г. Краснодар |
|
29 февраля 2016 г. |
Дело N А01-2764/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Гиданкиной А.В. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Зайцевой О.К. (доверенность от 15.10.2015), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (ИНН 0105019739, ОГРН 1020100702038) - Жукова А.Г. (доверенность от 11.01.2016), в отсутствие третьего лица - Шахова Игоря Николаевича, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 03.09.2015 (судья Парасюк Е.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 (судьи Соловьева М.В., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А01-2764/2014, установил следующее.
ПАО "Кубаньэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - антимонопольный орган, управление) с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 20.10.2014 по делу N А-50/10-14.
Решением суда от 03.09.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что антимонопольный орган незаконно признал действия ОАО "Кубаньэнерго" ущемляющими интересы Шахова И.Н. и нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Антимонопольный орган неправомерно вменил обществу нарушения, выразившиеся в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него, а именно: внесении в пункт 5 проекта договора срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, который составляет 1 год со дня заключения договора; а также в пункт 10 проекта договора платы за техническое присоединение, превышающую размер 550 рублей.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт о признании решения и предписания от 20.10.2014 по делу N А-50/10-14 законным и обоснованным, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы. Представитель общества высказался против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав пояснения представителей участвующих в заседании лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, Шахов И.Н. подал заявку в ОАО "Кубаньэнерго" в целях технологического присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке категории земель - для индивидуального жилищного строительства (кадастровый номер 01:05:3200001:1838) по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пер. 1-й Ленина, 42, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Согласно заявке запрашиваемая максимальная мощность составляет 10 кВт. В ответ на указанную заявку общество направило Шахову И.Н. проект договора N 11101-14-00178794-1 и технические условия N 448-2014-Тах. Полагая, что проект договора и технические условия нарушают права Шахова И.Н., он направил мотивированный отказ от их подписания. Общество не внося в полном объеме изменений, которые предлагались заявителем, повторно направило проект договора для подписания. Это послужило основанием для подачи Шаховым И.Н. жалобы в прокурату Тахтамукайского района Республики Адыгея. По результатам ознакомления с жалобой прокурата Тахтамукайского района Республики Адыгея направила ее для рассмотрения в антимонопольный орган.
14 августа 2014 года издан приказ N 77 о возбуждении антимонопольным органом дела N А-50/10-14 по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. По итогам рассмотрения дела управление приняло решение от 20.10.2014 о признании в действиях общества нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. По мнению антимонопольного органа, нарушение выразилось в необоснованном установлении в пункте 5 проекта договора срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению 1 год. Это условие не соответствует пункту 16 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), которые устанавливают 6 месячный срок осуществления мероприятий по техприсоединению. Кроме того, в пункт 10 проекта договора включена плата за технологическое присоединение в размере 562 134 рублей 02 копеек. Однако, по мнению антимонопольного органа, размер платы должен быть указан в сумме не более 550 рублей.
На основании указанного решения управление выдало обществу предписание от 20.10.2014 N А-50/10-14 об устранении нарушения антимонопольного законодательства. Общество обжаловало решение и предписание управления в суд.
Оценив представленные в дело доказательства и доводы сторон, суды удовлетворили требования общества в полном объеме и признали недействительными решения и предписание антимонопольного органа как вынесенные с нарушением установленного Законом порядка. Кроме того, суды установили, что в действиях ПАО "Кубаньэнерго" отсутствуют факты навязывания невыгодных условий договора. Так, суды установили, что расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения (0,4 кВ), принадлежащих обществу, до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляют более 500 метров. Проходящая на расстоянии менее 500 метров линия классом напряжения 10 кВ, принадлежащая обществу, не может являться необходимой, поскольку класс напряжения 0,4 кВ и 10 кВ не соотносимы. Подпункт "б" пункта 16 Правил технологического присоединения содержит иной срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, и не может превышать 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон. Согласно ответу РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 24.10.2014 мероприятия по строительству электросетевого хозяйства по пер. 1-й Ленина, аул Козет Тахтамукайского района Республики Адыгея в инвестиционную программу ПАО "Кубаньэнерго" на 2014 - 2015 годы не включены. Таким образом, суды отметили, что пункт 5 проекта договора (где указан срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению 1 год со дня заключения договора) не противоречит Правилам N 861, а действия общества в этой части не нарушают часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также прав и законных интересов заявителя (Шахова И.Н.). Антимонопольный орган нарушил установленный Законом порядок вынесения решения и предписания.
В силу пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 06.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к нему лицом, Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила N 861.
Пунктом 3 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В силу пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно пункту 15 Правил N 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемого Правительством Российской Федерации.
Суды установили, что общество направило заявителю (контрагенту) проект договора и технические условия. Однако с учетом необходимой мощности между сторонами возникли разногласия по сроку технологического подключения и размеру оплаты.
В силу пункта 17 Правил N 861 плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Из буквального толкования данной нормы следует, что обязательным условием, при котором заявитель может относиться к льготной категории, предусмотренной пунктом 14 Правил N 861 и дающей право на технологическое присоединение стоимостью 550 рублей, - это расстояние от объекта заявителя до объекта электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения. Однако суды установили, что с учетом необходимого заявителю класса напряжения (0,4 кВ) технологическая возможность присоединения на льготной основе отсутствует. Так, согласно расчетам, выполненным сетевой организацией и не оспоренным сторонами дела, фактическое расстояние от электрических сетей ПОА "Кубаньэнерго" необходимого заявителю класса напряжения (0,4 кВ) до границ участка, на котором расположены его энергопринимающие устройства, составило 1115 метров. Также согласно расчетам, представленным сетевой организацией, на расстоянии 370 метров от объекта Шахова И.Н. находятся электрические сети общества напряжением 10 кВ (при необходимом 0,4 кВ). С учетом этого, в соответствии с пунктом 25 "б" (1) Правил N 861 в технических условиях (в целях обеспечения надежного электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя) и ТУ N 634-13/СС общество предусмотрело мероприятия по строительству новой линии электропередачи ВЛ-10 кВ, КТП-10/04 кВ и ВЛИ-0,4 кВ. Эти мероприятия выполняются сетевой организацией (пункт 25 "г" (1) Правил N 861).
При определении размера платы за технологическое присоединение в данной ситуации (когда расстояние от объектов электросетевого хозяйства сетевой организации необходимого заявителю класса напряжения) превышает 500 метров, общество правомерно рассчитало плату в размере, превышающем 550 рублей (562 134 рубля 02 копейки), предусмотрев в технических условиях требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.
Кроме того, суды исследовали материалы антимонопольного дела и установили, что антимонопольный орган нарушил установленный Законом порядок вынесения решения и предписания (не было вынесено предупреждение обществу и не установлен срок для его исполнения, как это требует пункт 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).
При таких обстоятельствах являются обоснованными выводы судов о том, что решение и предписание управления от 20.10.2014 по делу N А-50/10-14 вынесены с нарушением действующего антимонопольного законодательства и нарушают права и законные интересы ПАО "Кубаньэнерго" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Общество, направляя Шахову И.Н. проект договора и технические условия, не злоупотребило своим доминирующим положением, а с учетом конкретных обстоятельств спора и в целях соблюдения процедуры безопасного технологического присоединения к электрическим сетям необходимого заявителю класса напряжения действовало законно, разумно и адекватно. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 03.09.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 по делу N А01-2764/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.