Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3.3. Общественная наблюдательная комиссия: итоги работы цикла, формирование нового состава, планы
Общественная наблюдательная комиссия по защите прав человека в местах принудительного содержания - общественный орган, контролирующий соблюдение прав человека в местах принудительного содержания.
Общественная наблюдательная комиссия, сформированная в Свердловской области в соответствии с Федеральным законом "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", работает достаточно активно, к ней прислушиваются руководители главного управления внутренних дел по Свердловской области, главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, других закрытых учреждений. Наблюдательная комиссия работает самостоятельно, тесно сотрудничая с Уполномоченным по правам человека в Свердловской области Т.Г. Мерзляковой и Общественной палатой Свердловской области, которые подключаются к решению выявленных членами Общественной наблюдательной комиссии проблем.
В 2022 году в Общественную наблюдательную комиссию поступили 150 жалоб и обращений: 15 из них - из объектов Министерства внутренних дел, 135 - из Федеральной службы исполнения наказаний.
В 2022 году представителями Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области проведены 63 проверки: подвергнуты проверке по вопросам соблюдения прав человека 10 (из 107) объектов принудительного содержания Министерства внутренних дел, 32 (из 32) объектов Федеральной службы исполнения наказаний, 1 (из 1) объектов Министерства обороны, 2 (из 2) объектов министерства просвещения, 18 (из 18) объектов министерства здравоохранения. Также были организованы посещения в ходе общественного контроля мест принудительного содержания - 19 объектов принудительного содержания Министерства внутренних дел, 97 объектов Федеральной службы исполнения наказаний, 1 объект Министерства обороны, 2 объекта министерства просвещения, 18 объектов министерства здравоохранения.
В ходе мониторинговых мероприятий общественники пообщались с подследственными и осужденными, ответили на вопросы правового характера, выслушали мнения об условиях содержания.
Количество выявленных членами Общественной наблюдательной комиссии нарушений прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания: Министерство внутренних дел - 30, Федеральная служба исполнения наказаний - 49, министерство здравоохранения - 3.
По выявленным членами Общественной наблюдательной комиссии нарушениям направлены заключения руководителям территориальных органов, в ведении которых находятся места принудительного содержания, Уполномоченному по правам человека в Свердловской области, прокуратуру и иные органы. По итогам посещения членами Общественной наблюдательной комиссии мест принудительного содержания в средствах массовой информации размещены 15 материалов и статей.
Отметим особо, что деятельность Общественной наблюдательной комиссии носит открытый характер. У комиссии есть свои страницы в социальных сетях "ВКонтакте", "Одноклассники" и "Телеграм-канал".
Составы Общественной наблюдательной комиссии меняются каждые три года. В 2022 году в Свердловской области произошла ротация состава Общественной наблюдательной комиссии. Общественная палата Свердловской области осуществила проверку документов, поданных соискателями на право стать членом Общественной наблюдательной комиссии, и направила их в Москву. Новый состав (30 человек) утверждён в Общественной палате Российской Федерации.
Торжественное вручение мандатов членам региональной Общественной наблюдательной комиссии нового созыва прошло 14 октября 2022 года на площадке Общественной палаты Свердловской области. По поручению секретаря Общественной палаты Российской Федерации Лидии Михеевой удостоверения вручили председатель Общественной палаты Свердловской области Александр
Левин и Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова.
"Мы должны помнить, что права людей - права человека и гражданина - не должны нарушаться нигде, даже если этот человек сам преступил черту и находится в месте с ограниченным доступом. Получая удостоверение, вы получаете не только права, но и доверие, и ответственность. Мы направили в общественную палату России документы на пятьдесят семь человек. А вручили документы только тридцати. Проверка была строгая", - отметил Александр Левин.
Татьяна Мерзлякова также указала новым членам Общественной наблюдательной комиссии на высокий уровень доверия: "На членов общественной наблюдательной комиссии ложится большая нагрузка, большая ответственность, но и большое ожидание. Необходимо оправдать надежды людей. Надо и на жалобы реагировать, и нарушения искать, и условия улучшать. Но помнить и о коллективах, которые там работают: и об их правах, и об их условиях работы".
Как указано в кодексе этики членов Общественной наблюдательной комиссии, "члены общественных наблюдательных комиссий являются представителями гражданского общества и действуют в его интересах. Общественный контроль и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, члены Общественной наблюдательной комиссии осуществляют на основе принципов приоритета прав человека, добровольности, равноправия, объективности и законности, нетерпимости к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство".
В составе шестого созыва Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области приоритет отдан юристам, психологам, врачам - людям, имеющим чёткое представление о том, с чем им придётся разбираться. В новый состав Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области вошли также представители правозащитных и социально ориентированных общественных
организаций. После торжественного вручения удостоверений состоялось первое заседание комиссии, на котором были избраны председатель и секретарь. Ими стали Кирилл Сергеевич Васильченко и Владимир Иванович Попов.
Отметим, что при Общественной палате Свердловской области действует рабочая группа по вопросам деятельности Общественной наблюдательной комиссии, которую возглавил В.И. Винницкий. В качестве экспертов-консультантов в неё входят и члены Общественной наблюдательной комиссии. (Подробнее о работе комиссий и рабочих групп Общественной палаты Свердловской области - в Главе 3.1.).
Члены Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области считают практику взаимодействия с Общественной палатой продуктивной. В Общественной палате Свердловской области выделено помещение под офис Общественной наблюдательной комиссии, предоставляется зал для собраний. Правительством области приобретена и оплачивается сим-карта официального номера телефона Общественной наблюдательной комиссии, оказывается организационная поддержка.
Однако есть у общественной наблюдательной комиссии ещё ряд задач, помочь в решении которых могла бы Общественная палата Свердловской области.
Как отмечает в годовом отчёте о деятельности Общественной наблюдательной комиссии её председатель Кирилл Васильченко, основной проблемой остаётся острая нехватка ресурсов для материального обеспечения работы по проверкам мест принудительного содержания (транспорт, связь, проживание при поездках в отдалённые территории). Большой проблемой является и текущее делопроизводство. На общественных началах сложно обеспечить чёткое ведение документации, отслеживание ответов на замечания и т.п.
Много вопросов возникает в связи с несовершенством законодательства. Кроме того, как отмечает председатель Общественной наблюдательной комиссии, участились судебные запросы на предоставление заключений по итогам проверок за прошлые периоды. Между тем вопросы архивирования и хранения документации в законе об Общественной наблюдательной комиссии вообще никак не отражены. Также в законе нет прямого требования предоставления годовых отчетов членами Общественной наблюдательной комиссии в комиссию. И поэтому есть случаи отказов предоставить информацию о своей работе на этом основании. Нет однозначности в понимании таких важных вещей как документы комиссии. Является ли, например, таковым заключение двух членов Общественной наблюдательной комиссии после итогов посещения колонии или изолятора временного содержания? Является ли таковым запрос отдельного члена Общественной наблюдательной комиссии запросом комиссии, соответственно, как должны на него реагировать государственные органы? Отдельные члены Общественной наблюдательной комиссии ведут переписку с ведомствами с личного адреса, эта переписка не архивируется комиссией и не отражается в отчетах комиссии. Получается, это их частное дело как физических лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.