г. Краснодар |
|
22 января 2016 г. |
Дело N А53-3242/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Форт ДМ" (ИНН 6165178075, ОГРН 1126165011917) - Лофиченко П.А. (доверенность от 23.11.2015), от заинтересованного лица - Южного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни (ИНН 2312176324, ОГРН 1102312019150) - Худяковой О.Б. (доверенность от 12.01.2016), рассмотрев кассационную жалобу Южного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.07.2015 (судья Тихоновский Ф.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьёва М.В.) по делу N А53-3242/2015, установил следующее.
ООО "Форт ДМ" (далее - общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Южному акцизному таможенному посту Центральной акцизной таможни (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения об отказе в выдаче паспорта транспортного средства от 22.12.2014 N 48-06-08/2952, обязании устранить допущенное нарушение прав общества.
Решением суда от 07.07.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.10.2015, требование удовлетворено.
Судебные акты мотивированы тем, что выпуск товаров в свободное обращение производится таможенными органами вне зависимости от уплаты декларантом утилизационного сбора. На дату уплаты обществом утилизационного сбора (19.08.2014), дату подачи обществом таможенной декларации (22.08.2014) трехлетний срок с даты выпуска (изготовления) товара (24.08.2014) не истек. В связи с этим общество правомерно определило коэффициент расчета суммы утилизационного сбора равным 1,47 как для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет.
В кассационной жалобе таможня просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что на момент помещения ввезенного обществом товара под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" (29.08.2014) трехлетний срок с даты выпуска товара истек (24.08.2014). Следовательно, декларант неверно рассчитал коэффициент базовой ставки сбора.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании по делу объявлялся перерыв с 15 час. 50 мин. 14.01.2016 до 17 час. 30 мин. 20.01.2016.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество ввезло на таможенную территорию Таможенного союза товар - грузовой тягач Mercedes-Benz 1841 Actros, оформив его по таможенной декларации N 10009242/220814/0002397 (далее - спорная ДТ), который помещен под процедуру выпуска для внутреннего потребления на территории Таможенного союза.
Платежным поручением от 19.08.2014 N 100 общество уплатило утилизационный сбор в размере 220 500 рублей.
Указанный товар 29.08.2014 выпущен в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления" на территории Таможенного союза.
28 ноября 2014 года общество направило в таможенный орган заявление о выдаче паспорта транспортного средства на задекларированный автомобиль.
Письмом от 22.12.2014 N 48-06-08/2952 таможенный орган отказал в выдаче паспорта транспортного средства по причине неверного расчета утилизационного сбора.
Общество обжаловало решение таможни в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества, судебные инстанции руководствовались пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), в силу которого за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, к числу которых отнесены лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 1291).
Этим же постановлением утверждены "Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора" (далее - Правила), в пункте 7 которых установлено, что на бланке паспорта транспортного средства, оформляемого на выпускаемое в обращение транспортное средство, в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
В разделе II указанных Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты (пункты 11 - 14).
Согласно пункту 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган в том числе и расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и ее поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства таможенный орган проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении транспортных средств, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора (пункт 12 Правил).
При установлении размера утилизационного сбора учитываются в том числе год выпуска транспортного средства (шасси), его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств (пункт 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств оформляются и выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" на таможенные органы возложена обязанность по выдаче паспортов транспортных средств в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, а также для усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте. Указанная обязанность является дополнительной функцией таможенных органов, при реализации которой они осуществляют контроль за полнотой уплаты утилизационного сбора.
Паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами в соответствии с "Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", утвержденным совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23.06.2005 N 496/192/134 (далее - Положение о ПТС).
Согласно Положению о ПТС документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 57 Положения о ПТС паспорта выдаются таможенными органами после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.
При этом утилизационный сбор в силу положений подпунктов 18 и 25 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза не является ни налогом, ни таможенной пошлиной (уплата которых - это обязательное условие для выпуска товаров таможенными органами).
Пунктом 3 примечания к "Перечню видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора", утвержденного постановлением N 1291 (далее - Перечень), установлено, что размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Коэффициент расчета величины утилизационного сбора применительно к транспортным средствам полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн равен 1,47 для новых транспортных средств и 10,06 для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет (пункт 9 Перечня).
Суд указал, что общество уплатило утилизационный сбор 19.08.2014, его расчет с приложением необходимых документов представило в таможенный орган 22.08.2014 (л. д. 44 - 45), что таможня не опровергла. Доводы о несоответствии этих установленных судом обстоятельств таможня не приводит.
Суд проверил и правильно отклонил довод таможни о списании денежных средств в соответствующий бюджет с депозитного счета таможенного органа 29.08.2014, обоснованно указав, что законодатель момент оплаты связывает с датой внесения декларантом денежных средств на счет таможенного органа, а не с датой их списания таможенным органом со своего депозитного счета в соответствующий бюджет.
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (пункт 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, установленному подпунктом 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате сбора считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Транспортное средство выпущено в свободное обращению на территорию Таможенного союза 29.08.2014 после внесения обществом обеспечения об уплате дополнительно начисленных таможенных платежей, требование об уплате которых впоследствии по делу N А53-30492/2014 признано незаконным. В случае отсутствия факта незаконной корректировки таможенной стоимости выпуск товара с учетом части 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза следовало завершить не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. О наличии иных оснований для выпуска товара в более длительные сроки (помимо корректировки таможенной стоимости, признанной незаконной) таможенный орган не сообщает.
Вывод суда о дате выпуска (изготовления) транспортного средства 24.08.2014 противоречит цифровым данным, содержащимся в имеющейся в материалах дела в графе "В" копии паспорта транспортного средства, выданного в Федеративной Республике Германия (л. д. 34), исходя из которых датой выпуска транспортного средства является 06.10.2011. Однако это обстоятельство на законность и полноту обжалуемых судебных актов не влияет, поскольку утилизационный сбор перечислен в бюджет 19.08.2014 (платежное поручение от 19.08.2014 N 100 (л. д. 18), товар выпущен в режиме для внутреннего потребления на таможенную территорию Таможенного союза 29.08.2014 (отметка в ДТ (л. д. 25 - 26)).
Поступление утилизационной сбора на счет таможни ею не оспаривается. Паспорта транспортного средства выдаются таможенными органами после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры в том числе выпуска для внутреннего потребления (пункт 57 Положения о ПТС).
Поскольку уплата утилизационного сбора, направление соответствующих документов и обращения таможенным органом на момент выпуска транспортного средства в свободное обращение не оспариваются, вывод суда об отнесении ввезенного импортного транспортного средства к категории произведенных менее трех лет на дату его выпуска в режиме для внутреннего потребления исходя из требований закона при установленных по делу конкретных фактических обстоятельствах следует признать основанным на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.07.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015 по делу N А53-3242/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.