В соответствии с пунктом 19.1 части 1 статьи 15, пунктом 26 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, с пунктом 22 части 1 статьи 4 Устава Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, администрация Торбеевского муниципального района постановляет:
1. Внести изменения в приложение 1, 3 к постановлению Администрации Торбеевского муниципального района от 02.10.2019 г N 524 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры и туризма Торбеевского муниципального района на 2019 - 2025 годы":
1.1. Приложение 1, 3 к постановлению Администрации Торбеевского муниципального района от 02.10.2019 г. N 524 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры и туризма Торбеевского муниципального района на 2019 - 2025 годы" изложить в следующей редакции:
"Приложение 1
к постановлению администрации
Торбеевского муниципального района
от "02" октября 2019 г. N 524
Паспорт
муниципальной программы "Развитие культуры и туризма Торбеевского муниципального района на 2019 - 2025 годы"
Наименование Программы |
Муниципальная программа "Развитие культуры и туризма Торбеевского муниципального района на 2019 - 2025 годы" (далее - Программа) |
Муниципальный заказчик - координатор Программы |
Администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия |
Дата принятия решения о разработке муниципальной программы, дата утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Постановление администрации Торбеевского муниципального района от 02.10.2019 N 524 |
Ответственный исполнитель муниципальной программы, основные разработчики муниципальной программы |
Администрация Торбеевского муниципального района, отдел по культуре управления по социальной работе
|
Программно-целевые инструменты |
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 18.07.2019), Устав Торбеевского муниципального района, утверждённый Решением Совета депутатов от 17.01.2006 г, N 195. |
Цели Программы |
Цель Программы - развитие отрасли культуры путем сохранения и возрождения историко-культурного наследия Торбеевского района, сохранения и развития системы музейного и библиотечного дела, художественного образования, поддержки искусства, традиционной народной культуры и культурных инноваций, литературы, творческого и технологического совершенствования культурной сферы и обеспечения досуга жителей района. |
Задачи Программы |
Задачами Программы являются: сохранение и возрождение историко-культурного наследия Торбеевского района; обеспечение сохранности памятников истории и культуры на территории Торбеевского района; сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований; сохранение и развитие библиотечного дела; сохранение и развитие традиционной народной культуры, промыслов и ремесел; поддержка инновационных и творческих проектов в сфере культуры Торбеевского муниципального района; повышение качества услуг в сфере культуры, предоставляемыми муниципальными учреждениями культуры, образовательными учреждениями дополнительного образования детей Торбеевского муниципального района; продвижение Торбеевского района, Республики Мордовия во внутреннем и внешнем культурно-туристическом пространстве; укрепление и модернизация материально-технической базы объектов культуры Торбеевского муниципального района. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Доля населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых учреждениями культуры Торбеевского муниципального района; количество зрителей и слушателей, посетивших культурно-досуговые мероприятия в учреждениях культуры Торбеевского муниципального района; количество мероприятий, проводимых учреждениями культуры Торбеевского муниципального района; - доля обучающихся в образовательных учреждениях дополнительного образования детей Торбеевского муниципального района. - количество посещений библиотек на 1 тыс. жителей; - количество районных конкурсов, фестивалей, праздников; - завершение ремонтных работ (количество учреждений). |
Сроки реализации программы |
С 2019 по 2025 год; |
Перечень подпрограмм (мероприятий) |
Подпрограмма "Культура" Основное мероприятие "Музыкальное искусство, концертная деятельность". Основное мероприятие "Изобразительное искусство и выставочная деятельность". Основное мероприятие "Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия". Основное мероприятие "Сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры, поддержка народного творчества и культурно-досуговой деятельности". Основное мероприятие "Развитие библиотечного дела". Основное мероприятие "Развитие инфраструктуры сферы культуры и искусства". Подпрограмма "Туризм" Основное мероприятие "Развитие приоритетных видов туризма". Основное мероприятие "Рекламно-информационное обеспечение туризма". Подпрограмма "Обеспечение условий реализации Программы" Основное мероприятие "Совершенствование обеспечения реализации Программы". Основное мероприятие "Обеспечение функций Централизованной бухгалтерии учреждений культуры". |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
Решение проблем, поставленных в Программе, в период 2019 - 2025 годов позволит достичь следующих результатов: создать благоприятные условия для доступа населения к культурным ценностям; увеличить число жителей, пользующихся услугами культурно-досуговых учреждений, библиотек; разнообразить формы и методы культурно-досуговой деятельности по воспитанию у населения к самобытным культурным ценностям, профилактике правонарушений среди детей и подростков, популяризации среди них здорового образа жизни; увеличить число посещений библиотек, сохранить и развить систему художественного образования, развить творческий потенциал молодежи, поддержать молодые дарования. |
Исполнители и Соисполнители Программы |
Учреждения культуры Торбеевского муниципального района. |
Контроль за исполнением Программы |
Обеспечение ежегодной периодической отчетности о реализации программных мероприятий. Ежегодные итоги выполнения представляются в Министерство культуры и туризма Республики Мордовия и администрацию Торбеевского муниципального района. Контроль за рациональным использованием выделяемых финансовых средств - 1 раз в полугодие. Контроль за качеством реализуемых программных мероприятий. |
Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Культура Торбеевского муниципального района, являясь неотъемлемой частью культуры Республики Мордовия и России, вносит в общую картину духовной жизни своё неповторимое своеобразие, является важнейшим гуманитарным ресурсом социально-экономического развития района. Районная культурная политика, ключевым компонентом которой являются традиции, сформированные на истории земли Торбеевского, должна способствовать воспитанию у населения гражданственности, патриотизма, создавать необходимую атмосферу для созидательного и творческого труда.
Программа ориентирована на оптимизацию развития отрасли, призвана обеспечить максимальное соответствие ее современным потребностям населения, повышение роли культуры в формировании активной личности, равный доступ к культурным ценностям социально незащищенных слоев населения.
Программа учитывает новые экономические и социальные факторы общественных отношений, связанных с развитием различных форм собственности, возрастающую роль местного самоуправления и недостаточное финансирование отрасли.
Программа определяет цели, задачи и направления развития сфер культуры и туризма, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Реализация Программы осуществляется в трех значимых сферах экономики: культура, туризм и образование.
Программа представляет в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение целей государственной программы, а также на решение наиболее важных текущих и перспективных задач, обеспечивающих реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственной основы развития личности и государства, единство российского общества, развитие туризма для приобщения граждан к культурному и природному наследию.
Программа построена по схеме, включающей следующие основные мероприятия:
музыкальное искусство, концертная деятельность;
изобразительное искусство, выставочная деятельность;
сохранение культурного наследия Мордовии;
государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия;
сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры, поддержка народного творчества и культурно-досуговой деятельности;
развитие библиотечного дела;
межрегиональное культурное сотрудничество;
развитие инфраструктуры сферы культуры и искусства;
развитие приоритетных видов туризма;
рекламно-информационное обеспечение туризма;
совершенствование обеспечения реализации Программы;
В качестве целевых индикаторов программы используются:
количество культурно-досуговых проводимых учреждениями культуры;
количество библиотек;
число пользователей библиотек;
удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых учреждениями культуры;
количество библиографических записей;
доля публичных библиотек, подключенных к сети "Интернет", в общем количестве библиотек;
доля учащихся детских школ искусств в творческих мероприятиях (доля участников от общего числа обучающихся детей);
объем платных услуг в сфере культуры.
Правовой основой деятельности культурно-досуговых учреждений являются Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 18.07.2019), Устав Торбеевского муниципального района РМ, утверждённый Решением Совета депутатов от 17.01.2006 г, N 195.
Указанные нормативные правовые акты определяют полномочия органов местного самоуправления в области культуры, основные принципы организации деятельности культурно-досуговых учреждений, а также меры государственного регулирования развития деятельности указанных учреждений.
Разработка данной программы объективна, поскольку сельские учреждения культуры остались единственными многофункциональными культурно-досуговыми учреждениями на селе, влияющими на все сферы государственного и общественного бытия, сохранение нравственных ориентиров личности.
Торбеевский район - один из исторических и культурных районов Республики Мордовия. В сфере культуры на территории района действуют 3 юридических лица: МБУК "Торбеевский РДК", включающий 16 сельских клубов - структурных подразделений, МБУК "Районная библиотека" п. Торбеево с 16 сельскими библиотеками - структурными подразделениями, МБУ ДО "Школа искусств п. Торбеево".
В учреждениях культуры -107 клубных формирования, 73 любительских объединений, клубов по интересам, 3 коллектива имеют звание "Народный", 3 - звание "Образцовый".
Культурно-досуговыми учреждениями ежегодно проводится свыше трёх тысяч мероприятий, направленных на решение социальных проблем. Успешно реализуются программы по патриотическому воспитанию, организации досуга детей и молодежи, семейному отдыху, профилактике наркомании, алкоголизма, безнадзорности и правонарушений, по пропаганде здорового образа жизни.
Программными мероприятиями планируется охватить свыше 12 тысяч человек различных категорий населения, что составит более 60 процентов населения Торбеевского района.
В то же время в культуре остается множество проблем. Обострилась проблема кадрового обеспечения (20% специалисты пенсионного возраста). Приток молодых кадров отсутствует.
Продолжается процесс старения фондов библиотек, нуждается в развитии процесс информатизации и компьютеризации библиотек.
Уровень использования современных информационных технологий в целом по отрасли остается крайне недостаточным и вина этому слабый уровень технической оснащенности, отсутствие единого информационного пространства, доступного как организациям и отдельно представителям культуры, так и в целом потребителям культурных продуктов и услуг. В этой связи эффективное использование электронных информационных ресурсов и, в частности, Интернета, становится одной из первоочередных задач информационного обслуживания.
Необходимо обновление музыкальных инструментов в МБУ ДО "Школа искусств п. Торбеево".
Острой проблемой остается обеспечение клубных учреждений музыкальными инструментами, звуковой и световой аппаратурой, мебелью, компьютерной и оргтехникой, телефонной связью. Учреждения культуры района нуждаются в капитальном ремонте.
Таким образом, в настоящее время наиболее значимыми проблемами в сфере культуры Торбеевского муниципального района являются:
- несоответствие материально-технической базы муниципальных учреждений культуры современным требованиям;
- сохранение и развитие системы дополнительного образования в сфере культуры;
- недостаточное формирование книжных фондов, информационное обеспечение библиотек района;
- необходимость совершенствования культурно-досуговой деятельности, организуемой муниципальными учреждениями культуры;
- необходимость более ответственного отношения к ремонту и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Торбеевском муниципальном районе;
- более активное выявление и поддержка молодых дарований.
Программа направлена на интеграцию усилий следующих субъектов деятельности в сфере культуры Торбеевского муниципального района: МБУК "Торбеевский РДК", МБУ ДО "Школа искусств п. Торбеево", МБУК "Районная библиотека" п. Торбеево, сельских учреждений культуры Торбеевского муниципального района, являющихся структурными подразделениями, как основных потребителей услуг в сфере культуры, общественных организаций, творческих объединений.
Ряд новых задач в области культурной политики требует корректировки сложившихся приоритетов и переноса акцентов на дальнейшее развитие накопленного потенциала. При этом культура рассматривается как целостная система духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни.
Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры в Торбеевском муниципальном районе, с процессами, происходящими в обществе, делают использование программно-целевого метода для решения проблем отрасли культуры Торбеевского муниципального района необходимым условием ее дальнейшего развития.
Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к невозможности проведения единой государственной политики в сфере культуры Торбеевского муниципального района. К наиболее серьезным рискам можно отнести:
- потерю части объектов культуры вследствие опережения темпов их износа по отношению к темпам их восстановления и консервации;
- снижение библиотечного обслуживания населения Торбеевского муниципального района, эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений, а также творческих коллективов;
- потерю квалифицированных кадров в отрасли культуры Торбеевского муниципального района;
- уменьшение количества объектов культуры Торбеевского муниципального района, отвечающих современным требованиям;
- нарушение единого информационного и культурного пространства на территории Торбеевского муниципального района;
- нарушение принципа равного доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп населения Торбеевского муниципального района.
Мероприятия программы направлены на оптимизацию расходования бюджетных средств, сосредоточение ресурсов на решении приоритетных задач, ориентацию деятельности на достижение общественно значимых результатов. Поддержание стабильности и устойчивого развития сферы культуры является фундаментальным условием социальной безопасности и комфортности проживания. Приоритетное развитие культуры будет утверждаться не только традиционным бюджетным финансированием, но и новыми формами бюджетного финансирования (субсидии для выполнения муниципального задания), а также поощрением благотворительности и меценатства в сфере культуры, развитием платных услуг.
В результате реализации Программы востребованность услуг в сфере культуры будет возрастать, продолжится формирование культурных запросов населения Торбеевского муниципального района, приобщение его к ценностям отечественной и мировой культуры, возрождение и развитие профессионального искусства и народного творчества.
Программа учитывает положения государственной программы Республики Мордовия "Развитие культуры и туризма", утвержденной Постановлением правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 г. N 579 (с изменениями на 28 февраля 2019 года)
Программа содержит 3 подпрограммы, сформированные по функциональным и проблемным признакам, которые отражают основные направления государственной культурной политики.
Цели и задачи, целевые индикаторы и показатели программы, сроки и этапы ее реализации
Целями данной программы являются:
- развитие отрасли культуры путем сохранения и возрождения историко-культурного наследия Торбеевского района, сохранения и развития системы и библиотечного дела, художественного образования, поддержки искусства, традиционной народной культуры и культурных инноваций, литературы, творческого и технологического совершенствования культурной сферы и обеспечения досуга жителей района.
- повышение качества жизни населения Республики Мордовия путем предоставления возможности саморазвития через регулярные занятия творчеством по свободно выбранному направлению, воспитание (формирование) подрастающего поколения в духе культурных традиций страны, создание условий для развития творческих способностей и социализации современной молодежи, самореализации и духовного обогащения творчески активной части населения, полноценного межнационального культурного обмена;
- обеспечение достойной оплаты труда работников учреждений культуры как результат повышения качества и количества оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг;
- развитие и сохранение кадрового потенциала учреждений культуры;
- повышение престижности и привлекательности профессий в сфере культуры;
- сохранение культурного и исторического наследия народов Российской Федерации, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации;
- создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры, внутреннего и въездного туризма;
- создание системы патриотического воспитания граждан, проживающих на территории Республики Мордовия.
Задачами Программы являются:
- повышение качества и расширение спектра государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры;
- сохранение и возрождение историко-культурного наследия Торбеевского района;
- обеспечение сохранности памятников истории и культуры на территории Торбеевского района;
- сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований;
- сохранение и развитие библиотечного дела;
- сохранение и развитие традиционной народной культуры, промыслов и ремесел;
- укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений культуры и искусства.
- создание условий для творческой самореализации граждан;
- вовлечение населения в создание и продвижение культурного продукта;
- участие сферы культуры и туризма в формировании комфортной среды жизнедеятельности населенных пунктов;
- продвижение Торбеевского района, Республики Мордовия во внутреннем и внешнем культурно-туристическом пространстве;
- сохранение и развитие историко-культурного наследия, формирование культурной самобытности на территории района;
- создание условий для организации массового отдыха, досуга и обеспечения жителей услугами культуры;
- духовное развитие, повышение качества жизни населения путем активного приобщения граждан к культурным ценностям и культурным благам;
- формирование национального самосознания человека - гражданина, воспитание подрастающего поколения на основе патриотических и нравственных ценностей в духе уважения к отечественной культуре и историко-культурному наследию;
формирование актуальной культурной политики, сохранение и развитие традиционной народной и современной культуры;
- обеспечение свободы творчества и прав граждан, проживающих на территории, в сфере культуры.
- поддержка инновационных и творческих проектов в сфере культуры Торбеевского муниципального района;
- повышение качества услуг в сфере культуры, предоставляемыми муниципальными учреждениями культуры, образовательными учреждениями дополнительного образования детей Торбеевского муниципального района;
- улучшение условий труда и стимулирование творческих работников учреждений культуры;
- обеспечение конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям;
- создание условий для внедрения инновационной и проектной деятельности в сфере культуры
- вовлечение в добровольческую (волонтерскую) деятельность работников культуры, проживающих на территории Торбеевского муниципального района.
Цели и задачи Программы соответствуют целям и задачам республиканской целевой программы в сфере культуры, в рамках которой могут быть привлечены субсидии из республиканского бюджета на софинансирование мероприятий Программы.
Показатели (индикаторы) реализации программы
Целевыми показателями и индикаторами достижения целей и решения задач Программы являются:
- доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда, %;
- уровень удовлетворенности населения качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры, %;
- доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, (в %);
- доля специалистов муниципальных учреждений культуры, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации от общего числа работников культуры, %;
- соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", и средней заработной платы в Республике Мордовия, (в %).
Значения целевых показателей и индикаторов достижения целей и решения задач государственной программы приведены в приложении 2.
Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации программы
В результате реализации Программы предполагается обеспечить достижение следующих ожидаемых конечных результатов:
- повышение уровня удовлетворенности населения качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры;
- увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения;
- увеличение количества специалистов муниципальных учреждений культуры, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации, от общего числа работников культуры;
- достижение уровня средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", до 100% от средней заработной платы по Республике Мордовия.
Срок реализация муниципальной программы - 2019 - 2025 годы.
Обобщенная характеристика основных мероприятий программы, подпрограмм
Подпрограммы и включенные в них мероприятия, а также районная целевая программа представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение целей Программы, а также на решение наиболее важных текущих и перспективных задач, обеспечивающих реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственной основы развития личности и государства, единство российского общества, развитие туризма для приобщения граждан к культурному и природному наследию, создание системы патриотического воспитания граждан, проживающих на территории Республики Мордовия.
Подпрограмма "Культура" построена по схеме, включающей следующие основные мероприятия:
музыкальное искусство, концертная деятельность;
изобразительное искусство, выставочная деятельность;
сохранение культурного наследия Мордовии;
государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия;
сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры, поддержка народного творчества и культурно-досуговой деятельности;
развитие библиотечного дела;
развитие инфраструктуры сферы культуры и искусства.
В качестве целевых индикаторов подпрограммы используются:
Количество культурно-досуговых мероприятий, проводимых, учреждениями культуры;
количество библиотек;
число пользователей библиотек;
число посетителей библиотек;
удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых учреждениями культуры;
доля публичных библиотек, подключенных к сети "Интернет", в общем количестве библиотек;
доля учащихся МОУ ДО "Школы искусств п. Торбеево" в творческих мероприятиях (доля участников от общего числа обучающихся детей).
Подпрограмма "Туризм" включает основные мероприятия:
развитие приоритетных видов туризма;
рекламно-информационное обеспечение туризма.
объем платных услуг в сфере культуры, туризма и отдыха;
оборот общественного питания.
В целях реализации Программы приказами директоров учреждений культуры Торбеевского муниципального района Республики Мордовия утверждаются Комплексный план действий по реализации программы и перечень мероприятий, выполняемых в плановом году в рамках основных мероприятий подпрограмм Программы.
В подпрограмме "Обеспечение условий реализации программы" выделяются мероприятия:
совершенствование обеспечения реализации программы;
Перечень и описание программных мероприятий
Состав основных мероприятий программы определен исходя из необходимости достижения ее целей и задач, может корректироваться по мере решения задач программы.
Достижение целей и решение задач Программы будет осуществляться путем скоординированного выполнения комплекса мероприятий Программы по следующим направлениям:
1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия Торбеевского муниципального района.
2. Развитие культурно-досуговой деятельности и патриотического воспитания населения Торбеевского муниципального района.
3. Развитие народного художественного творчества муниципальных учреждений культуры, образовательных учреждений дополнительного образования детей Торбеевского о муниципального района.
4. Поддержка и распространение лучших традиций и достижений национальной народной культуры Торбеевского муниципального района.
5. Методическая работа по повышению квалификации и оказание практической помощи работникам культуры Торбеевского муниципального района.
6. Предоставление библиотечных услуг населению Торбеевского муниципального района.
7. Создание условий, обеспечивающих востребованность участия добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров) в решении социальных задач, а также повышение признания добровольчества (волонтерства) в обществе;
поддержка деятельности существующих и создание условий для возникновения новых добровольческих (волонтерских) организаций в сфере культуры Торбеевского муниципального района;
реализация мер на нематериальное поощрение и поддержка работников культуры, участвующих в добровольческой деятельности (вручение дипломов и грамот);
Программные мероприятия предполагают организацию и проведение обще районных мероприятий и конкурсов, проводимых в целях организации досуга различных возрастных и социальных категорий жителей, сохранения культурных традиций различных этнических и национальных групп, формирования и развития социокультурного пространства района, повышения мотивации специалистов учреждений культуры района, обеспечение деятельности муниципальных бюджетных учреждений культуры. Создание и модернизацию учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, включая обеспечение инфраструктуры (в том числе строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий), приобретение оборудования для оснащения учреждений и привлечение специалистов культурно-досуговой деятельности в целях обеспечения доступа к культурным ценностям и творческой самореализации жителей сельской местности. Перечень программных мероприятий представляет собой укрупненный список мероприятий сгруппированных по основным целям. Такая группировка позволяет варьировать количество мероприятий в рамках заданных направлений и финансовые ресурсы на их проведение. Перечень основных мероприятий программы представлен в приложении 3.
Обоснование ресурсного обеспечения программы
Ресурсное обеспечение программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.
Конкретные мероприятия Программы и объемы ее финансирования из бюджета Торбеевского муниципального района, предусмотренные в приложении к настоящей Программе, уточняются при составлении проекта бюджета Торбеевского муниципального района на соответствующий финансовый год и носят прогнозируемый характер. В рамках реализации подпрограммы "Культура" программы предусматривается выполнение государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
Прогноз сводных показателей государственных (муниципальных) заданий в рамках реализации подпрограммы "Культура" представлен в Приложение 4
Конкретный перечень мероприятий уточняется ежегодно при составлении сметы расходов и формировании муниципальных заданий. (Приложение 5, 6)
Основное мероприятие "Развитие библиотечного дела"
Выполняя важные социальные и коммуникативные функции, библиотеки являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры района, которые предоставляют накопленные ресурсы в пользование обществу.
В рамках основного мероприятия по развитию библиотечного дела планируется проведение следующих мероприятий или групп мероприятий:
расходы по содержанию библиотек;
организация и проведение районных семинаров, конкурсов, конференций и круглых столов;
участие библиотек в республиканских совещаниях, семинарах в области библиотечного дела.
расходы на комплектование книжных фондов библиотек;
расходы на государственную поддержку учреждений и работников;
Основное мероприятие "Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия"
Памятники истории и культуры составляют важную часть национального достояния Республики Мордовия. Они являются визитной карточкой городов и районов республики, формируя их культурно-исторический облик. Объекты культурного наследия характеризуют Мордовию как регион с богатым историческим и культурным прошлым.
В рамках основного мероприятия по охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия предполагается осуществление следующих мероприятий или групп мероприятий:
разработка проектов зон охраны объектов и документации по определению границ территорий объектов культурного наследия, расположенных на территории Торбеевского района;
организация историко-культурной экспертизы проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Основное мероприятие "Развитие инфраструктуры сферы культуры и искусства"
Уровень развития инфраструктурной базы сферы культуры и искусства (библиотек, концертных залов, сельских клубов, ДШИ) является одним из важнейших критериев эффективности функционирования данного направления общественной жизни. Проведение запланированных мероприятий по строительству новых, а также реконструкции и капитальному ремонту имеющихся объектов и учреждений культуры является необходимым условием дальнейшего прогресса отрасли в Торбеевском муниципальном районе.
В рамках основного мероприятия по развитию инфраструктуры сферы культуры и искусства предполагается осуществление следующих мероприятий или групп мероприятий:
организация и проведение строительства и реконструкции объектов культуры;
проведение капитального ремонта структурных подразделений;
укрепление материально-технической базы в том числе:
приобретение оборудования, спортивного инвентаря, мягкого инвентаря, концертных костюмов, обуви, реквизита, проведение противопожарных мероприятий.
Основное мероприятие "Сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры, поддержка народного творчества и культурно-досуговой деятельности"
В Торбеевском муниципальном районе уделяется большое внимание проблемам возрождения, сохранения и популяризации национальной культуры. В рамках этой деятельности проводятся многожанровые мероприятия (фестивали, праздники), что в совокупности способствует обеспечению преемственности поколений в трансляции национальных культурных ценностей.
В рамках основного мероприятия по сохранению, возрождению и развитию традиционной народной культуры, поддержке народного творчества и культурно-досуговой деятельности планируется осуществление следующих мероприятий или групп мероприятий:
расходы по содержанию учреждений культуры;
проведение районных национально-фольклорных праздников, конкурсов и фестивалей народного творчества;
проведение районных фестивалей детского творчества;
проведение районных фестивалей народных мастеров;
проведение творческих мероприятий в рамках празднования памятных дат в истории и культуре России.
Создание условий для организации досуга и обеспечение жителей услугами организаций культуры:
Мероприятия к государственным праздникам проходят обычно в форме митингов, торжественных собраний, концертных программ: День защитника Отечества, Международный женский день, Международный день Весны и Труда, День Победы, День России, День народного единства. Во время проведения государственных праздников будут отмечены жители, внесшие значительный вклад в развитие района. Широко отмечаются профессиональные праздники: "День работников сельского хозяйства", "День учителя", "День медицинского работника", "День местного самоуправления" и др.
- Профессиональные праздники и юбилейные даты включают в себя проведение мероприятий, приуроченных, Дню работника культуры (установлен 25 марта Указом Президента РФ от 27.08.2007), Общероссийскому дню библиотек (отмечается 27 мая с 1995 г.), юбилеям ведущих творческих коллективов района, юбилеям русских и мордовских писателей. В рамках этих праздничных дат запланировано проведение торжественных мероприятий с целью представления населению и общественности района лучших достижений в сфере культуры, с чествованием лучших специалистов сферы культуры в районе, поощрение коллективов и исполнителей, ставших победителями республиканских, российских, международных фестивалей и конкурсов, организация выставок, проведение концертных программ.
- Национальные праздники
Предполагается проведение следующих праздников: Новогодние и Рождественские гуляния, Проводы Зимы, День славянской письменности и культуры, День мордовского языка, "Фестиваль блинов", "Клубникины горы", "От яблочка до родника", "Праздник Святой Троицы", День любви и верности, Праздники села и др. представляет собой массовой народное гуляние, спортивные состязания, выступления фольклорных коллективов, народные игры, обряды, ритуалы.
- Инновационная деятельность предполагает проведение конкурса социально-значимых проектов в сфере культуры, которые направлены на создание условий для творческого поиска новых форм и технологий в предоставлении учреждениями услуг в сфере культуры и искусств, оказание адресной поддержки проектам, направленным на достижение практических результатов по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Конкурс предполагается проводить по следующим номинациям:
- Народное творчество. Досуг;
- Профессиональное искусство;
- Информационные ресурсы;
- Историко-культурное наследие.
- Фестивали, конкурсы включают в себя фестивали и конкурсы, организованные на территории района и участие творческих коллективов и исполнителей в фестивалях и конкурсах за пределами района. Культурно значимыми событиями для района являются ежегодно проводимые фестивали народного творчества "Шумбрат, Мордовия!", "Афганское эхо", "Играй, гармонь", "Пасхальный благовест", "Рождественская звезда". Участие в Республиканском хореографическом конкурсе - фестивале "Ступени", Международном конкурсе "Премьера", во Всероссийском фестивале - конкурсе фольклорных и народно-певческих коллективов "Хрустальный ключ" в городе Богородске нижегородской области, Областном фестивале народного творчества "О чём поёт гончарный круг", в селе Абашево Спасского района Пензенской области, во Всероссийском фестивале-конкурсе мордовской эстрадной песни "Од вий", "Кштима", фестивале инвалидов "Вместе мы сможем больше!", в республиканских: "Околица", "Вольница", "Предания старины народной" и др. Мероприятия этого раздела направлены на обеспечение условий для роста профессионального мастерства исполнителей, поддержку и развитие профессионального и самодеятельного народного творчества, создания эффективной среды обмена опытом, открытия новых имен и дарований.
За период реализации программы планируется организация и поведение на территории района не менее 5 фестивалей и конкурсов ежегодно.
Обоснование выделения подпрограмм и включения в состав программы, реализуемых районных целевых программ
Перечень подпрограмм установлен для достижения целей и задач, определенных основополагающими документами в части развития сфер культуры и туризма, а также системы патриотического воспитания граждан.
Состав подпрограмм и районной целевой программы рассчитан на взаимосвязанное развитие экономики Республики Мордовия и ее сфер: культуры, туризма и образования.
Анализ рисков реализации программы и описание мер управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей программы
При реализации программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
Важное значение для успешной реализации программы имеет прогнозирование возможных рисков достижения основной цели, решения задач государственной программы, оценки их масштабов и последствий, а также формирования системы мер по их предотвращению.
Следует выделить основные группы рисков, в числе которых: макроэкономические, правовые, финансовые, административные, кадровые, а также риски, связанные с территориальными особенностями.
К макроэкономическим рискам относятся возможности ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, высокая инфляция, кризис банковской системы и возникновение бюджетного дефицита. Это может привести к снижению инвестиционной привлекательности сфер культуры и туризма, необоснованному росту стоимости услуг в них, а также существенно снизить объем предоставляемых населению платных услуг в указанных отраслях. Изменение стоимости предоставления государственных услуг (выполнения работ) может негативно сказаться на потребительских предпочтениях населения. Эти риски могут отразиться на реализации наиболее затратных мероприятий программы, в том числе мероприятий, связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом учреждений культуры.
Снижение вероятности данных рисков предусматривается в рамках мероприятий программы, ориентированных на совершенствование государственного регулирования, в том числе на повышение инвестиционной привлекательности и экономическое стимулирование.
Правовые риски вызваны изменением федерального законодательства, длительностью формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации программы, что может повлечь за собой увеличение планируемых сроков или изменение условий реализации ее основных мероприятий. Для снижения воздействия данной группы рисков предлагается проводить мониторинг планируемых изменений в федеральном законодательстве в сферах культуры, туризма и смежных областях.
Финансовые риски связаны с процессами возникновения бюджетного дефицита и недостаточным из-за этого уровнем бюджетного финансирования, секвестрованием бюджетных расходов на сферы культуры и туризма, систему патриотического воспитания граждан, а также с отсутствием устойчивого источника финансирования деятельности общественных объединений и организаций, что может повлечь за собой недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков являются:
ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий программы, в зависимости от достигнутых результатов;
определение приоритетов для первоочередного финансирования;
планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов;
привлечение внебюджетного финансирования, в том числе выявление и внедрение лучшего опыта привлечения внебюджетных ресурсов в сферы культуры и туризма, образования.
К группе административных рисков относятся неэффективное управление реализацией программы, низкая эффективность взаимодействия заинтересованных сторон. Это может привести к потере управляемости отраслей культуры и туризма, а также к нарушениям механизма управления в системе патриотического воспитания граждан, в целом отражающихся на срыве планируемых сроков реализации программы, невыполнении ее цели и задач, не достижении плановых значений показателей, снижении эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий программы.
Основные условия минимизации этой группы рисков:
формирование эффективной системы управления реализацией программы;
проведение систематического аудита результативности реализации программы;
регулярная публикация отчетов о ходе реализации программы;
повышение эффективности взаимодействия участников реализации программы;
заключение и контроль реализации соглашений о взаимодействии с заинтересованными сторонами;
создание системы мониторингов реализации программы;
своевременная корректировка мероприятий программы.
Кадровые риски вызваны дефицитом высококвалифицированных кадров в сферах культуры и туризма, системе патриотического воспитания граждан, в целом снижая эффективность работы таких учреждений и качество предоставляемых ими услуг.
Вероятность уменьшения названной группы рисков возможна за счет обеспечения притока высококвалифицированных кадров в отраслевые учреждения и переподготовка (повышение квалификации) имеющихся специалистов.
Последняя группа рисков, связанных с территориальными особенностями, детерминирована: различиями в финансово-экономических возможностях сельских поселений района, что в целом приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения ими полномочий в указанных отраслях экономики и социальной сферы; слабым нормативно-методическим обеспечением деятельности в указанных отраслях на уровне муниципальных образований.
Снижение данной группы рисков возможно за счет: обеспечения правильного расчета требуемых объемов средств из муниципального бюджета и дополнительного финансирования из республиканского бюджета Республики Мордовия; привлечения средств из внебюджетных источников; информационного обеспечения и операционного сопровождения реализации государственной программы, включающего оперативное консультирование всех ее исполнителей.
Управление рисками реализации программы будет осуществляться на основе:
выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления культурой, туризмом, системой патриотического воспитания граждан;
подготовки и представления ежегодно в администрацию района отчёта о ходе и результатах реализации программы, который при необходимости может содержать предложения о корректировке программы.
Оценка эффективности программы
Оценка эффективности выполнения Программы проводится для обеспечения ответственного исполнителя, соисполнителей муниципальной программы оперативной информацией о промежуточных результатах достижения цели, решения задач и выполнения мероприятий муниципальной программы. Результаты оценки эффективности используются для корректировки плана реализации. Периодичность оценки эффективности выполнения муниципальной программы определяется периодичностью сбора информации в ходе проведения мониторинга достижения показателей, выполнения мероприятий муниципальной программы, поступления и расходования предусмотренных по муниципальной программе финансовых средств.
Оценка эффективности реализации муниципальной программы проводится на основе:
1) оценки степени достижения целей и решения задач муниципальной программы в целом путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов муниципальной программы и их плановых значений.
2) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета Торбеевского муниципального района Республики Мордовия и иных источников ресурсного обеспечения муниципальной программы путем сопоставления фактических и плановых объемов финансового обеспечения муниципальной программы в целом и ее мероприятий.
3) степени реализации мероприятий муниципальной программы (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) на основе сопоставления ожидаемых и фактически полученных непосредственных результатов реализации основных мероприятий муниципальной программы по годам на основе плана реализации муниципальной программы.
Механизм реализации программы
Механизм реализации программы базируется на принципах партнерства исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и хозяйствующих субъектов, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей программы.
Ответственным исполнителем программы является отдел по культуре управления по социальной работе администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия.
Средства федерального и республиканского бюджетов, выделяемые на реализацию государственной программы, предполагается направить на решение следующих задач:
повышение качества и расширение спектра государственных услуг в сфере культуры;
обеспечение доступности культурного продукта путем информатизации отрасли (создание доступа к национальной электронной библиотеке, перевод редких и особо ценных экземпляров книжных фондов в электронный вид), а также укрепления материально-технической базы и технического переоснащения учреждений культуры;
сохранение объектов культурного наследия, определение приоритетных направлений деятельности в данной сфере;
формирование конкурентной среды в отрасли культуры путем расширения грантовой поддержки творческих проектов;
создание условий для творческой самореализации граждан;
вовлечение населения в создание и продвижение культурного продукта;
участие сферы культуры и туризма в формировании комфортной среды жизнедеятельности населенных пунктов;
продвижение Республики Мордовия во внутреннем и внешнем культурно-туристическом пространстве;
развитие инфраструктуры туризма с применением механизмов государственно-частного партнерства.
Управление и контроль реализации программы, подготовка годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности программы и докладов о ходе реализации программы осуществляются в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности программ Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. N 234 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия".
Подпрограмма "Туризм"
Паспорт
подпрограммы "Туризм" (далее - подпрограмма)
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
Отдел по культуре управления по социальной работе администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия |
Соисполнители подпрограммы |
- |
Учреждения культуры района |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
не предусмотрены |
Цели подпрограммы |
- |
создание в районе, Республике Мордовия конкурентоспособного туристского комплекса, направленного на развитие внутреннего и въездного туризма, вносящего вклад в экономическое и социальное развитие региона |
Задачи подпрограммы |
- |
совершенствование системы мониторинга и управления туристской отраслью, развитие региональной нормативно-правовой базы в сфере туризма; привлечение частных и бюджетных инвестиций в туристскую сферу и развитие материально-технической базы туризма с применением механизмов государственно-частного партнерства; формирование туристско-рекреационного кластера; развитие приоритетных видов туризма с целью формирования конкурентоспособного регионального туристского продукта; рекламно-информационное обеспечение развития туризма; кадровое и научно-методическое обеспечение развития туризма |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
численность лиц, размещенных в гостиницах, организациях отдыха, тыс. чел.; количество предоставленных гостиницами ночевок за год, тыс.; численность обслуженных организациях отдыха, тыс. чел.; объем платных услуг в сфере культуры, туризма и отдыха, млн. руб.; оборот общественного питания, млн. руб. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
- |
реализация подпрограммы будет осуществляться в течение 2019 - 2025 годов без выделения этапов |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
улучшение образа Мордовии как региона, благоприятного для туризма и отдыха; повышение информированности местного населения и жителей других регионов о возможностях и преимуществах туристского комплекса региона; интеграция туристской индустрии региона в межрегиональное (всероссийское) туристское пространство; рост внутреннего и въездного туристских потоков; экономический эффект: рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской деятельности и дополнительное развитие сфер, связанных с туризмом, нормализация торгового баланса региона, привлечение инвестиций в региональную экономику, развитие предпринимательства и создание новых рабочих мест; социальный эффект: создание условий для удовлетворения широкого спектра потребностей населения в отдыхе, оздоровлении, развлечении, спорте, общении, образовании, культурном просвещении, в деловых, религиозных и иных связях, повышение качества жизни, укрепление нравственного и физического здоровья местного населения. |
Раздел 1. Сфера реализации подпрограммы, основные проблемы, оценка последствий и прогноз ее развития
На современном этапе необходимость формирования конкурентоспособного туристского комплекса подчеркивается мировыми и общероссийскими тенденциями развития туризма как одной из самых прогрессивных отраслей мировой экономики, а также широким мультипликативным эффектом развития внутреннего и въездного туризма, оказывающим стимулирующее воздействие на сопряженные с ним отрасли - транспорт, строительство, общественное питание, реклама, связь, страхование, сельское хозяйство, производство и реализация сувенирной продукции и прочих товаров народного потребления.
Туризм способствует сохранению историко-культурных и природных памятников, развитию народных промыслов, удовлетворяет потребность населения в отдыхе и досуге, является неотъемлемым элементом укрепления физического и нравственного здоровья нации, способен поддерживать благоприятный имидж региона, в том числе с точки зрения его инвестиционной привлекательности.
Основа туристского потенциала района заключается в следующем:
- высокие темпы развития спорта, а также проведение крупных национальных праздников и фестивалей, деловых мероприятий как основа спортивного, событийного и делового туризма;
- большое количество объектов религиозно-паломнического и этнического туризма;
Детальный анализ туристско-рекреационного потенциала района показывает, что к наиболее перспективным сегментам туристского рынка региона можно отнести культурно-исторический, этнический, сельский, экологический, религиозный и спортивный туризм. Однако перечисленные факторы не дают конкурентного преимущества и являются лишь основой для развития туристского комплекса в республике.
На фоне незначительного увеличения внутреннего и въездного потоков происходит обнажение и усугубление существующих в отрасли проблем. К их числу следует отнести следующие:
недостаточное качество туристских услуг, оказываемых населению;
малые поступления от туризма в бюджеты всех уровней;
отсутствие потенциальных инвесторов, готовых вкладывать средства в экономику региона.
В условиях современной конкуренции между регионами, а также увеличения популярности зарубежных туров недостаточная государственная поддержка сферы туризма в Республике Мордовия в ближайшие годы будет способствовать усилению перечисленных выше тенденций.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо активное государственное участие в решении таких проблем, как:
слабое финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству мест отдыха туристов и жителей республики;
отсутствие благоприятных условий для инвестирования и слабая предпринимательская активность в области индустрии туризма (высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры (сетей энергоснабжения, водоснабжения, транспортных сетей, очистных сооружений и т. д.) для создаваемых туристско-рекреационных комплексов; отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки);
- слабая активность туристских фирм республики в работе по направлениям внутреннего и въездного туризма;
- недостаточное понимание на уровне отдельных муниципальных образований значения туризма для социально-экономического развития региона;
- дефицит квалифицированных туристских кадров;
- невысокое разнообразие услуг;
- низкое качество обслуживания туристов в целом;
- недостаток событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов;
- отсутствие активного продвижения туристских услуг региона на внутреннем и внешнем рынках, в том числе качественной системы информирования туристов на территории республики и сильных туристских брендов.
Кроме этого, в число проблем, осложняющих функционирование туристской сферы Мордовии, входят преобладание въезда в рамках экскурсионного, спортивного, событийного и делового туризма с характерными "пиковыми" нагрузками и краткосрочным пребыванием туристов, в результате чего наблюдается низкий коэффициент загрузки гостиниц и аналогичных средств размещения, что, в свою очередь, ведет к необоснованному завышению цен на услуги размещения.
Раздел 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы. цели, задачи, показатели (индикаторы) и основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки ее реализации
Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы
Важнейшие приоритеты государственной политики в сфере туризма установлены следующими стратегическими документами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Мордовия:
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317;
Закон Республики Мордовия от 10.05 2017 г. N 31-З "О регулировании отдельных вопросов туристской деятельности на территории Республики Мордовия".
Цели и задачи подпрограммы соответствуют приоритетам развития, заложенным в Государственной программе Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317.
В соответствии с приоритетами государственной политики в сфере реализации подпрограммы эффективной реализации государственной программы будет способствовать решение трех взаимосвязанных задач:
обеспечение эффективного управления государственной программой и развитие отраслевой инфраструктуры, предусмотренной в рамках реализации подпрограммы;
интеграция региональных программ по развитию сфер культуры и туризма, системы патриотического воспитания граждан, проживающих на территории Республики Мордовия;
повышение эффективности фундаментальных и прикладных исследований в сферах культуры и туризма.
Глава 2. Цели, задачи, показатели (индикаторы) и основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки ее реализации
Основной целью подпрограммы является создание в Республике Мордовия конкурентоспособного туристского комплекса, направленного на развитие внутреннего и въездного туризма, вносящего вклад в экономическое и социальное развитие региона.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
совершенствование системы мониторинга и управления туристской отраслью, развитие региональной нормативно-правовой базы в сфере туризма;
привлечение частных и бюджетных инвестиций в туристскую сферу и развитие материально-технической базы туризма с применением механизмов государственно-частного партнерства;
формирование туристско-рекреационного кластера;
развитие приоритетных видов туризма с целью формирования конкурентоспособного регионального туристского продукта;
рекламно-информационное обеспечение развития туризма;
кадровое и научно-методическое обеспечение развития туризма
Подпрограмма предполагает достижение основных целей развития внутреннего и въездного туризма в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия в течение 2019 - 2025 годов. Заявленный срок реализации подпрограммы является необходимым и достаточным для получения ощутимых общественно значимых результатов реализации мероприятий по развитию туристско-рекреационного комплекса региона.
Целевыми показателями (индикаторами) подпрограммы являются:
численность лиц, размещенных в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха;
количество предоставленных гостиницами ночевок за год;
численность обслуженных в санаторно-курортных организациях, организациях отдыха и на туристских базах;
объем платных услуг в сфере культуры, туризма и отдыха;
оборот общественного питания.
Показатели (индикаторы) реализации подпрограммы имеют запланированные по годам количественные значения, рассчитываемые по утвержденным методикам на основе данных государственного статистического наблюдения.
Цель, задачи, целевые показатели и индикаторы реализации подпрограммы могут уточняться в установленном порядке.
Значения целевых показателей и индикаторов подпрограммы по годам ее реализации приведены в приложении 2. Показатели рассчитаны на основе прогноза их динамики с учетом имеющихся тенденций.
Основные ожидаемые результаты реализации подпрограммы определены в соответствии с поставленными задачами и предусмотренным финансированием.
В результате реализации подпрограммы предусматривается достижение следующих результатов:
повысить информированность местного населения и жителей других регионов о возможностях и преимуществах туристского комплекса региона;
добиться интеграции туристской индустрии региона в межрегиональное (всероссийское) туристское пространство;
увеличить внутренний и въездной туристские потоки.
Главным эффектом реализации подпрограммы является рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской деятельности и дополнительное развитие сфер, связанных с туризмом, нормализация торгового баланса региона, привлечение инвестиций в региональную экономику, развитие предпринимательства и создание новых рабочих мест, создание условий для удовлетворения широкого спектра потребностей населения в отдыхе, оздоровлении, развлечении, спорте, общении, образовании, культурном просвещении, в деловых, религиозных и иных связях, повышение качества жизни, укрепление нравственного и физического здоровья местного населения.
Подпрограмма реализуется в 2019 - 2025 годах.
Раздел 3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Состав основных мероприятий подпрограммы определен исходя из необходимости достижения ее целей и задач. Их состав может корректироваться по мере решения задач подпрограммы.
Перечень основных мероприятий подпрограммы, ответственные исполнители, срок реализации мероприятий, ожидаемые непосредственные результаты, последствия не реализации основных мероприятий и связь с показателями подпрограммы приведены в приложении 3.
Для достижения целей и решения задач подпрограммы необходимо реализовать следующие основные мероприятия.
Основное мероприятие: "Развитие приоритетных видов туризма"
В районе имеются большие перспективы для развития этнографического, событийного, сельского, экологического, санаторно-оздоровительного и рекреационного туризма. Перспективность развития делового и спортивного видов туризма обусловлена наличием в республике современной спортивной инфраструктуры. Реализация данных направлений направлена на повышение уровня качества и доступности предоставляемых населению услуг в сфере туризма, что в целом будет способствовать повышению конкурентоспособности регионального туристического продукта.
В рамках основного мероприятия по развитию приоритетных видов туризма предполагается осуществление следующих мероприятий или групп мероприятий:
насыщение городской среды населенных пунктов Мордовии памятниками, иными малыми архитектурными формами в местах сосредоточения туристских потоков;
благоустройство, озеленение окрестностей наиболее популярных туристских центров и их обеспечение бесплатным доступом к Wi-Fi, реставрация памятников истории и культуры, а также иных объектов показа, находящихся в республиканской и муниципальной собственности;
развитие народных промыслов, что предусматривает разработку товарного знака "Сделано мастерами Мордовии" в отношении производимой в республике сувенирной продукции, содействие распространению продукции под этим брендом, в т. ч. ее реализация с помощью Интернет-торговли, продвижение в торговые предприятия за пределы республики;
благоустройство рекреационных зон отдыха (кемпинги, пляжи и пр.) с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
организация "зеленых стоянок" для автотранспорта вдоль главных туристских маршрутов;
подготовка и переподготовка туристских кадров;
организация экскурсий и досуговых программ для жителей и гостей региона;
разработка и реализация плана иных событийных проектов в сфере туризма.
Основное мероприятие:"Рекламно-информационное обеспечение туризма"
В число основных проблем, препятствующих в настоящее время развитию туристической отрасли в Республике Мордовия, входят информационный дефицит и отсутствие должного рекламно-информационного имиджевого продвижения туристических ресурсов района, в первую очередь финно-угорском, туристских рынках.
В целях продвижения и размещения информации о туристском потенциале района необходимо создание, информационное наполнение, поддержка и продвижение официального туристского сайта Республики Мордовия. Важным инструментом продвижения информации о туристском потенциале также является участие в туристических выставках, издание красочной полиграфической продукции и реклама в средствах массовой информации. Этим обусловлена необходимость разработки и активизации мероприятий, направленных на продвижение печатной продукции, посвященной туризму и отдыху в Мордовии, в числе которых каталог для туроператоров, иллюстрированный туристский атлас Республики Мордовия, создание и выпуск презентационных видеофильмов о туристском потенциале региона, серии буклетов на русском и английском языках.
В рамках основного мероприятия, направленного на рекламно-информационное обеспечение туризма, предусматривается выполнение следующих мероприятий или групп мероприятий:
создание бренд-бука региона, а также полиграфической и иной рекламно-имиджевой продукции на русском и английском языках;
проведение презентационных мероприятий о туристском потенциале района с целью привлечения туристов, творческих коллективов и представителей туристского бизнеса;
размещение информации о туристском потенциале района в специализированных туристских изданиях и каталогах, на профессиональных Интернет-ресурсах;
организация и проведение экскурсионных туров по Республике Мордовия для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
разработка и реализация проекта "Карта гостя Республики Мордовия", учитывающего предоставление системы скидок при пользовании объектами туриндустрии, общественным транспортом, предприятиями общественного питания, многодневном или неоднократном посещении республики.
Перечень основных и прочих мероприятий подпрограммы, а также планируемые объемы финансирования приведены в приложении 4.
Раздел 4. Характеристика мер государственного и правового регулирования, прогноз сводных показателей государственных заданий по реализации подпрограммы
Для достижения целей подпрограммы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в настоящее время предусматриваются меры государственного регулирования, включающие способы правового и налогового регулирования.
Правовое регулирование реализации подпрограммы осуществляется в соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)", утверждённой постановлением Правительства РФ от 02.08.2011 N 644; Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.05.2014 г N 941-р; отдельных вопросов туристской деятельности на территории Республики Мордовия"; Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-З, Республиканской целевой программой развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 г. N 363, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.
Раздел 5. Обоснование объема финансирования ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Реализацию мероприятий подпрограммы предполагается осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия
Объемы финансирования подпрограммы с разбивкой по годам и источникам финансирования, в том числе объемы финансирования подпрограммы с учетом прогнозируемых объемов привлечения средств федерального бюджета, приведены в приложении 5.
Приведенные объемы финансирования подпрограммы являются прогнозными и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней.
Раздел 6. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей подпрограммы
В рамках реализации подпрограммы могут быть выделены следующие риски ее реализации.
Правовые риски связаны не только с изменением федерального и республиканского законодательства, но и с длительностью формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации программы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации ее мероприятий.
Для минимизации воздействия данной группы рисков в рамках реализации подпрограммы планируется:
на этапе разработки проектов документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании;
проводить мониторинг планируемых изменений в федеральном, республиканском законодательстве в сферах культуры, туризма и смежных областях.
Финансовые риски обусловлены возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования, секвестрованием бюджетных расходов на сферы культуры и туризма, а также отсутствием устойчивого источника финансирования деятельности общественных объединений и организаций, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение подпрограммных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают следующие меры:
ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, в зависимости от достигнутых результатов;
определение приоритетов для первоочередного финансирования;
планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов;
привлечение внебюджетного финансирования, в том числе на основе выявления и внедрения лучшего международного опыта по данному вопросу.
Макроэкономические риски исходят от возможности ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности, высокой инфляции, а также кризиса банковской системы и возникновения бюджетного дефицита, что может вызвать снижение инвестиционной привлекательности сфер культуры и туризма, необоснованный рост стоимости услуг в данных отраслях экономики и существенно снизить объем совокупных платных услуг.
Изменение стоимости предоставления государственных услуг (выполнения работ) может негативно сказаться на структуре потребительских предпочтений населения. Эти риски могут отразиться на возможности реализации наиболее затратных мероприятий подпрограммы, в том числе связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом учреждений культуры.
Снижение данных видов рисков предусматривается за счет мероприятий, направленных на совершенствование государственного регулирования, в том числе повышение инвестиционной привлекательности и экономическое стимулирование отраслей культуры и туризма.
Риски данной группы детерминированы неэффективным управлением подпрограммой, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой потерю управляемости отраслей культуры и туризма, нарушение планируемых сроков реализации подпрограммы, невыполнение ее цели и задач, не достижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий подпрограммы.
Основными условиями минимизации административных рисков выступают:
формирование эффективной системы управления реализацией подпрограммы;
проведение систематического аудита результативности реализации подпрограммы;
регулярная публикация отчетов о ходе реализации подпрограммы;
повышение эффективности взаимодействия участников реализации подпрограммы;
заключение и контроль реализации соглашений о взаимодействии с заинтересованными сторонами;
создание системы мониторинга реализации подпрограммы;
своевременная корректировка мероприятий подпрограммы.
Кадровые риски обусловлены значительным дефицитом высококвалифицированных кадров в сферах культуры и туризма, что снижает эффективность работы учреждений сферы культуры, предприятий и организаций туристской индустрии и качество предоставляемых услуг.
Снижение влияния данной группы рисков предполагается посредством обеспечения притока высококвалифицированных кадров в отрасль и переподготовки (повышения квалификации) имеющихся специалистов.
Управление рисками подпрограммы осуществляется в рамках единой системы управления рисками государственной программы, разработанной в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. N 234.
"Приложение 3
к постановлению администрации
Торбеевского муниципального района
от "02" октября 2019 г. N 524
Перечень
основных мероприятий муниципальной программы "Развитие культуры и туризма Торбеевского муниципального района на 2019 - 2025 годы"
N п/п |
Номер и наименование основного мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Последствия нереализации основного мероприятия |
Связь с показателями государственной программы (подпрограммы) |
|
начала реализации |
окончания реализации |
||||||
|
|
|
4 |
5 |
|
|
|
1. Подпрограмма "Культура" | |||||||
1.1. |
Музыкальное искусство, концертная деятельность |
МБУК "Торбеевский РДК", МБУ ДО "Школа искусств п. Торбеево" |
2019 год |
2025 год |
увеличение количества посещений концертных организаций; увеличение количества проведенных концертных мероприятий; развитие и совершенствование профессионального музыкального творчества; сохранение лучших традиций регионального музыкального искусства; увеличение доли учащихся детских школ искусств в творческих мероприятиях в сфере музыкального искусства |
снижение спроса населения на музыкально-концертные мероприятия республики; снижение уровня музыкально-эстетической культуры населения; утрата национально-региональных музыкальных традиций |
соотношение количества посещений концертных организаций за отчетный год к показателям за последние два года, %; соотношение количества проведенных концертных за отчетный год к показателям за последние два года, %; соотношение доли учащихся детских школ искусств в творческих мероприятиях в сфере музыкального искусства за отчетный год к показателям за последние два года, % |
1.2. |
Изобразительное искусство, выставочная деятельность |
МБУ ДО "Школа искусств п. Торбеево" |
2019 год |
2025 год |
увеличение количества художественных выставок мастеров изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества; развитие всех форм профессионального художественного творчества; сохранение лучших традиций регионального изобразительного искусства; увеличение доли учащихся детских школ искусств в творческих мероприятиях в сфере изобразительного искусства |
падение интереса к художественно-выставочной деятельности в районе; снижение уровня художественно-эстетической культуры населения; утрата национально-региональных художественных традиций. |
Соотношение количества проведенных выставочных мероприятий, в том числе выездных за отчетный год к показателям за последние два года, %; соотношение доли учащихся детских школ искусств в творческих мероприятиях в сфере изобразительного искусства за отчетный год к показателям за последние два года, % |
1.3. |
Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия |
Отдел по культуре администрации |
2019 год |
2025 год |
определение границ территорий и разработка проектов зон памятников историко-культурного наследия; формирование полного пакета документации об объектах культурного наследия, расположенных на территории района; сохранение и популяризация объектов культурного наследия республики |
утрата и искажение информации о памятниках истории и культуры, располагающихся на территории Республики Мордовия; устойчивое снижение интереса и уровня информированности жителей и гостей республики к историко-культурному наследию региона |
соотношение количества объектов культурного наследия, находящихся на территории района, с утвержденными границами территории и предметами охраны за отчетный год к показателям за последние два года, %; соотношение количества объектов культурного наследия, находящихся на территории района, с утвержденными границами зон охраны объектов за отчетный год к показателям за последние два года, % |
1.4. |
Сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры, народного промысла и ремёсел, поддержка народного творчества и культурно-досуговой деятельности |
МБУК "Торбеевский РДК", МБУК "Районная библиотека, МБУ ДО "Школа искусств п. Торбеево" |
2019 год |
2025 год |
сохранение и развитие традиционной духовной культуры народов, проживающих на территории Республики Мордовия; развитие разнообразных жанров и форм самодеятельного народного творчества; расширение доступа населения к культурно-досуговым формам деятельности |
утрата этнокультурных традиций народов, населяющих Республику Мордовия; угроза потери национальной идентичности; угроза формирования негативного образа республики в вопросах реализации национальной и культурной политики; снижения уровня досуговой активности населения |
соотношение количества проведенных учреждениями культуры экскурсий за отчетный год к показателям за последние два года, %;
за отчетный год к показателям за последние два года, % |
1.5. |
Развитие библиотечного дела |
МБУК "Районная библиотека |
2019 год |
2025 год |
сохранение количества муниципальных библиотек; увеличение числа посетителей и пользователей библиотек; увеличение количества библиографических записей; повышение доли муниципальных библиотек, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" увеличение книжного фонда библиотек увеличение привлеченных государственных средств на поддержку учреждений и работников |
угроза утраты книжной культуры; невостребованность книжных фондов и рост уровня безработицы среди работников библиотечной отрасли; обеднение библиотечных фондов; утрата редких книг в библиотечных фондах |
соотношение количества муниципальных библиотек за отчетный год к показателям за последние два года, %; соотношение числа посетителей библиотек за отчетный год к показателям за последние два года, %; соотношение числа пользователей библиотек за отчетный год к показателям за последние два года, %; соотношение количества библиографических записей за отчетный год к показателям за последние два года, %; соотношение количества муниципальных библиотек, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за отчетный год к показателям за последние два года, % |
1.6. |
Развитие инфраструктуры сферы культуры и искусства |
МБУК "Торбеевский РДК" МБУК "Районная библиотека МБУ ДО "Школа искусств п. Торбеево" |
2019 год |
2025 год |
обеспечение сохранности зданий, создание безопасных и благоприятных условий функционирования учреждений культуры, улучшение их материально-технической базы посредством строительства новых объектов, реконструкции и капитального ремонта существующих; |
потеря значимых объектов культуры района, ухудшение материально-технической базы учреждений культуры; снижение качества предоставления услуг в сфере культуры |
влияет на следующие показатели: увеличение количества спектаклей, концертов; рост числа посетителей музея, библиотек; увеличение числа |
Капитальный ремонт здания МБУ ДО "Торбеевская школа искусств" |
МБУ ДО "Торбеевская школа искусств" |
2019 год |
2025 год |
обеспечение сохранности зданий, создание безопасных и благоприятных условий функционирования учреждений культуры, улучшение их материально-технической базы посредством строительства новых объектов, реконструкции и капитального ремонта существующих; |
потеря значимых объектов культуры района, ухудшение материально-технической базы учреждений культуры; снижение качества предоставления услуг в сфере культуры |
влияет на следующие показатели: увеличение количества спектаклей, концертов; рост числа посетителей музея, библиотек; увеличение числа |
|
1.7
1.8 |
Развитие сети учреждений культурно-досугового типа |
МБУК "Торбеевский РДК", Жуковский сельский клуб - структурного подразделения МБУК "Торбеевский РДК" |
2019 год |
2025 год |
обеспечение сохранности зданий, создание безопасных и благоприятных условий функционирования учреждений культуры, улучшение их материально-технической базы посредством строительства новых объектов, реконструкции и капитального ремонта существующих; |
потеря значимых объектов культуры района, ухудшение материально-технической базы учреждений культуры; снижение качества предоставления услуг в сфере культуры |
влияет на следующие показатели: увеличение количества спектаклей, концертов; рост числа посетителей музея, библиотек; увеличение числа |
Реконструкция здания МБУК "Торбеевский РДК" |
МБУК "Торбеевский РДК" |
2019 год
|
2025 год |
обеспечение сохранности зданий, создание безопасных и благоприятных условий функционирования учреждений культуры, улучшение их материально-технической базы |
снижение качества предоставления услуг в сфере культуры |
увеличение удельного веса населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях |
|
Капитальный ремонт здания Жуковского сельского клуба - структурного подразделения МБУК "Торбеевский РДК" |
МБУК "Торбеевский РДК" |
2019 год |
2025 год |
обеспечение сохранности зданий, создание безопасных и благоприятных условий функционирования учреждений культуры, улучшение их материально-технической базы; |
снижение качества предоставления услуг в сфере культуры |
увеличение удельного веса населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях; |
|
Обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры, в населенных пунктах с числом жителей до 50 тыс. человек |
МБУ "Торбеевский районный дом культуры" |
2019 |
2025 |
увеличение количества посещений мероприятий увеличение количества проведенных мероприятий увеличение участников кружков и клубов по интересам развитие самобытного, национального фольклора;
|
снижение спроса населения на музыкально-концертные мероприятия; снижение уровня музыкально-эстетической культуры населения; утрата национально-региональных музыкальных традиций |
соотношение количества посещений КДМ за отчетный год к показателям за последние два года, %; соотношение количества проведенных мероприятий за отчетный год к показателям за последние два года, %; |
|
2. Подпрограмма "Туризм" | |||||||
2.1. |
Развитие приоритетных видов туризма |
МБУК "Торбеевский РДК" МБУК "Районная библиотека МБУ ДО "Школа искусств п. Торбеево" |
2019 год |
2025 год |
прямое увеличение въездного туристского потока посредством приема участников и гостей событийных проектов, создание дополнительных информационных поводов для СМИ, повышение узнаваемости района, развитие туристских брендов региона |
отсутствие интереса к посещению региона со стороны определенной аудитории (в том числе проживающей на значительном расстоянии от региона, проживающей за рубежом), снижение имиджа региона как значимого туристского центра |
увеличение численности лиц, размещенных в гостиницах, санаторно-курортных рост объема платных услуг в сфере культуры, за отчетный год к показателям за последние два года, %; |
3. Подпрограмма "Обеспечение условий реализации программы" | |||||||
3.1. |
Совершенствование обеспечения реализации государственной программы |
Отдел по культуре управления по социальной работе |
2019 год |
2025 год |
создание эффективной системы управления реализацией Программы, эффективное управление отраслями культуры и туризма; обеспечение выполнения целей, задач и показателей Программы в целом, в разрезе подпрограмм и основных мероприятий; повышение эффективности бюджетных расходов в сферах культуры и туризма |
недостаточная межуровневая координация региональных и муниципальных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сферах культуры и туризма; слабое нормативно-методическое обеспечение отраслевой деятельности; потеря управляемости отраслей, нарушение планируемых сроков реализации мероприятий подпрограммы, невыполнение ее цели и задач, недостижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий; недофинансирование, сокращение или прекращение ее мероприятий; снижение эффективности работы учреждений, предприятий и организаций туристской индустрии и качество предоставляемых услуг; снижение инвестиционной привлекательности сфер культуры и туризма, нереализация наиболее затратных мероприятий подпрограммы, в том числе мероприятий, связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом учреждений культуры |
уровень удовлетворенности населения Республики Мордовия качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры, %; |
".
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Киреева Н.Н., заместителя Главы Торбеевского муниципального района начальника управления по социальной работе.
3. Настоящее постановление вступает в силу после дня его официального опубликования в информационном бюллетене "Вестник Торбеевского муниципального района" и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2023 года.
4. Настоящее постановление подлежит размещению на официальном сайте администрации Торбеевского муниципального района по адресу: https://torbeevo.gosuslugi.ru.
Глава Торбеевского муниципального района |
С.Ф. Шичкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 19 апреля 2023 г. N 273 "О внесении изменений в постановление Администрации Торбеевского муниципального района от 02.10.2019 г. N 524 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры и туризма Торбеевского муниципального района на 2019 - 2025 годы"
Вступает в силу после дня официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.
Опубликование:
-