В соответствии с Законом Чеченской Республики от 10 июня 2006 года N 16-рз "Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Чеченской Республике", с учетом методических рекомендаций по подготовке инвестиционной декларации субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 года N 591, в целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Чеченской Республики постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную декларацию Чеченской Республики на период до 2028 года.
2. Признать утратившим силу указ Главы Чеченской Республики от 14 апреля 2022 года N 65 "Об Инвестиционной декларации Чеченской Республики".
3. Контроль за выполнением настоящего указа возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики, осуществляющего координацию деятельности органа исполнительной власти Чеченской Республики в сфере экономической и инвестиционной политики.
4. Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
|
Р.А. Кадыров |
УТВЕРЖДЕНА
Указом Главы Чеченской Республики
от 25 мая 2023 г. N 83
Инвестиционная декларация
Чеченской Республики на период до 2028 года
I. Общее описание целей инвестиционного развития Чеченской Республики
1. Инвестиционная декларация Чеченской Республики на период до 2028 года (далее - Инвестиционная декларация) разработана с целью создания условий для опережающего инвестиционного развития и реализации инвестиционного потенциала Чеченской Республики, привлечения в экономику Чеченской Республики российских и иностранных инвесторов, содействия достижению национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и закрепляет обязательства Правительства Чеченской Республики перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий ведения бизнеса в Чеченской Республике.
2. Правовые отношения, связанные с инвестиционной деятельностью на территории Чеченской Республики, регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики, законами Чеченской Республики, иными нормативными правовыми актами.
3. Понятия, используемые в настоящей Инвестиционной декларации, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
4. Инвестиционная декларация подтверждает следующие принципы инвестиционной политики, реализуемой на территории Чеченской Республики:
а) принцип "ответственности" - инвестиционная декларация является обязательством Чеченской Республики перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий для ведения бизнеса;
б) принцип "системности" - инвестиционная декларация является основным элементом системы поддержки новых инвестиционных проектов в Чеченской Республике ("Региональный инвестиционный стандарт"), закрепляющим принципы работы и взаимосвязь других элементов Стандарта, а также иных инструментов поддержки инвестора в Чеченской Республике;
в) принцип "достоверности" - обеспечение соответствия информации, содержащейся в Инвестиционной декларации, нормативным правовым актам Чеченской Республики, а также государственным информационным ресурсам, являющимся первоисточниками такой информации;
г) принцип "проактивности" - обеспечение максимального вовлечения в процесс подготовки Инвестиционной декларации всех заинтересованных лиц, включая представителей бизнеса, предпринимательских объединений и экспертных сообществ;
д) принцип "неухудшения" положения инвестора при утверждении новой Инвестиционной декларации в Чеченской Республике;
е) принцип "доступности" - обеспечение свободного доступа к инвестиционной декларации, упоминаемым в ней нормативным правовым актам, а также к информации, имеющей отношение к ведению инвестиционной деятельности в Чеченской Республике и затрагивающей права и обязанности инвесторов;
ж) принцип гарантированности исполнения обязательств, указанных в соглашении между Чеченской Республикой и инвестором, по предоставлению мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионе;
з) принцип "эффективности" - обеспечение повышения эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Чеченской Республике.
5. Главными целями инвестиционного развития Чеченской Республики являются:
увеличение реального роста инвестиций в основной капитал на 70% до 2030 года по сравнению с 2020 годом в качестве вклада в достижение национальной цели развития "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
улучшение инвестиционного климата путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности на территории Чеченской Республики.
На территории Чеченской Республики формируются благоприятные условия для ее устойчивого экономического роста посредством:
развития инвестиционно-привлекательной среды в Чеченской Республике путем установления комплекса мер государственной поддержки, пониженных налоговых ставок, налоговых льгот и иных преференциальных режимов в сферах инвестиционной деятельности;
повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, стимулирования трансфера технологий, активного взаимодействия бизнеса и науки путем создания единого научного и инновационного пространства для реализации комплексных передовых научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ с целью их дальнейшей интеграции в производственную и социально-экономическую сферы.
6. Инвестиционная декларация утверждается сроком на 5 лет.
7. Перспективы социально-экономического развития Чеченской Республики определяют видение Чеченской Республики в 2030 году как:
территории с актуальной нормативной правовой базой, регулирующей инвестиционную деятельность;
территории, привлекательной для жизни и творчества, с развитой социальной сферой;
одного из лидирующего агропромышленного региона Российской Федерации;
одного из крупных центров промышленного и инновационного развития с размещением передовых производств;
территории с развитой особой экономической зоной;
территории, предоставляющей площадки для реализации инвестиционных проектов в полюсах инвестиционной активности;
территории с развитым межрегиональным сотрудничеством с другими субъектами Российской Федерации.
II. Общее описание Регионального инвестиционного стандарта, реализуемого на территории Чеченской Республики
8. Система поддержки инвестиционных проектов ("Региональный инвестиционный стандарт") (далее - Стандарт) содержит инвестиционные обязательства Чеченской Республики, которые позволят обеспечить дальнейшее увеличение притока инвестиций. В частности, Чеченская Республика обязуется сохранить условия реализации инвестиционных проектов, существующих на дату утверждения настоящей инвестиционной декларации, обеспечить конкурентное распределение ресурсов, предоставлять инвесторам различные преференции и распространять информацию о мерах государственной поддержки.
9. Основными элементами Стандарта в Чеченской Республике являются:
1) Инвестиционная декларация Чеченской Республики - утверждение обязательства Чеченской Республики перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий для ведения бизнеса.
Инвестиционная декларация является основным элементом системы поддержки инвестиционных проектов, закрепляющим принцип работы и взаимосвязь других элементов Стандарта, а также иных инструментов поддержки инвестора в Чеченской Республике.
2) Совет по инвестициям при Главе Чеченской Республики - орган, действующий в том числе в целях формирования благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности, разрешения разногласий и споров инвестора с исполнительными органами, органами местного самоуправления, организациями, обеспечивающими инфраструктуру поддержки инвесторов, в досудебном порядке;
3) Акционерное общество "Корпорация развития Чеченской Республики" - региональный институт развития, созданный в целях улучшения делового климата, ведения инвестиционной деятельности и целенаправленного привлечения инвестиций в приоритетные секторы экономики Чеченской Республики, разработки и реализации инвестиционных проектов, развития индустриальных и агропромышленных парков и особых экономических зон, созданных на территории республики, а также оказания содействия инвесторам в реализации на территории региона инвестиционных проектов в режиме "одного окна";
4) Свод инвестиционных правил Чеченской Республики - алгоритм действий ("клиентский путь") инвестора, планирующего реализацию инвестиционного проекта, разработанный ответственными органами исполнительной власти Чеченской Республики в целях повышения прозрачности и упрощения взаимодействия инвестора с исполнительными органами, контрольными (надзорными) органами в Чеченской Республике и ресурсоснабжающими организациями при реализации инвестиционных проектов в части получения доступа к элементам инфраструктуры;
5) Инвестиционная карта Чеченской Республики - цифровой сервис, который содержит информацию об инвестиционных площадках и преференциальных режимах на территории Чеченской Республики, инфраструктурных ресурсах, мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности.
10. Информация о Стандарте является открытой и доступной для всех субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности и размещается на инвестиционном портале Чеченской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://invest-chechnya.ru.
III. Ключевые характеристики Чеченской Республики
11. Чеченская Республика расположена в центральной части северного склона Большого Кавказского хребта (высота до 4493 м), прилегающей к Чеченской равнине и Терско-Кумской низменности, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Административный центр Чеченской Республики - город Грозный. В состав республики входят 15 муниципальных районов и 2 городских округа.
Расстояние до Москвы - 2007 км.
Площадь территории Чеченской Республики составляет 16 171 км2.
12. Географическое положение Чеченской Республики создает благоприятные условия для взаимодействия со странами Ближнего Востока, Средней Азии и регионами европейской части России, которые находятся в пределах 2 600 км от столицы Чеченской Республики, что составляет не более 3,5 часов полетного времени. Основными видами транспорта в республике являются автомобильный, железнодорожный и авиационный.
13. Протяженность территории с севера на юг - 170 км, с запада на восток - 110 км. Граничит: на юге - с Грузией, на юго-востоке, востоке и северо-востоке - с Республикой Дагестан, на северо-западе - со Ставропольским краем и Республикой Северная Осетия-Алания, на западе - с Республикой Ингушетия.
14. Федеральная автомобильная магистраль "Кавказ", Краснодар - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджаном, подъезд к городу Грозному (Р217) проходит по центру республики с запада на восток по пяти муниципальным районам: Ачхой-Мартановскому, Урус-Мартановскому, Грозненскому, Шалинскому и Гудермесскому.
Через территорию Чеченской Республики проходит Транскавказская железная дорога. Протяженность железных дорог в Чеченской Республике составляет более 700 км. Железнодорожный узел Грозненского отдела Северо-Кавказской железной дороги расположен на магистрали Грозный - Гудермес - Моздок - Прохладная - Ростов (Терский ход).
15. Функционирует международный аэропорт Грозный "Северный" им. А.А. Кадырова (в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года проводится работа по реконструкции и строительству аэропорта с Аэровокзальным комплексом, предполагаемый пассажиропоток 1,5 млн человек в год, с возможностью одновременного обслуживания 12 самолетов).
16. Минерально-сырьевая база представлена в Чеченской Республике комплексом полезных ископаемых: нефть, газ, подземные воды, сырье для производства строительных материалов (общераспространённые полезные ископаемые).
Чеченская Республика богата природно-ресурсным потенциалом, обладает возможностью развития конкурентоспособных производств (промышленность, агропромышленный комплекс, производство строительных материалов, туризм и сфера услуг и др.).
17. Производственная деятельность в республике представлена такими крупными предприятиями как АО "Чеченцемент", ООО "ГрозСтройКерам" и НАО "ИСТ Казбек", ООО "Чеченавто".
АО "Чеченцемент" производит цемент марки ЦЕМ142,5 Н. Сырьем для производства цемента служат полезные ископаемые с собственных карьеров:
- известняк - гора Мамышасты, с. Ярыш-Марды, Шатойский район;
- глина - Дуба-Юртовское месторождение, с. Дуба-Юрт, Шалинский район;
- гипс - Чанахойского месторождение, с. Ушкалой, Итум-Калинский район.
ООО "ГрозСтройКерам" - предприятие выпускает продукцию: кирпич, черепица и прочие строительные изделия из обожженной глины.
НАО "Инновационный строительный технопарк Казбек" площадью в 20 гектаров включает в себя 4 современных завода по производству:
- блоков и армированных плит из ячеистого бетона автоклавного твердения мощностью 294,4 тыс. м 3 в год;
- фиброцементных изделий автоклавного и воздушного твердения мощностью 2 804 тыс. м 2 в год;
- сухих строительных смесей мощностью 74,1 тыс. тонн в год;
- производство строительной извести мощностью 32,4 тыс. тонн в год.
ООО "Чеченавто" - российское автомобилестроительное предприятие, находится в городе Аргун Чеченской Республики. Предприятие создано в 1960 году, свой современный статус получило в 2008 году.
В августе 2011 года на заводе была запущена сборка автомобиля Lada Priora. В настоящее время ООО "Чеченавто" в соответствии с договором, заключенным в 2017 году с АО "АвтоВАЗ", производит контрактную сборку автомобилей Lada Granta. Условия действующего договора ежегодно обновляются.
Производственная мощность 5 000 автомобилей в год.
В настоящее время запланировано создание на базе ООО "Чеченавто" единственного на Юге России межрегионального автомобильного кластера.
18. Энергосистема Чеченской Республики является частью единой энергетической системы Юга России.
На территории Чеченской Республики функционирует единая сетевая компания АО "Чеченэнерго" - гарантирующий поставщик электроэнергии.
Одним из важнейших элементов энергосистемы Чеченской Республики является Грозненская ТЭС мощностью 360 МВт, снижающая остроту проблемы дефицита электрической мощности в регионе, а также повышающая надежность работы чеченской энергосистемы.
Чеченская Республика входит в общую систему газоснабжения Российской Федерации. Система газоснабжения субъекта основана на внешней поставке природного газа и частично на использовании нефтяного (попутного) газа, добываемого на территории республики.
19. В республике существует 2 предприятия, которые занимаются транспортом и поставкой газа для потребителей республики: ООО "Газпром трансгаз Грозный" и ООО "Газпром газораспределение Грозный".
Региональной компанией, занимающейся бесперебойным обеспечением потребителей Чеченской Республики природным газом, является ООО "Газпром межрегионгаз Грозный".
Протяженность объектов газораспределения, находящихся в эксплуатации ООО "Газпром газораспределение Грозный", составляет 9 тыс. 439 км газопроводов, из них: надземные - 8 тыс. 431 км, подземные - 1 тыс. 8 км.
20. Наличие лечебных и термальных вод благоприятно повлияло на развитие санаторно-курортной деятельности на территории республики. Функционирует курорт "Серноводск-Кавказский", известный далеко за пределами республики своими уникальными источниками по лечению многих заболеваний. Современный 6 этажный корпус с различными категориями номеров на любой вкус и бюджет готовы принять одновременно 310 гостей.
21. В целях создания благоприятных условий ведения бизнеса в регионе, снижения административных барьеров при ведении предпринимательской деятельности реализуются инициативы АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (АНО "АСИ"), такие как: Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, лучшие практики Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
По итогам участия в 2021 году в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата среди субъектов Российской Федерации Чеченская Республика заняла 13 место и 1 место среди регионов Северо-Кавказского федерального округа.
В Рейтинге качества жизни, направленного на оценку усилия региональных органов исполнительной власти по созданию качественной среды для жизни граждан, республика по итогам 2022 года заняла 8 место среди 85 субъектов Российской Федерации и 1 место среди регионов Северо-Кавказского федерального округа.
22. Соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и концессионные соглашения на территории Чеченской Республики регулируются положениями Федеральных законов от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а также нормативными правовыми актами Чеченской Республики.
В рамках модернизации общественной (социальной, коммунальной, транспортной) инфраструктуры в республике используется механизм государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства, что позволяет обеспечить эффективное управление государственным имуществом и бюджетными средствами, а также повысить качество оказываемых социально значимых услуг населению.
В республике реализуются 5 концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, 1 концессионное соглашение в отношении объектов аэродромной инфраструктуры и 1 концессионное соглашение в сфере дорожной инфраструктуры и транспорта.
23. При реализации нового инвестиционного проекта на территории республики инвестор может воспользоваться государственной мерой поддержки по обеспечению проекта сопутствующей инфраструктурой в рамках механизма - новый инвестиционный проект.
Данный механизм позволяет осуществлять инфраструктурную поддержку при реализации инвестиционных проектов на территории республики за счет бюджетных средств, высвобождаемых в результате реструктуризации действующих бюджетных кредитов Чеченской Республики (постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 года N 1704 и от 12 октября 2021 года N 1740).
Бюджетные инвестиции в объекты инфраструктуры могут быть направлены на модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, оплату услуг по проведению проектно-изыскательских работ, оплату работ по разработке проектно-сметной документации для объектов инфраструктуры, технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения.
В настоящее время на территории Чеченской Республики при использовании данного механизма реализуются 6 инвестиционных проектов. Объем поддержки - 1,623 млрд рублей до 2024 года.
24. Защита и поощрение капиталовложений.
В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" Правительство Чеченской Республики гарантирует предоставление инвесторам, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений (далее - СЗПК), "стабилизационной оговорки", позволяющей не применять в отношении инвестора акты, которые могут ухудшить его положение.
Для заключения СЗПК с федеральными органами власти объем инвестиций должен быть не менее:
- 750 млн рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, а также проектов строительства многоквартирных домов и жилых домов в соответствии с договором о комплексном развитии территории;
- 1,5 млрд рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, туризма;
- 4,5 млрд рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства, аэровокзалов (терминалов), общественного транспорта городского и пригородного сообщения, транспортно-логистических центров;
- 10,0 млрд рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.
Для заключения СЗПК с региональными органами власти объем инвестиций должен быть не менее 200,0 миллионов рублей.
25. Инвестиционный налоговый вычет.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Законом Чеченской Республики от 14 июня 2019 года N 24-РЗ "О применении на территории Чеченской Республики инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций" регулируются отношения в сфере применения на территории Чеченской Республики инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций (далее соответственно - Закон Чеченской Республики N 24-РЗ, инвестиционный налоговый вычет).
Инвестиционный налоговый вычет применяется в отношении расходов налогоплательщика, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации, применительно к объектам основных средств, относящимся к организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территории Чеченской Республики и осуществляющим следующие виды экономической деятельности:
1) обрабатывающие производства;
2) водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений;
3) производство и распределение газообразного топлива;
4) производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха;
5) деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
6) деятельность в сфере телекоммуникаций.
Налогоплательщики реализуют право на применение инвестиционного налогового вычета в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Чеченской Республики N 24-РЗ.
Размер инвестиционного налогового вычета составляет не более 90 процентов суммы расходов текущего налогового (отчетного) периода, указанных в абзаце втором пункта 1 и пункте 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением расходов на ликвидацию основных средств, и не может быть более предельной величины инвестиционного налогового вычета.
Размер налоговой ставки для определения величины инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчетного) периода составляет 5 процентов.
Органы исполнительной власти Чеченской Республики, органы местного самоуправления муниципальных образований и организации Чеченской Республики в рамках установленной компетенции при рассмотрении вопросов реализации инвестиционных проектов осуществляют деятельность в соответствии с установленными сроками согласования и предоставления разрешительной документации. В Чеченской Республике соблюдение установленных сроков рассмотрения согласовательной и разрешительной документации, необходимой для ведения инвестиционной деятельности, контролируется уполномоченными органами и организациями.
26. Законом Чеченской Республики от 6 марта 2007 года N 7-рз "Об инновационной деятельности в Чеченской Республике" регулируется инновационная деятельность в Чеченской Республике, устанавливается порядок формирования, утверждения и реализации инновационной политики органов государственной власти Чеченской Республики с целью обеспечения устойчивого развития экономики за счет перехода к инновационному пути развития на основе принятых приоритетов.
Инновационная политика Чеченской Республики разрабатывается Правительством Чеченской Республики на среднесрочный и долгосрочный периоды в соответствии с показателями и положениями Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики.
27. Созданы и функционируют необходимые институты развития и инструменты для государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, такие как: НО "Специальный гарантийный фонд Чеченской Республики", НУО "Гарантийный фонд Чеченской Республики", АО "Корпорация развития Чеченской Республики", НКО "Региональный Фонд развития промышленности Чеченской Республики", ООО "Фонд имени Шейха Зайеда" и региональный центр "Мой бизнес". Региональный центр "Мой бизнес", функционирующий по принципу "одного окна", на своей площадке объединил всю республиканскую инфраструктуру поддержки бизнеса, в том числе: центр поддержки народно-художественных промыслов; инжиниринговый центр; центр инноваций социальной сферы; центр поддержки предпринимательства; центр поддержки экспорта.
28. В республике функционирует Инвестиционный портал Чеченской Республики (https://invest-chechnya.ru/).
На Инвестиционном портале Чеченской Республики реализована возможность подачи заявки в режиме "одного окна" на сопровождение инвестиционного проекта в электронном виде для дальнейшей обработки АО "Корпорация развития Чеченской Республики".
IV. Развитие отраслей экономики Чеченской Республики
29. Важнейшим комплексным показателем общего уровня социально-экономического развития является объем валового регионального продукта (далее - ВРП).
Объем ВРП Чеченской Республики в 2021 году составил 268,06 млрд рублей, или 102,1% к уровню 2020 года (в 2020 году составил 251,87 млрд руб. или 101,4% к уровню 2019 года). В структуре ВРП Чеченской Республики в 2021 году доля строительства составила 8,4%, доля сельского хозяйства составила 12,7%, доля торговли оптовой и розничной составила 11,2%.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Чеченской Республики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, к 2025 году планируется достичь ВРП в объеме 332,0 млрд рублей.
ВРП Чеченской Республики в расчете на душу населения вырос с 55,99 тыс. рублей в 2010 году до 177,86 тыс. рублей в 2021 году. В 2020 году по сравнению с предыдущим годом вырос на 17,61 тыс. рублей, или на 5,06% в действующих ценах.
Достижение прогнозных показателей социально-экономического развития Чеченской Республики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов предполагается осуществить за счет реализации мероприятий, предусмотренных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", государственных программ Чеченской Республики и региональных проектов в рамках национальных проектов Российской Федерации, привлечения внебюджетных источников финансирования, развития малого и среднего предпринимательства.
30. За период с 2018 по 2022 год общий объём инвестиций в основной капитал в Чеченской Республике составил 433,40 млрд рублей. В общем объеме инвестиций внебюджетные средства составляют 68% или 294,9 млрд рублей. В 2022 году, по предварительным официальным статистическим данным, общий объем инвестиций составил 119,5 млрд рублей, в том числе внебюджетные средства 77,4 млрд рублей.
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, из общего объема инвестиций в основной капитал на инвестиции в строительство приходится 19,7% (16,68 млрд рублей), на обрабатывающие производства приходится 8,6% (7,26 млрд рублей), на обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха - 5,2% (1,96 млрд рублей), на сельское хозяйство - 3,5% (1,77 млрд рублей), на деятельность по операциям с недвижимым имуществом - 17,2% (14,5 млрд рублей).
31. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (промышленное производство) в 2022 году составил в действующих ценах в сумме 51,54 млрд рублей. Индекс промышленного производства в 2022 году составил 118,5% (2021 год - 105,0%).
Промышленное производство на территории Чеченской Республики представлено по всем основным разделам видов деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений.
Значительное развитие в последние годы получили производство пищевых продуктов, производство напитков, прочих неметаллических минеральных продуктов, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, а также производство мебели.
Согласно прогнозным значениям социально-экономического развития Чеченской Республики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов к концу 2025 года объем производства по данному разделу ожидается на уровне 57,61 млрд рублей, что составит в сопоставимых ценах 101,47%.
Рост индексов производства ожидается в основном по причинам увеличения прогнозируемых объемов отгрузки по видам экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "Водоснабжение: водоотведение, организация сбора утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений", а также по разделу "Обрабатывающие производства".
Указанный объем промышленного производства в прогнозном периоде будет достигнут как за счет вывода на проектную мощность действующих предприятий, так и за счет реализации мероприятий государственных программ, строительства предприятий и объектов с привлечением внебюджетных источников, инвестиционных программ естественных монополий.
32. Строительная отрасль Чеченской Республики в 2022 году характеризовалась наибольшим удельным весом в структуре инвестиций Чеченской Республики - 19,7% в размере 88,0 млрд рублей.
Чеченская Республика в пятёрке лидеров рейтинга по вводу жилья и занимает 4 место среди субъектов Российской Федерации. По итогам 2022 года в республике ввели в эксплуатацию свыше 2 млн кв. м жилья (1,3 кв. метра на одного жителя), что почти в два раза больше показателя 2021 года (в тройку лидеров по России попали Ленинградская область, Московская область и Тюменская область).
К концу 2025 года показатель по данному виду деятельности предполагается на уровне 81,11 млрд рублей.
33. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по направлению "Обрабатывающие производства" в 2022 году составил 17,81 млрд рублей, рост к уровню 2021 года составил 43,8%.
Увеличение объемов продукции произошло в основном в связи с ростом показателей по следующим видам деятельности: "производство напитков", "производство резиновых и пластмассовых изделий", "производство электрического оборудования", "производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов" и "производство мебели".
К концу 2025 года объем производства предполагается на уровне 14,56 млрд рублей, что составит 100,8% и 101,3%.
34. В 2022 году объем продукции сельского хозяйства в Чеченской Республике составил 51,1 млрд рублей или 3,4% к уровню 2021 года (в сопоставимых ценах).
В республике проводится работа по формированию современного агропромышленного комплекса, способного производить продукты питания в объемах и качестве, соответствующих принятым в мире стандартам и нормам за счет реализации следующих мероприятий: передача в аренду более эффективным хозяйственникам имущественных комплексов и земель, закрепленных за ГУП МСХ ЧР, что позволит довести к 2025 году коэффициент использования пашни с 90 до 100%; организационная и финансовая помощь развитию малых форм хозяйствования на селе за счет создания институтов поддержки малого предпринимательства; создание приоритетных условий для реализации продукции местных производителей; развитие сельскохозяйственного производства в горной части республики.
Большой вклад в развитие сельского хозяйства вносят такие крупные предприятия, как: ООО "Лидер-Р", ООО "Лидер-А", ООО "Лидер-К", СПК "Агромир Наурский", ООО "Стандарт-С", ООО "Родина", ИП КФХ "Жайна", ООО "Агроинвест", ООО "ЮгАгроХолдинг", ООО "Сады Чечни" и другие.
Основным финансовым инструментом, обеспечивающим развитие сельского хозяйства республики, является Государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Чеченской Республике".
К концу 2025 года показатель по данному виду деятельности предполагается на уровне 47,54 млрд рублей.
Внешнеторговый оборот Чеченской Республики в январе - июне 2022 года составил 25,13 млн долларов США, что ниже объемов января - июня 2021 года на 13,11%, в том числе: экспортных операций осуществлено на сумму 6,86 млн долларов США, что выше объемов соответствующего периода 2021 года на 0,14%; импортных операций осуществлено на сумму 18,26 млн долларов. США, что ниже уровня аналогичного периода 2021 года на 17,22%.
Экспорт товаров к концу прогнозного периода 2025 года ожидается на уровне 15,02 млн долларов США.
V. Наличие преференциальных режимов
35. На территории республики для поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности создана необходимая инфраструктура:
особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Ведучи" (Чеченская Республика, Итум-Калинский муниципальный район, с. Ведучи, общая площадь территории составляет 1 513 га);
особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Грозный", на территории которой возможна реализация инвестпроектов в сфере развития пищевой и фармакологической промышленности, промышленности строительных материалов и других обрабатывающих производств, логистической деятельности и предоставления услуг в области информационных технологий (Чеченская Республика, г. Грозный, промышленная площадка общей площадью 256,4 га,);
индустриальный парк "Грозненский" (Чеченская Республика, г. Грозный, промышленная площадка общей площадью 13,5 га);
агропарк "ЮгАгро" (Чеченская Республика, Грозненский муниципальный район, ст. Петропавловская, индустриальная площадка общей площадью 15 га).
Отношения, связанные с созданием и функционированием индустриальных парков, регулируются законом Чеченской Республики от 12 мая 2014 года N 20-РЗ "Об индустриальных парках в Чеченской Республике".
Создание индустриальных (агропромышленных парков) направлено на обеспечение льготного доступа субъектам малого и среднего предпринимательства к земельным участкам и инфраструктуре, поддержки, на формирование современных производственных площадок (кластеров) привлекательных для инвесторов (резидентов), желающих создать и развивать конкурентоспособное производство, обеспечение занятости трудоспособного населения и содействие возникновению условий для создания и развития на базе парков конкурентоспособных промышленных производств и сопутствующих сервисных служб.
Резидентам особых экономических зон, созданных на территории Чеченской Республики, предоставляются следующие налоговые льготы:
- налог на прибыль: 0% в течение первых 5 лет; 5% с 6 по 10 налоговый период включительно; 13,5% - с 11 налогового периода и далее.
- налог на имущество: 0% первые 10 лет с момента постановки имущества на баланс, далее 2,2% от стоимости имущества.
- земельный налог: 0% первые 5 лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок, далее 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
VI. Приоритетные отрасли экономики, в которых планируются к реализации инвестиционные проекты
36. Постановлением Правительства Чеченской Республики от 9 сентября 2019 года N 160 утвержден перечень приоритетных для Чеченской Республики отраслей экономики, а также Порядок формирования Перечня приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики, включения и исключения проектов из него (далее - Постановление).
Постановлением устанавливается совокупность приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики, одобренных для предоставления мер государственной поддержки, в формах, предусмотренных действующим законодательством Чеченской Республики в сфере инвестиционной деятельности.
Приоритетные отрасли Чеченской Республики:
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях;
производство пищевых продуктов;
производство безалкогольных напитков;
производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках;
производство одежды;
производство кожи и изделий из кожи;
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения;
производство химических веществ и химических продуктов;
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях;
производство резиновых и пластмассовых изделий;
производство прочей неметаллической минеральной продукции;
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;
производство компьютеров, электронных и оптических изделий;
производство электрического оборудования;
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки;
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов;
производство мебели;
сбор, обработка и утилизация отходов;
обработка вторичного сырья;
строительство зданий;
строительство электростанций;
деятельность по предоставлению мест для временного проживания;
деятельность в сфере телекоммуникаций;
разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги;
организация перевозок грузов;
деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
деятельность санаторно-курортных организаций.
37. Перечень приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики по отраслям приведен в таблице 1.
Таблица 1
Наименование |
Приоритетные инвестиционные проекты Чеченской Республики по состоянию на 1 апреля 2023 года, в том числе по отраслям |
|||
Всего |
Промышленность, энергетика, строительство |
Агропромышленный комплекс |
Индустрия отдыха, туризма и связи |
|
Инвестиционные проекты |
45 |
16 |
22 |
7 |
Объем инвестиций (млн руб.) |
206 169,509 |
156 143,442 |
25 416,899 |
24 609,168 |
Рабочие места (ед.) |
15 044 |
9 261 |
3 082 |
2 701 |
38. Действующее законодательство республики предусматривает ряд льгот и преференций в отношении проектов, включенных в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики:
- снижение ставки налога на прибыль с 17% до 13,5% (в части, зачисляемой в республиканский бюджет) для юридических и физических лиц, осуществляющих инвестиционную деятельность в приоритетных отраслях экономики на территории Чеченской Республики (Закон ЧР от 10 июня 2006 года N 16-РЗ "Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Чеченской Республике"), Налоговая льгота применяется с момента выхода инвестиционного проекта на проектную мощность до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше 5 лет;
- снижение ставки налога на имущество для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, включенные в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики, утверждаемый Правительством Чеченской Республики, установлены следующие ставки налога на имущество: при стоимости создаваемого имущества до 500,0 млн руб. - 1%; от 500,0 до 1,0 млрд руб. - 0,5%; свыше 1,0 млрд руб. - 0,2%) (Закон Чеченской Республики от 13 октября 2006 года N 33-РЗ "О налоге на имущество организаций"). Налоговая льгота действует в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше 5 лет;
- предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабного инвестиционного проекта (Закон Чеченской Республики от 24 ноября 2017 года N 43-РЗ "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов");
100% субсидирование процентных ставок по кредитам (постановление Правительства ЧР от 9 сентября 2021 года N 200 "Об утверждении Порядка субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными и осуществляющими свою деятельность на территории Чеченской Республики, на реализацию приоритетных инвестиционных проектов").
VII. Инвестиционные обязательства Чеченской Республики
39. К инвестиционным обязательствам Чеченской Республики относятся:
неухудшение условий реализации инвестиционных проектов в течение всего срока их реализации;
оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Чеченской, Республики, в досудебном порядке, на заседаниях Совета по инвестициям при Главе Чеченской Республики;
минимизация сроков и количества процедур при получении государственных, муниципальных услуг;
соблюдение алгоритмов действий инвестора и сроков по присоединению к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил Чеченской Республики;
соблюдение и минимизация сроков согласования и предоставления разрешительной документации, необходимой для ведения инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
минимизация сроков рассмотрения спорных вопросов, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Чеченской Республики, в досудебном порядке;
общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Чеченской Республики, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, для инвесторов;
неукоснительное соблюдение условий предоставления мер государственной поддержки инвесторам в Чеченской Республике;
защита капитальных вложений;
обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Чеченской Республики;
повышение уровня доходов населения Чеченской Республики.
VIII. Инвестиционная команда Чеченской Республики
40. Инвестиционная команда Чеченской Республики - формируется в целях создания благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности в Чеченской Республике, защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности, согласования и координации действий инвесторов (хозяйствующих субъектов) и исполнительных органов Чеченской Республики.
41. Инвестиционная команда Чеченской Республики в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Чеченской Республики, законами Чеченской Республики, указами и распоряжениями Главы Чеченской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Чеченской Республики, а также настоящим Положением.
42. Участники инвестиционной команды Чеченской Республики осуществляют взаимодействие с инвесторами в рамках имеющихся у них полномочий.
43. В состав Инвестиционной команды Чеченской Республики входят представители органов исполнительной власти, ведомств, организаций и институтов развития бизнеса:
- Глава Чеченской Республики;
- Председатель Правительства Чеченской Республики;
- заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики, осуществляющий координацию деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики в сфере экономической и инвестиционной политики;
- министр экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики;
- министр финансов Чеченской Республики;
- министр промышленности и энергетики Чеченской Республики;
- министр имущественных и земельных отношений Чеченской Республики;
- министр здравоохранения Чеченской Республики;
- министр образования и науки Чеченской Республики;
- министр культуры Чеченской Республики;
- министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики;
- министр транспорта и связи Чеченской Республики;
- министр автомобильных дорог Чеченской Республики;
- министр Чеченской Республики по туризму;
- министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики;
- министр Чеченской Республики по физической культуре, спорту и молодежной политике;
- президент Союза "Торгово-промышленная палата Чеченской Республики" (по согласованию);
- Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чеченской Республике;
- генеральный директор АО "Корпорация развития Чеченской Республики" (по согласованию);
- уполномоченный по защите прав предпринимателей Чеченской Республики (по согласованию);
- представители общественных организаций ("ОПОРА РОССИИ" "Деловая Россия", Регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей в Чеченской Республике) (по согласованию);
- главы муниципальных образований Чеченской Республики (по согласованию);
- представители финансово-кредитных организаций, обеспечивающих доступность финансовых услуг для субъектов инвестиционной деятельности на территории Чеченской Республике (по согласованию);
- представители органов местного самоуправления (по согласованию);
- управляющий директор АО "Чеченэнерго" (по согласованию);
- генеральный директор ООО "Газпром Трансгаз Грозный" (по согласованию).
44. Распределение ответственности между членами инвестиционной команды Чеченской Республики в части взаимодействия с инвесторами:
1) координацию деятельности хозяйствующих субъектов в рамках реализации экономической и инвестиционной политики Чеченской Республики осуществляет Глава Чеченской Республики и Правительство Чеченской Республики;
2) ответственность за формирование и реализацию экономической, финансово-бюджетной и инвестиционной политики Чеченской Республики, внедрение и ведение в Чеченской Республике Регионального инвестиционного стандарта, включая Свод инвестиционных правил Чеченской Республики, в рамках своих полномочий, несет заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики - министр финансов Чеченской Республики, осуществляющий управление экономическими процессами на территории Чеченской Республики;
3) за работу с обращениями в Совет по инвестициям при Главе Чеченской Республики, стимулирование деловой активности субъектов предпринимательской деятельности и привлечение частных инвестиций в экономику отвечает Министерство экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики;
4) ответственность за привлечение инвесторов и сопровождение инвестиционных проектов на территории Чеченской Республики по принципу "одного окна", ведение инвестиционного порталу Чеченской Республики (https://invest-chechnya.ru/), за своевременное формирование и верификацию сведений, планируемых к размещению на Инвестиционной карте Чеченской Республики несет АО "Корпорация развития Чеченской Республики". АО "Корпорация развития Чеченской Республики" является точкой входа инвесторов в Чеченскую Республику, предоставляет комплекс удобных и бесплатных для инвестора сервисов: от подачи заявок на размещение и оформления необходимых документов до подбора площадки для реализации инвестиционного проекта;
5) Члены Правительства Чеченской Республики, включенные в состав Инвестиционной команды, обеспечивают:
- определение основных направлений инвестиционного развития региона;
- организацию внедрения Регионального инвестиционного стандарта в курируемых министерствах и ведомствах Чеченской Республики;
- контроль за исполнением нормативных и распорядительных документов Чеченской Республики, поручений Главы Чеченской Республики по внедрению Регионального инвестиционного стандарта;
- взаимодействие курируемых министерств и ведомств Чеченской Республики с бизнес-сообществом, представителями общественных организаций по вопросам внедрения Регионального инвестиционного стандарта.
6) представление интересов предпринимателей, в том числе действующих и потенциальных инвесторов при реализации инвестиционных проектов на территории Чеченской Республики, мониторинг мнения бизнес-сообщества, связанного с внедрением Регионального инвестиционного стандарта в Чеченской Республике, проведение разъяснительной работы в среде бизнес-сообщества по вопросам внедрения Регионального инвестиционного стандарта, представителей бизнес-сообщества, общественных организаций, включенных в состав Инвестиционной команды;
- взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами Чеченской Республики министерства экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики по вопросам внедрения Регионального инвестиционного стандарта в Чеченской Республике.
7) представители финансово-кредитных организаций, включенные в состав Инвестиционной команды, организуют взаимодействие с Правительством Чеченской Республики по вопросам внедрения Регионального инвестиционного стандарта, поддержки инвесторов при реализации инвестиционных проектов на территории Чеченской Республики.
В части исполнения алгоритмов действий инвестора персональная ответственность должностных лиц определена распоряжением Главы Чеченской Республики от 6 марта 2023 года N 45-рг "О мерах по внедрению и ведению Свода инвестиционных правил Чеченской Республики".
Взаимодействие членов инвестиционной команды Чеченской Республики ведется в рамках компетенций, возложенных на представляемые ими министерства, ведомства и организации действующим законодательством.
Вопросы, связанные с достижением целей инвестиционной декларации, в том числе связанные с организацией работы инвестиционной команды Чеченской Республики, рассматриваются на заседаниях Совета по инвестициям при Главе Чеченской Республики.
IX. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области инвестиционной деятельности
Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации и Чеченской Республики, регулирующих отношения в сфере инвестиционной деятельности в республике, является открытым и доступным для всех субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности и на постоянной основе размещается на Инвестиционном портале Чеченской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://invest-chechnya.ru/investor/investment-strategy.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Главными целями инвестиционного развития Чеченской Республики являются:
увеличение реального роста инвестиций в основной капитал на 70% до 2030 года по сравнению с 2020 годом в качестве вклада в достижение национальной цели развития "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство";
улучшение инвестиционного климата путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности на территории Чеченской Республики.
Инвестиционная декларация утверждается сроком на 5 лет.
Система поддержки инвестиционных проектов ("Региональный инвестиционный стандарт") содержит инвестиционные обязательства Чеченской Республики, которые позволят обеспечить дальнейшее увеличение притока инвестиций.
Декларацией также предусматриваются ключевые характеристики Чеченской Республики, показатели развития отраслей экономики Чеченской Республики, преференциальные режимы и приоритетные отрасли экономики, в которых планируются к реализации инвестиционные проекты.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Указ Главы Чеченской Республики от 25 мая 2023 г. N 83 "Об утверждении Инвестиционной декларации Чеченской Республики на период до 2028 года"
Вступает в силу с 25 мая 2023 г.
Опубликование:
официальное сетевое издание "Вести Чеченской Республики" (https://www.vesti095.ru) 25 мая 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 1 июня 2023 г. N 2000202306010004