1. Настоящие рекомендации разработаны в соответствии пунктом 3.2 Протокола заседания Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям от 21 сентября 2022 г., в целях обеспечения информирования граждан, находящихся в поиске работы, безработных граждан и работников, находящихся под риском увольнения, а также иных категорий граждан (далее - граждан) о возможностях использования механизмов национальной системы квалификаций, включая прохождение независимой оценки квалификации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. N 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена", уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области содействия занятости населения (далее - уполномоченные органы).
2. Информирование граждан о возможностях использования механизмов национальной системы квалификаций, включая прохождение независимой оценки квалификаций, направлено на реализацию полномочий по организации органами службы занятости негосударственных услуг и мер поддержки по принципу "одного окна" в целях содействия гражданам и работодателям в комплексном решении ситуации, связанной с занятостью, на основании части 9 статьи 15 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и в соответствии с Методическими рекомендациями по организации предоставления государственных услуг, полномочий в области содействия занятости населения, иных государственных и муниципальных услуг (или их частей), негосударственных услуг и мер поддержки по принципу "одного окна" в целях содействия гражданам и работодателям в комплексном решении ситуации, связанной с занятостью", утвержденными приказом Минтруда России от 23 марта 2022 г. N 158 (далее - Методические рекомендации), а также на реализацию полномочий уполномоченных органов в соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
3. АНО "Национальное агентство развития квалификаций" (далее - Национальное агентство) обеспечивает информирование и консультирование сотрудников органов службы занятости, задействованных в информировании граждан по вопросам проведения независимой оценки квалификации:
- предоставляет информацию, рекомендуемую к размещению на официальных сайтах органов службы занятости и уполномоченных органов, информационные материалы (раздаточные материалы - информационная памятка, буклет/лифлет) по вопросам проведения независимой оценки квалификаций, шаблоны и образцы которых размещены в хранилище данных Национального агентства по адресу (https://nark.ru/nok-cz-roiv) (далее - хранилище данных Национального агентства);
- размещает на официальном сайте Национального агентства в подразделе "Независимая оценка квалификаций" раздела "Деятельность" (https://nark.ru/nok/) видеоконтент тематических вебинаров и видеороликов, нормативные правовые акты и методические документы по вопросам проведения независимой оценки квалификации;
- отвечает на запросы, поступившие в "Контакт-центр НСК" при заполнении электронной формы запроса на официальном сайте Национального агентства по ссылке или на контактные телефоны Национального агентства, список которых опубликован на официальном сайте Национального агентства в разделе "Контакты" (https://nark.ru/nok/#footer);
- формирует и поддерживает в актуальном состоянии базу данных (ответы на часто задаваемые вопросы), размещенную на официальном сайте Национального агентства в разделе "F&Q" (https: //nark.ru/faq/).
Типовая схема взаимодействия Национального агентства с органами службы занятости и уполномоченными органами приведена в приложении 1 к настоящим Рекомендациям.
Основные формы информирования граждан о возможностях использования механизмов национальной системы квалификаций, включая прохождение независимой оценки квалификации
4. При формировании органами службы занятости перечня жизненных и бизнес-ситуаций, а также при разработке комплекса государственных услуг (сервисов), полномочий и/или дополнительных услуг на основании типовой технологической карты рекомендуется включать в него информирование граждан по вопросам проведения независимой оценки квалификации.
5. Информирование граждан о возможностях использования механизмов национальной системы квалификаций, включая прохождение независимой оценки квалификации, обеспечивается следующими способами.
5.1. Размещение на официальных сайтах органов службы занятости и уполномоченных органов информации, содержащей ссылки на соответствующие информационные ресурсы национальной системы квалификаций:
- об использовании описания профессионального стандарта и квалификации для выяснения необходимости в получении образования и опыта работы, требуемого для занятости по определенной профессии (специальности);
- о процедуре проведения независимой оценки квалификации;
- о требованиях к соискателям (их умениям, навыкам, образованию) при проведении независимой оценки квалификации;
- о местах поведения независимой оценки квалификации в субъектах Российской Федерации по различным квалификациям;
- о документе, подтверждающем прохождение независимой оценки квалификации;
- о возможностях, на которые может рассчитывать гражданин (соискатель) при успешном прохождении независимой оценки квалификации.
Типовой образец информации, рекомендуемый для публикации на официальных сайтах органов службы занятости, размещен в хранилище данных Национального агентства.
5.2. Организация информирования граждан путем распространения памятки, содержащей агрегированную информацию о возможностях использования механизмов национальной системы квалификаций, включая прохождение независимой оценки квалификации, и ссылки на соответствующие информационные ресурсы национальной системы квалификаций, в доступной и адаптивной форме для разных целевых аудиторий граждан.
Типовой образец информационной памятки размещен в хранилище данных Национального агентства.
5.3. Информирование граждан сотрудниками органов службы занятости о возможностях использования механизмов национальной системы квалификаций, включая прохождение независимой оценки квалификации, осуществляется посредством проведения опроса о наличии такой потребности, а также предоставления информации, определенной в пункте 5.1 настоящих Рекомендаций.
5.4. Использование информации о механизмах национальной системы квалификаций, включая прохождение независимой оценки квалификации, при проведении тематических публичных мероприятий (форумов, конференций, семинаров, вебинаров); в качестве наглядной информации для неограниченного круга потребителей (стенды, баннеры, плакаты и аналогичные средства визуализации).
6. В целях получения актуальной и достоверной информации по вопросам использования механизмов национальной системы квалификаций, включая прохождение независимой оценки квалификации, уполномоченным органам рекомендуется заключать соответствующие соглашения с Национальным агентством по типовой форме, приведенной в приложении 2 к настоящим Рекомендациям.
Приложение 1
Типовая схема взаимодействия Национального агентства с уполномоченными органами и органами службы занятости по вопросам информирования граждан о возможностях использования механизмов национальной системы квалификаций, включая прохождение независимой оценки квалификации
Приложение 2
Соглашение
о взаимодействии между автономной некоммерческой организацией
"Национальное агентство развития квалификаций" и органом исполнительной
власти, осуществляющими полномочия в области содействия занятости
населения
г. Москва "__" _________ 20 __ г. N __
Автономная некоммерческая организация "Национальное агентство развития
квалификаций" в лице ___________________________________________________,
действующего на основании ______________________________________________,
далее именуемое "Агентство", с одной стороны и ________________________ в
лице ________________, действующего на основании _______________________,
именуемое в дальнейшем "Уполномоченный орган", с другой стороны, при
совместном упоминании именуемые "Стороны", заключили Соглашение о
нижеследующем.
1. Предмет Соглашения
Предметом Соглашения является организация взаимодействия Сторон по
вопросам информирования граждан, находящихся в поиске работы, безработных
граждан и работников, находящихся под риском увольнения, а также иных
категорий граждан (далее - граждан) о возможностях использования
механизмов национальной системы квалификаций, включая прохождение
независимой оценки квалификации (далее - информирование).
Информирование граждан обеспечивается Уполномоченным органом, в том
числе посредством привлечения государственных учреждений службы занятости
населения, находящихся в ведении Уполномоченного органа (далее - центры
занятости).
2. Основные направления взаимодействия Сторон
2.1. В рамках Соглашения Стороны осуществляют взаимодействие по
следующим направлениям:
1) предоставление гражданам достоверной и актуальной информации, в
том числе в отношении наличия доступных информационных сервисов
национальной системы квалификаций по вопросам проведения независимой
оценки квалификаций в целях подтверждения квалификации;
2) обеспечение организационной, методической, информационной
поддержки специалистов Уполномоченного органа и центров занятости,
задействованных в консультировании и информационной поддержке граждан по
вопросам проведения независимой оценки квалификации.
2.2. В целях реализации Соглашения Агентство:
1) обеспечивает предоставление информации о национальной системе
квалификаций, рекомендуемой к размещению на официальных сайтах
Уполномоченного органа и центров занятости, а также информационных
материалов по вопросам проведения независимой оценки квалификации
посредством размещения шаблонов и образцов в хранилище данных Агентства
по адресу (https://nark.ru/nok-cz-roiv) либо предоставления печатной
продукции (раздаточные материалы: информационная памятка, буклет/лифлет)
по запросу Уполномоченного органа и (или) центров занятости в количестве,
не превышающем 100 ед. экз.;
2) обеспечивает создание и размещение на официальном сайте Агентства
(https://nark.ru/) видеоконтента тематических обучающих вебинаров и
видеороликов, нормативных правовых актов, информационных материалов и
методических документов по вопросам проведения независимой оценки
квалификации;
3) организует консультирование сотрудников Уполномоченного органа и
центра занятости по вопросам проведения независимой оценки квалификаций
следующими способами:
- обеспечивает подготовку ответов на запросы, поступившие в контакт-
центр НСК при заполнении электронной формы запроса (https://nark.ru./);
- обеспечивает подготовку ответов на запросы, поступившие на
контактные телефоны Агентства, список которых опубликован на официальном
сайте Агентства в разделе "Контакты" (https://nark.ru/nok/#footer);
- создает и поддерживает в актуальном состоянии базу данных (ответы
на часто задаваемые вопросы), размещенную на официальном сайте Агентства
в разделе "F&Q" (https://nark.ru/faq/);
- организует совместные рабочие встречи, тематические семинары,
консультации (в дистанционном формате) по вопросам проведения независимой
оценки квалификации при поступлении соответствующего запроса от
Уполномоченного органа и (или) центров занятости в адрес Агентства.
2.3. В целях реализации настоящего Соглашения Уполномоченный орган:
1) обеспечивает размещение информации на официальном сайте
Уполномоченного органа и центров занятости, содержащей ссылки на
соответствующие информационные ресурсы национальной системы квалификаций;
2) организует информирование граждан путем предоставления
информационной памятки, содержащей агрегированную информацию о
независимой оценке квалификации и ссылки на соответствующие
информационные ресурсы национальной системы квалификаций в доступной и
адаптивной форме для разных целевых аудиторий граждан, посредством
размещения печатной продукции (информационной памятки) в свободном
доступе в помещении центра занятости или передачи лично в руки гражданину
при проведении консультирования граждан сотрудниками центров занятости;
3) организует информирование граждан о наличии возможности
прохождения независимой оценки квалификации при проведении
консультирования граждан сотрудниками Центров занятости;
4) обеспечивает подготовку и предоставление Агентству информации о
результатах мониторинга и контроля качества информирования граждан о
возможности прохождения независимой оценки квалификации за отчетный
период (год) в срок 15 января года, следующего за отчетным, посредством
направления информации по форме, установленной в приложении к настоящему
Соглашению, на адрес электронной почты Агентства info_nok@nark.ru.
2.4. Соглашение не налагает на Стороны финансовых обязательств.
Деятельность Сторон в рамках Соглашения осуществляется без взаимных
денежных расчетов и иных гражданских прав.
3. Заключительные положения
3.1. Стороны определяют лиц, ответственных за взаимодействие в
рамках реализации Соглашения:
- ответственный исполнитель со стороны Национального агентства -
________________________________________________________________________;
(ФИО, должность, контактные телефоны, адрес электронной почты)
- ответственный исполнитель со стороны Уполномоченного органа -
________________________________________________________________________.
(ФИО, должность, контактные телефоны, адрес электронной почты)
3.2. Регулирование в рамках настоящего Соглашения отношений,
связанных с отнесением информации к конфиденциальной, передачей такой
информации и защитой ее конфиденциальности, осуществляется в соответствии
с федеральными законами от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации,
информационных технологиях и о защите информации" и от 29 июля 2004 г.
N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".
3.3. Настоящее Соглашение заключено на неопределенный срок, вступает
в силу с момента его подписания Сторонами и может быть расторгнуто по
следующим основаниям:
- по инициативе любой Стороны, о чем такая Сторона письменно
уведомляет другую Сторону не позднее чем за месяц до даты расторжения
Соглашения;
- по инициативе Уполномоченного органа в случае, если Агентством не
будут приняты меры к повышению качества подготовки информации и
информационных материалов в течение 6 месяцев с момента получения
Агентством от Уполномоченного органа информации, содержащей сведения о
наличии негативных отзывов от граждан и о необходимости повышения
качества информации и информационных материалов, в порядке, установленном
в подпункте 4 пункта 2.3 Соглашения. Уполномоченный орган обязан
уведомить Агентство о намерении расторгнуть Соглашение не позднее чем за
месяц до даты его расторжения.
3.4. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при реализации
настоящего Соглашения, Стороны разрешают путем переговоров.
3.5. Дополнения и изменения в настоящее Соглашение составляются в
двух экземплярах, подписываются Сторонами и являются неотъемлемой частью
Соглашения.
3.6. Настоящее Соглашение размещается в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах
Сторон.
3.7. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих
одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
4. Реквизиты и подписи Сторон:
Автономная некоммерческая Уполномоченный орган
организация "Национальное
агентство развития квалификаций"
(АНО НАРК)
ИНН 7710475530
ОГРН 1067799023710
Юридический адрес:
109240, г. Москва, Котельническая
набережная, дом 17
Подпись Подпись
МП МП
Приложение
к соглашению о взаимодействии между
автономной некоммерческой организации
"Национальное агентство развития квалификаций"
и органом исполнительной власти,
осуществляющим полномочия в области
содействия занятости населения
ИНФОРМАЦИЯ
о результатах мониторинга и контроля качества информирования граждан о возможности прохождения независимой оценки квалификации за год 1
1. Результаты опроса граждан о качестве информирования о возможности прохождения независимой оценки
N |
Способы информирования граждан о возможности прохождения НОК 2 |
Удельный вес неудовлетворительной оценки качества данного способа информирования граждан о возможности прохождения НОК, % 3 |
Причины неудовлетворительной оценки качества полученной информации |
Удельный вес причины в общем числе неудовлетворительных оценок данного способа информирования, % 4 |
1. |
Размещение информации на официальном сайте Уполномоченного органа и Центра занятости, содержащей ссылки на соответствующие информационные ресурсы НСК |
|
Информация является неполной. Требуется более подробное описание процедуры прохождения НОК |
|
|
Информация является сложной для понимания. Требуется упрощение описания процедуры прохождения НОК |
|
||
Информация является неактуальной и недостоверной |
|
|||
2. |
Предоставление информационной памятки о НОК посредством ее размещения в свободном доступе в помещении центра занятости или передачи лично в руки гражданину при проведении консультирования граждан сотрудниками центров занятости |
|
Информация является неполной. Требуется более подробное описание процедуры прохождения НОК |
|
Информация является сложной для понимания. Требуется упрощение описания процедуры прохождения НОК |
|
|||
Информация является неактуальной и недостоверной |
|
|||
3. |
Информирование граждан о наличии возможности прохождения НОК при проведении консультирования граждан сотрудниками центров занятости |
|
Информация является неполной. Требуется более подробное описание процедуры прохождения НОК |
|
Информация является сложной для понимания. Требуется упрощение описания процедуры прохождения НОК |
|
|||
Информация является неактуальной и недостоверной |
|
|||
4. |
Число опрошенных, чел. 5 |
|
2. Предложения граждан по повышению качества информации и информационных материалов о возможности прохождения независимой оценки квалификации 6
________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
Наименование должности уполномоченного лица центра занятости
|
|
|
ФИО |
|
|
|
|
|
|
|
Дата подписания (формат ДД/ММ/ГГГГ)
------------------------------
1 При необходимости также указывается полугодие
2 НОК - независимая оценка квалификации; НСК - национальная система квалификаций.
3 Сведения указываются в отношении данного способа информирования граждан о возможности прохождения НОК, как отношение числа неудовлетворительных оценок данного способа информирования к общему числу заполненных анкет
4 Указывается удельный вес (%) причины в общем числе анкет с неудовлетворительной оценкой качества данного способа информирования граждан о возможности прохождения НОК.
5 Указывается численность опрошенных граждан за отчетный период
6 Указываются (тезисно) часто приводимые в анкетах предложения граждан.
------------------------------
Методика проведения мониторинга и контроля качества информирования граждан о возможности прохождения независимой оценки квалификации
1. Мониторинг и контроль качества информирования граждан о возможностях похождения независимой оценки квалификации осуществляются постоянно сотрудниками центров занятости при проведении консультирования граждан.
2. Мониторинг проводится путем проведения опроса граждан по перечню вопросов, включенных в прилагаемую анкету опроса граждан о качестве информирования о возможности прохождения независимой оценки квалификации.
3. По итогам отчетного периода (за 1-е полугодие отчетного года и отчетный год) полученные результаты опроса граждан анализируются, обеспечивается их свод и отражение итоговых результатов в Информации о результатах мониторинга и контроля качества информирования граждан о возможности прохождения независимой оценки квалификации (далее - Информация). Для удобства анализа данных, отраженных в Информации, рекомендуется заполнять электронную таблицу образец которой разработан Агентством и размещен в хранилище данных по адресу (https://nark.ru/nok-cz-roiv). Информация передается центрами занятости г Уполномоченный орган для обобщения, подписания и передачи Агентству.
4. Подписанная уполномоченным лицом Уполномоченного органа информация в срок до 15 июля отчетного года и до 15 января года, следующего за отчетным, направляется Агентству на адрес электронной почты: info_nok@nark.ruв электронном виде (скан документа в формате jpg, tif, pdf, png и т.п.), а также в формате электронной таблицы в соответствии с пунктом 3 настоящей Методики.
Анкета для опроса граждан о качестве информирования о возможности прохождения независимой оценки квалификации
Уважаемый участник опроса!
Опрос проводится в целях выявления мнения граждан о качестве информирования о возможности прохождения независимой оценки квалификации.
Пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты. Ваше мнение позволит повысить качество информирования.
Опрос проводится анонимно. Конфиденциальность высказанного Вами мнения гарантируется.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
+----------------------------------------------------------------------+
|1. При посещении центра занятости обращались ли Вы к информации о |
|возможности прохождения независимой оценки квалификации, размещенной |
|на информационных стендах в помещениях организации? |
+----------------------------------------------------------------------+
| +-+ Да |
| +-+ |
| +-+ Нет |
| +-+ |
+----------------------------------------------------------------------+
|2. Удовлетворены ли Вы полнотой и доступностью для понимания |
|информации о возможности прохождения независимой оценки квалификации, |
|размещенной на информационных стендах в помещении организации? Если не|
|удовлетворены, укажите, пожалуйста, основную причину |
|неудовлетворенности полученной информацией из предложенных вариантов: |
+----------------------------------------------------------------------+
| +-+ Да |
| +-+ |
+----------------------------------------------------------------------+
| +-+ Нет |
| +-+ |
+----------------------------------------------------------------------+
|Причины неудовлетворительной оценки качества полученной информации: |
+----------------------------------------------------------------------+
|+-+ |
|+-+ Информация является неполной. Требуется более подробное описание |
|процедуры прохождения независимой оценки квалификации |
+----------------------------------------------------------------------+
|+-+ |
|+-+ Информация является сложной для понимания. Требуется упрощение |
|описания процедуры прохождения независимой оценки квалификации |
+----------------------------------------------------------------------+
|+-+ |
|+-+ Информация является неактуальной и недостоверной |
+----------------------------------------------------------------------+
|3. Пользовались ли Вы официальным сайтом центра занятости или |
|регионального министерства труда (или иного уполномоченного органа в |
|сфере труда), чтобы получить информацию о возможности прохождения |
|независимой оценки квалификации? |
+----------------------------------------------------------------------+
| +-+ Да |
| +-+ |
| +-+ Нет |
| +-+ |
+----------------------------------------------------------------------+
|4. Удовлетворены ли Вы открытостью, полнотой и доступностью информации|
|о возможности прохождения независимой оценки квалификации, размещенной|
|на ее официальном сайте центра занятости? Если не удовлетворены, |
|укажите, пожалуйста, основную причину неудовлетворенности полученной |
|информацией из предложенных вариантов: |
+----------------------------------------------------------------------+
| +-+ Да |
| +-+ |
+----------------------------------------------------------------------+
| +-+ Нет |
| +-+ |
+----------------------------------------------------------------------+
|Причины неудовлетворительной оценки качества полученной информации: |
+----------------------------------------------------------------------+
|+-+ |
|+-+ Информация является неполной. Требуется детальное описание |
|процедуры прохождения независимой оценки квалификации |
+----------------------------------------------------------------------+
|+-+ |
|+-+ Информация является сложной для понимания. Требуется упрощение |
|описания процедуры прохождения независимой оценки квалификации |
+----------------------------------------------------------------------+
|+-+ |
|+-+ Информация является неактуальной и недостоверной |
+----------------------------------------------------------------------+
|5. Удовлетворены ли Вы полнотой и доступностью информации о |
|возможности прохождения независимой оценки квалификации, полученной |
|Вами при проведении консультирования сотрудником центра занятости? |
|Если не удовлетворены, укажите, пожалуйста, основную причину |
|неудовлетворенности полученной информацией из предложенных вариантов: |
+----------------------------------------------------------------------+
| +-+ Да |
| +-+ |
+----------------------------------------------------------------------+
| +-+ Нет |
| +-+ |
+----------------------------------------------------------------------+
|Причины неудовлетворительной оценки качества полученной информации: |
+----------------------------------------------------------------------+
|+-+ |
|+-+ Информация является неполной. Требуется детальное описание |
|процедуры прохождения независимой оценки квалификации |
+----------------------------------------------------------------------+
|+-+ |
|+-+ Информация является сложной для понимания. Требуется упрощение |
|описания процедуры прохождения независимой оценки квалификации |
+----------------------------------------------------------------------+
|+-+ |
|+-+ Информация является неактуальной и недостоверной |
+----------------------------------------------------------------------+
|5. Ваши предложения по повышению качества информации и информационных |
|материалов о возможности прохождения независимой оценки квалификации |
|(при наличии): |
+----------------------------------------------------------------------+
| |
+----------------------------------------------------------------------+
| |
+----------------------------------------------------------------------+
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации по обеспечению информирования граждан о возможностях использования механизмов национальной системы квалификаций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области содействия занятости населения (утв. Национальным агентством развития квалификаций 23 мая 2023 г.)
Опубликование:
-