г. Краснодар |
|
27 января 2016 г. |
Дело N А63-5476/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Полигон Яр" (ИНН 2635074930, ОГРН 1042600283428) - Прибыткова И.С. (директор, приказ от 01.10.2013 N 01), от заинтересованного лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626042723, ОГРН 1102650002212) - Куиз А.К. (доверенность от 19.01.2015 N 16), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 7703381225, ОГРН 1047703033300), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.07.2015 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А63-5476/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Полигон Яр" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент), к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) о признании незаконным решения департамента об отказе во включении в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) объекта общества; об обязании департамента представить в Росприроднадзор информацию об объекте размещения отходов общества; об обязании Росприроднадзора рассмотреть указанную информацию, присвоить номер объекту размещения отходов в ГРОРО, принять решение о включении объекта размещения отходов общества в ГРОРО.
Решением суда первой инстанции от 21.07.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.10.2015, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Росприроднадзор и департамент просят решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и проверив законность судебных актов, считает, что кассационные жалобы не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию от 12.05.2012 серии 026 N 00082 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, в соответствии с которой осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов, расположенного по адресу: г. Ставрополь, Старомарьевское шоссе, "Полковничий Яр" (далее - объект).
Общество 25.12.2014 обратилось в департамент с заявлением о подготовке информации об объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО, и ее направлении в установленный законом срок в Росприроднадзор для опубликования на Интернет-сайте Росприроднадзора.
Письмом от 14.01.2015 N 01-16/6541 департамент отказал заявителю во включении в ГРОРО спорного объекта размещения отходов.
Данный отказ департамент мотивировал нахождением земельного участка, на котором расположен объект, в границах населенного пункта, и отсутствием завершенного строительством объекта, который может быть отнесен к объектам размещения отходов.
Общество, не согласившись с данным отказом, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В силу статьи 30 Федерального закона N 89-ФЗ указанный нормативный правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования. Обратная сила указанного закона не устанавливалась.
Из положений Закона Ставропольского края от 04.10.2004 N 84-кз "Об установлении границы муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края" следует, что объект входит в территорию города.
Статьей 21 Правил землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 N 97 (далее - Правила), установлено, что положения данного правового акта не затрагивают земельные участки или объекты капитального строительства, которые существовали до вступления в силу Правил и виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют установленному Правилами градостроительному регламенту.
Данные объекты могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Судебные инстанции обоснованно указали, что исходя из приведенных нормативных правовых актов установлен запрет на возведение и эксплуатацию вновь создаваемых объектов размещения отходов в границах населенных пунктов. Ранее введенные в эксплуатацию объекты используются в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, строительство полигона осуществлялось на месте ранее существовавшей городской свалки, земельный участок под которую выделен решением Ставропольского краевого совета народных депутатов от 26.10.1977 N 935.
Постановлением главы администрации города Ставрополя от 18.06.2002 N 3980 обществу предоставлен земельный участок площадью 663 537 м2 в аренду сроком на 5 лет.
Актом выбора земельного участка 2003 года заявителю согласован выбор земельного участка по адресу: Старомарьевское шоссе (балка "Полковничий Яр") для размещения полигона твердо-бытовых отходов и производственных отходов.
На основании договора купли-продажи от 31.05.2007 N 23 общество приобрело в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:12:02 02 01:0001, находящийся по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, Старомарьевское шоссе, балка "Полковничий Яр", для размещения городского полигона твердо-бытовых и производственных отходов в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью 663 537 м2.
Указанное обстоятельство также подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права от 16.09.2010, согласно которому обществу также на праве собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов - для размещения городского полигона твердо-бытовых и производственных отходов, общей площадью 663 537 м2.
Кроме того, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.09.2010 обществу на праве собственности принадлежит полигон твердо-бытовых и производственных отходов, цех сортировки и переработки отходов, площадью 862 м2.
Суды установили, что согласно кадастровому плану земельного участка от 15.10.2007 N 12-04/07-7236 земельный участок, на котором находятся полигон твердых бытовых отходов общества, расположен на землях населенных пунктов, составляющих самостоятельную категорию земель, разрешенное использование (назначение) участка: для размещения городского полигона твердо-бытовых и производственных отходов (балка "Полковничий Яр").
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил земельный участок с кадастровым номером 26:12:020201:0001 расположен в трех территориальных зонах:
П-1 "Зона промышленных объектов", П-3 "Зона резерва производственных территорий", Р-3 "Зона озелененных территорий защитного значения".
Суды также установили, что для направления заявления в департамент от 25.12.2014 общество также провело инвентаризацию объекта и составило его характеристику, содержащую необходимые реквизиты, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок используется обществом в соответствии с целевым назначением и его эксплуатация не противоречит требованиям действующего законодательства.
Кроме того, в обоснование отказа обществу во включении в ГРОРО информации об объекте департамент указал, что у общества отсутствует завершенный строительством объект, который может быть отнесен к объектам размещения отходов.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.09.2010 за обществом зарегистрировано право собственности на незавершенный строительством объект - городской полигон твердо-бытовых отходов административно-хозяйственного комплекса, общая площадь застройки 663 537 м2, степень готовности 53%, кадастровый (условный) номер 26.23:020201:0001:30659/192:100/ТБО.
Суды установили, что постановлением главы администрации города Ставрополя от 30.06.2003 N 3745 обществу разрешено проектирование и строительство административно-хозяйственного комплекса (административного здания, гаражей, пунктов сортировки твердо-бытовых отходов, вторичной переработки твердо-бытовых отходов, диспетчерского пункта) на территории полигона твердо-бытовых отходов и производственных отходов по Старомарьевскому шоссе согласно генплану.
Проект строительства объекта "административно-хозяйственная зона с цехом сортировки и переработки отходов" выполнен как единый комплекс. При этом рекультивация отработанного участка, строительство нового участка захоронения, а также строительство природоохранных сооружений (наблюдательных скважин, прудов-испарителей, отводной канавы), необходимых для безопасного размещения отходов и обеспечения мониторинга окружающей среды, выполнено обществом в полном объеме, что указывает на готовность объекта к размещению отходов.
Суды установили, что общество на принадлежащем ему земельном участке имеет цех сортировки 1-й очереди, полигон как единый комплекс способен обеспечивать выполнение производственных процессов соответствующего обращения с отходами, временного пребывания людей и грузов.
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 21.04.2005 N 1/10 обществу разрешен ввод в эксплуатацию пункта сортировки твердо-бытовых отходов (первая очередь административно-хозяйственного комплекса) по адресу: г. Ставрополь, Старомарьевское шоссе.
Соответствие полигона, в том числе цеха сортировки, требованиям законодательства подтверждается заключением государственной экологической экспертизы Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Ставропольскому краю от 04.02.2004 (материалы проекта "Административно-хозяйственная зона с цехом сортировки и переработки отходов в г. Ставрополе по Старомарьевскому шоссе"), заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ставропольскому краю от 16.03.2006 (по материалам "Экологическое обоснование намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами ООО "Полигон Яр""), а также экспертным заключением ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в г. Ставрополе" Роспотребнадзора России от 16.03.2007.
Одновременно с этим контролирующим органом не представлено доказательств того, что отказ общества от строительства цеха переработки 2-й очереди влияет на безопасность технологического обращения с отходами, а также не представлено обоснования того, что в отсутствие цеха 2-й очереди эксплуатация полигона не допускается в силу закона.
Учитывая, что общество имеет разрешение на ввод в эксплуатацию пункта сортировки твердо-бытовых отходов 1-й очереди от 21.04.2005 N 1-10, выданного администрацией г. Ставрополя, то доводы контролирующего органа о незавершенности объекта строительства обоснованно отклонены судебными инстанциями.
Кроме того, суды обоснованно учли письмо от 17.03.2010 N 04/2053 Средне-Кавказского управления Ростехнадзора, согласно которому эксплуатируемый обществом объект размещения отходов ранее был внесен Федеральной службой Ростехнадзора в Государственный реестр объектов размещения отходов с регистрационным номером N 8937, дата регистрации 01.02.2010.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества дополнительно пояснил, что в настоящее время обществом получено свидетельство на право собственности в отношении полигона как единого объекта, располагал копией свидетельства о государственной регистрации права.
Доводы жалобы Росприроднадзора о необоснованности возложения на него обязанности по включению информации об объекте в ГРОРО исследованы судами и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационных жалоб направлены на переоценку исследованных судами доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судами правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.07.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 по делу N А63-5476/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.