Решение Самарского областного суда от 28 февраля 2023 г. N 3а-402/2023 (3а-2692/2022)
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-304/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "П." о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
общество с ограниченной ответственностью "П." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими со дня принятия пункт 34681 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, пункт 35344 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201.
Требования обоснованы тем, что в Перечни включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N, которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в 2019 и 2020 годах помещение пустовало и не использовалось. Включение объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица, нарушая его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности К.А.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица - Администрации г.о. Тольятти Б.Л.А. заявленные требования не признала, указала, что Администрация осмотрела помещение 20 февраля 2023 года и установила, что в нем располагается торговый зал магазина "Д.", торговый зал С., магазин "Ф." и вспомогательные помещения.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
ИФНС Самарской области, привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое помещение с кадастровым номером N расположено на перовом этаже многоквартирного жилого дома, а поскольку помещения, расположенные в зданиях жилых домов, как правило, используются под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания, министерство включило помещение в Перечни исходя из отнесения его к объектам, предусмотренным пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
Приказом от 7 октября 2019 года N 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт 34681 Перечня на 2019 год, в пункт 35344 Перечня на 2020 год
Приказ министерства N 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
Приказ министерства от 7 октября 2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 года.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что в период с 25 сентября 2003 года по 18 марта 2021 года обществу с ограниченной ответственностью "П." на праве собственности принадлежало нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 1152,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
С 18 марта 2021 года собственником помещения является Л.А.В.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание имеет наименование - нежилое помещение, назначение - нежилое.
В техническом паспорте, выполненном муниципальным предприятием городского округа Тольятти "И." по состоянию на 8 августа 2007 года, указано, что в помещении по адресу: <адрес>, на площади 1152,1 кв. м. расположены нежилые помещения, тамбуры, коридоры, касса, туалеты, лестничная клетка.
В указанном техническом паспорте отсутствуют помещения офисного, делового, коммерческого назначения, помещения, предназначенные для торговли, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
На запрос суда МУП г.о. Тольятти "И." представило в суд копию технического паспорта по состоянию на 17.07.2002 года на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, из которого следует, что в здании жилого дома располагаются лестничные клетки, тамбуры, подвалы, коридоры, кухни, жилые, подсобные, ванные. На последней странице этого технического паспорта указано, что итого площадь жилых помещений составляет 2867,3 кв. м, лестничных клеток - 237,0 кв. м, подвалов - 248,2 кв. м, по магазину - 1152,1 кв. м, при этом в экспликации не содержится наименований помещений, занимаемых магазином.
Суд принимает во внимание неустранимые противоречия в технических паспортах, которые в соответствии с частью 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации трактуются в пользу налогоплательщиков, а также то, что технический план на помещение по состоянию на 8 августа 2007 года выполнен на дату, более приближенную к датам принятия оспариваемых нормативных правовых актов, чем технический паспорт на жилой дом по состоянию на 17 июля 2002 года.
Нежилое помещение расположено в здании многоквартирного дома с кадастровым номером N, жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации под жилое здание.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого помещения на даты утверждения Перечней на 2019-2020 годы административным ответчиком не проводились.
Административный истец указывает, что в 2019-2020 годах нежилое помещение не использовалось, пустовало.
Доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, сторонами не представлено.
Акт осмотра нежилого помещения, представленный Администрацией г.о. Тольятти, выполнен 20 февраля 2023 года, и не может служить доказательством фактического использования помещения в 2019-2020 годах и на даты утверждения оспариваемых Перечней.
Включение нежилого помещения в Перечни на 2019-2020 годы не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы административного истца.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2019-2020 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "П." удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом 34681 нежилого помещения с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом 35344 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 2 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 28 февраля 2023 г. N 3а-402/2023 (3а-2692/2022)
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании