Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера", приказов МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", от 31.07.2020 N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения", в целях создания и поддержания в постоянной готовности муниципальной системы оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории городского округа Похвистнево, руководствуясь ст. 6, 23 Устава городского округа Похвистнево, Администрация городского округа постановляет:
1. Утвердить Положение о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения и информирования населения городского округа Похвистнево Самарской области (приложение).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Похвистневский вестник" и разместить на официальном сайте Администрации городского округа.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы городского округа Пензина Е.А.
Глава городского округа |
С.П. Попов |
Утверждено
постановлением Администрации
городского округа Похвистнево
Самарской области
от 01.03.2023 N 208
Положение
о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения и информирования населения городского округа Похвистнево Самарской области
I. Общие положения
1.1. Положение о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения и информирования населения городского округа Похвистнево (далее - Положение) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в целях реализации полномочий органа местного самоуправления по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
1.2. Настоящее Положение определяет основные понятия, структуру, основные задачи, порядок задействования, создания, использования, развития и поддержания в готовности муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения и информирования населения городского округа Похвистнево (далее - МАСЦО).
1.3. МАСЦО представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до населения, органов управления и сил гражданской обороны и муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории городского округа Похвистнево (далее - городское звено ТП РСЧС).
1.4. Уровни систем оповещения населения на территории городского округа Похвистнево:
1.4.1. На муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения и информирования населения городского округа Похвистнево (МАСЦО).
1.4.2. На объектовом уровне - локальная и объектовая системы оповещения (на потенциально опасных объектах и в организациях с одномоментным нахождением более 50 человек (включая персонал), а также на социально важных объектах и объектах жизнеобеспечения населения (далее - ЛСО).
1.5. Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 31.07.2020 N 578/365.
На системы оповещения населения оформляются паспорта, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении N 2 вышеназванного совместного приказа.
Паспорт МАСЦО разрабатывается отделом ГО и ЧС Администрации городского округа и утверждается Главой городского округа Похвистнево.
Паспорта локальных и объектовых систем оповещения разрабатываются должностными лицами организаций, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утверждаются руководителями организаций и один экземпляр паспорта направляется в отдел ГО и ЧС Администрации городского округа Похвистнево.
1.6. МАСЦО сопрягается с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения Самарской области.
Системы оповещения населения городского округа Похвистнево всех уровней должны технически и программно сопрягаться (взаимодействовать) между собой, обеспечивая обработку поступающих от них данных в автоматизированном режиме.
II. Основные понятия
2.1. Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
2.2. Система оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении ЧС природного и техногенного характера - это организационно-техническое объединение сил и технических средств связи и оповещения, сетей телерадиовещания и связи, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
2.3. Оповещение населения о ЧС - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
2.4. Информирование населения о ЧС - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и обеспечения пожарной безопасности.
2.5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о ЧС, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
2.6. Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
2.7. Уличный пункт оповещения - это оборудование оповещения, в состав которого входит: сирена и блок управления. Его запуск обеспечивается по проводной сети связи.
III. Структура и основные задачи систем оповещения
3.1. Состав МАСЦО городского округа Похвистнево:
3.1.1. Аппаратура оповещения пункта управления единой дежурно-диспетчерской службы г.о. Похвистнево и м. р. Похвистневский (далее - ЕДДС) на базе комплекса программно-технических средств оповещения АСО-8.
3.1.2. Автономные и автоматизированные средства оповещения, установленные на территории городского округа Похвистнево.
3.1.3. Средства оповещения (мобильные громкоговорящие установки), установленные на автомобильном транспорте (межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России "Похвистневский"), (35 пожарно-спасательного противопожарной службы Самарской области).
3.1.4. Ручные средства оповещения (ручные электромегафоны, мобильные аудиосистемы).
3.1.5. Местная и сотовая телефонная связь с экстренными оперативными службами и организациями, обеспечивающими жизнедеятельность населения.
3.1.6. Сети кабельного и эфирного телерадиовещания.
3.1.7. Информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет".
3.2. Пункты управления, с которых осуществляется управление соответствующих систем оповещения различного уровня:
3.2.1. Муниципального уровня - из пункта управления ЕДДС.
3.2.2. Объектового уровня - с пунктов управления организаций, на объектах которых созданы локальные и объектовые системы оповещения.
3.3. Основные задачи МАСЦО:
3.3.1. Обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
- руководящего состава гражданской обороны и городского звена ТП РСЧС;
- сил и средств, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории городского округа Похвистнево;
- дежурно-диспетчерских служб организаций, предприятий и социально значимых объектов и т.п.;
- населения, проживающего на территории городского округа.
3.3.2. Обучение населения по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах при помощи планируемых пунктов уличного оповещения и информирования населения.
3.4. Основная задача ЛСО:
3.4.1. Доведение сигналов оповещения и экстренной информации до руководителей и персонала потенциально опасных объектов.
3.4.2. Доведение сигналов оповещения и экстренной информации до населения, проживающего вблизи от потенциально опасных объектов в зоне действия ЛСО.
IV. Порядок задействования систем оповещения
4.1. Задействование по предназначению МАСЦО планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения городского округа Похвистнево и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.2. Решение о задействовании систем оповещения населения принимается соответственно:
4.2.1. МАСЦО - Главой городского округа Похвистнево либо лицом, его замещающим. В экстренных случаях, при отсутствии связи с Главой городского округа Похвистнево либо лицом, его замещающим, решение о задействовании МАСЦО принимает начальник отдела ГО и ЧС Администрации городского округа Похвистнево с последующим информированием Главы городского округа Похвистнево либо лица, его замещающего.
4.2.2. ЛСО - руководителем организации, на объектах которой развернута локальная (объектовая) система оповещения либо лицом, его замещающим.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
4.3. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения:
4.3.1. В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
4.3.2. В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
4.3.3. В ручном режиме функционирования:
- уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Основной режим функционирования МАСЦО автоматизированный.
4.4. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
4.4.1. Сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем.
4.4.2. Сети проводного радиовещания.
4.4.3. Сети кабельного телерадиовещания.
4.4.4. Сети эфирного телерадиовещания.
4.4.5. Сети связи операторов связи и ведомственные.
4.4.6. Информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет".
4.4.7. Громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
4.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "Внимание всем!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.
4.6. Непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещения осуществляются дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС, дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения.
Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) городского округа Похвистнево.
4.7. Орган повседневного управления (ЕДДС) получив информацию или сигналы оповещения, подтверждает их получение, немедленно доводит полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств городского звена ТП РСЧС.
4.8. В секторе индивидуальной жилой застройки, не охваченном МАСЦО, сигналы оповещения и экстренная информация до населения доводятся с помощью специальных транспортных средств с установленными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (с помощью сигнальных громкоговорящих установок, размещенных на подвижных транспортных средствах) и электромегафонов.
V. Развитие и поддержание в готовности систем оповещения
5.1. Поддержание МАСЦО в готовности организуется и осуществляется Администрацией городского округа Похвистнево и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий.
5.2. Готовность систем оповещения населения достигается:
5.2.1. Наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения.
5.2.2. Наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки.
5.2.3. Наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки.
5.2.4. Наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения.
5.2.5. Готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
5.2.6. Регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения.
5.2.7. Своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения.
5.2.8. Наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения.
5.2.9. Своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
5.3. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
5.3.1. Комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения.
5.3.2. Технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
5.4. Комплексные проверки готовности МАСЦО проводятся четыре раза в год в рамках проверки региональной системы оповещения населения комиссией в составе представителей постоянно действующего органа управления РСЧС и органа повседневного управления РСЧС муниципального образования, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание на территории городского округа Похвистнево, задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время.
По решению КЧС и ОПБ городского округа Похвистнево могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности МАСЦО, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 31.07.2020 N 578/365, а также положений о региональной системе оповещения и настоящего Положения.
По результатам комплексной проверки готовности МАСЦО населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
5.5. Технические проверки готовности к задействованию МАСЦО проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей оперативным диспетчером ЕДДС путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка", при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
5.6. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
5.7. Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
5.8. В целях развития МАСЦО отдел ГО и ЧС Администрации городского округа разрабатывает план развития МАСЦО и информирования населения городского округа Похвистнево (далее - План). План утверждается Главой городского округа Похвистнево. После утверждения бюджета городского округа Похвистнево на текущий год, в План ежегодно вносятся корректировки.
5.9. Финансирование мероприятий по созданию, развитию и содержанию систем оповещения осуществляется:
5.9.1. МАСЦО - за счет средств бюджета городского округа Похвистнево.
5.9.2. ЛСО - за счет организаций, их создавших (за счет средств собственника объекта).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа Похвистнево Самарской области от 1 марта 2023 г. N 208 "Об утверждении Положения о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения и информирования населения городского округа Похвистнево Самарской области"
Вступает в силу с 1 марта 2023 г.
Опубликование:
газета "Похвистневский вестник" от 9 марта 2023 г. N 9