Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы общества с ограниченной ответственностью "Байк" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Общество с ограниченной ответственностью "Байк" (далее - ООО "Байк") оспаривает конституционность пункта 7 статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, предусматривающего, в частности, что таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 данного Кодекса, а также что после наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7-15 статьи 14 этого же Кодекса, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств.
Как следует из представленных материалов, в результате проведения мероприятий таможенного контроля таможенный орган пришел к выводу о недостоверности сведений о таможенной стоимости задекларированных заявителем товаров, в связи с чем принял ряд решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные ООО "Байк" в таможенных декларациях. Решением арбитражного суда, с которым согласились вышестоящие суды, было отказано в удовлетворении заявления ООО "Байк" о признании незаконными данных решений таможенного органа. При этом суды отметили, что по результатам анализа документов, полученных в ходе контрольных мероприятий, таможенным органом были выявлены многочисленные несоответствия содержащихся в них сведений в сравнении со сведениями, указанными ООО "Байк" при таможенном декларировании ввозимых товаров.
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет таможенным органам проводить таможенный контроль таможенной стоимости товаров после их выпуска, притом что внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, может влиять на размер исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, уплата таможенных платежей - необходимое условие таможенного оформления товаров, оно представляет собой, по существу, не гражданско-правовое обязательство, а публично-правовую обязанность, лежащую на лицах, участвующих в таможенных операциях, прежде всего непосредственно на декларантах - лицах, перемещающих товары (определения от 27 ноября 2001 года N 202-О, от 8 февраля 2011 года N 191-О-О, от 24 ноября 2016 года N 2519-О, от 25 марта 2021 года N 590-О и др.).
В соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза под таможенным контролем понимается совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41 пункта 1 статьи 2). Одной из форм таможенного контроля является контроль таможенной стоимости ввозимых товаров, при котором таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (проверка выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров) и который может быть начат как до, так и после выпуска ввозимых товаров (статья 313 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза; пункт 2 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 марта 2018 года N 42; пункты 25 и 26 Порядка действий должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 21 мая 2021 года N 436).
Данное регулирование, призванное гарантировать уплату обязанными лицами таможенных платежей, направлено, как и институт таможенного контроля в целом, на защиту не только фискального интереса государства, но и таких конституционных ценностей, как суверенитет и экономическая безопасность Российской Федерации, а также законные интересы участников гражданского оборота. Следовательно, пункт 7 статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, устанавливающий, что по общему правилу срок проведения таможенного контроля составляет три года после выпуска товаров в свободное обращение, не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Байк", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2023 г. N 769-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Байк" на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-