Решение Алтайского краевого суда от 2 февраля 2023 г. N 3а-127/2023
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Е.А.В., административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Новоегорьевскому сельскому Совету депутатов Егорьевского района Алтайского края, главе Новоегорьевского сельсовета Егорьевского района Алтайского края о признании не действующим отдельных положений решения Новоегорьевского сельского Совета депутатов Егорьевского района Алтайского края от 15 мая 2015 года N 18 "Об утверждении генерального плана муниципального образования Новоегорьевский сельсовет Егорьевского района Алтайского края", установил:
решением Новоегорьевского сельского Совета депутатов Егорьевского района Алтайского края от 15 мая 2015 года N 18 утвержден Генеральный план муниципального образования Новоегорьевский сельсовет Егорьевского района Алтайского края (далее также - Генеральный план).
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее по тексту также - Агентство, Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия указанного нормативного правового акта в части включения в границы МО Новоегорьевский сельсовет Егорьевского района Алтайского края лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Алтайского края, Лебяжинского лесничества Ново-Советского участкового лесничества в квартале 1 выделов 13, 14 площадью 0,0391 га.
В обоснование требований Агентство указывает на несоблюдение порядка согласования проекта генерального плана, предусматривающего перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов (с включением в границы (муниципального образования), установленного статьями 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований", приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N 69 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований", с уполномоченным органом, которым является Федеральное агентство лесного хозяйства в силу пунктов 1, 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Федеральное агентство лесного хозяйства, Новоегорьевский сельский Совет депутатов Егорьевского района Алтайского края, Глава Новоегорьевского сельсовета Егорьевского района Алтайского края, управление Росреестра по Алтайскому краю, Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежаще.
Глава Новоегорьевского сельсовета Егорьевского района Алтайского края представил письменный отзыв в котором возражал против удовлетворения заявленных требований ссылаясь на соблюдения процедур принятия и согласования Генерального плана (л.д. 77-80).
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, участвующая ранее, полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь требованиями статей 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Градостроительному кодексу Российской Федерации, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Муниципальное образование Новоегорьевский сельсовет Егорьевского района Алтайского края наделено статусом сельского поселения с административным центром в с. Новоегорьевское законом Алтайского края от 5 октября 2007 года N 93-ЗС "О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований Егорьевского района Алтайского края" (статья 2). В состав Егорьевского сельсовета включены с. Новоегорьевское, п. Новосоветский, п. Речка-Кормиха, п. Сибирь (часть 2 статьи 2 Устава муниципального образования Новоегорьевский сельсовет Егорьевского района Алтайского края, принятого решением Новоегорьевского сельского Совета депутатов Егорьевского района Алтайского края от 20 марта 2019 года N 9).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 20 части 1, частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение генерального плана сельского поселения и внесение изменений в него относилось к вопросам местного значения, разрешаемого органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Содержание генерального плана поселения, порядок его подготовки и утверждения, особенности согласования проекта генерального плана предусмотрены статьями 23-25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Генеральный план в обязательном порядке содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа (пункт 3 части 3, пункт 2 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план муниципального образования Новоегорьевский сельсовет Егорьевского района Алтайского края принят Новоегорьевским сельским Советом депутатов Егорьевского района Алтайского края в соответствии с Уставом муниципального образования Новоегорьевский сельсовет Егорьевского района Алтайского края, на заседании сорок восьмой сессии шестого созыва представительного органа, на которой присутствовало более 50 процентов от числа избранных депутатов (11 депутатов из 11), абсолютным большинством голосов (11 голосов депутатов и 1 голос главы сельсовета); обнародован посредством его размещения на информационных стенах с. Новоегорьевское, п. Новосоветский, п. Речка-Кормиха, п. Сибирь.
Сведений о включении оспариваемого нормативного правового акта в регистр муниципальных правовых актов в материалах дела не имеется, однако данное обстоятельство с учетом разъяснений пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" не является само по себе основанием для признания нормативного правового акта недействующим.
Таким образом, Генеральный план принят административным ответчиком с соблюдением требований законодательства к форме данного акта, существенных нарушений положений Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования Новоегорьевский сельсовет Егорьевского района Алтайского края, принятого решением Новоегорьевского сельского Совета депутатов Егорьевского района Алтайского края от 6 марта 2015 года N 61, Регламента Новоегорьевского сельского Совета депутатов Егорьевского района Алтайского края, принятого решением Новоегорьевского сельского Совета депутатов Егорьевского района Алтайского края от 25 декабря 2008 года N 40 регулировавших процедуру принятия, опубликования и вступления в силу оспариваемого решения, Новоегорьевским сельским Советом депутатов Егорьевского района Алтайского края не допущено и по этим основаниям Федеральным агентством лесного хозяйства не оспаривалось. Также в материалы административного дела представлены документы, подтверждающие соблюдение порядка подготовки проекта генерального плана, в том числе проведение отдельных согласований и публичных слушаний.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, которые в силу прямого указания закона, в частности, в статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, находятся исключительно в федеральной собственности, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В период подготовки Генерального плана муниципального образования Новоегорьевский сельсовет Егорьевского района Алтайского края действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N 69, который в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в случае включения в соответствии с проектом в границы населенных пунктов земель лесного фонда) закреплял обязанность по направлению уведомления органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе Министерства регионального развития России, которое в свою очередь обладало организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений соответствующих уполномоченных федеральных органов (пункты 2.1 и 2.2).
Федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов, в соответствии с пунктом 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", как в ранее действовавшей редакции в период подготовки оспариваемого акта, так и в редакции, действующей в настоящее время, выступает Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Следовательно, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что границы пос. Новосоветский включают частично земли лесного фонда (общая площадь 0,0391 га), что установлено в ходе мероприятий, поведенных Западно-Сибирским филиалом ФГБУ "Р." по поручению Федерального агентства лесного хозяйства (л.д. 40-43).
Представленные административным истцом доказательства наложения границ не опровергнуты стороной административного ответчика.
Таким образом, в нарушение правил статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект нормативного правового акта в части включения в границы населенного пункта пос. Новосоветский Новоегорьевского сельсовета Егорьевского района Алтайского края земель лесного фонда не согласовывался ни с Минрегионом России, ни с Рослесхозом, что свидетельствует о существенном нарушении порядка подготовки указанного документа территориального планирования.
На основании изложенного, установив отсутствие согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до его принятия, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований и признании Генерального плана муниципального образования Новоегорьевский сельсовет Егорьевского района Алтайского края, утвержденного решением Новоегорьевского сельского Совета депутатов Егорьевского района Алтайского края от 15 мая 2015 года N 18, не действующим в части включения в границы пос. Новосоветский муниципального образования Новоегорьевский сельсовет Егорьевского района Алтайского края земель лесного фонда в указанных ФГБУ "Р." координатах и размере (л.д. 42).
В целях исполнимости судебного акта установление границ пересечений пос. Новосоветский муниципального образования Новоегорьевский сельсовет Егорьевского района Алтайского края подлежит определению в соответствии с чертежом пересечения (наложения) границ населенного пункта с земельными участками земель лесного фонда Лебяжинского лесничества, Советского участкового лесничества составленному федеральным государственным бюджетным учреждением "Р.".
Учитывая, что нормативный правовой акт применялся в течение длительного времени, суд исходя из разъяснений пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признает его недействующим в соответствующей части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении суда о признании нормативного правового акта недействующим подлежит опубликованию.
Согласно положениям статьи 48 Устава муниципального образования Новоегорьевский сельсовет Егорьевского района Алтайского края, утвержденного решением Новоегорьевского сельского Совета депутатов Егорьевского района Алтайского края от 20 марта 2019 года N 9, официальным обнародованием муниципальных правовых актов считается размещение их полных текстов на информационном стенде Администрации сельсовета, а также на информационных стендах в селе Новоегорьевское, поселках Новосоветский, Речка-Кормиха, Сибирь. Следовательно, сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию указанным в Уставе способом.
Исходя из полномочий административного ответчика, а также положений пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" суд полагает, что Новоегорьевский сельский Совет депутатов Егорьевского района Алтайского края является надлежащим административным ответчиком.
Руководствуясь статьями 175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к Новоегорьевскому сельскому Совету депутатов Егорьевского района Алтайского края удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план муниципального образования Новоегорьевский сельсовет Егорьевского района Алтайского края, утвержденный решением Новоегорьевского сельского Совета депутатов Егорьевского района Алтайского края от 15 мая 2015 года N 18, в части включения границы МО Новоегорьевский сельсовет Егорьевского района Алтайского края лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Алтайского края, Лебяжинского лесничества Ново-Советского участкового лесничества в квартале 1 выделов 13, 14 площадью 0,0391 га, имеющие координаты поворотных точек пересечений:
N точки |
X |
Y |
|
Контур 1 |
|
1 |
431842,87 |
1380461,27 |
2 |
431964,46 |
1380382,0 |
3 |
431851,41 |
1380462,1 |
1 |
562014,51 |
1417708,61 |
|
Контур 2 |
|
1 |
431683,31 |
1380449,8 |
2 |
431683,27 |
1380451,15 |
3 |
431680,19 |
1380449,57 |
1 |
431683,31 |
1380449,8 |
Административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к главе Новоегорьевского сельсовета Егорьевского района Алтайского края оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятом решении суда подлежит размещению на информационном стенде Администрации Новоегорьевский сельсовет Егорьевского района Алтайского края, а также на информационных стенда в селе Новоегорьевское, поселках Новосоветский, Речка-Кормиха, Сибирь, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 2 февраля 2023 г. N 3а-127/2023
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании