Постановление Администрации Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 ноября 2022 г. N 1435
"Об утверждении положения о системе оповещения населения муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа"
В соответствии Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", руководствуясь частью 3 статьи 36, пунктом 5 части 1 статьи 52 Устава муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа, распоряжением Главы Ямальского района от 23 ноября 2022 года N 1219-к "О возложении обязанностей", Администрация Ямальского района постановляет:
1. Утвердить Положение о системе оповещения населения муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившим силу постановление Администрации муниципального образования Ямальский район от 05 марта 2021 года N 147 "Об утверждении положения о системе оповещения населения муниципального образования Ямальский район".
3. Отделу документационного обеспечения Управления делами Администрации Ямальского района обеспечить опубликование настоящего постановления в муниципальной общественно-политической газете "Время Ямала" и размещение на официальном сайте муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://yam.yanao.ru/).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника Управления гражданской защиты и безопасности Администрации Ямальского района.
Заместитель Главы Администрации Ямальского района |
И.В. Фатеева |
Утверждено
постановлением
Администрации Ямальского района
от 30 ноября 2022 года N 1435
Положение
о системе оповещения населения муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа
Раздел I. Общие положения
1. Положение о системе оповещения населения муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Положение, муниципальная система оповещения) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
2. Настоящее Положение определяет назначение и задачи муниципальной системы оповещения, порядок её задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности для своевременного оповещения органов управления, сил и средств гражданской обороны, муниципального звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - МЗТП РСЧС) и населения муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа.
3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и МЗТП РСЧС, а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях, и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
4. Муниципальная система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - СУГО автономного округа) и ТП РСЧС, обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил СУГО автономного округа и ТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
5. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности муниципальной системы оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых Администрацией Ямальского района по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
6. Муниципальная система оповещения представляет собой территориально распределенную в пределах административно-территориальной границы муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа организационно-техническую систему, состоящую из сегментов региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО) и сегмента комплексной системы экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН), объединяющую аппаратно-программные средства формирования, обработки и приема-передачи сигналов оповещения.
7. Муниципальная система оповещения организационно входит в состав региональной системы оповещения, программно-технически сопрягается с ней и состоит из:
технических средств оповещения муниципального пункта управления оповещением, размещаемого, в помещениях единой дежурно-диспетчерской службы отдела гражданской защиты и пожарной безопасности Управления гражданской защиты и безопасности Администрации Ямальского района (далее - ЕДДС);
коммутационного оборудования, используемого на муниципальном уровне;
оконечных средств оповещения (сирены, громкоговорители);
линий и каналов передачи сигналов оповещения от муниципальных пунктов управления до технических средств оповещения пунктов управления;
линий и каналов связи, обеспечивающих доведение сигналов оповещения до руководящего состава сил гражданской обороны муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - СГО Ямальского района) и МЗТП РСЧС.
8. Муниципальная система оповещения населения должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365.
9. На муниципальную систему оповещения населения оформляется паспорт, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении N 2 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365.
10. Системы оповещения могут быть задействованы как в мирное время, так и в военное время.
Раздел II. Назначение и основные задачи муниципальной системы оповещения населения
11. Муниципальная система оповещения населения предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления, СГО Ямальского района и МЗТП РСЧС.
12. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава СГО Ямальского района и МЗТП РСЧС;
СГО Ямальского района и МЗТП РСЧС;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
людей, находящихся на территории муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа.
13. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления МЗТП РСЧС.
Раздел III. Порядок задействования муниципальной системы оповещения населения
14. Основным способом оповещения населения муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа - передача сигналов оповещения и речевой информации по каналам и сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, сети радиовещательных и передающих станций операторов телерадиовещания в муниципальном округе Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа, для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Администрация Ямальского района в зависимости от территории распространения средств массовой информации или от территории, на которой оказываются услуги связи, инициируют распространение редакциями средств массовой информации и операторами связи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
15. Дежурный персонал ЕДДС органа повседневного управления МЗТП РСЧС, получив в СУГО автономного округа и ТП РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до Главы Ямальского района, организаций (собственников объектов, производства), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и СГО Ямальского района и МЗТП РСЧС.
16. Решение на задействование муниципальной системы оповещения принимается:
Главой Ямальского района (либо лицом, его замещающим) с немедленным уведомлением Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по ЯНАО (далее - ЦУКС ГУ МЧС России по ЯНАО) и Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа;
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Главы Ямальского района.
17. Непосредственные действия (работы) по задействованию муниципальной системы оповещения после получения распоряжения осуществляются дежурным персоналом ЕДДС.
18. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования муниципальной системы оповещения населения.
19. В автоматическом режиме функционирования муниципальная система оповещения населения включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующего дежурного персонала (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) муниципальной систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) муниципальной системы оповещения населения осуществляется дежурным персоналом ЕДДС, уполномоченными на включение (запуск) муниципальной системы оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
20. В ручном режиме функционирования включение (запуск) муниципальной системы оповещения населения осуществляется дежурным персоналом ЕДДС.
Дежурный персонал ЕДДС осуществляет включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляет заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дежурным персоналом ЕДДС задействуются также громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
21. Основной режим функционирования муниципальной системы оповещения - автоматизированный.
Приоритетный режим функционирования муниципальной системы оповещения - ручной.
22. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест дежурного персонала ЕДДС.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно отделом гражданской защиты и пожарной безопасности Управления гражданской защиты и безопасности Администрации Ямальского района (далее - отдел ГЗ и ПБ) совместно с ЕДДС.
23. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
24. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в муниципальном округе Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - КЧС и ОПБ Ямальского района).
25. Порядок действий дежурного персонала ЕДДС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется законодательством Российской Федерации и другими документами федеральных органов исполнительной власти.
26. Администрация Ямальского района, ЕДДС, отдел ГЗ и ПБ, а также операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
Администрация Ямальского района обеспечивает и проводит комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
Раздел IV. Порядок создания, совершенствования, реконструкции и поддержания в готовности к использованию муниципальной системы оповещения населения
27. Поддержание муниципальной системы оповещения населения в готовности организуется и осуществляется Администрацией Ямальского района.
28. Готовность муниципальной системы оповещения населения достигается:
наличием актуализированных муниципальных нормативных правовых актов муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования муниципальной системы оповещения населения;
наличием персонала ЕДДС, ответственного за включение (запуск) муниципальной системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на муниципальную систему оповещения населения технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности муниципальной системы оповещения населения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, муниципальной системы оповещения населения.
29. С целью контроля за поддержанием готовности систем оповещения населения Администрацией Ямальского района организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию муниципальной системы оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
30. В Ямало-Ненецком автономном округе при проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат региональная, все муниципальные системы оповещения и КСЭОН.
31. Комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей отдела ГЗ и ПБи ЕДДС, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа), задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению КЧС и ОПБ Ямальского района могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения и КСЭОН при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
В ходе работы комиссии оценка готовности муниципальной системы оповещения населения к выполнению задач по предназначению дается в соответствии с приложением N 3 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365.
По результатам комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности муниципальной системы оповещения населения, а также уточняется паспорт муниципальной системы оповещения населения.
Технические проверки готовности к задействованию муниципальной системы оповещения населения проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей, дежурным персоналом ЕДДС, путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска муниципальной системы оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок муниципальной системы оповещения населения не допускается.
32. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
33. В ходе планирования и осуществления строительства новой либо совершенствования действующей муниципальной системы оповещения населения должны быть выполнены требования к системам оповещения населения, в том числе к КСЭОН, которые приведены в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365.
Вывод из эксплуатации действующей муниципальной системы оповещения населения осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств этой муниципальной системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой муниципальной системы оповещения населения.
34. Организация технического обслуживания средств оповещения осуществляется в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 579/366.
35. В ходе развития (строительства) населенных пунктов, районов (кварталов) населенных пунктов, жилых комплексов и так далее, Администрацией Ямальского района проводятся мероприятия по совершенствованию (развитию, дооборудованию) муниципальной системы оповещения.
Раздел V. Порядок финансирования создания, реконструкции и обслуживания муниципальной системы оповещения населения
36. Финансирование мероприятий по созданию и поддержанию в постоянной готовности муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях осуществляется Администрацией Ямальского района, за счет средств бюджета муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 ноября 2022 г. N 1435 "Об утверждении положения о системе оповещения населения муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа"
Опубликование:
Официальный сайт Администрации Ямальского района (https://yam.yanao.ru/)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2023 г. N 1097
Постановление Администрации Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 июля 2023 г. N 657
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2023 г.