Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 12 мая 2023 г. N вн2.2-1/2221
на проект федерального закона N 326718-8 "О безопасности людей на водных объектах",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона устанавливает регулирование в отношении общих вопросов обеспечения безопасности людей на водных объектах, а также видов деятельности, связанных с использованием маломерных судов, пляжей, переправ, наплавных мостов.
Согласно части 1 статьи 1 проекта предметом его регулирования являются отношения, возникающие при обеспечении безопасности людей на водных объектах. Вместе с тем отдельные положения законопроекта (статьи 19 - 22) касаются порядка государственной регистрации маломерных судов, их классификации, типов маломерных судов и порядка предоставления права на их управление, что регулируется иными законодательными актами - Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) и Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ). Проектные положения не согласуются с нормами КТМ РФ и КВВТ РФ, например, в части полномочий Правительства Российской Федерации (часть 2 статьи 19 проекта и статья 35 КВВТ РФ), видов документов, которые должны находиться на маломерных судах (часть 2 статьи 20 проекта и статья 27 КТМ РФ, статья 14 КВВТ РФ), государственной регистрации маломерных судов (статья 21 проекта и статья 13 КВВТ РФ, статья 33 КТМ РФ). Аналогичные замечания относятся к проектным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статьи 5 и 15), которые следует соотнести с пунктом 112 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Предлагаемый вид государственного контроля (надзора) (статья 26 проекта) не соответствует пункту 6 части 4 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Используемое в части 1 статьи 1 понятие "поверхностные водные объекты общего пользования или их части" следует определить для целей законопроекта, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) к таким водным объектам также относятся болота, родники, гейзеры, ледники, снежники.
В статье 8 проекта необходимо определить взаимосвязь Государственной инспекции по маломерным судам с федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 2 статьи 4 проекта, поскольку инспекция является его структурной единицей (подразделением), а не самостоятельным государственным органом (см. пункт 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868).
Согласно части 3 статьи 11 законопроекта ежегодное предоставление в Государственную инспекцию декларации о выполнении обязательных требований возлагается на "лицо, использующее пляж". В целях исключения правовой неопределенности в законопроекте следует уточнить правовой статус такого лица. Обращаем внимание, что согласно части 2 статьи 50 ВК РФ использование необходимой для эксплуатации пляжей акватории водных объектов осуществляется на основании заключенного договора водопользования правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования. Аналогичные замечания относятся к статьям 12-14 законопроекта в части обеспечения безопасности людей на водных объектах при использовании переправ, ледовых переправ, наплавных мостов.
Законопроектом предусматривается ответственность владельцев маломерных судов (часть 3 статьи 18, часть 7 статьи 21, часть 11 статьи 25) и лиц, управляющих маломерными судами (часть 5 статьи 20). Однако в отношении лиц, декларирующих соблюдение обязательных требований при использовании пляжей, переправ и наплывных мостов (статьи 11-14), такие положения в законопроекте отсутствуют.
Положения пунктов 6 и 7 части 6 статьи 26 законопроекта противоречат статье 24 законопроекта и статье 65 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части возможности проведения освидетельствования и установления его результатов инспектором по маломерным судам.
Иные замечания правового и юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.