Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 22 мая 2023 г. N 326-П
Обстоятельства авиационных происшествий с вертолетами Ми-2 RA-20406 и Ми-2 RA-15671
25 ноября 2021 г. вертолет Ми-2 RA-20406 выполнил перелет с посадочной площадки Лангепас (ХМАО-Югра) на посадочную площадку Покачи (Нижневартовский район, ХМАО-Югра) с целью выполнения авиационных работ по маршруту: посадочная площадка Покачи - геоточки N 1, N 2, N 3 Северо-Егурьяхского месторождения (ХМАО-Югра) и обратно. На борту вертолета находились командир воздушного судна (далее - КВС) и два служебных пассажира (представители заказчика по осмотру скважин).
Комиссией по расследованию авиационного происшествия (далее - АП) установлено, что после взлета вертолета с посадочной площадки Покачи и следовании по маршруту, КВС выполнил перелет вертолета в геоточку N 3, произвел посадку на площадку, подобранную с воздуха, и высадил пассажиров. В процессе ожидания КВС двигатель не выключал, шаг несущего винта (далее - HB) не сбрасывал, вертолет удерживал во "взвешенном" состоянии. На 10 мин ожидания КВС отметил резкий клевок вертолета вправо и, воздействуя на органы управления, пытался его выровнять в плоскости горизонта. Дальнейшее опрокидывание вертолета на правый борт привело к ударению лопастями HB о подстилающую поверхность, последующему неуправляемому движению и перевороту. Из-за разрушения конструкции топливных баков и утечки топлива произошло возгорание вертолета. КВС закрыл пожарные краны, выключил двигатели, обесточил вертолет и покинул кабину через правую дверь. В результате АП КВС и служебные пассажиры (на момент возгорания вертолета находились на безопасном расстоянии) не пострадали, вертолет полностью разрушен и сгорел в наземном пожаре.
Комиссия по расследованию АП отметила, что наиболее вероятно, в ходе длительного удержания вертолета во "взвешенном" состоянии КВС допустил уменьшение значения общего шага НВ. Горячие выхлопные газы двигателей, отбрасываемые НВ в район колес основных опор шасси, создали условия для подтаивания подстилающей снежной поверхности, а повышенные режимы работы двигателей явились источниками вибраций, и могли ослабить прочность покрытия подстилающей поверхности.
По заключению комиссии по расследованию:
"Авиационное происшествие с вертолетом Ми-2 RA-20406 произошло в результате его опрокидывания после проваливания правой стойки шасси в глубокий снег, что привело к удару лопастями НВ о подстилающую поверхность и разрушению конструкции с утечкой топлива и возникновением пожара.
Наиболее вероятно, способствующими факторами явились:
отсутствие в РЛЭ Ми-2, а также в РПП и ППЧЛЭ авиапредприятия соответствующей информации и рекомендаций по предотвращению, распознаванию и парированию эффекта опрокидывания на этапе висения и, как следствие, недостаточные знания и уровень подготовки КВС в данной области;
принятие КВС решения на длительное (более 10 мин) удержание ВС во "взвешенном" состоянии, что могло привести к утомлению и потере концентрации внимания;
неучет КВС характеристик подстилающей поверхности - глубина снежного покрова до 1.5 м, а также воздействия на снежный покров горячих газов, выходящих из двигателей, и вибраций силовой установки, работающей на повышенном режиме;
избыточное уменьшение общего шага НВ, что привело к снижению его тяги и увеличению нагрузки на подстилающую поверхность.".
27 декабря 2021 г. днем по правилам визуальных полетов выполнялся облет магистрального трубопровода вертолетом Ми-2 RA-15671 по маршруту: аэродром Ижевск (Удмуртская Республика) - река Лоза - нефтеперекачивающая станция Арлеть - река Вятка (Кировская область) и обратно. На борту вертолета находились КВС и служебный пассажир.
Комиссией по расследованию АП установлено, что КВС выполнил взлет и полет по маршруту до реки Вятка на высоте около 100 м и скорости около 120 км/ч. Завершив задание, КВС выполнил разворот вправо на 180° с креном 30° и продолжил полет в сторону аэродрома Ижевск на высоте 170 м и скорости около 150 км/ч. По данным GPS-трекера, после левого доворота в направлении аэродрома Ижевск произошло уменьшение скорости до 60 км/ч и высоты до 70 м с вертикальной скоростью снижения 6 м/с. В дальнейшем произошло энергичное изменение направления полета вправо с уменьшением скорости полета до 14 км/ч, увеличением вертикальной скорости снижения до 12 м/с и последующее столкновение вертолета с кронами деревьев (высота около 30 м) и земной поверхностью. КВС после АП по мобильному телефону вышел на связь с РП АДЦ Ижевск и доложил о произошедшем. Место АП обнаружено наземными службами спасения спустя 9 часов. В результате АП вертолет разрушен, пожара не было, КВС скончался на месте, служебный пассажир скончался 13 января 2022 г. в больнице г. Ижевск.
Комиссия по расследованию АП отметила, что по результатам исследования главного редуктора ВР-2 N 474253023 вертолета Ми-2 RA-15671 в ФАУ "Авиационный регистр Российской Федерации" причиной отказа явилась потеря кинематической связи между приводом вала несущего винта и приводом хвостового вала.
GPS-трекер из-за отсутствия GPRS сети сотовых операторов перестал передавать информацию за 14,5 км до места АП, что оказало затруднение в поиске потерпевшего крушение вертолета. Система КОСПАС-САРСАТ не зарегистрировала срабатывания аварийного маяка АРМ-406 вертолета Ми-2 RA-15671.
По заключению комиссии по расследованию:
"Причиной авиационного происшествия с вертолетом Ми-2 RA-15671 явился отказ в полете главного редуктора ВР-2, выразившийся в потере кинематической связи межу приводом вала несущего винта и приводом хвостового вала трансмиссии, что привело к потере путевого управления и необходимости выполнения вынужденной посадки на лес.
Причиной потери кинематической связи межу приводом вала несущего винта и приводом хвостового вала трансмиссии явилось разрушение опорного бурта стакана 42.12.0174.
Разрушение опорного бурта стакана явилось следствием неудовлетворительной осевой фиксации наружного кольца подшипника 6-3156211Б между упорным кольцом 42.12.0317 и фланцем стакана 42.12.0174.
Авиационному происшествию способствовал недостаток ремонтной документации, выразившийся в отсутствии требования контроля толщины опорного бурта стакана 42.12.0174 при выполнении капитального ремонта редуктора ВР-2.
На тяжесть последствий авиационного происшествия могло повлиять продолжительное проведение ПСО(Р). При этом комиссия по расследованию не выявила нарушений нормативных документов, которые могли способствовать увеличению времени поисковых работ.".
Подробная информация о результатах расследования авиационных происшествий с вертолетами Ми-2 RA-20406 и Ми-2 RA-15671 приведена в Окончательных отчетах, размещенных на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 22 мая 2023 г. N 326-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.