Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Федина К.А.,
судей Насыкова И.Г., Филипповой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Паначёвой О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-875(7)/2022 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Янковского Виктора Павловича, индивидуального предпринимателя Маслихина Сергея Владимировича к Администрации Тавдинского городского округа о признании недействующим постановления в части,
по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации Тавдинского городского округа на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 06.12.2022.
Заслушав доклад председательствующего судьи Федина К.А., судебная коллегия установила:
индивидуальный предприниматель Янковский В.П. обратился в суд с иском к Администрации Тавдинского городского округа, в котором просит признать недействующим Постановление N 1206 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам Тавдинского городского округа на 2022 - 2027 годы" от 15 сентября 2021 года в части пунктов 9, 10 Главы 7 Приложения N 1 к указанному Постановлению N 1206.
В обоснование требований указал, что 15.09.2021 Администрацией Тавдинского городского округа вынесено Постановление N 1206 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам Тавдинского городского округа на 2022 - 2027 годы", которое подлежало опубликованию в газете "Тавдинская правда" и размещению на статье 11 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Основания для отмены маршрута N 10-а, который обслуживает ИП Янковский В.П., отсутствуют.
Ранее ИП Янковскому В.П. выдавалось Свидетельство серии 096 N 000013 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок сроком действия с 05.10.2016 по 04.10.2021, а также Карты маршрута регулярных перевозок серии 096 N 000145, серии 096 N 000146, серии 096 N 000147, серии 096 N 000148. 06.08.2021 ИП Янковский В.П. обратился в администрацию Тавдинского городского округа с заявлением о продлении срока действия свидетельства и карт маршрутов. 01.09.2021 Администрацией Тавдинского городского округа был дан ответ, которым ИП Янковскому В.П. было отказано в выдаче свидетельства о продлении действующего на новый срок, по тем основаниям, что подготовлены изменения в документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам Тавдинского городского округа на 2017 - 2021 годы, в котором предусмотрено проведение аукционов на 2021 год по маршруту N 10. В письме указано, что по маршруту N 10а в новом документе планирования, который разрабатывается на 2022 - 2026 годы, планируется отмена данного маршрута, с введением нового маршрута N 10, с новыми характеристиками на основании потребности населения Тавдинского городского округа и обеспечением мер социальной поддержки населения, о чем ИП Янковский В.П. уведомлялся, в соответствии с требованиями 220-ФЗ, за 180 дней до начала срока отмены маршрута. Таким образом, на момент ответа на запрос ИП Янковского о продлении действия свидетельств и карт отсутствовал документ планирования, так и другие законные основании к отказу в продлении/выдаче свидетельств на новый срок (не менее чем на 5 лет).
Индивидуальный предприниматель Маслихин С.В. обратился в суд с административным иском к администрации Тавдинского городского округа, в котором просит признать недействующим Постановление N 1206 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам Тавдинского городского округа на 2022 - 2027 годы" от 15 сентября 2021 года в части пункта 10 главы 7 Приложения N 1 к указанному Постановлению N 1206.
В обоснование требований указал, что 15.09.2021 Администрацией Тавдинского городского округа вынесено Постановление N 1206 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам Тавдинского городского округа на 2022 - 2027 годы". Административный истец, являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки в городском сообщении, является субъектом отношений, регулируемых данным постановлением. Считает оспариваемое постановление в части пункта 10 главы 7 Приложения N 1 к указанному Постановлению N 1206 противоречащим статье 46 главы 4 Приложения к Постановлению администрации Тавдинского городского округа от 28 марта 2019 года N 379 "Об утверждении порядка установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (в том числе основания для отказа в удовлетворении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) на территории Тавдинского городского округа", устанавливающий закрытый перечень оснований, когда администрация вправе принимать решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок, а также статье 11 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Основания для отмены маршрута N 10-б, который обслуживает ИП Маслихин С.В., отсутствуют. Ранее ИП Маслихину С.В. выдавалось Свидетельство серии 096 N 000014 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок сроком действия с 05.10.2016 по 04.10.2021, а также Карты маршрута регулярных перевозок серии 096 N 000142, серии 096 N 000143, серии 096 N 000144. 12.08.2021 ИП Маслихин С.В. обратился в администрацию Тавдинского городского округа с заявлением о продлении срока действия свидетельства и карт маршрутов. 01.09.2021 Администрацией Тавдинского городского округа ИП Маслихину С.В. было отказано в выдаче свидетельства о продлении действующего на новый срок, по тем основаниям, что подготовлены изменения в документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам Тавдинского городского округа на 2017 - 2021 годы, в котором предусмотрено проведение аукционов на 2021 год по маршруту N 10. В письме указано, что в новом документе планирования, который разрабатывается на 2022 - 2026 годы, планируется отмена данного маршрута, с введением нового маршрута N 10, с новыми характеристиками на основании потребности населения Тавдинского городского округа и обеспечением мер социальной поддержки населения. Таким образом, на момент ответа на запрос ИП Маслихина С.В. о продлении действия свидетельств и карт отсутствовал документ планирования, так и другие законные основании к отказу в продлении/выдаче свидетельств на новый срок (не менее чем на 5 лет).
Определением суда от 09.09.2022 административное дело N 2а-875/2022 по административному исковому заявлению ИП Янковского В.П. к Администрации Тавдинского городского округа о признании недействующим нормативного правового акта и административное дело N 2а-916/2022 по административному исковому заявлению ИП Маслихина С.В. к Администрации Тавдинского городского округа о признании недействующим нормативного правового акта, объединены в одно административное исковое производство для совместного рассмотрения и разрешения, административному делу присвоен N 2а-875/2022.
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области суда от 05.12.2022 требования административных истцов удовлетворены.
Суд признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 9, пункт 10 главы 7 Приложения N 1 Постановления от 15 сентября 2021 года N 1206 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам Тавдинского городского округа на 2022 - 2027 годы".
Не согласившись с решением суда, административный ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе указывает, что отмена муниципального маршрута регулярных перевозок по инициативе Администрации Тавдинского городского округа возможна только в случае, предусмотренном действующим Документом планирования перевозок. Порядок регулирования установления, изменения и отмены маршрутов не противоречит части 1 статьи 12 Закона N 220-ФЗ, в которой отсутствует требование о регулировании на муниципальном уровне порядка установления, изменения и отмены маршрутов единым муниципальным нормативным правовым актом. Порядок отмены маршрутов и Порядок подготовки документа планирования имеют равную юридическую силу, не являются противоречивыми и могут применяться одновременно. Судом первой инстанции не дана оценка доводам административного ответчика о применении норм Порядка подготовки документа планирования при принятии решения об отмене маршрутов, по которым осуществляют перевозки административные истцы. Выводы суда в части нарушения прав и законных интересов административных истцов являются ошибочными и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела. Административным истцам продлен срок действия свидетельств на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок 10а и 10б и карт маршрутов на дату рассмотрения дела в суде с их согласия продлен до 03.05.2023. Оспариваемые положения Документа планирования регулярных перевозок об отмене маршрутов каких-либо ограничений и препятствий для участия административных истцов в конкурентных процедурах получения права на осуществление предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок не создают.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель Тавдинского городского прокурора просит решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 05.12.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании судебной коллегии представитель административного ответчика Сорокин В.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного истца ИП Янковского В.П. - Янковский Е. В. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 05.12.2022 оставить без изменения.
Административные истцы, представитель заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, прокурор в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены заблаговременно, надлежащим образом - электронной почтовой корреспонденцией, а также посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда. Представили заявления о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение указанных лиц о времени и месте рассмотрения административного дела, руководствуясь положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данных лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Янковский В.П. и Маслихин С.В. зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, вид деятельности регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении.
Администрацией Тавдинского городского округа ИП Янковскому В.П. выдано свидетельство серии 096 N 001438 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок на маршрут 10а "ТФК - п. Еловка", а также карты маршрутов регулярных перевозок серий 096 N N 008160, 008161, 008162, 008163, сроком действия с 05.10.2021 по 02.04.2022.
ИП Маслихину С.В. выдано свидетельство серии 096 N 000014 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок на маршрут 10б "ТФК - п. Еловка", а также карты маршрутов регулярных перевозок серий 096 N N 00142, 000143, 000144, сроком действия с 05.10.2016 по 04.10.2021.
ИП Янковский В.П. и ИП Маслихин С.В. обратились в Администрацию Тавдинского городского округа с заявлениями о продлении срока действия свидетельств об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту N 10а и карт маршрута 10а и муниципальному маршруту N 10б и карт маршрута 10б, соответственно.
На данные обращения главой Администрации Тавдинского городского округа даны ответы от 01.09.2021 N 131-01-30/6540 и N 131-01-30/6545, в которых ИП Янковскому В.П. и ИП Маслихину С.В. сообщено, что ранее действующие договоры Администрация Тавдинского городского округа продлять не намерена в связи с несоответствием их действующему законодательству, в выдаче или продлении на срок 5 лет свидетельств и карт маршрута по маршрутам N 10а, N 10б отказано, и предложено обратиться с заявлением о продлении свидетельства и карт маршрутов на срок, не превышающий 180 дней, для рассмотрения вопроса о получении продления действующего свидетельства и карты маршрута N 10а, N 10б до проведения открытого конкурса или принятия решения (вступлении его в силу по истечении 180 дней) о закрытии маршрутов N 10а, N 10б. Указано, что подготовлены изменения в Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам Тавдинского городского округа на 2017 - 2021 годы, в котором предусмотрено проведение аукционов на 2021 год по маршруту N 10. По маршрутам N 10а, N 10б в новом Документе планирования, который разрабатывается на 2022 - 2026 годы, планируется отмена данных маршрутов, с введением нового маршрута N 10, с новыми характеристиками на основании потребности населения Тавдинского городского округа и обеспечением мер социальной поддержки населения, о чем адресаты уведомляются, в соответствии с требованиями 220-ФЗ (за 180 дней до начала срока отмены маршрута). В настоящее время проводится работа по объявлению аукциона на право получения свидетельства и карт маршрутов на новый маршрут N 10 в соответствии с условиями, указанными в актуальном реестре муниципальных маршрутов Тавдинского городского округа и документе планирования на 2017 - 2021 годы в соответствии с актуальной редакцией.
15.09.2021 Администрацией Тавдинского городского округа принято Постановление N 1206 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам Тавдинского городского округа на 2022 - 2027 годы", которым устанавливается перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок на территории Тавдинского городского округа.
Приложением N 1 к Постановлению N 1206 является Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам Тавдинского городского округа на 2022 - 2027 годы, в пунктах 9, 10 главы 7 которого указано об отмене муниципальных маршрутов 10а, 10б "ТФК - пос. Еловка" в связи с формированием аналогичного маршрута по регулируемому тарифу, с другими классами автобуса, окончанием срока действия карты маршрута, потребностью населения в социальной поддержке в перевозках, с 03.04.2022 по истечении не менее 180 дней после уведомления перевозчиков с момента принятия такого решения.
Текст Постановления N 1206 официально опубликован в газете "Тавдинская правда" 22.09.2021 N 80, процедура вступления в силу оспариваемого Постановления администрации Тавдинского городского округа от 15.09.22021 N 1206 соблюдена.
Постановлением администрации Тавдинского городского округа N 1806 от 23.11.2022 в Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам Тавдинского городского округа на 2022 - 2027 годы, утвержденный Постановлением администрации Тавдинского городского округа от 15.09.2021 N 1206 (в ред. от 4 мая 2022 года N 651) внесены изменения, в частности в Главе 7 "План изменения/отмены/ввода маршрутов регулярных пассажирский перевозок в таблице: в строках 9, 10 в столбце 5 слова с "02.11.2022" заменены словами "с 02.05.2023".
04.05.2022 Администрацией Тавдинского городского округа в адрес административных истцов направлены уведомления о переносе закрытия маршрутов 10а и 10б с 03.04.2022 на 02.11.2022, предлагается продлить действия карт маршрута и свидетельств до 02.11.2022, после чего данные маршруты будут отменены.
Индивидуальному предпринимателю Янковскому В.П. выдано свидетельство серии 096 N 001388 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок на маршрут 10а "ТФК - п. Еловка", а также карты маршрутов регулярных перевозок сроком действия с 03.11.2022 по 03.05.2023.
Индивидуальному предпринимателю Маслихину С.В. выдано свидетельство серии 096 N 001389 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок на маршрут 10б "ТФК - п. Еловка", а также карты маршрутов регулярных перевозок сроком действия которых продлен.
Разрешая заявленные требования о признании недействующим постановления N 1206 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам Тавдинского городского округа на 2022 - 2027 годы" от 15 сентября 2021 года в части пунктов 9 и 10 главы 7 Приложения N 1 к указанному постановлению N 1206, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности его положений.
С такими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на положениях закона и подтверждаются исследованными судом материалами дела.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.
При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы (пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50).
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ).
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.
В целях решения указанного вопроса местного значения органы местного самоуправления городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
На федеральном уровне отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Федеральный законодатель предусмотрел, что отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными выше, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а не урегулированные ни федеральным, ни региональным законодательством - муниципальными нормативными правовыми актами (части 2 и 3 этой же статьи).
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
В соответствии с абзацем 4 статьи 6 Закона Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 160-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области" органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в сфере организации транспортного обслуживания населения в соответствии с федеральными законам утверждают документы планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам таких перевозок.
Таким образом, приведенные законоположения в их системном единстве подтверждают наличие у органа местного самоуправления полномочий по правовому регулированию вопросов организации транспортного обслуживания населения на территории своего муниципального образования. Рассматриваемое правовое регулирование осуществлено Администрацией Тавдинского городского округа в пределах предоставленных ей полномочий и в системе действующего права.
Выводы суда об отсутствии существенных нарушений процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, влекущих признание его недействующим, также соответствует материалам административного дела и полностью согласуются с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Проверив правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу, соблюдение Администрацией Тавдинского городского округа формы и вида, в котором орган вправе принимать нормативные правовые акты, проанализировав положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам Тавдинского городского округа, утвержденного постановления Администрации Тавдинского городского округа от 27.10.2016 N 1988, судебная коллегия приходит к выводу о соблюдении Администрацией Тавдинского городского округа процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, вступления его в силу, форму, вид, в которых уполномоченный орган вправе принимать нормативные правовые акты.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
По смыслу данной нормы запрещаются любые действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из данного положения следует, что органам местного самоуправления запрещено принимать не только акты и совершать действия, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, но и те из них, которые могут привести к таким последствиям, поскольку достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке, соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с Документом планирования, утвержденном постановлением Администрации Тавдинского городского округа N 1206 от 15.09.2021 действия по оптимизации маршрутной сети Тавдинского городского округа осуществляется, в том числе в соответствии с Приложением N 1 главы 7 пунктами 9 и 10, где предусмотрена отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок с нерегулируемым тарифом 10а "ТФК - пос. Еловка" и 10б "ТФК - пос. Еловка", в связи с изменением вида регулярных перевозок, в выгоду одному хозяйствующему субъекту с установленным регулируемым тарифом. Дублирующие маршруты по нерегулируемому тарифу должны быть отменены. Маршруты, где отсутствуют пассажирские перевозки по регулируемому тарифу, однако осуществляют перевозки по нерегулируемому тарифу должны в полном объеме перейти на регулируемый тариф.
Таким образом, установлено, что в целях оптимизации маршрутной сети Тавдинского городского округа Администрацией Тавдинского городского округа было допущено устранение с него хозяйствующих субъектов, ограничение конкуренции и создание преимущественных условий конкретному хозяйствующему субъекту на рынке пассажирских перевозок Тавдинского городского округа, что вопреки доводам апелляционной жалобы влечет нарушение прав и законных интересов административных истцов, как перевозчиков.
Частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о несоответствии части оспариваемого постановления нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую илу.
Суд первой инстанции обосновано руководствовался положениями главы 4 Постановления N 379 "Об утверждении порядка установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Тавдинского городского округа" от 28.03.2019.
Так, согласно пункту 46 главы 4 данного Постановления Администрация Тавдинского городского округа принимает решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок при следующих основаниях:
- отсутствие потребности населения в перевозках по данному маршруту, которое подтверждается результатами обследования пассажиропотока, социологического опроса или является результатом изменения маршрутной сети, включившей в себя иные маршруты регулярного сообщения, удовлетворяющие спрос населения Тавдинского городского округа;
- признание открытого конкурса несостоявшимся по основаниям, указанным в части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, и принятие администрации решения о не произведении повторного открытого конкурса;
- поступление подтвержденной информации о том, что дорожные условия в целом или части данного маршрута не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения и Правилам перевозок пассажиров и багажа и невозможность изменения маршрута;
- принятие администрацией решения об исключении всех остановочных пунктов, включенных в состав муниципального маршрута регулярных перевозок, из Реестра остановочных пунктов в связи с тем, что они не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения и Правилам перевозок пассажиров и багажа, и отсутствие возможности изменения их состояния.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление и постановление Администрации Тавдинского городского округа от 28 марта 2019 года N 379 обладают одинаковой юридической силой, не ставят под сомнение выводы суда первой инстанции. Порядок установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Тавдинского городского округа, утвержденный Постановлением Администрации Тавдинского городского округа от 28 марта 2019 года N 379 разработан и принят в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", каких-либо изменений в порядок не вносилось.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы Администрацией Тавдинского городского округа принято решение об отмене маршрутов N 10а и 10б без наличия оснований, указанных в главе 4 Постановления от 28 марта 2019 года N 379 и является произвольным.
По мнению судебной коллегии, несоответствие оспариваемого нормативного правового акта в части иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в ходе судебного разбирательства было установлено, а также было установлено нарушение прав оспариваемым актом административных истцов, следовательно, у суда первой инстанции имелись основания, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного иска.
Ссылка административного истца на решение Арбитражного суда Свердловской области по делу А60-46326/2021 от 14.12.2021 правового значения не имеет, т.к. законность оспариваемого постановления не являлась предметом спора в Арбитражном суде.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию сторон, изложенную в суде первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда, сводятся к неправильному толкованию положений действующего законодательства, что само по себе не может служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
С учетом изложенного, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции, не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 05.12.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Тавдинского городского округа - без удовлетворения.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
К.А. Федин |
Судьи |
И.Г. Насыков |
|
Ю.А. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Свердловского областного суда от 20 апреля 2023 г. N 33а-5689/2023 "Об оставлении без изменения Решения Тавдинского районного суда Свердловской области от 05.12.2022, которым было признано частично недействующим Постановление Администрации Тавдинского городского округа от 15.09.2021 N 1206 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам Тавдинского городского округа на 2022 - 2027 годы"
Опубликование:
сайт Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)