Решение Алтайского краевого суда от 28 марта 2023 г. N 3а-373/2023
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.В.А. к Троицкому районному Совету депутатов Алтайского края о признании не действующим в части решения от 26 ноября 2009 года N 58 "Об утверждении размеров коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за использование находящихся на территории Троицкого района Алтайского края земельных участков", установил:
административный истец ИП глава крестьянского (фермерского) хозяйства Г.В.А. обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Троицкому районному Совету депутатов Алтайского края, в котором просил признать недействующим с момента принятия п/п 13 Приложения N 1 решения от 26 ноября 2009 года N 58 "Об утверждении размеров коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за использование находящихся на территории Троицкого района Алтайского края земельных участков" в части установления коэффициента К, устанавливаемого от вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования" в размере 0,95.
В обоснование административных исковых требований указано, что административный истец на основании договоров аренды является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** и оплачивает арендную плату, расчет которой производится на основании вышеуказанного решения. Оспариваемым нормативным правовым актом установлен коэффициент К, применяемый при определении размера годовой арендной платы за использование земельных участков, отнесенных к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственные использование. Данный коэффициент, по мнению административного истца, не соответствуют принципу экономической обоснованности, установленному Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, так как отсутствует какое-либо экономическое обоснование установления коэффициентов в оспариваемом размере. Кроме того, размер оспариваемого коэффициента значительно выше аналогичного коэффициента, утвержденного п/п 16 постановления Администрации Алтайского края от 12 апреля 2007 года N 147 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края". Указанные обстоятельства нарушают права административного истца.
В судебном заседании административный истец Г.В.А., его представитель Л.Я.В. настаивали на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Представитель административного истца пояснила, что оспариваемый коэффициент установлен без экономического обоснования. Арендатор земельных участков за год оплачивает аренду в размере выкупной стоимости земельного участка, что нарушает его права. Полагала, что представленное административным ответчиком экономическое обоснование таковым не является.
Представитель административного ответчика Троицкого районного Совета депутатов Алтайского края - К.Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 35-40). Отметила, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушена, оно опубликовано в установленном уставом порядке. При утверждении коэффициента в 2009 и 2016 годах ответственным лицом были подготовлены пояснительные записки, в которых содержалось экономическое обоснование, кроме того, в 2017 и 2021 годах экономическое обоснование оспариваемого коэффициента подготовлено специализированной организацией.
Представители заинтересованных лиц Администрации Троицкого района Алтайского края, управления по экономическому развитию и имущественным отношениям администрации Троицкого района Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах на основании части 8 статьи 96, статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения административного истца, представителей административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим в силу следующего.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1, частью 2 статьи 72, статьей 76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пунктов 1, 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
На территории Алтайского края порядок определения арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Постановлением Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 603 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения" (далее по тексту - Положение).
Согласно пункту 2.2 указанного Положения (в редакции на дату принятия оспариваемого акта представительного органа местного самоуправления и внесения изменений в него) размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле:
,
где:
- сумма арендной платы за полный год, руб.;
- общая площадь земельного участка, кв. м;
- удельный показатель кадастровой стоимости, руб./кв. м;
- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка;
- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.
Коэффициенты и утверждаются решением представительного органа муниципального района, городского округа.
Не урегулированные настоящим Положением отношения, связанные с определением размера арендной платы за использование земельных участков и установлением порядка, условий и сроков ее внесения, регулируются законодательством Российской Федерации (пункт 1.3 Положения).
При рассмотрении дела судом установлено, что решением Совета депутатов от 26 ноября 2009 года N 58 "Об утверждении размеров коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за использование находящихся на территории Троицкого района Алтайского края земельных участков" в редакции решения от 26 февраля 2016 года N 6 определен коэффициент К, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков для участков с видом разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования" в размере 0,95.
Также в судебном заседании установлено, что ИП Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Г.В.А. является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, на основании договоров аренды от ДД.ММ.ГГ N***, от ДД.ММ.ГГ N***, годовая арендная плата по которым исчисляется как произведение кадастровой стоимости земельного участка, коэффициента К и коэффициента К1.
Поскольку оспариваемое решение от 26 ноября 2009 года N 58 является нормативным правовым актом, так как отвечает признакам нормативности, а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи определением размера арендной платы за использование находящихся на территории Троицкого района Алтайского края земельных участков, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом, поскольку Г.В.А. является субъектом регулируемых отношений, нормативный правовой акт к нему применен при расчете арендной платы, поэтому он в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оспариваемое решение в первоначальной редакции, а также в редакции решения от 26 февраля 2016 года, приняты представительным органом местного самоуправления Троицкого района Алтайского края в пределах полномочий, предоставленных вышеуказанным постановлением Администрации Алтайского края, а также пунктом 6 статьи 26 Устава муниципального образования Троицкий район Алтайского края, принятого решением Троицкого районного Совета депутатов от 8 августа 2014 года N 30.
Требования Устава муниципального образования, Регламента депутатов Троицкого районного Совета Алтайского края, утвержденного решением Троицкого районного Совета депутатов от 21 января 2004 года N 27, к форме, порядку принятия и обнародования нормативного правового акта соблюдены. Решение от 26 ноября 2009 года принято по результатам открытого голосования путем опроса (из 28 избранных, установленной численности депутатов - 30 согласно Уставу 2008 года), из которых 20 депутатов проголосовали "за" утверждение результатов опроса, 1 депутат "воздержался" проголосовали (л.д. 109-110).
Решение от 26 февраля 2016 года N 6 принято 17 депутатами присутствовавшими на сессии из установленной численности 19 депутатов (л.д. 121).
Полный текст решения от 26 февраля 2009 года N 58 размещен в газете "На земле троицкой" 1 декабря 2009 года N 146 (10053), решение от 26 февраля 2016 года N 6 размещено на официальном сайте администрации Троицкого района.
В судебном заседании представитель административного истца пояснила, что порядок принятия оспариваемого решения ответчиком соблюден.
На дату разрешения административного дела в части оспариваемого коэффициента К решение от 26 февраля 2009 года N 58 действует в редакции решения от 26 февраля 2016 года N 6.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое применяется в части основных принципов и к отношениям по определению арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется, в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 года N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта об установлении ставок арендной платы, значений их коэффициентов должны проводиться, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, также анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным органом должно быть доказано путем представления расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
В судебном заседании 14 марта 2023 года представитель административного ответчика пояснила, что размер оспариваемого коэффициента К - 0,95 установлен в связи с уменьшением доходности бюджета, аналогичные основания заложены в пояснительной записке к проекту решения от 26 февраля 2016 года (л.д. 104).
Представленные административным ответчиком в материалы дела исследования по экономическому обоснованию размеров коэффициентов не могут быть приняты во внимание, поскольку проведены в 2017 году и 2021 году, т.е. после принятия оспариваемого коэффициента.
Таким образом, установленный оспариваемым нормативным правовым актом коэффициент К в размере 0,95 используемый при расчете арендной платы за земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования не соответствует принципу экономической обоснованности, что свидетельствует о противоречии муниципального правового акта в оспариваемой части имеющему большую юридическую силу Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
На основании изложенного административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что нормативный правовой акт в оспариваемой редакции до вынесения решения суда применялся, на его основе реализовывались права заинтересованных лиц, суд признает нормативный правовой акт не действующим в соответствующей части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в печатном издании органа местного самоуправления, каковым согласно статье 59 Устава муниципального образования Троицкий район Алтайского края, принятого решением Троицкого районного Совета депутатов Алтайского края от 23 декабря 2020 года N 66, является газета "Не земле троицкой".
На основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Троицкого районного Совета депутатов, обладающего согласно части 8 статьи 22 Устава муниципального образования Быстроистокский район Алтайского края, принятого решением Троицкий район Алтайского края, принятого решением Троицкого районного Совета депутатов Алтайского края от 23 декабря 2020 года N 66, правами юридического лица, в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования Г.В.А. удовлетворить.
Признать п/п 13 Приложения 1 решения Троицкого районного Совета депутатов Алтайского края от 26 ноября 2009 года N 58 "Об утверждении размеров коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за использование находящихся на территории Троицкого района Алтайского края земельных участков" в части установления коэффициента К в размере 0,95, применяемого для расчета арендной платы в отношении земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов с видом разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования", недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "На земле троицкой" Троицкого района Алтайского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение изготовлено 3 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 28 марта 2023 г. N 3а-373/2023
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании