для этого личный транспорт, инструмент, медикаменты, перевязочный материал.
При ликвидации последствий стихийного бедствия необходимо предпринимать следующие меры предосторожности:
перед тем, как войти в любое поврежденное здание, убедитесь, не угрожает ли оно обвалом;
в помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, свечами и др.);
будьте осторожны с оборванными и оголенными проводами, не допускайте короткого замыкания;
не включайте электричество, газ и водопровод, пока их не проверит коммунально-техническая служба;
не пейте воду из поврежденных колодцев.
4. Текст обращения к населению при возникновении эпидемии
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
Граждане! К вам обращается ____________________________________________.
На территории округа в населенных пунктах ______________________ (дата, время) ______________________ отмечены случаи заболевания людей и животных ____________________________________________ (наименование заболевания).
Администрацией городского округа принимаются меры для локализации заболеваний и предотвращения возникновения эпидемии.
Прослушайте порядок поведения населения на территории района:
при появлении первых признаков заболевания необходимо обратиться к медработникам;
не употреблять в пищу непроверенные продукты питания и воду;
продукты питания приобретать только в установленных администрацией местах;
до минимума ограничить общение с населением.
Информация предоставлена главным врачом (название учреждения) в ______________________ (время).
5. Текст обращения к населению при угрозе воздушного нападения противника
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
"Воздушная тревога", "Воздушная тревога"
Граждане! К вам обращается ____________________________________________.
На территории городского округа в ___________________________ (дата, время) существует угроза непосредственного нападения воздушного противника.
Вам необходимо:
одеться самому, одеть детей;
выключить газ, электроприборы, затушить печи, котлы;
закрыть плотно двери и окна.
Взять с собой:
средства индивидуальной защиты;
запас продуктов питания и воды;
личные документы и другие необходимые вещи;
погасить свет, предупредить соседей о "Воздушной тревоге".
Занять ближайшее защитное сооружение (убежище, противорадиационное укрытие, подвал, погреб), находиться там до сигнала "Отбой воздушной тревоги".
6. Текст обращения к населению, когда угроза воздушного нападения противника миновала
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
"Отбой воздушной тревоги", "Отбой воздушной тревоги"
Граждане! К вам обращается ____________________________________________.
На территории городского округа (дата, время) угроза нападения воздушного противника миновала.
Вам необходимо:
покинуть укрытие с разрешения обслуживающего персонала;
заниматься обычной деятельностью.
Приложение N 2
к Положению о муниципальной
автоматизированной системе
централизованного оповещения
населения городского округа Истра
Московской области
Порядок
проведения комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения
1. Основными задачами комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения являются:
- проверка работоспособности аппаратуры и оборудования МСО;
- установление уровня готовности дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС к оповещению должностных лиц и населения городского округа.
2. В ходе КПГ МСО проверяются:
- работоспособность аппаратуры оповещения П-160, П-164 и П-166Ц, установленной в ЕДДС;
- работоспособность аппаратуры оповещения П-164 всех типов, размещенной на территории городского округа;
- работоспособность аппаратуры МСО "нового парка" (КТСО-РТС УРТУ, КПТС АСО, КПТС "Клон");
- работоспособность автоматической системы оповещения "РУПОР";
- навыки дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС управлять вышеуказанными средствами оповещения.
3. При подготовке к КПГ МСО:
а) председатель комиссии заблаговременно направляет письма в территориальные управления городского округа, а также в организации, осуществляющие эксплуатационно-техническое обслуживание МСО и предоставляющие цифровые каналы передачи данных на объекты МСО, в которых доводит особенности проведения КПГ МСО;
б) комиссия составляет План проведения КПГ МСО;
в) комиссия в ЕДДС проверяет уточнение списков оповещения должностных лиц городского округа;
г) начальник ЕДДС:
- организовывает обучение дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС по проведению оповещения должностных лиц и населения с помощью всех технических средств оповещения, имеющихся в ЕДДС;
- разрабатывает (уточняет) инструкции дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС по оповещению должностных лиц и населения городского округа Истра и по пользованию техническими средствами оповещения, имеющимися в ЕДДС;
- уточняет списки оповещения должностных лиц городского округа;
д) на официальном сайте администрации городского округа Истра, а также в официальных аккаунтах социальных сетей размещается информация для населения о дате, времени и особенностях проведения КПГ МСО.
4. В день КПГ МСО:
а) комиссия проверяет умение дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС:
- проводить оповещение должностных лиц городского округа по системе "РУПОР";
- проводить оповещение населения городского округа по командам "Внимание всем" и "Воздушная тревога";
- информировать население, транслируя речевые сообщения через пункты речевого оповещения;
б) комиссия проверяет индикацию на пункте управления Комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций сигнала от постов мониторинга уровня воды;
в) начальник ЕДДС:
- оповещает должностных лиц и население силами дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС;
- обеспечивает запись результатов КПГ МСО в Журнал оперативного дежурства и Книгу учета технического состояния средств оповещения ЕДДС;
г) начальники территориальных управлений (отделов) городского округа обеспечивают контроль срабатывания пунктов речевого и электросиренного оповещения.
5. После КПГ МСО:
а) начальники территориальных управлений (отделов) представляют в ЕДДС сведения о срабатывании пунктов речевого и электросиренного оповещения, расположенных на соответствующих территориях, по форме:
N |
Наименование пункта оповещения |
Адрес размещения |
Результаты контроля срабатывания |
Причины неисправности пункта оповещения |
... |
... |
... |
... |
... |
б) Комиссия:
- осуществляет сбор и обобщение сведений о срабатывании пунктов речевого и электросиренного оповещения, представляемых территориальным управлением;
- составляет Акт о результатах КПГ МСО, организует его утверждение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы городского округа Истра Московской области от 9 августа 2021 г. N 345/8 "Об утверждении Положения о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения городского округа Истра Московской области"
Вступает в силу после официального опубликования
Опубликование:
-